Рабочая программа психолого- педагогического сопровождения детей дошкольного возраста .
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
На внеочередном заседании заведующий МБДОУ
педагогического совета МБДОУ д/с «Подсолнушек» д/с «Подсолнушек»
от «____» _________20____ г. _________Н.А.Павлова
за № _______ приказ №____
от «___» _______20____г.
Рабочая программа психолого- педагогического сопровождения
детей дошкольного возраста .
муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад «Подсолнушек»
на 2017 -2018 учебный год
Разработчик программы:
Педагог-психолог:
Барышева Е.М.
С.Икряное
Содержание
1.Целевой раздел.
1.1 Пояснительная записка…………………………………………………...3
1.2 Цели и зададачи программы……………………………………………...3
1.3 Принципы и подходы рабочей программы……………………………..4
1.4 Возрастные особенности и новообразования дошкольного детства….5
1.5 Планируемые результаты психолого- педагогического сопровождения детей дошкольного возраста………………………………………………....10
1.6 Психологическое сопровождение системы мониторинга достижения детей планируемых результатов…………………………………………………............................10
2. Содержательный раздел.
2.1 Содержание коррекционной работы…………………………………….12
2.1.1.Психодиагностика………………………………………………………12
2.1.2. Психопрофилактика……………………………………………………13
2.1.3. Коррекционно- развивающая работа…………………………………13
2.1.4. Психологическое консультирование…………………………………14
2.1.5. Психологическое просвещение…………………………………………………………………..14
2.2. Содержание деятельности педагога-психолога в рамках ДОУ.Работа с детьми………………………………………………………………………….15
2.3. Работа с педагогами……………………………………………………....15
2.4. Работа с родителями……………………………………………………...16
3.Особенности психолого- педагогической деятельности с детьми…..17
3.1. Социальный портрет контингента участников психолого –педагогического сопровождения………………………………………………………………..18
3.2. Взаимодействие с семьями воспитанников……………………………18
3.3. Критерии результативности деятельности педагога- психолога…….18
3.4. Зона компетенции педагога- психолога в диагностическом обследовании дошкольников…………………………………………………………………19
3.5. Программно-методическое обеспечение психолого- педагогического сопровождения………………………………………………………………..20
3.6. Организация предметно- пространственной среды (материально- техническое обеспечение)……………………………………………………21
Приложения.
Приложение 1 Комплексно – тематический план психолого- педагогического сопровождения всех участников воспитательно –образовательного процесса.
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа по психолого- педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, основной общеобразовательной программы МБДОУ д/с «Подсолнушек», в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 1,5 до 8 лет, родителями воспитанников и педагогами МБДОУ.
Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности МБДОУ по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому, что обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования.
Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой МБДОУ.
Педагог-психолог МБДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные уровни психического развития.
Срок реализации Программы – 1 год (2016 -2017 учебный год) Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Конституция РФ, ст. 43, 72.
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.) – Федеральный закон РФ от 29. 12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании». - СанПиН 2.4.1.3049-13 - Устав образовательного учреждения
- Приказ Минобразования России от17. 10. 2013 № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО».
1.2. Цель программы - определение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в том числе общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств; предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
- предупреждать возникновение проблем развития ребенка;
- оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;
- повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов;
- обеспечить психологическое сопровождение разработки и реализации образовательных программ и развития ДОУ в целом.
Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы педагога-психолога МБДОУ, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.
Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня их развития.
1.3 Принципы и подходы к формированию рабочей программы.
При разработке Программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка:
- Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия) ;
- Деятельностный подход (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.);
- Личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б.Эльконин и др.) .
Эти подходы к проблеме индивидуального развития человека очень тесно взаимосвязаны и составляют теоретико-методологическую основу для:
- сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
- формирования у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;
- формирования основ социальной и жизненной адаптации ребенка;
- развития позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
- развития потребности в реализации собственных творческих способностей.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами Программа опирается на научные принципы ее построения:
- принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т.е. соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, приближаясь к разумному «минимуму»;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности, при проведении режимных моментов в соответствии с условиями МБДОУ;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности ориентирован на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.
1.4 Возрастные особенности и новообразования дошкольного детства.
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.
По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).
Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.
При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации происходит включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему — школьному — периоду развития.
Возраст от 1,6 до 3 лет.
Продолжает развиваться предметная деятельность (развиваются соотносящие и орудийные действия), ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Интенсивно развивается активная речь детей. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, в середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.
Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от неё линий.
Дети могут осуществлять выбор из 1,6 - 3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Возраст от 3 до 4 лет.
Общение становится внеситуативным.
Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённость к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.
В младшем дошкольном возрасте происходит переход к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение. Взаимоотношения детей: они скорее играют радом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
Поведение ребёнка ещё ситуативное. Начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться также их половая идентификация.
Возраст от 4 до 5 лет.
В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.
Формируются навыки планирования последовательности действий.
Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.
Начинает складываться произвольное внимание.
Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
Речь становится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится вне ситуативной.
В общении ребёнка и взрослого ведущим становится познавательный мотив.
Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.
Возраст от 5 до 6 лет.
Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.
Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.
Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.
Восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления.
Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Возраст от 6 до 8 лет.
Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участник игры.
Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным.
При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Они свободно владеют обобщёнными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.
В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
1.5 Планируемые результаты психолого- педагогического сопровождения детей.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры освоения программы:
- сформирован у всех участников педагогического процесса понятийный аппарат по теме;
- работа более осмысленная и целенаправленная;
- разработаны карты индивидуальоного развития дошкольников;
- разработан алгоритм психолого- педагогичесокого сопровождения;
- разработана схема взаимодействия в работе специалистов ДОУ и воспитателей;
1.6 Психологическое сопровождение системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов.
Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют к системе мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы следующие требования:
- система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы;
- мониторинг проводится с оценкой динамики достижений детей ;
- обязательное требование - включение описания объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
При реализации этих требований, в сферу компетентности педагога-психолога попадают следующие направления мониторинга - физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.
Основные используемые методы:
- наблюдение за ребенком,
- беседы
- экспертные оценки.
Также заложены исследования при помощи критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др.
При этом в построение системы мониторинга заложено сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов освоения программы и уровня развития интегративных качеств детей осуществляется 2 раза в год с использованием диагностики результатов, что обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.
Содержание мониторинга изложено в Основной общеобразовательной программе МБДОУ.
В мониторинге предусмотрено использование методов, позволяющих получить объем информации в оптимальные сроки.
В системе мониторинга МБДОУ предусмотрено участие педагога-психолога в разработке и внедрении системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в образовательном учреждении, прежде всего в части обеспечения комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющего вести оценку в том числе, и личностных результатов.
2. Содержательный раздел.
2.1. Содержание коррекционной работы.
Содержание коррекциооной работы, в соответствии с ФГОС, направлено на создание системы комплексной помощи в освоении детьми основной образовательной программы ДО, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии , их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ОПДО.
Эффективность коррекционно- воспитательной работы определяется четской организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течении дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: учителя- логопеда, родителей и педагогов ДОУ.
Организация деятельности педагога- психолога, воспитателей и других специалистов в течении года определчяется поставленными задачами рабочей программы. Обследование всех детей проводится в соответствии с образовательной программой ДОУ.
Фронтальные занятия , подгрупповые и индивидуальные проводятся с 15 сентября . Основную нагрузку несет индивидуальная и подгрупповая работа, которая проводится 2 раза в неделю с каждым ребенком.
Для подгрупповых занятий объединяются дети однолй возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности нарушения, продолжительностью 20-30 минут. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности нарушения, возрастом и индифидуальными психофизическими особенностями детей.
Выпуск детей проводится в течении всего учебного года по мере устранения у них выявленных ранее проблем.
2.1.1. Психодиагностика
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Проводится:
- Наблюдение за воспитанниками всех возрастных групп с целью заполнения психолого- педагогических карт;
- Наблюдение за адаптационным периодом детей I группы раннего возраста;
- Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы;
- Диагностика эмоционального состояния детей в дошкольном учреждении, психологического благополучия в группе.
Дополнительно:
По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
2.1.2. Психопрофилактика
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.
Для этого предусмотрено:
Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
- анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.
Дополнительно:
- Отслеживание динамики социально-личностного развития детей;
- Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
2.1.3. Коррекционно- развивающая работа.
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
В коррекционной работе педагог-психолог опирается на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического.
Объектом коррекционной и развивающей работы являются проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют в конечном счете на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом.
Обязательно:
-Проведение занятий с вновь прибывшими детьми – адаптационные игры;
-Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования предпосылок учебной деятельности (с учетом результатов промежуточной диагностики на начало учебного года);
-Проведение развивающих занятий с детьми всех возрастных групп, с целью формирования познавательных процессов, коммуникативных навыков;
2.1.4. Психологическое консультирование.
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. При необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах города по теме запроса.
Обязательно:
- Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.
Дополнительно:
- Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей;
- Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.
2.1.5. Психологическое просвещение.
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:
- повышение уровня психологических знаний;
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение педагогов и родителей опирается на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, с учетом традиций и местных условия, квалификации и особенностей педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.
Обязательно:
- Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов в форме семинаров, конференций, практикумов по темам:
1. Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы.
2. Закономерности развития детского коллектива.
3. Особенности работы педагога с проблемными детьми.
4. Стили педагогического общения.
5. Психологические основы взаимодействия с семьей.
6. Особенности построения воспитательно-образовательного процессе с учетом гендерных различий дошкольников.
- Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов, тренингов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей по темам:
1. Адаптация ребенка к ДОУ.
2. Кризисы 3-х лет и 6-7 лет.
3. Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.
4. Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: инфантилизма, демонстративности, вербализма, ухода от деятельности и прочее.
5. Воспитание произвольности поведения и управляемости.
6. Психологическая готовность к обучению.
7. Половое воспитание и развитии.
Дополнительно:
- Создание информационных уголков по типу «Советы психолога» в каждой группе и информационного стенда в пространстве ДОУ.
Каждое из названных направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, опирается, в основном, на игровые технологии и приемы.
2.2. Содержание деятельности педагога- психолога в рамках ДОУ.
Работа с детьми.
1. Плановая психолого-педагогическая диагностика эмоционального благополучия ребенка.
2. Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению.
3. Индивидуальная диагностическая, коррекционно-развивающая работа с детьми по запросам воспитателей, родителей.
4. Индивидуальное сопровождение детей в период адаптации к детскому саду.
5. Составление индивидуальной траектории развития ребенка.
2.3. Работа с педагогами.
1. Методическая и практическая помощь в организации и проведении открытых мероприятий (по плану ДОУ).
2. Повышение уровня педагогической и психологической грамотности. Просветительская работа с воспитателями, педагогами ДОУ,
3. Рекомендации по индивидуальной работе с детьми на основании результатов диагностики (в течение года).
4. Посещение занятий и их психолого-педагогический анализ (в течение года); разработка рекомендаций.
5. Индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и развития детей (по запросам).
6. Семинары, практикумы, психологические тренинги с педагогическим коллективом.
2.4. Работа с родителями.
1. Социологическое анкетирование родителей (в течение года).
2. Индивидуальное консультирование родителей.
3.Диагностика социальной ситуации семейных, детско-родительских взаимоотношений (по запросу, плану педагога-психолога).
4. Просветительская работа среди родителей.
5. Организация и проведение тренингов, семинаров.
Перспективный план работы с родителями
3.Особенности психолого- педагогической деятельности с детьми.
Рабочая программа педагога-психолога обеспечивает, с учетом приоритетного направления деятельности МБДОУ и сферы компетентности педагога-психолога, реализацию четырех направлений развития детей: познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое.
К сфере профессиональной компетентности педагога-психолога относятся следующие образовательные области:
- познавательное развитие
-социально-коммуникативное развитие
- физическое развитие
- Речевое развитие
- Художественно -эстетическое развитие
Образовательная область «Познавательное развитие».
Сфера компетентности педагога-психолога: ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует.
Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие».
Сфера компетентности педагога-психолога: Развиваем речь и коммуникативные способности детей.
Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»(музыкальное творчество).
Сфера компетентности педагога-психолога: развиваем детское художественное творчество через использование методов арт-терапии, приобщаем к музыкальному искусству через использование разнохарактерной музыкой (релаксационная, активизирующая, шум леса и моря, детские песенки и т. д.).
Образовательная область «Физическое развитие»
Развивать целенаправленность движений. Формировать умения выполнять движения точно, координировано; управлять своим телом; подражать движениям, которые демонстрирует взрослый; принимать задачу научиться движению, понимать простые речевые инструкции; выполнять целенаправленные действия, ориентируясь на сочетание жеста и речи, а также только на речевую инструкцию, состоящую из трех заданий, не подкрепленную жестами, в специально организованной среде; выполнять инструкцию, указывающую на положение тела в пространстве, задания, связанные с перемещением по помещению.
Образовательная область «Речевое развитие»
Развивать навыки диалогического общения
3.1. Социальный портрет контингента участников
Сведения о семьях воспитанников.
Детский сад большое внимание уделяет изучению контингента родителей на основе социальных паспортов, анкетирования. В результате проведенного анализа получены следующие результаты:
Социальный портрет семей дошкольников .
Показатели | 2016-2017 уч.г | |
Количество детей | 154 | |
Из них мальчиков | 73 | |
Из них девочек | 81 | |
Полных семей | 123 | |
Неполных семей | 31 | |
Семей с 1 ребёнком | 49 | |
Семей с 2 детьми | 82 | |
Многодетные семьи | 23 |
Данные сведения используются при планировании работы, для организации системы взаимодействия с родителями, установления режима взаимопонимания и сотрудничества.
Взаимоотношения между МБДОУ и родителями (законными представителями) регулируются договором, в котором отражено оказание квалифицированной помощи.
3.2. Взамодействие с семьями воспитанников.
При анализе контингента семей выявлено, что дети МБДОУ воспитываются в семьях различного социального статуса, имеющих разный уровень образования. Эти данные учитываются при организации взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников, которое направлено на создание доброжелательной, психологически комфортной атмосферы в МБДОУ, установление взаимопонимания и создание условий для сотрудничества с родителями.
Основные формы взаимодействия с семьей.
Знакомство с семьей: анкетирование, консультирование
Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток, буклетов.
Совместная деятельность: привлечение родителей к организации гостиных, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
3.3. Критерии результативности деятельности педагога- психолога
- психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса на разных возрастных этапах;
- обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития воспитанников при реализации основной общеобразовательной программы;
- достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;
- сформированность у воспитанников ценностных установок на здоровый и безопасный образ жизни при определении итоговых результатов;
- обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных маршрутов и психологического сопровождения образовательного процесса;
- функционирование системы мониторингов возможностей и способностей воспитанников, выявления и поддержки одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями;
- сформированность коммуникативных навыков воспитанников;
- вариативность уровней и форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение, экспертиза).
3.4. Зона компетенции педагога-психолога в диагностическом обследовании дошкольников.
Педагог-психолог осуществляет:
- Психологическую диагностику познавательных процессов детей.
- Психологическую диагностику личностных качеств.
- Диагностику психологической и мотивационной готовности детей к обучению в школе.
Профессиональная компетентность педагога-психолога при проведении мониторинга в МБДОУ может распространяется на следующие параметры диагностирования дошкольников.
Младший возраст (1.6 до 3)
• игра;
• рисование (желание рисовать, наличие замысла, умение держать карандаш и т. д.);
• поведение (взаимоотношения со взрослыми и сверстниками).
Младший возраст (3-4 года):
• игра;
• рисование (желание рисовать, наличие замысла, умение держать карандаш и т. д.);
• поведение (взаимоотношения со взрослыми и сверстниками).
Средний возраст (4-5 лет):
• зрительное восприятие (узнавание черно-белых изображений);
• мелкая моторика;
• анализ продуктивной деятельности — рисунок, лепка, аппликация, словотворчество и т. д.;
• игра — уровень игры, преобладающий вид общения;
• социальные навыки — общение со взрослыми и сверстниками.
Старший возраст (5-6 лет):
• игровая деятельность;
• анализ продуктов деятельности;
• коммуникативные навыки.
Подготовительная к школе группа (6-7 лет):
• зрительно-моторная координация;
• составление сюжетного рассказа по серии картин;
• понимание логико-грамматических конструкций;
• установление причинно-следственных связей;
• ориентировка на листе бумаги.
3.5. Программно- методическое обеспечение психолого- педагогичесого сопровождения.
Перечень программ, технологий, пособий | 1. Никифорова Л.А. «Вкус и запах радости»- цикл занятий по коррекции эмоционально- волевой сферы. 2.Арцишевкая И.Л. «Работа педагога с гиперактивными детьми в детском саду». 3. Крюкова С.В..Донская Н.И. «Программы групповой психологической работы с дошкольниками». 4.Чаус Е.А., Попова Г.П. «определение готовности детей к обучению в школе». 5.Денисова Н.Д. «Диагностика эмоционально- личностного развития дошкольников 3-7 лет». 6.Постоева Л.Д., Лукина Т.А. «Интегрированные коррекционно- развивающие занятия детей дошкольного возраста 4-6 лет». 7. Алябьева Е.А. «Занятия по психодиагностике с дошкольниками» 8.Роньжина А.С. « Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению.- М.: Книголюб, 2003. 9.Шипицина Л.М., Защиринская О.В. «Азбука общения – развитие общения ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками»(от 3- 6 лет). Программы:
2 Программа по развитию эмоционально- волевой сферы для детей старшего дошкольного возраста. 3 Программа по коррекции и снижению агрессивного поведения для детей дошкольного возраста 4 Программа по развитию познавательных процессов : внимания, памяти, мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью игровой деятельности. |
3.6. Организация предметно- пространственной среды (материально- техническое обеспечение).
Для построения работы педагога-психолога используются групповые помещения МБДОУ.
Вид помещения. Функциональное использование | Оснащение |
Кабинет психолога -Индивидуальное консультирование родителей и педагогов. -Проведение индивидуальных видов работ с дошкольниками (диагностика, коррекционно-развивающая работа). -Реализация организационно-планирующей функции. | -Библиотека специальной литературы и практических пособий. -Материалы консультаций, семинаров, папки-передвижки. -Игрушки, игровые пособия, атрибуты для развивающей работы. -Конструкторы различных видов. -Логические блоки Дьенеша. -Головоломки, мозаики, настольно-печатные игры. -Развивающие игры . -Раздаточные и демонстративные материалы. -Информационный уголок для родителей. -Картотека «Межличностное отношение детей дошкольного возраста» Картотека «Психогимнастика» -картотека «Игры на развитие эмоций» - кинетический песок «Лепа» - су-джок - природные камни |
Приложение
Приложение1 Перспективно –тематический план психолого- педагогического сопровождения всех участников воспитательно –образовательного процесса.
Психодиагностическая деятельность
Контингент участников | Вид работы | Форма проведения | Время проведения | |||
Дети | ||||||
I группа и II группа раннего возраста | Наблюдение за адаптационными периодом детей младших групп | Групповая | Сентябрь- октябрь,по мере поступления) | |||
Все группы | Наблюдение за созданием в группах благоприятных условий для игр, развивающих НОД и комфортного пребывания детей в ДОУ | Групповая | Сентябрь | |||
Подготовительная к школе группа | Диагностика развития познавательных процессов, интеллектуальных способностейюПодведение итогов диагностики. | Индивидуальная | Сентябрь, декабрь, апрель | |||
Старшая группа | Мероприятие «Если есть у мамы дети - значит счастье есть на свете!» | Групповая | Ноябрь | |||
Средняя, старшая, подготовительная к школе группы | Диагностика эмоционального состояния детей в ДОУ (по Л.Г. Григорович, Т.С.Воробьевой), психологического благополучия в группе. | Групповая, индивидуальная | Ноябрь, декабрь | |||
Все группы | Социально - личностная диагностика по методикам: «День рждения», «Кактус», «Лесенка», «Страхи в домиках», «Тест тревожности», «Два домика», «Рисунок семьи». Подведение итогов диагностики. | Индивидуальная, по запросам педагогов или родителей. | В течении года | |||
Старшая, подготовительная к школе группы | Определение межличностных взаимоотношений в группах (социометрия) | Индивидуальная | Октябрь, май | |||
Подготовительная к школе группа | Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе («Учебная деятельность», «Беседа о школе») | Индивидуальная | Январь, май | |||
Средняя, старшая, подготовительная к школе группы | Диагностика одаренности детей (краткий тест творчесокого мышления Торренса, «Фигурная фрма»), подведение итогов диагностики. | Групповая, индивидуальная | Октябрь, январь | |||
Педагоги | ||||||
Все педагоги | Проведение психолого – педагогического анализа НОД во всех группах | Наблюение по группам | В течении года | |||
Все педагоги | Проведение психолого- педагогического анализа режимных моментов в группах ДОУ | Наблюдение по группам | Январь, май | |||
Все педагоги | Проведение психолого- педагогического анализа прогулок в группах ДОУ | Наблюдение по группам | Февраль | |||
Все педагоги | Психодиагностика личности педагога | Индивидуальная, по запросу | В течении года | |||
Педагоги старшей и подготовительной к школе групп | Анкетирование воспитателей страрших групп с целью определения дошкольников в «группы риска» | Индивидуальная | Октябрь |
Родители | |||
Младшие группы | Анкетирование «Психолого- педагогические параметрыопределения готовности поступления ребенка в ДОУ» | Индивидуальная | По мере посткпления |
Младшие группы | Анкетирование родителей с целью изучения изменения, происходящих с ребенком в ходе адаптации | Индивидуальная | По мере поступления |
Все группы | Тестирование «Выявление способностей воспитания ребенка дома», «Черты вашего характера» | Групповая, индивидуальная | По запросам, в течении года |
Все группы | Психодиагностика личности родителей | Индивидуальная | По запросу, в течении года |
Коррекционно- развивающая деятельность
Контингент участников | Вид работы | Форма проведения | Время проведения | ||
Дети | |||||
Младшие группы | Психологическое сопровождение адаптации | Групповая | В течении года | ||
Все группы | Игры и упражнения, направленные на развитие навыков общения, межличностных отношений и эмоциональной сферы | Групповая | Октябрь, май | ||
Подготовительная к школеи старшая группы | Групповые коррекционно- развивающие НОД на развитие познавательных возможностей | Групповая | 1 раз в неделю, с 1 октября по 31 мая | ||
Подготовительная к школе группа | Коррекционные игры и упражнения , направленные на формирование психологической готовности детей к школьному обучению | Групповая | 1 раз в неделю, с 1 октября по 31 мая | ||
Группы риска | Коррекционные игры и упражнения, направленные на преодоление сложностей в эмоционально- личностной и познавательной сферах | Групповая | 1 раз в неделю, с 1 октября по 31 мая | ||
Группы риска | Психотренинговые НОД, направленные на развитие и коррекцию эмоционального мира дошкольников | Групповая | Октябрь | ||
Педагоги | |||||
Все педагоги | Коррекционно- развивающие тренниги, направленные на улучшение психологического самочувствия воспитателей в ДОУ | Групповая | В течении года, 1 раз в месяц | ||
Все педагоги | Семинар- практикум «Игровые технологии, как средство разрешения и предупрежеднич конфликтов» | Групповая | Октябрь | ||
Родители | |||||
Все группы | Психотреннинговон НОД «Игра, как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте», «Как общаться с ребенком», «безусловное принятие» | Групповая | В плане работы родительского клуба «Волшебная радуга» | ||
Группы риска | «Школа родительской любви» | Групповая | В плане работы родительского клуба «Волшебная радуга» |
Консультирование
Контингент участников | Вид работы | Форма проведения | Время проведения |
Педагоги | |||
Педагоги подготовительной к школе и старшей групп | Консультации воспитателей по результатам экспресс- диагностики познавательных процессов | Индивидуальная | Октябрь |
Педагоги подготовительной к школе, средней и старшей групп | Групповая консультация с педагогами по результатам диагностики эмоционального состояния детей в ДОУ | Групповая | Ноябрь |
Педагоги подготовительной к школе и старшей групп | Консультация с педагогами по результатам диагностики эмоциональной сферы | Индивидуальная | По запросу, в течении года |
Педагоги подготовительной к школе и старшей групп | Групповая консультация с педагогами по результатам социометрического исследрвания | Групповая | Октябрь, май |
Все педагоги | Консультация для педагогов «Механизмы психологической защиты у детей» | Групповая | Январь |
Педагоги подготовительной к школе и старшей групп | Консультация «Правила работы с гиперактивными детьми» | Индивидуальная | Декабрь |
Все педагоги | Индивидуальные консультации для педагогов по возникшим вопросам | Индивидуальная | По запросу |
Родители | |||
Младшая группа | Консультация на сайте ДОУ для родителей младших групп «Мой малыш пошел в детский сад!» | Групповая | Сентябрь |
Все группы | Индивидуальные консультации по результатам диагностики интеллектуального , психологического развития и эмоциональной сферы ребенка | Индивидуальная | По запросу, в течении года |
Старшая, подготовительная к школе группа | Консультациия «Как общаться с гиперактивным ребенком?» | Индивидуальная | Октябрь |
Подготовительная к школе группа | Консультация «Как подготовить ребенка к школе?» | Групповая | Январь, май |
Все группы | Индивидуальные консультации с родителями по ворпосам воспитания и обучения | Индивидуальная | В течении года |
Психопрофилактическая и просветительская деятельность
Контингент участников | Вид работы | Форма проведения | Время проведения |
Педагоги | |||
Педагоги всех групп | Оформление информациооно- просветительской папки «Странички психолога», выдача книг психологической библиотеки | Оформление папки | В течении года |
Педсовет:выступление на заранее подготовленные темы, участие в семинарах , практикумах, педсоветах, проводимых в ДОУ | Групповая | Годовой план ДОУ, по запросу, в течении года | |
Родители | |||
Оформление стендов: «Как обратить внимание на хорошее поведение или конструктивные действия ребенка?» «Развод родителей» «Счастлив ли ваш ребенок?» «Если ребенок упрямится» | Оформление стенда | В течении года | |
Все группы | Оформление информационно- просветительской папки»Советы психолога» на актуальные ткмы в соответствии с ВО дошкольников | По запросу , в течении года | |
Все группы | Участие на родительских собраниях во всех возрастных группах | По запросу, в течении года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
В возрасте 2—3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному уч...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации детей к дошкольному учреждению на 2014-2015 учебный год
Рабочая программапсихолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возрастав период адаптации детей к дошкольному учреждениюна 2014-2015 учебный год ...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе
Программа по подготовке детей к школьному обучению «Тропинка к школе » Пояснительная записка Поступление ребенка...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению на 2014-2015учебный год
Адаптация (социальная) — процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование...
Авторская Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста.
Цель психолого-педагогического сопровождения: создание в общеобразовательном учреждение благоприятных социально-психологических условий, способствующих ...
Рабочая программа психолого – педагогического сопровождения детей дошкольного возраста (от 2-х до 7 лет)
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога- психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка ...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста на 2017-2018 учебный год...