Программа коррекционно-развивающей помощи ребенку с РДА
рабочая программа по коррекционной педагогике по теме

Проблема раннего детского аутизма обусловлена не только высокой частотой данной патологии развития, но и большим процентом детской инвалидности.

Все более очевидной становится целесообразность разработки психологической помощи, в полной мере удовлетворяющей нужды и потребности как ребенка с РДА, так и его семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

 коррекционно-развивающей помощи ребенку с РДА
(ранний детский аутизм)

Что такое «аутизм»?

Термин аутизм происходит от латинского слова autos – «сам» и означает отрыв от реальности, отгороженности от мира.

 Наиболее существенные симптомы РДА:

  • одиночество ребенка, отсутствие стремления к общению, потребности в контактах с окружающими;
  • отгороженность от внешнего мира;
  • сопротивление любым переменам обстановки;
  • склонность к стереотипиям;
  • однообразие интересов и пристрастий;
  • слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада);
  • неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы;
  • речевые нарушения;
  • повышенная тревожность;
  • недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители;
  • наличие ритуалов;
  • наличие сверхпривязанности к некоторым предметам.

Актуальность проблемы

Проблема раннего детского аутизма обусловлена не только высокой частотой данной патологии развития, но и большим процентом детской инвалидности. Все более очевидной становится целесообразность разработки психологической помощи, в полной мере удовлетворяющей нужды и потребности как ребенка с РДА, так и его семьи.

Выделяется четыре группы РДА.
 В настоящее время распространена классификация, выделенная О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг.

       I ГРУППА – наиболее тяжелая форма аутизма.

       Характерные признаки:

  • эмоциональный контакт со взрослыми отсутствует;
  • реакция на внешние раздражители слабы;
  • типична мимическая маска глубокого покоя;
  • характерно полевое поведение (бесцельное перемещение по комнате);
  • избегание сильных стимулов, вызывающих страх (шум, яркий свет, прикосновение и т.д.).

II ГРУППА.

Характерные признаки:

присутствует реакция на неприятные физические ощущения (боль, холод, голод);

в речи преобладают однотипные штампы-команды;

возможно выполнение просьб матери;

чремерная привязанность к матери;

сочетание эмоциональной холодности к окружающим с повышенной чувствительностью к состоянию матери;

стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств (шуршание бумагой, вращение предметов перед глазами и т.д.);

стимулирование вестибулярного аппарата раскачиванием, подпрыгиванием и т.д.;

ритуализация повседневной жизни.

      III ГРУППА.

      Характерные признаки:

  • наличие речи в виде эмоционально насыщенного монолога;
  • способность выразить свои потребности посредством речи;
  • конфликтность;
  • поглощенность одним и тем же занятием;
  • большой словарный запас “книжного характера”;
  • парадоксальное сочетание тревожности и пугливости с потребностью в повторном переживании травмирующих впечатлений.

      IV ГРУППА - наиболее благоприятная в плане коррекции.

       Характерные признаки:

  • способность к общению;
  • интеллектуальные функции сохранны;
  • чрезмерная потребность к защите и эмоциональной поддержке со стороны матери;
  • присутствие ритуальных форм поведения;
  • круг общения ограничен близкими взрослыми;
  • трудности в усвоении двигательных навыков.

Комплексная программа коррекционно-развивающей помощи ребенку с РДА.

Направления помощи

Этапы

МЕДИКОМЕТОЗНАЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ

РАБОТА С СЕМЬЕЙ

I Диагностический

Медицинская диагностика, характеристика состояния ребенка, определение прогноза

диагностика проявлений психического дизонтогенеза ребенка

проведение педагогической диагностики, педагогического обследования ребенка

определение особенностей речевого развития ребенка

установление взаимопонимания и тесного контакта с родителями

II Адаптационный

психотерапия родителей. привлечение к процессу медикаментозного лечения

установление контакта со взрослым: смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов

адаптация к новым условиям; формирование навыков самообслуживания

взаимодействие ребенка и взрослого; тренировка мускулатуры артикуляционного аппарата

ознакомление родителей с рядом психических особенностей ребенка

III Активирующий

купирование болезненных симптомов и стимулирование психической активности ребенка

стимуляция психической активности направленной на взаимодействие со взрослыми и сверстниками

пропедевтика обучения (коррекция специфического недоразвития восприятия, моторики, внимания, речи)

активация речи с помощью жестов, песен, стихов, в ходе тонизирующей игры, просмотр фильмов

составление индивидуального плана, программы обучения аутичного ребенка в домашних условиях

IV Формирующий

медикаментозное лечение гибко корригируется, то тонизируя активность ребенка, то купируя

формирование у ребенка целенаправленного поведения

обучение чтению, письму; формирование навыков изобразительной деятельности, навыков игры со сверстниками

работа по формированию диалогической речи, обучение спонтанно воспроизводить слова, штампы

обучение родителей методикам воспитания аутичного ребенка: организация его режима, привитие навыков самооблуживания

VI Коррегирующий

поддерживающая психофармакологическая и общеукрепляющая терапия; массаж

преодоление отрицательных форм поведения: агрессии, негативизма, расторможенности влечений

реализация коррекционно-развивающих задач; коммуникация и социализация ребенка в обществе, расширение представлений об окружающем мире

обучение спонтанной речи; постепенное расширение словарного запаса слов; все действия комментируются речью; коррекция речевых нарушений

обучение холп    подготовка к школе

Программно-методическое содержание

 индивидуального сопровождения аутичных детей

    Коррекционно- развивающая работа должна проводиться комплексно, группой специалистов различного профиля, включая детских психиатров, невропатологов, логопедов, педагогов-воспитателей, музыкального работника, а также родителей.

 

    Работа коррекционного назначения осуществляется специальным педагогом и воспитателем при условии, если ребенок принят в дошкольное образовательное учреждение. Коррекционно-образовательная работа направлена на социализацию детей, на преодоление имеющихся у них нарушений и предупреждение вторичных изменений в физическом и психическом развитии.

     Приоритетным для детей с проявлениями аутизма являются следующие направления:

  •  - коррекция эмоциональной сферы
  • - формирование поведения
  • - социально-бытовая адаптация

    Воспитатель осуществляет коррекционно-развивающую работу с учетом индивидуальных образовательных потребностей ребенка в процессе режимных моментов, на занятиях со всей группой и по подгруппам.

Таблица 1. Формирование поведения.

Формирование поведения

Программное содержание

Методические рекомендации

Пути их реализации

- поведение, приносящее вред самому себе (кусание)

- агрессивное поведение (оплевывание)

- прекращение деятельности

- взятие в рот несъедобных предметов

- эхолалическое задавание вопросов

- дефицит поведения (нежелание физического контакта)

  • преодоление нежелательных реакций ребенка,
  • предупреждение вспышек агрессии

- предупреждение нарастания негативизма

- преодоление коммуникативного барьера

- формирование целенаправленного поведения

- организация положительного взаимодействия ребенка и взрослого

- развитие коммуникативного поведения

- использование недирективной гибкой тактики управления

- исключение настойчивых просьб, уговоров

- предупреждение психической истощаемости

- предварение негативных действий ребенка

- пассивное выполнение задания

- ослабление фиксации внимания ребенка на моменте общения, как средство преодоления коммуникативного барьера

- использование противоречивых, взаимоисключающих инструкций для ослабления фиксации внимания ребенка на общении

- организация приемов, в котором ребенок становится в положении регулятора поведения взрослого

- снятие возбуждения

- смена видов деятельности

- необходимо учитывать интересы и влечения детей

- предлагать ребенку отдохнуть

- использование игрушек, как отвлекающий маневр

- взрослый отвлекает ученика от игры в мяч чтением стихов в слух

- применение игры «Пинай! Не пинай»

- рекомендуется применять игру «Лошадка» .

- для снятия возбуждения используется игра типа «Узнай предмет», «Эхо» .

Таблица 2. Коррекция эмоциональной сферы.

Эмоциональное воспитание

Программное содержание

Методические рекомендации

Пути их реализации

- гнев, протекающий в форме аффекта

- отвращение (протекающее совместно с гневом)

- страх, проявляющийся при реальной или воображаемой ребенком опасности

- установление положительного эмоционального контакта с ребенком

- преодоление негативных реакций на окружающую среду

- коррекция аффективных проявлений, использование их и стереотипных действий ребенка для коммуникативного взаимодействия в игре

- обучение ребенка «языку чувств» (т.е. формирование эмоций)

- развитие творческих способностей

- работа с родителями

- применение метода холдинг-терапии (удерживание) для установления эмоционального взаимодействия в семье аутичного ребенка

- применение игр, помогающих установить положительный эмоциональный контакт с детьми I-II групп РДА

- преобразование механических стереотипных действий в эмоциональную игру.

- создание спокойной обстановки

- игровые упражнения, рекомендованные для детей III-IV-й групп РДА

- развитие инициативы ребенка

  • обучение приемам выделения изображенной зафиксированной эмоции

 обучение приемам направленным на распознавание интонаций

- обучение приемам и способам анализа собственных эмоций

- обучение пантомимике; распознавание. воспроизведение, изображение и отгадывание различных походок, движений

- игры: «Спрятался-появился», «Ку-ку», «Лови меня», «Догони меня», «Спою песенку про…», «Глазки», «Ушки слушают», «Вверх вниз», «Поскачем на лошадке», «Наш дом», «Построим дом»

- используются картинки с эмоциональным фоном

- игры: «Покажи мне», «Дорисую, чтобы получилось веселое лицо», «Разговор с игрушкой», «Почувствуй чувство»

  • прослушивание записей эмоций, умение изобразить, как рычит тигр и т.д
  • - сопереживание персонажам из сказок, игр

- рассматривание собственной мимики перед зеркалом

- игры: «Угадай, кто так делает», «Танец», «Пантомима» - как активизация воображения

Таблица 3. Формирование игровых действий.

Формирование игровых действий

Программное содержание

Методические рекомендации

Пути их реализации

-игра одиночная

-игра рядом

-игра с кратковременным или долговременным взаимодействием

-выясняется наличие игровых действий

-обращается внимание на использование игрушки в соответствии с назначением

-умение выполнять цепочку действий

-определяется насколько тяжело сосредоточиться

-обращается внимание на избирательные интересы ребенка

-спонтанный интерес ребенка к окружающему миру

-преобладают манипуляции с неигровыми предметами

-установление эмоционального контакта

-преодоление негативизма

-обучение коммуникативному взаимодействию

-включение стереотипий в игровой процесс

-обучение выполнению целенаправленных игровых действий с объектами

-расширение уровня игровых возможностей

-обучение выполнению цепочки игровых действий

-развитие координации глаз, рук

-расширение знаний об окружающем мире

-эмоциональное вовлечение ребенка с помощью игры в освоение бытовых навыков

-для ребенка I-II групп РДА подбираются задания, не требующие особых усилий, но дающие быстрый эмоционально яркий эффект

-используются задания, в которых для достижения результата, ребенку достаточно совершить самое простое действие, а основная работа проводится взрослым

-в случае затруднения, упражнение незаметно упрощается

-новые способы действия вводятся постепенно, незаметно для ребенка, чтобы у него сохранилось ощущение самостоятельного выполнения работы

-игры для установления эмоционального контакта с ребенком: игры с пуговицами (перекладывание), игры с водой (разбрызгивание)

-игры с использованием протестных действий ребенка: ребенок разбрасывает игрушки - взрослый обыгрывает ситуацию – «Салют», «Дождь».

-игры с вовлечением в бытовую жизнь: покормим попугайчика и др.

-игры для совершенствования взаимодействия: «Ку-ку», «Ладушки»

-игры для развития координации: «Сложи башню»

-игры с игрушками на выполнение цепочки действий: «Угости куклу чаем»

игры по ознакомлению с окружающим миром: экскурсии, рисование

Таблица 4. Социально-бытовая ориентация.

Формирование социально-бытовых навыков

Программное содержание

Методические рекомендации

Пути их реализации

-почти у каждого ребенка полная беспомощность в самообслуживании и низкое владение культурно-гигиеническими навыками

-перенос сформированного навыка в другую ситуацию крайне затруднен

-овладение социально-бытовыми навыками бывает связано с конкретной ситуацией

-формирование навыков самообслуживания

-воспитание культурно-гигиенических навыков

-формирование элементарных бытовых навыков

-развитие стойкого интереса к выполняемой деятельности

-воспитание уверенности в своих силах

-сформировать определенный ритуал, для закрепления навыков опрятности

-прививаем умение пользоваться ложкой, вилкой

-обучение навыкам одевания

-организация жизни ребенка по четкому распорядку дня

-в процессе обучения у ребенка вырабатывается стереотип поведения

- использовать игры типа «Кукла Таня умывается», эмоционально обыграть удачу

-игры: «Кукла Маша завтракает»

-игра: «Оденем куклу на прогулку»

-расписание (режим дня) в виде фотографий, где он ест, занимается и т.д.

-сначала почти все делает взрослый, постепенно подключая ребенка

Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с РДА.
Основные направления помощи таким семьям:

  • - психотерапия членов семьи;
  • - ознакомление родителей с рядом психических особенностей ребенка;
  • - составление индивидуальной программы воспитания и обучения аутичного ребенка в домашних условиях;
  • - обучение родителей методам воспитания аутичного ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • Психологические особенности аутичного ребенка требуют специальной программы коррекционной работы. Основные направления психокоррекционной работыс аутичными детьми заключаются в ориентации ребенка во внешний мир, обучении его простым навыкам контакта, обучении ребенка более сложным формам поведения, развитии самосознания и личности аутичного ребенка. Существует множество различных психокоррекционных технологий для работы с детьми-аутистами, основу которых составляют развивающие занятия, игры, упражнения.
  • Крайне важным фактором является оказание помощи семье, воспитывающей ребенка с РДА. В целом, выносливость и успешность адаптации семьи к данной проблеме зависит от её сплоченности, от включенности в семейные проблемы всех членов семьи, от того, как семья оценивает перспективы развития аутичного ребенка и от того, какую социальную и психологическую поддержку получает семья. Основными направления помощи таким семьям является психотерапия членов семьи, ознакомление родителей с рядом психических особенностей ребенка, составление индивидуальной программы воспитания и обучения аутичного ребенка в домашних условиях, обучение родителей методам воспитания аутичного ребенка. Правильно организованная работа с семьями воспитывающими аутичных детей, положительно влияет на гармонизацию межличностных отношений между ребенком и членами семьи, а также на формирование навыков адекватного общения ребенка с социумом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения ребенка в Специализированном доме ребенка

Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения ребёнка 1 г. 9мес – 2г. Социальное развитиеПродолжать устанавливать более прочные  эмоциональные контакты с  близкими вз...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Программа коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 3-4 лет с задержкой психического развития

В материале представлено примерное содержание коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 3-4 лет с задержкой психического развития в соответствии с принципами и подходами ФГОС ДО....

Коррекционно-развивающая программа Коррекционно-развивающие занятия в период адаптации к дошкольному учреждению.

Коррекционно-развивающая программа Коррекционно-развивающие занятия в период адаптации к дошкольному учреждению....

Программа коррекционно-развивающей работы «Развитие социальных и коммуникативных компетенций ребенка 3-4 лет с задержкой психического развития через развитие игровой деятельности»

Коррекционно-развивающая программа направлена на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста, коррекцию развития детей с ...

Программа индивидуального коррекционно-развивающего обучения с ребенком, страдающим моторной алалией

Алалия - одна из тяжелых и стойких форм патологии речевой деятельности. Многие дети с алалией не овладевают языком и остаются неговорящими или почти неговорящими  даже по времени поступления в шк...