Рабочая программа психолого – педагогического сопровождения детей дошкольного возраста (от 2-х до 7 лет)
методическая разработка по коррекционной педагогике по теме
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога- психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 2 до 7 лет, родителями (законными представителями) воспитанников и педагогами ДОУ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
Центр развития ребенка детский сад «Ромашка» с. Михайловка
Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(ОТ 2-Х ДО 7 ЛЕТ)
Программа разработана
Киреевой Б.Р
педагогом – психологом
МДОБУ ЦРР детский сад «Ромашка»
с. Михайловка
Оглавление
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ............................................................................................................................... 3
1.1. Пояснительная записка ..................................................................................................................... 3
1.2. Цели и задачи реализации программы ............................................................................................ 5
1.3. Принципы формирования рабочей программы: ............................................................................ 6
1.4. Формы и методы работы педагога-психолога в ДОУ ................................................................... 7
1.5. Возрастные особенности детей ...................................................................................................... 10
1.6. Цели и задачи для педагогов ДОУ и родителей в соответствии возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста................................................................... 15
1.7. Гипотеза освоения программы ........................................................................................................ 10
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ........................................................................................................ 19
2.1. Психологическое сопровождение образовательной области «Социально-
коммуникативное развитие» ................................................................................................................... 19
2.2. Психологическое сопровождение образовательной области «Познавательное развитие» ...... 22
2.3. Психологическое сопровождение образовательной области «Речевое развитие» ................... 24
2.4. Психологическое сопровождение образовательной области «Художественно-
эстетическое развитие» ........................................................................................................................... 25
2.5. Психологическое сопровождение образовательной области «Физическое развитие» ............ 26
2.6. Направления психолого-педагогического сопровождения ........................................................ 27
2.7. Распространенные проблемы в развитии детей дошкольного возраста ..................................... 33
2.8. Деятельность педагога-психолога в рамках ПМПК ДОУ ........................................................... 35
III. ОГРАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ................................................................................................... 37
3.1. Формы учета деятельности и отчетность педагога-психолога .................................................. 37
3.2. Оснащение кабинета педагога-психолога .................................................................................... 38
3.3. Методическое обеспечение реализации рабочей программы .................................................... 39
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Охрана и укрепление психического здоровья детей является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования и рассматривается как условие реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Деятельность современного педагога-психолога ДОУ направлена, с одной стороны, на создание условий для реализации возможностей развития ребенка в дошкольном возрасте, а с другой, на содействие становлению тех психологических новообразований, которые создадут фундамент развития в последующие возрастные периоды.
Объектом профессиональной деятельности педагога-психолога в ДОУ выступают феномены внутренней жизни ребенка в возрасте до 7 лет. А предмет его деятельности можно определить как психическое здоровье ребенка, охрана и укрепление которого происходит в ДОО в соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности (игре, изобразительной деятельности, конструировании, восприятии и др.).
Развитие ребенка выступает как социокультурный процесс, осуществляющийся посредством включения ребенка в разнообразные сферы общественной практики, в широкий контекст социальных связей посредством доступных ему видов деятельности. Взрослый выступает как носитель мотивационно-смысловых образований, передавая их ребенку и обеспечивая его взросление путем организации специфически детских видов деятельности.
Своеобразие дошкольного детства состоит в том, что именно в данном возрасте в центре всей психической жизни ребенка находится взрослый как носитель общественных функций, смыслов, задач человеческой деятельности в системе общественных отношений. Вхождение ребенка в социальное бытие взрослых происходит в процессе освоения им образовательных областей.
Образовательные области не имеют узко предметный характер, а опосредуют все сферы общественного и индивидуального бытия ребенка. Их освоение, согласно ФГОС ДО, происходит на фоне эмоционального и морально-нравственного благополучия детей, положительного отношения к миру, к себе и другим людям. На создание такого «фона» и направлена деятельность педагога-психолога ДОУ.
Моменты, ориентирующие воспитанника в образовательных областях, определяются его индивидуальным избирательным отношением к их содержанию, интересам и склонностям.
Они первоначально являются недостаточно осознанными и связанными с ситуативными побуждениями ребенка. По мере взросления эти моменты входят в сферу осознания, подвергаются анализу, на основе чего происходит «отбор» мотивационных тенденций, определяющих личностную активность воспитанника и приобретающих прогностический характер.
В разные периоды дошкольного детства достижение цели охраны и укрепления психического здоровья детей предполагается развитие:
- побуждений, мотивов и интересов;
- сознательного отношения к деятельности на уровне постановки целей и их достижения;
- способов проявления самостоятельности, относительной независимости, автономии от взрослых, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- результативности форм и видов детской активности, их созидательного характера;
- элементов творчества.
Настоящая рабочая программа разработана для построения деятельности педагога- психолога осуществляющего психолого-педагогическое сопровождение групп детей младшего, среднего дошкольного возраста (средняя по запросу), старшего и подготовительного возраста.
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога- психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 2 до 7 лет, родителями (законными представителями) воспитанников и педагогами ДОУ.
Содержание Рабочей программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:
● социально-коммуникативное развитие;
● познавательное развитие;
● речевое развитие;
● художественно-эстетическое развитие;
● физическое развитие.
Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей ДОУ.
Рабочая программа разработана в соответствии Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования "От рождения до школы" /под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, основной общеобразовательной программой МАДОУ в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования и в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитании.
1.2. Цели и задачи реализации программы
Цель программы :
Своевременное оказание психологической поддержки детям, направленной на обеспечение полноценного психического и личностного развития детей, в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями.
Задачи реализации программы:
- определение индивидуальных образовательных потребностей детей;
- выявление и преодоление трудностей развития дошкольников;
- создание соответствующих психологических условий для успешного освоения дошкольником образовательных областей.
- оказание психолого-педагогической поддержки детей в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;
- повышение психолого-педагогической компетентности (психологическую культуру) родителей (законных представителей) и педагогов;
- обеспечение психологического сопровождения разработки и реализации образовательных программ и развития ДОУ в целом.
- заботиться о психофизическом здоровье, эмоциональном благополучии и оказание своевременной коррекционной помощи дошкольникам;
- создание условий в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит им благополучно адаптироваться к условиям ДОУ (младший возраст), расти общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- обеспечение преемственности основных образовательных программ
дошкольного и начального общего образования.
1.3. Принципы формирования рабочей программы:
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами Программа опирается на научные принципы ее построения:
- принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т.е. соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, приближаясь к разумному «минимуму»;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации, которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках образовательной деятельности, при проведении режимных моментов в соответствии с условиями ДОУ;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности ориентирован на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.
1.4. Формы и методы работы педагога-психолога в ДОУ
- Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса реализуется через такие направления работы педагога – психолога как:
- диагностика – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка на протяжении всего периода дошкольного детства, выявление его индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в развитии;
- развивающая и коррекционная работа – активное воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка и обеспечение соответствия этого развития возрастным нормативам, оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации воспитания и обучения детей, развитии их способностей и склонностей;
- консультирование педагогов, специалистов, родителей (законных представителей) воспитанников по вопросам развития, обучения и воспитания;
- психопрофилактика – формирование у педагогов, воспитанников и их родителей (законных представителей) потребности в психологических знаниях, желания использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития, создание условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности;
- психологическое просвещение – это приобщение окружающих ребенка взрослых к психологическим знаниям;
- экспертная деятельность – работа педагога-психолога в психолого - медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) ДОУ.
- организационно -методическая работа: ведение обязательной рабочей документации (план работы, рабочая программа и др.), составление аналитических справок и психолого-педагогических заключений; подготовку к консультациям, образовательной деятельности с детьми; участие в педагогических советах, методических объединениях, семинарах, в конкурсах различного уровня.
В компетенцию педагога-психолога входит взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса: детьми, педагогами, специалистами, администрацией ДОУ, родителями (законными представителями) детей.
Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения являются:
- индивидуализация образования;
- реализация компетентного подхода;
- учѐт индивидуальных возрастных и психологических особенностей
воспитанников;
- формирование готовности воспитанников к регулярному обучению в
школе в соответствии с индивидуальными особенностями и способностями;
- формирование установок на здоровый и безопасный образ жизни
с целью сохранения и укрепления физического, психологического и
социального здоровья;
- интеграция в общее образовательное пространство детей
с ограниченными возможностями;
- мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление
и поддержка одаренных детей;
- использование средств психолого-педагогической поддержки
воспитанников и развитие консультационной помощи способных и
одаренных детей;
- диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения
(индивидуальный, групповой, уровень группы, уровень учреждения);
- вариативность форм психолого-педагогического сопровождения
участников образовательного процесса (профилактика, диагностика,
консультирование, коррекционная работа, развивающая работа,
просвещение, экспертиза);
- психолого-педагогическая поддержка участников конкурсов на
разных уровнях;
- обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей
личностной перспективы развития;
- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и
среди сверстников.
- учет специфики возрастного психофизического развития
воспитанников;
- формирование и развитие психолого-педагогической компетентности
воспитанников, педагогических и административных работников,
Формы работы педагога-психолога:
- индивидуальная;
- групповая.
Основные психологические принципы формирования программы педагога-психолога можно определить следующим образом:
1. Интеграция, обеспечивающая полноту и целостность отражения разнородных элементов действительности в сознании ребенка, что позволяет ему создавать новое знание, а не просто продуцировать готовые знания, полученные от взрослого. В рабочей программе принцип интеграции реализуется через взаимопроникновение разных видов деятельности на основе качественно нового проектирования педагогической деятельности, обеспечивающей взаимосвязь развивающих, обучающих и воспитательных задач в многообразных видах детской деятельности. Принцип интеграции основывается на положении об общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой деятельности, и на идеях о специфике развития ребенка-дошкольника (А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин). Интегрирование разного содержания, разных видов деятельности детей и форм организации образовательного процесса соответствует характеру восприятия, понимания, воспроизведения и преобразования действительности, свойственному дошкольникам.
2. Вариативность в отношении образовательных программ и свобода выбора образовательного маршрута, обеспечивающие индивидуализацию образовательного процесса, что создает психолого-педагогические основания для личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка в образовательном процессе.
3. Открытость системы дошкольного образования для обогащения культурообразующими составляющими, что придает результатам образования культуросозидающий смысл. Обогащение содержания детского развития за счет освоения ребенком культурных практик, приобретающих для него культуросозидающий смысл и приводящих, по мнению Н.А. Коротковой, к «разламыванию» диффузной 1 инициативы ребенка на разные ее направления (сферы), а именно: игра и родственные ей виды деятельности (продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность и коммуникативная практика), что противостоит традиционному разделению «игра – учебные занятия». Освоение детьми культурных практик приводит к дифференциации сферинициативы ребенка: как созидающего, творческого исследователя, партнера по взаимодействию и собеседника. Такой подход позволяет сформировать важное психологическое новообразование дошкольного возраста – субъектную позицию. Важным моментом является сохранение субкультуры детства
1.5. Возрастные особенности детей
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями.
Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).
Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основныекомпоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени, выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.
При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации происходит включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему школьному периоду развития.
Возраст от 2 до 3 лет
Продолжает развиваться предметная деятельность (развиваются соотносящие и орудийные действия), ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно- действенное мышление. В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Интенсивно развивается активная речь детей. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, в середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.
Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от неё линий. Дети могут осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.
Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Возраст от 3 до 4 лет.
Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. В младшем дошкольном возрасте происходит переход к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата.
Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение.
Взаимоотношения детей: они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. Поведение ребёнка ещё ситуативное. Начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться также их половая идентификация.
Возраст от 4 до 5 лет
В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.
Формируются навыки планирования последовательности действий. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Начинает складываться произвольное внимание. Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Речь становится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится вне ситуативной. В общении ребёнка и взрослого ведущим становится познавательный мотив. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.
Возраст от 5 до 6 лет
Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.
Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов. Восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Возраст от 6 до 7 лет
Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Они свободно владеют обобщёнными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
1.6. Цели и задачи для педагогов ДОУ и родителей в соответствии возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста
Возраст | Особенности возраста | Цели и задачи для педагогов и родителей | Достижения |
От 3 до 4 лет Ведущая потребность — в общении, в уважении; в признании само- стоятельности ребенка. Ведущая деятельность — игровая. Переход от манипулятивной игры к ролевой. Ведущая функция — восприятие. | Кризис 3-х лет. Формирование «системы Я». Развитие воображения через развитие функции замещения одного предмета другим. Появление смысловой структуры сознания. Ребенок добивается нового статуса, вследствие чего проявляет упрямство и негативизм. Развитие происходит через общение. С взрослым общение становится внеситуативно-- познавательным. Удерживает внимание 7-8 минут. Может выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. При новой деятельности необходимо поэтапное объяснение (делай, как я). | Помогать осваивать разные способы взаимодействия с взрослым и сверстником в игре и в повседневном общении. Способствовать проявлению всех видов активности ребенка. Формировать первые «нравственные эмоции»: хорошо- плохо. Формировать умение действовать по правилам. Формировать умение сопереживать, сочувствовать. Формировать эмоциональную отзывчивость. Способствовать формированию позитивной самооценки ребенка в процессе общения со взрослым. | Усвоение первичных нравственных норм. Самооценка. Появление элементов партнерского общения . |
От 4 до 5 лет Ведущая потребность — познавательная активность; потребность в общении. Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция — наглядно-образное мышление. | Речь начинает выполнять контролирующую функцию. Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре). Повышенная познавательная активность. Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстником. Интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих по- ступков через реакцию другого ребенка. Усложнение сюжетно-ролевой игры. Появление осознанности собственных действий. | Создавать условия для развития творческого воображения. Продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение количества правил. Создавать условия для проявления познавательной активности. Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости. Создавать условия для перехода детей от соучастия к сотрудничеству в разных видах деятельности. | Контролирующая функция речи. Появление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре. Появление элементов произвольности. Появление внеситуативно- личностной формы общения с взрослым . |
От 5 до 6 лет Ведущая потребность — потребность в общении; творческая активность. Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция — воображение. | Проявление элементов произвольности всех психических процессов. Общение с взрослым внеситуативно-личностное. В общении со сверстником происходит переход от ситуативноделовой формы к внеситуативноделовой. Проявление творческой активности во всех видах деятельности. Развитие фантазии. Половая идентификация. | Формировать элементы произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка. Способствовать развитию эмпатийных проявлений. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности. Организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества. | 1.Предвосхищение результата деятельности. 2. Активная планирующая функция речи. 3.Внеситуативно -деловая форма общения со сверстником. |
От 6 до 7 лет Ведущая потребность - общение. Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция — воображение. | Проявление произвольности всех психических процессов. Но не сформирована учебная деятельность школьного типа. Переход к младшему школьному возрасту. Проявление кризиса 7 лет (капризы, паясничанье, демонстративное поведение). Повышенная чувствительность. Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания. Ведущим продолжает оставаться наглядно-образное мышление. | Способствовать формированию учебно-познавательного мотива. Способствовать развитию мышления. Формировать произвольность всех психических процессов. Способствовать удержанию внутренней позиции ученика. Способствовать формированию коммуникативных навыков со- трудничества в общении со сверстником. Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки. Способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию структуры деятельности. Продолжать формировать этические представления. | Внутренний план действий. Произвольность всех психических процессов. Возникновение соподчинения мотивов. Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе. Возникновение первой целостной картины мира. Появление учебно- познавательного мотива |
1.7. Гипотеза освоения программы
- Физическое развитие:
Сформированные точные, четкие и координированные мелкомоторные движения, как знакомые, так и новые, по показу и инструкции; умение последовательно выполнять сложные движения по образцу, словесной инструкции, плану, создавать творческое сочетание движений, контролировать и оценивать качество выполнения движения с точки зрения точности, правильности. Двигательное воображение. Целостное психосоматическое состояние.
- Социально-коммуникативное развитие:
Способность к осознанию своих эмоциональных состояний, настроения, самочувствия. Чувство защищенности, сформированные умения преодолевать психоэмоциональное напряжение. Чувство собственного достоинства. Сформированная потребность в проявлении ответственности, настойчивости, стремлении быть аккуратным, старательным; способность самостоятельно разрешать проблемы в деятельности, обращаясь за помощью в ситуациях реальных затруднений; адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей, сопереживать; подчинять свое поведение преимущественно не сиюминутным желаниям и потребностям, а требованиям со стороны взрослых и первичным ценностным представлениям о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; самостоятельно ставить цели, в том числе общественно значимые; проявлять инициативу в разных видах деятельности, подчинять свою активность достаточно отдаленным целям, развернуто отражать цели в речи и планировать этапы и условия ее достижения; создавать условия, необходимые для успешного достижения цели; проявлять элементы прогнозировать, волевое усилие, противостоять отвлечениям, даже при выполнении не слишком интересной деятельности; удерживать цель деятельности без помощи взрослого и в его отсутствие; преодолевать трудности и помехи, не отказываясь от первоначальной цели.
- Познавательное развитие:
Умение планировать разные виды познавательной деятельности, развернуто отражать в речи впечатления, познавательные чувства, сделанные выводы; соотносить вопросы и ответы с системой имеющихся знаний, представлений и суждений. Стремление ставить познавательные задачи, экспериментировать, в том числе самостоятельно, для получения нового знания, решения проблемы; способность мысленно экспериментировать, рассуждать.
Способность понимать эмоциональные состояния, мотивы и последствия поступков героев произведений; развернуто выражать в речи сопереживание героям произведений; давать эмоциональную оценку персонажам и мотивировать ее, исходя из логики их поступков; различать эмоциональную (красивый/некрасивый) и моральную (добрый/злой, хороший/плохой) оценку персонажей; предлагать варианты содействия персонажам; выражать интерес к душевным переживаниям героев, демонстрировать сопричастность к этому состоянию, находить аналогии в реальной жизни, улавливать эмоциональный подтекст произведения, проникать в авторский замысел, осознавать свое собственное эмоциональное отношение к героям; обращать внимание на язык произведения; уместно употреблять в своей речи эпитеты, сравнения, образные выражения из произведений художественной литературы.
- Речевое развитие:
Навыки диалогического общения. Уметь отражать в речи суть происходящего, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать разнообразные вопросы причинно-следственного характера, осуществлять развернутое речевое планирование в разных видах деятельности, развернуто отражать в речи впечатления, эмоции, моральные и эстетические оценки.
- Художественно-эстетическое развитие:
Умение использовать критерии эмоционально-эстетической оценки произведений, высказывать свои эмоционально-эстетические суждения и аргументировать их; адекватно, ярко, глубоко реагировать на произведения.
Уметь определять жанр музыкального произведения; понимать и объяснять смену настроения в музыкальном произведении, динамику музыкального образа и средства его воплощения; выполнять движения, в том числе со сложным ритмическим рисунком, качественно, самостоятельно, технично, ритмично, выразительно; осуществлять контроль, создавать выразительные оригинальные музыкальные образы, передавать настроение, импровизировать с использованием специфического «языка музыки»; согласовывать свои действия с действиями других детей в коллективных формах музыкальной деятельности.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Психологическое сопровождение образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Группа | Развивающие задачи |
Младшая группа |
|
Средняя группа |
|
Старшая группа |
|
Подготовительная группа |
|
2.2. Психологическое сопровождение образовательной области «Познавательное развитие»
Группа | Развивающие задачи |
Младшая группа |
|
Средняя группа |
|
Старшая группа |
|
Подготовительная группа |
|
2.3. Психологическое сопровождение образовательной области «Речевое развитие»
Группа | Развивающие задачи |
Младшая группа |
|
Средняя группа |
|
Старшая группа |
|
Подготовительная группа |
следственные связи, формулировать разнообразные вопросы причинно-следственного характера, осуществлять развернутое речевое планирование в разных видах деятельности, развернуто отражать в речи впечатления, эмоции, моральные и эстетические оценки; формировать в речи познавательные задачи. |
2.4. Психологическое сопровождение образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Группа | Развивающие задачи |
Младшая группа |
искусства, художественных произведений, поддерживать стремление интересоваться ими, любоваться красивым.
выразительности, давать простые эмоциональные оценки, замечать данные произведения в повседневной жизни, непосредственном окружении.
определенное, подчинять ей свои усилия; до начала деятельности определять, что будет создавать; реализовывать замысел.
стремление участвовать в ней, действовать под музыку в соответствии с ее настроением, обыгрывать музыкальные образы, подражать действиям взрослого под музыку.
музыку, реагировать движениями на изменение громкости, темпа и ритма музыки. |
Средняя группа |
речи свои переживания, соотносить воспринятое со своим опытом, знаниями, переживаниями, представлениями, любоваться красивым, замечать средства художественной выразительности, давать эмоционально- эстетические оценки, мотивировать их, замечать прекрасное в повседневной жизни, в непосредственном окружении, общаться по поводу воспринятого, принимать задачу взрослого создавать что-то определенное, подчинять ей свои усилия, до начала деятельности достаточно развернуто формулировать замысел, развивать замысел в процессе деятельности, реализовывать замысел.
прекрасного.
деятельности; умения внимательно и заинтересованно слушать музыкальное произведение, замечать его настроение, следить за динамикой музыкального образа, самостоятельно рассуждать, отвечая на вопросы о содержании и средствах выразительности музыкального произведения, образно передавать музыкальные образы в музыкально-ритмических движениях и пении, передавать музыкальный ритм. |
Старшая группа |
художественных произведений.
произведений, творчески используя речевые и неречевые средства, в том числе эпитеты, сравнения, метафоры, движения, позы, мимику, интонацию; рассказывать о своих эмоциональных переживаниях. Замечать и понимать эмоциональные проявления в разных жанрах произведений; понимать средства выразительности, используемые авторами произведений для передачи эмоций.
создавать и воплощать замысел, развернуто формулировать его до начала деятельности, совершенствовать в процессе изображения, отбирать средства в соответствии с замыслом.
деятельности; творческое отношение к исполнительству; умения создавать выразительные оригинальные образы, передавать настроение, импровизировать в разных видах музыкальной деятельности.
настроения в музыкальном произведении, динамику музыкального образа и средства его воплощения; выполнять движения качественно, самостоятельно, технично, ритмично, выразительно; осуществлять самоконтроль. |
Подготовительная группа |
эстетической оценки произведений, подробно анализировать произведения, высказывать свои эмоционально-эстетические суждения и аргументировать их; адекватно, ярко, глубоко реагировать на произведения; рассказывать о своих эмоциональных переживаниях; понимать средства выразительности, используемые авторами произведений для передачи эмоций; создавать оригинальные замыслы, выразительно отражать художественные образы в разных видах деятельности; развернуто формулировать замысел до начала деятельности, совершенствовать его в процессе изображения, отбирать средства в соответствии с замыслом, воплощать его в соответствии с содержанием запланированного, творчески преобразовывать знакомые способы художественно-творческой деятельности.
деятельности.
понимать и объяснять смену настроения в музыкальном произведении, динамику музыкального образа и средства его воплощения; выполнять движения, в том числе со сложным ритмическим рисунком, качественно, самостоятельно, технично, ритмично, выразительно; осуществлять самоконтроль, создавать выразительные оригинальные музыкальные образы, передавать настроение, нюансировать музыкальные произведения, импровизировать с использованием специфического «языка музыки»; согласовывать свои действия с действиями других детей в коллективных формах музыкальной деятельности.
получать знания в отношении жанров, средств выразительности, композиторов и исполнителей; задавать соответствующие вопросы взрослому. |
2.5. Психологическое сопровождение образовательной области «Физическое развитие»
Группа | Развивающие задачи |
Младшая группа |
управлять своим телом; подражать движениям, которые демонстрирует взрослый; принимать задачу научиться движению, понимать простые речевые инструкции.
|
Средняя группа |
дифференцировать движения правой и левой руки, дифференцировать ведущую руку; точно выполнять мелкомоторные движения, действуя с предметами, в том числе мелкими; согласовывать свои движения с движениями других детей, ориентироваться на заданный темп движений, менять темп движения по сигналу, передавать в движении заданный ритм.
сверстников.
|
Старшая группа |
движения, действовать сопряжено и поочередно правой и левой рукой.
|
Подготовительная группа |
движения, как знакомые, так и новые, по показу и инструкции; умения последовательно выполнять сложные движения по образцу, словесной инструкции, плану, создавать творческое сочетание.
психосоматическое состояние.
|
2.6. Направления психолого-педагогического сопровождения
«Психодиагностика»
Согласно ФГОС ДО в ДОО может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Такая оценка производится педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках психолого- педагогической диагностики (или мониторинга). Психолого-педагогическая диагностика понимается как оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста. Обязательным требованием является связь такой оценки с оценкой эффективности педагогических действий и дальнейшим планированием образовательной работы.
Участие ребенка в психолого-педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач, а именно:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей развития);
- оптимизации работы с группой детей.
Цель: получить полную информацию об индивидуальных особенностях психического развития детей, которые будут положены в основу разработки индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников.
Задачи: дать полную информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна педагогам и родителям.
Основные диагностические методики, используемые в работе педагога- психолога МДОБУ ЦРР детский сад «Ромашка» с детьми младшего, среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста
№ п/п | Предмет исследования | Сроки | Название методики, автор |
Адаптационный период детей вновь прибывших в ДОУ (2-3 года) Выявление уровня алаптированности детей прибывших в ДОУ | сентябрь |
| |
в течение года |
| ||
Диагностика психологического фона развития личностной и эмоционально-волевой сферы у детей дошкольных групп по запросу | в течение года |
| |
Уровень развития психических процессов у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) по запросу Диагностика познавательной сферы | По запросу | Экспресс – диагностики в детском саду Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко
| |
Уровень развития психических процессов у детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) Диагностическое обследование детей с целью направления на ПМПК, формирование подгрупп для коррекционно – развивающей работы | Январь - февраль | Экспресс – диагностики в детском саду Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко.
| |
Уровень развития психических процессов у детей старшего возраста (5-6 лет) по запросу Диагностика познавательной сферы | Пот запросу | Экспресс – диагностики в детском саду Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко.
| |
Уровень развития психических процессов у детей подготовительного возраста (6-7 лет). Выявление уровня готовности к обучению в школе. Прогнозирование уровня готовности детей к школьному обучению. | Сентябрь, апрель |
Керна – Йирасека.
|
*Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач в соответствии с ФЗ N 636 от 22 октября 1999г «ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
«Развивающая работа и психологическая коррекция»
Цель: способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка.
Задачи: корректировать отклонения в психическом развитии ребенка (интеллектуальном, эмоциональном, мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном и пр.) на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка.
В контексте ФГОС ДО деятельность педагога-психолога, направленная на изменения во внутренней, психологической, сфере воспитанников, рассматривается как развивающая.
Психокоррекционные технологии включаются в контекст развивающей работы с дошкольниками. Предметом деятельности педагога-психолога по данному направлению становится не исправление недостатков воспитанников, а выработка у них способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут им стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоения образовательной программы, и как следствие, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития.
В технологическом аспекте данное направление деятельности педагога-психолога предполагает широкое использование разнообразных видов игр, в том числе психотехнических, раскрепощающих; проблемных ситуаций, разрешаемых в процессе экспериментов, дискуссий, проектов; творческих заданий, связанных с созданием различных продуктов деятельности на основе воображения; этюдов, в том числе психогимнастических; свободной недирективной деятельности воспитанников. Ведущими выступают игровые технологии, создающие, согласно Л.С. Выготскому, условия для спонтанно-реактивной деятельности детей. При отборе психологического инструментария ведущим является принцип целостного воздействия на личность ребенка.
Объем образовательной нагрузки
Продолжительность развивающих и коррекционных занятий
- I и II младшая группа – 8 – 10 минут
- Средняя группа – 20 минут
- Старшая группа – 25 минут
- Подготовительная группа – 30 минут
Развивающие занятия проводятся в старших, подготовительных группах. Количество детей - вся группа
Коррекционно – развивающие занятия проводятся по подгруппам в старших, подготовительных группах. Количество детей в подгруппе 5 – 6 человек.
ПСИХОРАЗВИВАЮЩАЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА | ||
Направление и с кем проводиться | сроки | программа |
Помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения (I и II младшая группа) | ОКТЯБРЬ - АПРЕЛЬ | «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» А.С.Роньжина |
Эмоционально – волевое развитие детей. (Старшие группы) Развитие психических процессов (Старшие группы) | ОКТЯБРЬ - АПРЕЛЬ | Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного возраста. Программа психолого – педагогических занятий для дошкольников 5 – 6 лет «Цветик – семицветик» Н.Ю.Куражева По результатам диагностики. В.Л.Шорохина, Л.И. Катаева Коррекционно – развивающие занятия. |
Повышение уровня психологической готовности к школе. Формирование предпосылок учебной деятельности. Развитие психических процессов (Подготовительные группы) | ОКТЯБРЬ - АПРЕЛЬ | И.Л.Арцишевская «Психологический тренинг для будущих первоклассников», О.Холодова «Развитие познавательных процессов» По результатам диагностики. В.Л.Шорохина, Л.И. Катаева Коррекционно – развивающие занятия. Дополнительная коррекционно –развивающая программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению «Скоро в школу» |
Организация и проведение индивидуальных психокоррекционных занятий: психокоррекция эмоционально-волевой сферы; коммуникативной (нарушение взаимоотношения со сверстниками, благополучия в семье); познавательной сферы | ОКТЯБРЬ - АПРЕЛЬ | Коррекционная работа реализуется в соответствии с возрастными особенностями детей, учетом результатов диагностик, по запросам. |
«Психологическое консультирование»
Цель: помочь педагогам и родителям в разрешении проблемы, когда он сам осознал ее наличие. В условиях ДОО педагог-психолог осуществляет возрастно-психологическое консультирование – консультирование по вопросам психического развития ребенка.
Задачи:
- оказание психологической помощи в ситуации реальных затруднений, связанных с образовательным процессом или влияющих на эффективность образовательного процесса в ДОО;
- обучение приемам самопознания, саморегуляции, использованию своих ресурсов для преодоления проблемных ситуаций, реализации воспитательной и обучающей функции;
- помощь в выработке продуктивных жизненных стратегий в отношении трудных образовательных ситуаций;
- формирование установки на самостоятельное разрешение проблемы.
- консультирование родителей и педагогов по подготовке воспитанников к школьному обучению
«Психопрофилактика и психологическое просвещение»
Психопрофилактика в контексте идей ФГОС ДО выступает как приоритетное направление деятельности педагога-психолога ДОО
Цель: обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка, его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений), предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психогигиенических условий в образовательном учреждении. Психогигиена предполагает предоставление субъектам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем.
Задачи:
- формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии (психологизация социума);
- информирование родителей и педагогов по вопросам психологического знания;
- формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития;
2.7. Распространенные проблемы в развитии детей дошкольного возраста
Адаптация
В период адаптации дети испытывают длительные эмоциональные отрицательные переживания: страх, тревогу, тоску, ухудшение самочувствия. Дети переживают сильнейший стресс и задача педагогов правильно организовать прием вновь поступивших детей в ДОУ.
Во время адаптационного периода нужно учитывать все индивидуальные привычки ребенка, в том числе и вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его. Необходимо принять ребенка таким, каков он есть, не высказывая неудовольствия от неадекватного поведения, отсутствия самостоятельности и прочего. И еще одно непреложное правило – не осуждать опыт ребенка, никогда не жаловаться на него родителям по пустякам. В младшей группе нужно создавать эмоционально-положительную атмосферу. («Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» авт.-сост. А.С.Роньжина).
Работа с агрессивными детьми
Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. Часто неожиданные агрессивные реакции могут появляться в период возрастного кризиса. Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты. Если это поведение нетипично для ребенка, тогда оно означает, что у него возникли определенные трудности и он нуждается в помощи окружающих (Н. Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей», Староверова М.С., Кузнецова О.И. Психолого – педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально – волевой сферы.)
Работа с гиперактивными детьми
Гиперактивность (синдром дефицита внимания с гиперактивностью – СДВГ) проявляется у детей не свойственной для нормального развития импульсивностью, двигательной расторможенностью, отвлекаемостью, невнимательностью. Ребенок с повышенной активностью может в тупик поставить любого взрослого. Заставить сидеть гиперактивного ребенка практически невозможно. Дети плохо и беспокойно спят, очень подвижны, чувствительны. Поэтому была разработана коррекционно-развивающая программа для гиперактивных, агрессивных и импульсивных детей. (Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду, Н. Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей»).
Работа с детьми со страхами, застенчивостью и тревожностью
Страхи – это обычное явление, если он не мешает детям жить и развиваться. Застенчивые дети, имеющие такие проблемы, очень болезненно реагируют на какие- либо изменения в их жизни, испытывают страх перед чужими людьми и новой обстановкой, но хочет общаться, у него есть потребность в окружающих людях, но не может применить свои знания. Замкнутый ребенок чаще всего не знает, что надо делать, и не хочет общаться, у него нет потребности в окружающих людях.
Тревожность, страхи, замкнутость входит в симптомокомплекс застенчивости. По мнению Е.К. Лютовой и Г.Б. Мониной, тревожность развивается у детей тогда, когда у них имеется внутренний конфликт, провоцируемый завышенными требованиями взрослых, отсутствием единой системы требований, наличие тревожности у самих взрослых. Для таких детей разработана программа (Бавина Т.В., Агаркова Е.И. Детские страхи: решение проблемы в условиях детского сада , Н. Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей»).
Работа с детьми, у которых недостаточно сформирована познавательная деятельность
Познавательная деятельность - это активная деятельность по приобретению и использованию знаний. В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребенка, т.е. развитие его познавательной сферы (познавательных процессов) – наглядного и логического мышления, произвольных внимания восприятия, памяти, творческого воображения. Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес. В последнее время дети целенаправленно играют в компьютеры, пальцы рук у детей не развиты, в графических заданиях делают значительные ошибки, работают с напряжением в руках. Была необходимость в разработке дополнительной коррекционно –развивающей программы психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению «Скоро в школу»
2.8. Деятельность педагога-психолога в рамках ПМПК ДОУ
Цель: выявить детей с ограниченными возможностями здоровья, отклонениями в поведении, когнитивными нарушениями.
Задачи:
- Своевременное выявление и комплексное обследование детей, имеющих особенности психофизиологического и речевого развития;
- Выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности дошкольников (речи, памяти, работоспособности, и других психических функций)
- Изучение эмоционально-волевого и личностного развития воспитанников
- Составление индивидуальных рекомендаций по развитию детей с особенностями речевого и психофизиологического развития, оценка их эффективности
- Организация взаимодействия между педагогами и специалистами, участвующими в деятельности консилиума.
Работа с детьми:
- плановая и внеплановая углубленная психолого-педагогическая диагностика (в течение года) познавательной, эмоционально-личностной сферы, эмоционального благополучия ребенка;
- исследование индивидуально – типологических особенностей ребенка;
- диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению;
- индивидуальная диагностическая, коррекционно-развивающая работа с детьми по запросам воспитателей, родителей;
- индивидуальное сопровождение детей в период адаптации к детскому саду;
- коррекция коммуникативной, эмоционально-личностной, познавательной сферы ребенка;
- составление и корректировка при необходимости индивидуального образовательного маршрута ребенка.
Работа с педагогами:
- методическая и практическая помощь в составлении индивидуального портрета ребенка (педагогическая характеристика)
- рекомендации по индивидуальной работе с детьми по результатам диагностики (в течении года);
- помощь педагогам в психолого-педагогическом сопровождении детей;
- повышение уровня педагогической и психологической грамотности, просветительская работа;
- посещение образовательной деятельности и их психолого-педагогический анализ (в течение года), практические рекомендации;
- индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и развития детей (по запросам);
- семинары, практикумы, психологические тренинги с педагогическим коллективом
Работа с родителями:
- анкетирование родителей;
- индивидуальное консультирование родителей;
- углубленная диагностика социальной ситуации семейных, детско-родительских взаимоотношений (по запросу);
- просветительская работа среди родителей;
- организация и проведение тренингов, игровых родительских собраний.
III. ОГРАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Формы учета деятельности и отчетность педагога-психолога
Педагог-психолог ведет учет проводимой работы по следующим формам:
1. Циклограмма деятельности.
2. Годовой план работы.
3. Перспективный план
4. Журнал консультаций психолога.
5. Журнал учета групповых форм работы.
6. Журнал учета диагностических мероприятий
7. Программы коррекционно-развивающих занятий.
8. Аналитический отчет о работе.
- Оснащение кабинета педагога-психолога
№ | Перечень основного оборудования | Кол-во | |
Технические средства | |||
1 | Компьютер-системый блок | 1 | |
2 | Компьютер-монитор | 1 | |
3 | Принтер | 1 | |
4 | Ксерокс | 1 | |
5 | Магнитофон | 1 | |
Предметы мебели | |||
1 | Шкаф для дидактических игр и игрушек, методической литературы и документации | 1 | |
2 | Стол для детей | 2 | |
3 | Стулья детские | 4 | |
4 | Кресло для работы за компьютером | 1 | |
5 | Стул | 1 | |
6 | Стол рабочий | 1 | |
7 | Тумбочка | 1 | |
Дополнительные средства | |||
1 | Стенд | 1 | |
Материал для продуктивной деятельности | |||
1 | Альбомы для рисования | ||
2 | Цветная бумага | ||
3 | Цветной картон | ||
4 | Цветные карандаши | ||
5 | Простые карандаши | ||
6 | Краски акварельные | ||
7 | Гуашь | ||
8 | Пластилин | ||
9 | Клей | ||
10 | Восковые мелки | ||
11 | Фломастеры | ||
12 | Кинетический песок | ||
Перечень методических средств кабинета | |||
1 | Нормативная документация. Специальная документация. Организационно-методическая документация. | ||
2 | Диагностические комплекты | ||
3 | Стимульный материал к диагностико-коррекционным методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией | ||
4 | Анкетные бланки, бланки опросников. Печатный материал | ||
5 | Настольно печатные игры | ||
6 | Конструкторы | ||
7 | Развивающие пособия для сенсорной сферы | ||
8 | Настольный театр | ||
9 | Дидактические игрушки | ||
10 | Ауди кассеты и диски | ||
11 | Буклеты для педагогов и родителей | ||
12 | Стендовая информация | ||
13 | Методические разработки | ||
14 | Учебно-методическая литература |
- Методическое обеспечение реализации рабочей программы
Диагностический блог
- Богданова Т.Г., Варламова О.И.Диагностика и коррекция познавательной сферы младших дошкольников с отклонениями в развитии. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2011. – 112с. + СД- диск. (Специальная психология)
- Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5 – 7 лет: Пособие для психологов и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2009. – 128с.
- Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс – диагностики в детском саду: Комплект материалов для педагогов – психологов детских дошкольных образовательных учреждений. – 3-е изд. - М.: Генезис, 2012. 80с.
- Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) / авт. – сост Е.В. Доценко. – Изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2011. – 297с.:ил.
Коррекционно-развивающий блок
- Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011. – 96 с (Серия «Кабинет психолога»)
- Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников: Конспекты занятий. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2011. – 72с. (Психологическая служба)
- Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2011. – 64с. (Психологическая служба)
- Бавина Т.В., Агаркова Е.И. Детские страхи: решение проблемы в условиях детского сада: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2011. – 64с. (Растем здоровыми)
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка – дошкольника. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 144с.
- Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. «Практический психолог в детстком саду» изд. «Мозаика-Синтез» 2014. 144с.
- Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Под научной редакцией И. Ю. Левченко. – М.: Книголюб, 2008. – 96с. (Специальная психология)
- Ганичева И.В. Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5 – 7 лет) М.: «Национальный книжный центр», 2011. – 136с. (Психологическая служба)
- Гиперактивный ребенок – это не проблема! Материалы для работы с детьми дошкольного возраста / Авт. – сост. Н.В. Микляева / Под ре. И.Ю. Синельникова М.: АРКТИ, 2011 – 104с. (Растем здоровыми).
- Загорная Е.В. Настольная книга детского психолога. – СПб: Наука и Техника, 2010. – 304 с., ил., СD
- Капшук О.Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя / О.Н. Капшук – Изд. 2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2011. 221, [1]с. – (Школа развития)
- Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие коммуникативных способностей и социализация детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011. – 80 с + цв.вкл.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – 6-е изд. – М.:Генезис, 2011. – 208с.;ил.
- Лабиринт души: Терапевтические сказки / Под ред. О.В. Хухлаевой, О.Е. Хухлаева. – 9-е изд. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2013. - 175с. – (Технологии психологии)
- Левченко И.Ю. Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / Под научной редакцией И.Ю Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2013. – 152с.+ СD- диск. (Специальная психология)
- Профилактика нарушений в поведении дошкольников: Материалы для диагностической и коррекционной работы в ДОУ/ Авт. – сост.: И.Н.Наревская, Н.Г.Сабирова, Н.А. Куранова, Н.С. Нурмухаметова. – 2-у изд., испр. и доп. – М.:АРКТИ, 2010. – 80с. (Растем здоровыми)
- Роньжина А.С.
- Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2012. – 72с. + СD- диск. (Психологическая служба)
- Саранская О.Н. Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!» М.: ООО «Национальный книжный центр», 2011. – 64с. (Психологическая служба).
- Семенака С.И. Социально – психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно- развивающие занятия. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2012. – 72с. (Развитие и воспитание)
- Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2010 – 60с. (Развитие и воспитание).
- Стародубцева И.В., Завьялов Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников. – М.: АРКТИ, 2010 – 72с. (Растем умными).
- Староверова М.С., Кузнецова О.И. Психолого – педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально – волевой сферы. Практические материалы для психологов и родителей / М.С. Староверова , О.И.Кузнецова . – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 143с. – (Пособие для психологов и педагогов).
- Тимерьянова Л.Н., Кремлякова А.Ю. Организация психологического сопровождения адаптации детей в дошкольном учреждении: Учебно – методическое пособие. Уфа: Издательство ИРО РБ. 55с.
- Хухлаева О.В., Хухлаева О.Е. терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми - М.: ФОРУМ, 2013. – 152с.
- Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3 – 9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2011. – 176с.; ил. – (Психологическая работа с детьми)
- Хухлаева О.В., Хухлаева О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – 6-е изд. – М.: Генезис, 2013. – 175с.
- Шарохина В.Л. Психологическая подготовка детей к школе: – М.: «Национальный книжный центр», 2012. – 48с. (Психологическая служба)
- Шарохина В.Л. Коррекционно- развивающие занятия: младшая, средняя группы. - М.: ООО «Национальный книжный центр», 2011. – 136с. + СD (Психологическая служба).
- Шарохина В.Л., Катаева Л.И. Коррекционно- развивающие занятия: старшая, подготовительная группы. - М.: ООО «Национальный книжный центр», 2011. – 120с. + СД (Психологическая служба).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
В возрасте 2—3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному уч...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации детей к дошкольному учреждению на 2014-2015 учебный год
Рабочая программапсихолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возрастав период адаптации детей к дошкольному учреждениюна 2014-2015 учебный год ...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе
Программа по подготовке детей к школьному обучению «Тропинка к школе » Пояснительная записка Поступление ребенка...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению на 2014-2015учебный год
Адаптация (социальная) — процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с проблемами общения.
Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предме...
Авторская Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста.
Цель психолого-педагогического сопровождения: создание в общеобразовательном учреждение благоприятных социально-психологических условий, способствующих ...
- Мне нравится (1)