Особенности работы по художественно- ручному труду с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
статья по коррекционной педагогике на тему

Шалковская Елена Леонидовна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shalkovskaya_e.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                 Шалковская  Е. Л.,

воспитатель  второй  категории

КГУ «Детское психоневрологическое

 Медико социальное учреждение»

акимата г. Астаны

Особенности работы по художественно- ручному труду с  детьми

с ограниченными возможностями здоровья.

Гуманистический подход к образованию требует от педагогов пристального внимания к изучению природы ребенка.

Внутренний мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающей среды? Как помочь, чем познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

Современная специальная психология и педагогика в поисках эффективных средств коррекции все больше ориентируется на использование  различных видов искусства и творчества в процессе обучения и воспитания детей с проблемами.

Одним из таких средств является художественно- ручной труд.

Он  играет существенную роль в формировании художественной культуры ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Эта специфическая деятельность оказывает лечебное воздействие на ребенка. Она   является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии, поскольку обеспечивает развитие мелкой моторики, координацию движений рук, зрительный контроль, умение планировать свою деятельность, устанавливать связь между действием и результатом, развивает внимание, воображение, сенсорику.   Художественно-ручной труд учит ребенка творить, самовыражаться, он расширяет кругозор, реализует познавательные интересы, развивает личность,  учит создавать вещи по законам красоты.

 Хочу познакомить вас, уважаемые коллеги, с   моей  работой  по   художественно – ручному труду  с  детей с ограниченными возможностями здоровья.

Работая много лет  в нашем учреждении, я пришла к выводу, что рациональная организация  работы по ручному труду  способствует более глубокому и всестороннему развитию детей, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития. Поэтому, целью моей работы является желание  сформировать у детей элементарные навыки и умения по художественно –ручному труду.

Реализация цели  решается  через следующие задачи:

-расширять знания о разных материалах и их свойствах:

-учить владеть  разными способами изготовления поделок;

-развивать полисенсорный  опыт;

-учить планировать свою деятельность и начатую работу доводить

  до конца;

-развивать познавательные и творческие способности;

-развивать волевые качества, коммуникативные навыки, способность применять полученные знания в повседневной жизни;

-оформление методического пособия.

 Работа по художественно – ручному труду ведется на кружковых занятиях. Она  построена  с учетом  зоны ближайшего развития каждого ребенка  и его физиологопсихических особенностей. По результатам диагностики обследования, проводимого мною  в первой половине сентября, был составлен  план работы. В его основу был положен  тематический принцип, который отражал темы занятий по ознакомлению с окружающим миром.

Весь образовательный цикл разделен на 3 этапа: На первом этапе проходит знакомство со свойствами материалов. С детьми проводятся беседы, наблюдения, дети знакомятся с сенсорными эталонами: цветом, величиной, формой, с разными видами материалов.

В содержание работы  включила работу с природным материалом, бумагой, тканью, поролоном, кожей, деревом, корой, ватой, пластиком, берестой, бросовым материалом.

На втором этапе дети обучаются приемам изготовления поделок.  Они  овладевают навыками  работы с разными материалами: делают разметку, учатся вырезать, наклеивать, выкладывать по контуру, скреплять детали, оформлять поделку. Например,   Бибинур А.  увлеклась работой с бисером, Надежда С. ,  Лариса И. любят работать с природным  и бросовым материалом. Карина А.,  Настя Г.  хорошо выполняют  поделки  из бумаги.

По мере приобретения детьми необходимого опыта привлекаю  детей к показу, используя разные формы объединения: парами, небольшими группами, все вместе. Хорошим фоном для практической деятельности является музыка. Слушая ее, у детей повышается эмоциональный настрой, понижается утомляемость. Чтобы повысить мотивацию  детей к занятиям использую игровые приемы, сюрпризные моменты.

                Обучение техническим приёмам идет  параллельно с развитием творчества детей. В процессе занятий перед детьми открывается мир фантазии и увлечений.

         На 3 этапе  идет совершенствование усвоенных операций. Дети с небольшой помощью или  самостоятельно  создают из разных материалов композиции, которые используются в оформлении группы и учреждения. Интересные по своему содержанию и оформлению работы детей: «Портрет осени», «Осенний букет», «Портрет зимы», «Весны творенье», «Летние фантазии», «Цветочная корзина» и другие.

Для закрепления и систематизации теоретических знаний и выработки устойчиво воспроизводимых практических умений, необходимых при работе, мы проводим различные выставки, вернисажи, анимационные  мероприятия, где дети принимают непосредственное участие в подготовке и оформлении.

 В результате моей работы по художественно –ручному труду  у детей  сложились элементарные представления о художественно – творческой деятельности, сформировались трудовые навыки, обогатилась речь детей, словарный запас, улучшились навыки общения, улучшилось  чувственное восприятие, сложились  дружеские взаимоотношения друг с другом, появилась ответственность, терпимость и самостоятельность. Дети научились применять полученные знания в повседневной жизни, у них активизировалась тонкая моторика, укрепилось  здоровье детей.  А самое главное, у детей появился активный интерес к  художественно-ручному труду, желание творить.  

Работы моих детей выставляются на  городских и Республиканских выставках, фестивалях и ярмарках, где дети занимают призовые места. В 2014, 2015 годах работы детей  получили призовые места на конкурсах «Жұлдызай», «Разные – равные» и другие.

Таким образом, все формы детского творчества для ребенка с ограниченными возможностями здоровья   - это шанс реализоваться в этом мире.

Список используемых источников.

  1. Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева, Л.А.Нисневич «Как помочь «особому» ребенку». Санкт – Петербург, 2008 г.
  2. Материалы Центра комплексной реабилитации и привития жизненно необходимых навыков со сложной структурой дефектов 2003 .
  3. Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская «Артпедагогика и арттерапия в спецобразовании». Издательский центр «Академия», 2001.
  4.  Л.С. Выготский Собрание сочинений в 3 томах. Москва
  5. С.С. Ляпидевский «Неврапотология» Владос 2000 г.
  6.  Ручной труд как средство коррекции умственного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью”.

                      Дефектология №3 -2013 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации работы музыкального руководителя с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в условиях внедрения ФГОС ДО

Музыкальное воспитание, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, фор...

"Особенности работы с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья"

Детские сады посещают две категории детей с ОВЗ — это дети — инвалиды и дети, не имеющие официального статуса инвалидности, но имеющие особые образовательные потребности....

Особенности работы педагога с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

Семья, как известно, является для ребенка наименее ограничивающим, наиболее мягким социальным окружением. Ситуация, когда в семье есть ребенок с особенностями развития, может привести к созданию более...

«Особенности музыкального воспитания и обучения в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»

quot;Особенности музыкального воспитания и обучения в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"...

«Особенности музыкального воспитания и обучения в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»

Наш детский сад посещают дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для того чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья стал личностью и личностью творческой, востребованной и н...

Особенности работы учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В данной статье отображена работа учителя логопеда с детьми с ОВЗ, их характеристика, виды (типы) нарушений, а также выстроены цели коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей....