Методические рекомендации
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему
Стертая дизартрия представляет собой расстройство речи, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности. Основным симптомом речевого дефекта при стертой дизартрии являются фонетические нарушения, которые часто сопровождаются недоразвитием лексико-грамматического строя речи. Нарушения фонетической стороны речи с трудом поддаются коррекции, отрицательно влияют на формирование фонематического, лексического и грамматического компонентов речевой функциональной системы, вызывая вторичные отклонения в их развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 22»
Формирование фонематических процессов у детей со стертой дизартрией
в дошкольном возрасте
(методические рекомендации)
Введение
В настоящее время проблемы диагностики и коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальны. В последние десятилетия произошли глубокие социально-экономические, экологические и другие изменения в нашей действительности, приведшие к резкому увеличению разного рода патологий у детей и взрослых, в том числе и речевых.
В отношении состояния звукопроизношения тревожным фактом является то, что даже в младших группа детских садов теперь не отмечается только «возрастное косноязычие», поскольку почти у каждого третьего ребенка имеют место и патологические факторы нарушения звукопроизношения.
Обследование детей в массовых садах показало, что в старших и подготовительных группах от 40 до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространенных нарушений: дислалия, ринофония, фонетико-фонематическое недоразвитие, стертая дизартрия.
В группах для детей с общим недоразвитием речи до 50% детей, а группах с фонетико-фонематическим недоразвитием – до 35% детей имеют стертую дизартрию. Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.
При ранней диагностике и своевременно начатом коррекционном воздействии в целом и в речи, в частности на первом – втором году жизни, часть детей, несмотря на сложность дефекта, к трем – четырем годам приближается по уровню общего и речевого развития к возрастным стандартам.
Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.
На основании выше изложенного определены цель и задачи методических рекомендаций.
Цель: Разработка системы коррекционной работы по формированию фонематических процессов у детей со стертой дизартрией в дошкольном возрасте.
Задачи:
- Изучить теоретические основы формирования фонематических процессов у детей со стертой дизартрией в дошкольном возрасте.
- Рассмотреть особенности фонематических нарушений у детей со стертой дизартрией в дошкольном возрасте.
- Разработать систему коррекционной работы по формированию фонематических процессов у детей со стертой дизартрией в дошкольном возрасте.
Как показали исследования Л В. Лопатиной, Н.В Серебряковой, у дошкольников со стертой дизартрией существование нечетких артикуляторных образов приводит к стиранию граней между слуховыми дифференциальными признаками звуков. Таким образом, создается помеха для их различения. Речедвигательный анализатор в данном случае играет тормозящую роль в процессе восприятия устной речи, создавая вторичные осложнения в слуховой дифференциации звуков. В свою очередь отсутствие четкого слухового восприятия и контроля способствует стойкому сохранению звукопроизносительных дефектов в речи.
Таким образом, восприятие звуков речи и их воспроизведение - это два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса (Н.Х. Швачкин, Н.И. Жинкин, Д.Б. Эльконин). Чтобы овладеть правильным произношением, ребенок должен, прежде всего, четко и правильно воспринимать звуки речи на слух, иметь достаточно подготовленный для их произнесения артикуляторный аппарат, в результате работы которого образуются единицы данной языковой системы. Реализация этого процесса у детей со стертой дизартрией имеет свои особенности.
Стертая дизартрия представляет собой расстройство речи, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности. Основным симптомом речевого дефекта при стертой дизартрии являются фонетические нарушения, которые часто сопровождаются недоразвитием лексико-грамматического строя речи. Нарушения фонетической стороны речи с трудом поддаются коррекции, отрицательно влияют на формирование фонематического, лексического и грамматического компонентов речевой функциональной системы, вызывая вторичные отклонения в их развитии.
Наиболее характерным для детей со стертой дизартрией являются нарушения произношения, проявляющиеся одновременно в искажении и отсутствии различных групп звуков. На втором месте по распространенности стоят звукопроизносительные нарушения, характеризующиеся различным видом искажений нескольких групп звуков. Далее следуют нарушения произношения, характеризующиеся одинаковым видом искажений различных групп звуков. В общей сложности искажения звуков (одинакового, разного вида, в сочетании с отсутствием и заменами) отмечаются у всех детей.
У детей со стертой дизартрией из-за наличия патологической симптоматики в артикуляционном аппарате (гипертонус, гипотонус, девиация, гиперкинезы, гиперсаливация и др.) нарушается моторика органов артикуляции, ухудшается качество артикуляторных движений. Эта моторная недостаточность оказывает отрицательное влияние на формирование фонематического слуха. Нарушения этого первого звена препятствуют полноценному усвоению в процессе обучения умственных операций, составляющих фонематическое восприятие. В связи с этим не формируются фонематические представления, умения и навыки осуществлять фонематический анализ в умственном плане. Таким образом, нарушение взаимодействия между слуховым и речедвигательным аппаратом ведет к недостаточному овладению звуковым составом слова, а это, в свою очередь, отражается на процессах овладения письмом и чтением.
Нарушение четкости артикулирования во время речи, невнятная в целом речь детей со стертой дизартрией не позволяет формироваться четкому слуховому восприятию. Часто дети не контролируют свое звукопроизношение. Нарушение кинестетического контроля и слуховой дифференциации является причиной стойких нарушений фонетической и просодической стороны речи.
У большинства детей при исследовании ритмических способностей при восприятии и при воспроизведении ритмических рядов отмечаются ошибки как при определении количества ударов, так и при передаче ритмического рисунка проб. Из-за неустойчивого слухового внимания некоторые пробы выполняются со второй или даже третей попытки. При этом ярко выступает моторная неловкость. Некоторым детям задание недоступно. Дети отказываются от выполнения задания.
При исследовании различения одинаковых звукокомплексов и слов близких по звуковому составу дети со стертой дизартрией представляют неоднородную группу. Нарушения отмечаются у всех, но проявляются в разной степени выраженности. Задания, выполненные с ошибками, многими детьми самостоятельно не исправляются. Часто ошибки детьми не замечаются. Все дети испытывают выраженные трудности при дифференциации слогов и фонем. Только после нескольких попыток детям удается дифференцировать гласный из ряда других гласных звуков. При дифференциации слогов с оппозиционными согласными: звонкие – глухие, мягкие – твердые – все дети оказываются несостоятельными.
Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия, так, как без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное произношение (Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина).
Всю систему логопедической работы Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина предлагают разделить на шесть этапов:
I этап – узнавание неречевых звуков;
II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;
III этап – различение слов, близких по звуковому составу;
IV этап – дифференциация слогов;
V этап – дифференциация фонем;
VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.
Дети дошкольного возраста с дизартрией нуждаются в целенаправленных логопедических занятиях по формированию фонетического и лексико–грамматического строя речи. Такие занятия должны отличаться строгой систематичностью и проводиться не реже 3 раз в неделю. Постановка звуков осуществляется на индивидуальных занятиях, а дальнейшую работу над ними можно проводить на групповых занятиях. Для этой цели объединяют детей, у которых в данное время исправляют один и тот же звук. Обычно, таким образом, составляются группы из 3-4 человек. Состав групп подвижен, и меняется с каждым звуком.
Таким образом, основным симптомом речевого дефекта при стертой дизартрии являются фонетические нарушения, которые часто сопровождаются недоразвитием лексико–грамматического строя речи. Нарушения фонетической стороны речи, отрицательно влияют на формирование фонематического, лексического и грамматического компонентов речи. Эти расстройства затрудняют процесс школьного обучения детей. Своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к усвоению школьных знаний.
Коррекционно-развивающие игры и упражнения
I этап.
Игры в логопедической работе с детьми.
под редакцией В.И.Селиверстова. Издание 3-е.
Москва «Просвещение» 1981. (с.15-21).
Неречевые звуки.
Подготовительные игры.
Развитие слухового внимания.
Скажи, что ты слышишь?
С закрытыми глазами послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т.д.)
Дети должны ответить полным предложением.
Кто что услышит?
Педагог за ширмой стучи молотком, звонит в звонок и т.д., а дети должны отгадать, каким предметом произведен звук.
Найди игрушку.
Водящий ребенок по силе звука хлопков должен найти игрушку. Если водящий оказывается в том месте, где она спрятана, дети громко хлопают в ладоши, если отдаляется, хлопки стихают.
Жмурки с голосом.
Водящий должен найти товарища по голосу (дети бегают, лают, кричат петухом, кукушкой, зовут водящего по имени) и угадать, кого он поймал.
Кто это?
Взрослый спрашивает, кто из животных производит такое действие, а затем просит воспроизвести соответствующее звукоподражание.
После этого взрослый предлагает детям по звукоподражанию определить животного и сказать, что он делает, когда так кричит. (с. 34)
II этап
Игры в логопедической работе с детьми. В.И.Селиверстова.
издание 3-е. Москва «Просвещение» 1981 (с. 22-24; 50-54).
Высота, сила, тембр голоса –
одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
Лягушка.
Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит слова водящего, а затем указывает на кого-либо из детей. Тот говорит: «ква-ква-ква». Водящий должен определить, чей это голос.
Улавливай шепот.
Развивать остроту слуха.
Вариант 1.
Взрослый внятным шепотом отдает команды («Руки вверх», «в стороны», «кругом») и другие. Постепенно уходя все дальше, ведущий делает свой шепот менее уловимым.
Вариант 2.
Ведущий, голосом обычной громкости, просит выполнить
какое–нибудь движение, а затем, едва уловимым шепотом произносит имя (фамилию) того, кто должен выполнить.
Эхо.
На развитие силы голоса и речевого дыхания.
Дети делятся на группы. Одна группа детей то тихо, то громко произносит: а (ау, уа, на, но и т.д.), другая - тихо отзывается: а.
Узнай по интонации.
Воспитание выразительности речи и мимики.
Каждый ребенок по очереди изображает или больного, или сердитого, или удивленного, или веселого человека, произнося определенные короткие слова. Дети должны отгадать, кого изображает ведущий.
Игра по сказке «Три медведя».
Инсценирование сказки. Аналогично проводятся игры – драматизации и других сказок («Колобок», «Теремок»).
А.И.Максакова, Г.А.Тумакова «Учите играя»
Москва «Просвещение» 1983 г.
Где кукует кукушка.
Взрослый предлагает детям послушать и отгадать, где кукует кукушка: близко или далеко (произносит данное звукосочетание с разной громкостью), Дети соответственно отвечают: «Кукушка близко от ребят» или «Кукушка далеко от ребят». (с.19)
III этап.
А.И.Максакова, Г.А.Тумакова «Учите играя».
Москва «Просвещение» 1983 г.
Различение слов, близких по звуковому составу.
Угадай кто (что) это.
Взрослый следит, чтобы дети точно различали на слух указанные звукосочетания (коза кричит - меее, овечка – беее; машина гудит биии; мышка пищит пиии), правильно их произносили и соотносили с соответствующей игрушкой. (с. 12).
Покажи правильно.
Упражнять детей в различении слов, похожих по звукосочетанию (Анна, ванна, козлик, ослик, кукла Мила, мыло, шишка, мишка, звонок, замок). (с.21).
Подбери похожие слова.
Взрослый произносит слова, близкие по звучанию: кошка – ложка, ушки – пушки. Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. (с.35).
VI этап.
Игры в логопедической работе с детьми.
В.И.Селиверстова. Издание 3-е.
Москва «Просвещение» 1981. (с.27 – 32).
Формирование навыков элементарного звукового анализа.
Где звук?
Нахождение места звука в слове.
Сначала дети определяют место звука только в начале, затем в конце слова. Когда это хорошо усвоится – в середине слова. Гласный должен быть ударным.
Поймай рыбку.
Дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы. Называют их. Определяют наличие или отсутствие необходимого звука, его место в слове.
Кто внимательнее.
Педагог называет какой-нибудь звук и просит детей придумать слова, в которых встречается этот звук.
Будь внимателен.
Педагог называет игрушки. Дети должны поднять руку, если в названии услышат определенный звук, например, «с».
Отстукивание слогов.
Каждому ребенку дается слово, которое он должен отстучать (по количеству слогов).
Развитие навыков элементарного звукового анализа.
А.И.Максаков, Г.А.Тумакова «Учите играя»
Игры и упражнения со звучащим словом. «Просвещение» 1983 г.
Выдели слово.
Взрослый произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з. (с.27).
Наши имена.
Взрослый предлагает детям назвать куклу так, чтобы в ее имени был слышен звук ш («песенка гуся»). Затем просит сказать, какие еще есть имена, где бы слышался этот звук, сказать свое имя и определить, есть ли в нем заданный звук. (с.29).
Сколько слов.
Учить детей подбирать слова с заданным звуком (ш), затем из фразы выбирать слово с заданным звуком, из предложения; устанавливать количество слов и их последовательность.
Отгадай, что это?
Ребенок описывает изображение. Дети отгадывают, что это за игрушка, четко ее называют, определяют, есть ли в данном слове определенный звук, выделяют его голосом. (с.47).
Назови первый звук в слове.
Научим Буратино указывать в словах первый звук. (с.54).
Назови последний звук в слове.
Взрослый показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. Затем разложить на две группы: 1 группа – твердый согласный, 2 – мягкий согласный. (с. 55).
Подскажи Петрушке звук.
Петрушка сообщает детям, что сейчас он будет говорить слова, но в некоторых словах будет специально недоговаривать один последний звук. Его должны подсказать дети. (сю78).
Какой звук потерялся?.
Взрослый не спеша читает стихотворный текст. В некоторых словах он специально не проговаривает первый звук. Дети отмечают слова в которых был потерян звук. (с.79).
Назови слово.
Закреплять знания детей, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. Показать с помощью звуковой линейки, что в разных словах, разное количество звуков (слова длинные и короткие). (с. 81).
Что получится.
Взрослый учит детей короткие слова превращать в длинные. (с.84).
Как Мишутка учился говорить.
Игровое упражнение проводится в форме рассказа, прерываемого вопросами – заданиями. Учить детей делить слова на части. (с.102).
Почтальон принес письмо.
Дети внимательно рассматривают изображенные на картинках предметы и должны отобрать те, названия которых состоят из двух частей, затем – из трех. (с.105).
Кто это?
Дети называют картинку из двух частей. Определяют, какая часть за какой следует в слове. Можно ли про то же сказать словом из трех частей? (с.110).
Отгадай слово.
Ведущий – ребенок предлагает начало слова (первую часть), а все остальные конец слова. (с.113).
Говори – не задерживай.
Дети стоят, образуя круг. Первый ребенок называет слово по частям, следующий должен сказать слово, начинающееся с последнего слога только что произнесенного слова. (с.114).
Мишка узнает, что такое ударение.
Взрослый учит детей выделять голосом ударение. Смотрит, как работают с полоской бумаги («слово»), Закрепляет с детьми термин ударение. (с.117).
Найди в слове ударение.
Взрослый предлагает в произнесенных словах определить, сколько частей в слове, произнести каждую часть, определить в какой части слышится ударение – в первой или во второй. (с.117).
Как зовут друзей?
Дети должны придумать клички для животных, назвать части слова, отобрать те клички, в которых ударение в первой части слова, затем - во второй части. (с.119).
Список литературы
- Агранович З.Е., Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей, - Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2002.
- Архипова Е.Ф., Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов /Е.Ф.Архипова. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007, - 319 [1]с.: ил. – (Высшая школа).
- Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.- М.: Просвещение 1991
- Бородич А.М., Методика развития речи, - М.: «Просвещение», 1981.-255 с.
- Варенцова Н.С., Колесникова Е.В., Развитие фонетического слуха у дошкольников, - М.: 1997.
- Винарская Е.Н. Современное состояние проблемы дизартрии //Хрестоматия по логопедии /Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – Том 1. – С. 268-284.
- Выготский Л.С., Мышление и речь., - М.: Лабиринт, 1996.-416 с.
- Волкова Л.С., Логопедия: учебник для студ.дифектол. фак. педю высш. учеб. заведений. /под ред. Л.С.Волковой. – 5е изд., перераб. и доп. – М.: гуманитар. изд. ЦЕНТР ВЛАДОС, 2006 -703 с.
- Гуляева Е.В., Игры и развлечения, - С-Петербург, 1998.
- Ефименкова Л.Н., Формирование речи у дошкольников, - М.: 1985.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.- Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. – 320 с.
- Зуева Л.Н., Логопедия для дошкольников. Занимательные упражнения по развитию речи. – М.: «Астрель-АСТ», 2001.
- Иншакова О.Б., Альбом для логопеда, - М.: «Владос», 2000.
- Карелина И.Б. Дифференцированная диагностика стертых форм дизартрий и сложные дислалии //Дефектология. – 1996. - № 5. – С. 10-14.
- Карелина И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств //Дефектология. – 2000. - № 1. – С. 24-26.
- Каше Г.А., Исправление недостатков речи у дошкольников, - М.: 1985.
- Каше Г.А., Филичева Т.Б., Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи, - М.: 1978.
- Колесникова Е.В., Развитие фонематического слуха у дошкольников, - М.: 2002.
- Крупенчук О.И., Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПБ.: Издат. Дом «Литера», 2003.- 208 с.
- Лопатина Л.В., Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие. – Санкт-Петербург.: Издательство «Союз», 2005. – 192 с.
- Лопатина Л.В., Серебрякова Н.Н. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, Изд-во «Союз», 2001. – 191 с.
- Лопухина И.С., 550 упражнений для развития речи, - С-Петербург, 2000.
- Лурия А.Р. Язык и сознание /Под ред. Е.Д.Хомской. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс»., 1988. – 416с.
- Максаков А.И., Тумакова Т.А. Учите, играя. – М.: «Просвещение», 1983. – 127 с.
- Максаков А.И., Правильно ли говорит ваш ребенок., - М.: 1982.
- Селиверстов В.И., Игры в логопедической работе с детьми. Издание 3.-М.: «Просвещение», 1981. – С.22-24; 50-54.
- Синицина Е., Умные сказки, -М.: «Лист», 1997.
- Самсонов С.И., Читаем, учимся, играем, -М.: «Либерея», 1995.
- Тумакова Г.А.б Ознакомление дошкольников со звучащим словом, -М.: 1995.
- Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В., Основы логопедии. –М.: «Просвещение», 1998. – 223 с.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Анализ и синтез звучащего слова, -М.: 1998.
- Фомичева М.Ф., Воспитание у детей правильного произношения, _М.: «Просвещение» 1989.
- Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В2тт //Под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1997.
- Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
- Чевелева Н.А., Развитие фонематического восприятия, -М.: 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).
Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст относится к критическим периодам онтогенеза ...
Методическая разработка.Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.
Данные методические рекомендации помогут воспитателям и музыкальным руководителям в развитии музыкальных способностей детей....
Методическая разработка по теме: "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО-деятельности"
Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень ва...
Методическая разработка. Методические рекомендации для родителей "Сенсорное воспитание в дошкольном возрасте"
Насколько важно сенсорное воспитание в дошкольном возрасте? Самым первым источником познания окружающего мира, для малыша, являются ощущения, т.е. он начинаем узнавать мир во всем его многообразии, с ...
Методические рекомендации "Образовательные результаты и образовательные ресурсы как необходимое условие повышения качества дошкольного образования (в контексте ФГОС) (методические рекомендации)
Методические рекомендации...
Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации
Методический материал содержит рекомендации по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет. Раскрываю...