Особенности работы по художественно- ручному труду с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
статья по коррекционной педагогике на тему
Предварительный просмотр:
Шалковская Е. Л.,
воспитатель второй категории
КГУ «Детское психоневрологическое
Медико социальное учреждение»
акимата г. Астаны
Особенности работы по художественно- ручному труду с детьми
с ограниченными возможностями здоровья.
Гуманистический подход к образованию требует от педагогов пристального внимания к изучению природы ребенка.
Внутренний мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающей среды? Как помочь, чем познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?
Современная специальная психология и педагогика в поисках эффективных средств коррекции все больше ориентируется на использование различных видов искусства и творчества в процессе обучения и воспитания детей с проблемами.
Одним из таких средств является художественно- ручной труд.
Он играет существенную роль в формировании художественной культуры ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Эта специфическая деятельность оказывает лечебное воздействие на ребенка. Она является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии, поскольку обеспечивает развитие мелкой моторики, координацию движений рук, зрительный контроль, умение планировать свою деятельность, устанавливать связь между действием и результатом, развивает внимание, воображение, сенсорику. Художественно-ручной труд учит ребенка творить, самовыражаться, он расширяет кругозор, реализует познавательные интересы, развивает личность, учит создавать вещи по законам красоты.
Хочу познакомить вас, уважаемые коллеги, с моей работой по художественно – ручному труду с детей с ограниченными возможностями здоровья.
Работая много лет в нашем учреждении, я пришла к выводу, что рациональная организация работы по ручному труду способствует более глубокому и всестороннему развитию детей, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития. Поэтому, целью моей работы является желание сформировать у детей элементарные навыки и умения по художественно –ручному труду.
Реализация цели решается через следующие задачи:
-расширять знания о разных материалах и их свойствах:
-учить владеть разными способами изготовления поделок;
-развивать полисенсорный опыт;
-учить планировать свою деятельность и начатую работу доводить
до конца;
-развивать познавательные и творческие способности;
-развивать волевые качества, коммуникативные навыки, способность применять полученные знания в повседневной жизни;
-оформление методического пособия.
Работа по художественно – ручному труду ведется на кружковых занятиях. Она построена с учетом зоны ближайшего развития каждого ребенка и его физиологопсихических особенностей. По результатам диагностики обследования, проводимого мною в первой половине сентября, был составлен план работы. В его основу был положен тематический принцип, который отражал темы занятий по ознакомлению с окружающим миром.
Весь образовательный цикл разделен на 3 этапа: На первом этапе проходит знакомство со свойствами материалов. С детьми проводятся беседы, наблюдения, дети знакомятся с сенсорными эталонами: цветом, величиной, формой, с разными видами материалов.
В содержание работы включила работу с природным материалом, бумагой, тканью, поролоном, кожей, деревом, корой, ватой, пластиком, берестой, бросовым материалом.
На втором этапе дети обучаются приемам изготовления поделок. Они овладевают навыками работы с разными материалами: делают разметку, учатся вырезать, наклеивать, выкладывать по контуру, скреплять детали, оформлять поделку. Например, Бибинур А. увлеклась работой с бисером, Надежда С. , Лариса И. любят работать с природным и бросовым материалом. Карина А., Настя Г. хорошо выполняют поделки из бумаги.
По мере приобретения детьми необходимого опыта привлекаю детей к показу, используя разные формы объединения: парами, небольшими группами, все вместе. Хорошим фоном для практической деятельности является музыка. Слушая ее, у детей повышается эмоциональный настрой, понижается утомляемость. Чтобы повысить мотивацию детей к занятиям использую игровые приемы, сюрпризные моменты.
Обучение техническим приёмам идет параллельно с развитием творчества детей. В процессе занятий перед детьми открывается мир фантазии и увлечений.
На 3 этапе идет совершенствование усвоенных операций. Дети с небольшой помощью или самостоятельно создают из разных материалов композиции, которые используются в оформлении группы и учреждения. Интересные по своему содержанию и оформлению работы детей: «Портрет осени», «Осенний букет», «Портрет зимы», «Весны творенье», «Летние фантазии», «Цветочная корзина» и другие.
Для закрепления и систематизации теоретических знаний и выработки устойчиво воспроизводимых практических умений, необходимых при работе, мы проводим различные выставки, вернисажи, анимационные мероприятия, где дети принимают непосредственное участие в подготовке и оформлении.
В результате моей работы по художественно –ручному труду у детей сложились элементарные представления о художественно – творческой деятельности, сформировались трудовые навыки, обогатилась речь детей, словарный запас, улучшились навыки общения, улучшилось чувственное восприятие, сложились дружеские взаимоотношения друг с другом, появилась ответственность, терпимость и самостоятельность. Дети научились применять полученные знания в повседневной жизни, у них активизировалась тонкая моторика, укрепилось здоровье детей. А самое главное, у детей появился активный интерес к художественно-ручному труду, желание творить.
Работы моих детей выставляются на городских и Республиканских выставках, фестивалях и ярмарках, где дети занимают призовые места. В 2014, 2015 годах работы детей получили призовые места на конкурсах «Жұлдызай», «Разные – равные» и другие.
Таким образом, все формы детского творчества для ребенка с ограниченными возможностями здоровья - это шанс реализоваться в этом мире.
Список используемых источников.
- Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева, Л.А.Нисневич «Как помочь «особому» ребенку». Санкт – Петербург, 2008 г.
- Материалы Центра комплексной реабилитации и привития жизненно необходимых навыков со сложной структурой дефектов 2003 .
- Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская «Артпедагогика и арттерапия в спецобразовании». Издательский центр «Академия», 2001.
- Л.С. Выготский Собрание сочинений в 3 томах. Москва
- С.С. Ляпидевский «Неврапотология» Владос 2000 г.
- Ручной труд как средство коррекции умственного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью”.
Дефектология №3 -2013 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы учителя – логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Работа с детьми с ОВЗ....
Особенности организации работы музыкального руководителя с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в условиях внедрения ФГОС ДО
Музыкальное воспитание, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, фор...
"Особенности работы с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья"
Детские сады посещают две категории детей с ОВЗ — это дети — инвалиды и дети, не имеющие официального статуса инвалидности, но имеющие особые образовательные потребности....
Особенности работы педагога с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья
Семья, как известно, является для ребенка наименее ограничивающим, наиболее мягким социальным окружением. Ситуация, когда в семье есть ребенок с особенностями развития, может привести к созданию более...
«Особенности музыкального воспитания и обучения в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»
quot;Особенности музыкального воспитания и обучения в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"...
«Особенности музыкального воспитания и обучения в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»
Наш детский сад посещают дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для того чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья стал личностью и личностью творческой, востребованной и н...
Особенности работы учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В данной статье отображена работа учителя логопеда с детьми с ОВЗ, их характеристика, виды (типы) нарушений, а также выстроены цели коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей....