Артикуляционные сказки
творческая работа учащихся по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
ЛУЧШИЕ СКАЗКИ КОНКУРСА «ПРИДУМАЙ САМ»:
(Составляли родители и дети группы «Абвгдейка»).
Сказка №1 (Пети)
Жил-был Язычок. Какой он? Давайте его покажем (Стрелочка).
Как он жил? Утром просыпался и обязательно начинал день с улыбки (Улыбочка). Убирал в комнате (Маляр), умывался и чистил зубы (Почистим зубы). Делал зарядку: тянулся вверх-вниз (Качели), вправо-влево (Часики), вперёд-назад (Трубочка, закуси обе губы). Завтракал: брал чашечку с молоком (Чашечка), бублик (Бублик), и чуть-чуть кисленького варенья (Вкусное варенье). Как вкусно кушал! Потом облизывал губки (Оближи губки) и полоскал ротик (Прополощи рот).
Однажды Язычок заработал денег и купил билеты в Цирк.
Здание цирка стояло на горке (Горка) и было обнесено заборчиком (Заборчик). На заборчике был указатель – стрелочка (Стрелочка), указывающая на вход в здание цирка. Зазывала с рупором приглашал всех желающих на представление (Рупор).
Язычок предъявил билет и занял своё место в зрительном зале (Птенчики). Началось представление: затрещали барабаны (Барабан), звук которых был похож на пулемётные очереди (Пулемёт) и автоматные выстрелы (Автомат), загудели дудки (Дудочка)! На арену вышли лошади (Лошадка), которые играли
в футбол резиновыми мячами (Футбол). За ними дрессированные кошки, которые катались по арене (Катушка), выгибали спину (Киска сердится) и убегали с арены по щелчку дрессировщика (Приклей конфетку). Конечно были и клоуны, которые показывали фокусы (Фокус) и играли на гармошке (Гармошка).
Язычок был в восторге (Улыбочка)! Он громко хлопал в ладоши артистам. Какой замечательный день!
Сказка №2 (Лизы)
Однажды весенним тёплым утром родился маленький язычок.
Он жил с мамой и папой в их маленьком доме в берёзовой роще.
У дома был красивый сад и заборчик (Заборчик) голубого цвета (Покрасим заборчик). Язычок очень любил играть со своими друзьями лошадкой (Лошадка), птенчиком (Птенчики) и сердитой киской (сердитая киска).
Он помогал папе копать огородик своей лопаткой (Лопатка) и
ещё он помогал маме штопать носки иголочкой (Иголочка).
Но потом язычок вырос и захотел приносить кому-нибудь
пользу и пошёл искать кому нужна помощь.
Сначала он познакомился с рыбкой. Они вместе плавали в речке
и слушали, как гудит пароход (Пароход). Рыбка быстро шевелила
хвостом влево-вправо, влево-вправо (Часики). Им было очень
весело, но она всё время молчала и язычок решил искать дальше.
После он подружился с собачкой. Они играли в мяч и по очереди
загоняли мяч в ворота (Футбол). Но собачка всегда ругалась
(Индюк), когда побеждала не она и язычок обиделся и пошёл
искать дальше.
Он был грустный от того, что никому не мог помочь, но тут
увидел девочку. Ей тоже было грустно. Её подруги уехали, и она
осталась одна.
Девочка и язычок подружились. Они пили чай с вкусным
вареньем (Вкусное варенье), облизывали губки (Оближи губки)
и улыбались (Улыбочка). Язычок был счастлив!
Сказка №3 (Максима)
В одной деревне за синим заборчиком (Заборчик) стоял белый домик. В этом доме жил мальчик по имени Саша. Во дворе росло дерево, а на дереве было гнездо с птенчиками (Птенчики). В углу двора стояла клетка и там жил кролик (Кролик). По дорожке ходил индюк и целый день болботал (Индюк). А возле ворот стояла
будка и жил там пёс по кличке Бублик (Бублик).
У Саши возле дома были качели (Качели) и он часто на них качался. Иногда над домиком пролетали самолёты и гудели (Самолёт).
Саша очень любил играть в футбол (Футбол) для этого он ходил на поле к реке. По реке плавал пароход (Пароход). Саша вместе с ребятами гонял мяч по полю. Он очень старался попасть в ворота (Загони мяч в ворота).
Ещё в деревне жила лошадка (Лошадка) по имени Стрелочка (Стрелочка). Она очень любила сахар (Вкусное варенье).
За рекой стоял лес. Иногда дятел садился на дерево и стучал т-т-т (Автомат), а эхо ему отвечало д-д-д (Пулемёт). В траве жужжали шмели (Шмель) и росло много грибов (Грибок).
Вечером друзья собирались во дворе (Птенчики). Саша играл на гармошке (Гармошка), а потом показывал фокусы (Фокус).
Всем было хорошо и весело (Улыбочка)!
ПОЛЕЗНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:
ЗАРЯДКА ДЛЯ ГУБ
- Весёлый пятачок:
а) на счёт «раз» сомкнутые губы вытягиваются вперёд, как пятачок у поросёнка; на счёт «два» губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов;
б) сомкнутые вытянутые губы (пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо-влево;
в) пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую.
Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.
ЗАРЯДКА ДЛЯ ШЕИ И ЧЕЛЮСТИ
Дети часто говорят сквозь зубы, челюсть зажата, рот едва приоткрыт. Чтобы избавиться от этих недостатков, необходимо освободить мышцы шеи и челюсти.
1. «Любопытная сова»: наклонить голову то к правому, то к левому плечу, затем катать её по спине и груди.
2.«Удивлённый бегемот»: отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно.
3.«Зевающая пантера»: нажать двумя руками на обе щеки в средней части и произносить «вау, вау, вау…», подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть широко открывая рот, затем зевнуть и потянуться.
4.«Горячая картошка»: положить в рот воображаемую горячую картофелину и сделать закрытый зевок (губы сомкнуты, мягкое нёбо поднято, гортань опущена).
ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫКА
1.«Жало змеи»: рот открыт, язык выдвинут как можно дальше вперёд, медленно двигается вправо-влево.
2.«Конфетка»: губы сомкнуты, языком за ними перемещают «конфетку» вправо-влево, вверх-вниз, по кругу.
3.«Колокольчик»: рот приоткрыт, губы округлены, язык бьётся о края губ, как язычок звонкого колокольчика.
4.«Уколы»: острым кончиком языка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки; нижняя челюсть неподвижна.
5.«Самый длинный язычок»: высунуть язык как можно дальше и пытаться достать им до носа и подбородка.
УПРАЖНЕНИЯ НА ТРИ ВИДА ВЫДЫХАНИЯ
Цель: Разогреть мышцы дыхательного аппарата.
1-й вид обслуживает спокойную, плавно звучащую речь.
Свистит ветер – ССССССС…
Шумят деревья – ШШШШШ…
Летит пчела – ЖЖЖЖЖЖЖ…
Комар звенит – ЗЗЗЗЗЗЗЗ…
2-ой вид обслуживает волевую, но сдержанную речь.
Работает насос – ССССС! ССССС! ССССС!
Метёт метель – ШШШШ! ШШШШ! ШШШШ!
Сверлит дрель – ЗЗЗЗ! ЗЗЗЗ! ЗЗЗЗ!
3-ий вид обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе.
Кошка сердится – Ф! Ф! Ф! Ф!
Пилит пила – С! С! С! С!
Заводится мотор – Р! Р! Р! Р!
Дети могут сами придумывать подобные упражнения и соединять три вида выдыхания в одном упражнении.
Например: «Мотоцикл»: Заводим мотор: Р! Р! Р!...РРРР! РРРР! РРРР! Поехали быстрее и быстрее: РРРРР! РРРРР! РРРРР!
ЛИТЕРАТУРА В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ.
- Е.С. Анищенкова «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников», АСТ-Астрель-Москва-2007.
- Т.С. Овчиникова «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду», КАРО-Санкт-Петербург-2006.
- Т.А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках», «Гном и Д»-Москва-2006.
- Е.А. Пожиленко «Артикуляционная гимнастика», КАРО-Санкт-Петербург-2006.
- М.А. Поваляева «Сказка о весёлом язычке», «Феникс»-Ростов-на-Дону-2003.
- Т.В. Будённая «Логопедическая гимнастика», «Детство-Пресс»-Санкт-Петербург-2004.
- И.А. Волошина «Артикуляционная гимнастика для мальчиков», «Детство-Пресс»-Санкт-Петербург-2011.
- Н.В. Нищева «Весёлая артикуляционная гимнастика», «Детство-Пресс»-Санкт-Петербург-2009.
- Е.М. Косинова «Уроки правильной речи», ЭКСМО-Москва-2004.
10. З.А. Репина, В.И. Буйко «Уроки логопедии», «ЛИТУР»-
Екатеринбург-1999.
11. О.А. Новиковская «Речевая гимнастика», СОВА-Санкт-
Петербург, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная сказка в картинках "Винни - пух и его друзья".
Артикуляционная гимнастика для постановки звука Р и Рь в форме сказки с картинками....
Артикуляционная сказка "Девочка Маша"
Артикуляционная гимнастика для постановки звуков Ш, Ж, Ч, Щ, в форме сказки с картинками....
Артикуляционные сказки по теме "Домашние животные"
Подобран материал для проведения артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста представленный в виде занимательных сказок о Язычке, вызывающих у дошкольников интерес к органам...
Артикуляционная сказка Винни-Пух
Артикуляционная сказка Винни-Пух, выполняется с подгруппой детей , глядя в зеркало, контролируя артикуляцию....
Артикуляционные сказки
Сюжетно составленная линия с подобранным комплексов упражнений...
Артикуляционные сказки
В данной работе предосталены сказки для проведения артикуляционной гимнастики....
"Артикуляционные сказки"
подборка комплексов артикуляционной гимнастики...