Методический комплект по лексической теме «Семья»
статья по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Методический комплект по лексической теме «Семья»

В систему работы включены различные виды дидактических игр: сюжетно-дидактические, настольно-печатные, словесные, способствующие развитию познавательной деятельности и интеллектуальных операций, которые представляют собой основу обучения.

Данный методический комплект позволяет решать следующие задачи:

1.   Накапливать и расширять словарь по теме.

2.   Развивать общие речевые навыки.

3.   Устранять фонетико-фонематическую недостаточность.

4.   Формировать лексико-грамматические представления.

5.   Развивать связную речь.

6.   Развивать психические процессы (внимание, память, мышление).

7.   Развивать общую и мелкую моторику.

Материал предполагает использование в работе с детьми в режиме инклюзивного образования, каждая игра имеет несколько вариантов применения, в зависимости от поставленных педагогом логопедических задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskiy_komplekt_po_leksicheskoy_teme_semya.doc421 КБ

Предварительный просмотр:

Григорьева А.А., учитель-логопед

ГБОУ СП «ОДОД» школа №69

Курортного района Санкт-Петербурга

Методический комплект по лексической теме «Семья»

В систему работы включены различные виды дидактических игр: сюжетно-дидактические, настольно-печатные, словесные, способствующие развитию познавательной деятельности и интеллектуальных операций, которые представляют собой основу обучения.

Данный методический комплект позволяет решать следующие задачи:

  1. Накапливать и расширять словарь по теме.
  2. Развивать общие речевые навыки.
  3. Устранять фонетико-фонематическую недостаточность.
  4. Формировать лексико-грамматические представления.
  5. Развивать связную речь.
  6. Развивать психические процессы (внимание, память, мышление).
  7. Развивать общую и мелкую моторику.

Материал предполагает использование в работе с детьми в режиме инклюзивного образования, каждая игра имеет несколько вариантов применения, в зависимости от поставленных педагогом логопедических задач.

1:  Беседа по сюжетным картинкам.

Дидактическая задача: 1). Формирование преставлений о членах семьи и их занятиях.

2). Закрепление умения отвечать на вопросы полным предложением.

Материал: сюжетные картинки; картинки, изображающие действия членов семьи; иллюстрации из раскрасок.

Ход:

Посмотри, я знаю одну семью. Я хочу вам ее показать. Это большая семья. В ней есть бабушка (показ), дедушка (показ), мама (показ), папа (показ) и двое детей (показ). Вместе они – это семья.

Вечером все в семье занимаются разными делами. Давайте посмотрим, какими делами занимается каждый член этой семьи.

- Что делает мама?  Чем она гладит? Что она гладит?

Мама гладит одежду утюгом на гладильной доске.

- Что делает папа? С кем?

- А что делает младший ребенок?

- Что делает бабушка? Чем она это делает? А для кого она вяжет носочки? Бабушка вяжет носки для своих внуков.

- Что дедушка?

На этой картинке мама гладит платье.

- А давай с тобой посмотрим, чем еще может заниматься дома мама.

- Найди картинки, где мама делает что-то другое.

- Назови, что здесь делает мама? (показ) Что шьет? Для кого она шьет?

- А что делает мама на этой картинке? Она стирает. Что она постирала? Чьи вещи?

Мама стирает не только свои вещи, но и одежду всех членов ее семьи.

- Что мама варит? Для кого она это делает?

Мама варит суп всем на обед.

- А здесь, что делает мама?

Мама моет окно. Убирает комнату, наверное, гости должны прийти скоро.

- Кто еще участвует в уборке? Кто ей в этом помогает, покажи?

- Что делает девочка?

- Покажи папу. Где здесь папа, покажи?

- Что он делает? Кто ему помогает?

- Выбери те картинки, на которых папа занимается уборкой.

- Что делают дети?

- А на этой картинке, что делают папа? Кто ему помогает?

Папа делает скворечник для птиц, а дети ему в этом помогают.

- Что делают дети вот на этой картинке?

- Кто им читает?/С кем вместе она читают?

- На этой картинке дедушка читает внукам книжку, а на этой картинке, что делает дедушка? Кто еще с ним смотрит телевизор?

- А бабушка, что здесь делает? Кому она читает книжку?/С кем бабушка читает книжку?

- Давай посмотрим, что может делать еще бабушка? Что она делает здесь? Чем она это делает? Для кого?

Бабушка вяжет, вяжет спицами из ниток. Вяжет носочки для своих внучат (внука и внучки).

 

2: Дидактическая  игра «Кому это нужно?»

Дидактическая задача:  1). Закреплять знания детей о возможном распределении домашних занятий между членами семьи.

2).  Активизировать словарь за счет слов, обозначающих инструменты, игрушки и т.п.

Материал: Большая карточка – поле с изображением членов семьи; маленькие карточки с изображением предметов, которые могут быть необходимы только одному члену семьи.

Ход: В игре могут участвовать 2-3 человека.

Каждому ребенку дается большая карточка – поле с изображением одного члена семьи. Уточняется, кто из членов семьи нарисован на его карточке.

Ведущий показывает по одной маленькой карточке и спрашивает: «Кому это нужно?». Ребенок отвечает: «Бабушке. Нитки с иголкой нужны бабушке».

Выигрывает тот, кто без ошибок соберет все 4 карточки.

3:  Дидактическая  игра «Четвертый лишний»

Дидактическая задача: закрепление знаний детей о возможном распределении предметов, которыми могут пользоваться члены семьи.

Материал: Карточка-поле, разделенная на 4 части; маленькие карточки с изображением предметов, которые могут быть необходимы для деятельности (занятий по дому) только одного члена семьи.

Ход: В игре участвуют 3-4 человека.

На большое поле выкладываются предметные картинки: три, с изображением необходимых предметов для деятельности (занятий по дому) одного члена семьи и одна картинка, с изображением предмета необходимого для деятельности другого члена семьи. Ребенку нужно убрать «лишнюю картинку».

Усложнение: Если игра проводится с подгруппой, то дети в конце игры могут обменяться «лишними картинками», подходящими для деятельности другого члена семьи.

4:  «Кого не стало?».

Дидактическая задача:  1). Уточнение представлений о родственных отношениях в семье.

2). Упражнение детей в употреблении существительных в различных падежах.

3). Закрепление умения отвечать на вопросы полным предложением.

Материал: предметные картинки с изображением всех членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, трое детей).

Ход:

Педагог компонует определенную семью (из определенного количества членов),  затем убирает одного из членов семьи и просит угадать «кого не стало», задавая наводящий вопрос:

- Кто ушел за покупками?

- Кого сейчас нет вместе со всеми?

- Кому подарят подарок?

- Кого отпустили гулять? Кого будут катать в коляске?

- Кем недоволен папа?

- О ком сейчас можно поговорить?

- и т.п.

 

5: «Кого я вижу?»

Дидактическая задача: 1). Уточнение и закрепление представлений о родственных отношениях в семье.

2). Упражнение детей в умении употреблять в речи существительные в родительном падеже.

3). Закрепление умения отвечать на вопросы полным предложением.

Материал: предметные картинки с изображением всех членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, дети).

Ход: 1). Ведущий показывает по одной картинке и спрашивает поочередно детей «Кого ты видишь?».

2). На стол выкладывается несколько картинок, изображением вниз. Дети поочередно открывают картинки и отвечают на вопрос «Кого ты видишь?».

6: «О ком я расскажу?»

Дидактическая задача: 1). Уточнение и закрепление представлений о родственных отношениях в семье.

2). Упражнение детей в умении употреблять в речи существительные в предложном падеже.

3). Закрепление умения отвечать на вопросы полным предложением.

Материал: предметные картинки с изображением всех членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, трое детей).

Ход:

1). Ведущий показывает по одной картинке и спрашивает поочередно детей «Кого ты видишь?».

2). На стол выкладывается несколько картинок, изображением вниз. Дети поочередно открывают картинки и отвечают на вопрос «Кого ты видишь?»

3). Усложнение: Ведущий рассказывает про одного члена семьи, дети должны угадать, о ком рассказывает ведущий. Например: Это мальчик, он любит читать книжки и ходит в школу (сын) и т.п.

7:  «Лабиринт»

Дидактическая задача: 1) Закрепление представлений о родственных отношениях в семье.

2). Формирование обобщающего понятия «семья».

Материал: дом-лабиринт; маленькие карточки с изображением членов семьи, ниточки-«дорожки».

Ход:  В игре принимает участие один ребенок.

Ребенку предлагают пройти по лабиринту от одного члена семьи к другому и назвать родственные отношения между ними (кто, кому и кем приходится).

«В этом доме живет большая семья. Бабушка решила пойти в гости…к кому? Посмотри, куда пошла бабушка? К кому ведет этот коридор? Назови, к кому пришла бабушка? Кем это дядя/мужчина ей приходится? Этот мужчина пошел в другую комнату…Он пришел к кому? Кем приходится? И т.д.»

        Перечисли еще раз тех, кого ты назвал, кто живет в этом доме. Как можно назвать одним словом всех этих людей? (семья)

8:  Пазл «Семья»

Дидактическая задача: уточнение и закрепление понимания о родственных отношениях в семье.

Материал: разрезные картинки с изображением членов семьи – пазл.

Ход: Ребенку предлагается составить целое из двух частей (собрать пазл) и назвать родственные отношения между членами семьи, членов семьи.

9:  Дидактическая игра «Составь семью»

Дидактическая задача: закрепление понимания родственных отношений между членами семьи.

Материал: предметные картинки с изображением всех членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, трое детей).

Ход:

Ребенку предлагается составить семью:

  • По заданию –

1) составь семью из 3х человек; составь семью из 5ти человек; составь семью из 7ми человек

2) составь семью, где 2е детей и 2е взрослых; составь семью, где 3е детей и 3е взрослых.

3) составь семью, где 2 детей, один из которых ходит в детский сад, а другой в школу, у них есть мама, папа, бабушка и дедушка.

При выполнении каждого задания ребенок называет членов семьи  и родственные отношения между ними.

  • Самостоятельно –
  1. самостоятельно составь такую семью, как тебе хочется.

Расскажи, сколько человек в твоей семье? Назови их. Сколько взрослых в твоей семье, сколько детей? Какие члены семьи есть?

10:  «Семья»

Дидактическая задача: закрепление представлений о родственных отношениях между членами семьи.

Материал: изображения мальчика и девочки, картина «Семья».

Ход:  Педагог демонстрирует картину с изображением семьи. Ребенку предлагается назвать всех членов семьи. Далее педагог совместно с ребенком выясняет, кем может приходиться мальчик (или девочка) каждому члену семьи.

11:  «Выбери и разложи»

Дидактическая задача: упражнение детей в определении возрастной разницы между членами семьи.

Материал: карточки с изображением всех членов семьи.

Ход:

Детям предлагается рассмотреть картинки. Назвать, кто на них изображен. При необходимости уточнить кто это.

        Затем детям предлагают выполнить задания:

  • Из двух картинок выбрать ту, на которой изображен старший (дедушка-мальчик/папа-сын/дедушка-папа(сын)).
  • Из двух картинок выбрать ту, на которой изображен младший (-//-)
  • Выложи ряд картинок по заданию:
  1. из двух картинок – а) дедушка, отец; б) дочка, мама и т.п. Определи кто из пары старший, а кто младший.
  2. из трех картинок – а) бабушка, мама, дочка/внучка; б) дедушка, папа, сын/внук и т.п.  Определи кто из пары старший, а кто младший.
  • Выложи пару самых старших. Кто это, назови.
  • Выложи картинки, где изображены самые младшие. Кто это, назови.
  • Выложи картинки, где изображены родители. Назови, кто это.
  • Выложи ряд картинок от самого старшего к младшему. Назови их.
  • Выложи ряд от самого младшего к самому старшему. Назови их.

12:  «Выбираем подарки для бабушки»

Дидактическая задача:  расширение представлений детей о предметах, используемых членами семьи. Упражнять в объясняющей речи.

Материал: предметы, которые можно использовать в качестве подарка: спицы, нитки для вязания, очки, мячик, ракетка, кукла, набор для вышивки и д.р.

Ход:  Детям предлагаются разные варианты подарков. Им необходимо выбрать из предложенных предметов подарок для бабушки и объяснить свой выбор – почему нитки, а не мяч, почему

Например: Ребенок выбрал для подарка бабушке нитки. Педагог спрашивает, почему именно нитки. Ребенок отвечает, что бабушка любит вязать носки. Педагог задает еще вопрос, а можно ли бабушке подарить мяч. Ребенок отвечает, что нет, объясняя почему.

13:  «Выбираем подарки для мамы»

Дидактическая задача:  расширение представлений детей о предметах, используемых членами семьи. Упражнять в объясняющей речи.

Материал: предметы, которые можно использовать в качестве подарка - платок, букет цветов, коробка конфет, духи, молоток, футбольный мяч, машинка, кукла и д.р.

Ход:  Детям предлагаются разные варианты подарков. Им необходимо выбрать из предложенных предметов подарок для мамы и объяснить свой выбор – почему духи, а не молоток и т.п.

Например: Ребенок выбрал для подарка духи. Педагог спрашивает, почему именно духи. Ребенок отвечает, что мама, когда ходит на работу любит душиться духами, а молоток нужен папе, чтобы строить скворечник. Педагог задает еще вопрос, а можно ли маме подарить мяч. Ребенок отвечает, что нет, объясняя почему.

14:  Работа с  художественной  литературой

Дидактическая задача:  закрепление представлений о родственных отношениях.

Материал: Книги со сказками: «Репка», «Красная Шапочка», «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Три поросенка», «Вол и семеро козлят» (в зависимости от возрастной группы детей или состояния речи).

Ход:

Детям знаком материал сказок, поэтому мы, в основном, затрагиваем вопросы, касающиеся семейных отношений героев сказок.

Сказка «Красная шапочка».

Материал: книга с текстом сказки; настольный театр «Красная шапочка».

  1. Чтение сказки по частям с ответами на вопросы:
  • Вопросы к первой части:

- Кто жил в деревне? (девочка/мама)

- Кем была девочка маме? (дочкой)

- Как звали девочку? (Красная Шапочка)

- Почему девочку звали Красной Шапочкой? (мама сшила ей красную шапочку, она все время в ней ходила)

- Кто ей подарил красную шапочку? (мама)

- К кому собралась Красная Шапочка? (к бабушке)

  • Вопросы ко второй части:

- Кого встретила по дороге Красная Шапочка?

- Что она рассказала волку? (что идет к бабушке/несет гостинцы/где живет бабушка)

  • Вопросы к третьей части:

- Что сделал волк? (побежал к бабушкиному дому по короткой дороге)

- Как вела себя Красная Шапочка после встречи с волком? (шла медленно/собирала цветы для бабушки)

  • Вопросы к четвертой части:

Вол добежал до бабушкиного дома и…, что он сделал? (обманул бабушку/съел бабушку/лег в бабушкину кровать)

Волк притворился бабушкой. Поверила Красная Шапочка, что это бабушка? (нет)

- Что хотел сделать волк с Красной Шапочкой? (съесть)

- Получилось у волка съесть Красную Шапочку? (нет)

- Кто помог Красной Шапочке спасти бабушку? (охотники)

- Обрадовалась бабушка, что  в гости пришла внучка? Красная Шапочка обрадовалась, что спасли бабушку от волка? (да)

- Как вы думаете, что стали делать бабушка и внучка потом? (пили чай/ели пирожки…)

2. Работа по сказке:

  • Работа с картинками: Девочка, Мама, Бабушка – разложи по старшинству; кто младший/старший; кем приходится мама бабушке? Бабушка маме? Разложи по заданной схеме (мама-дочка-дочка). При необходимости педагог оказывает помощь.

3. «Инсценировка»:

Детям предлагается с помощью фигур настольного театра инсценировать диалоги: мамы и дочки (Красной Шапочки); волка и Красной Шапочки; придумать, о чем могли говорить Красная Шапочка и бабушка после спасения бабушки.

«Внучка, как я рада тебя видеть. Как хорошо, что ты ко мне пришла. Давай пить чай и есть пирожки».

Сказка «Гуси-Лебеди».

Материал: книга с текстом сказки; разрезные картинки (на 4 части)

  1. Чтение сказки по частям с ответами на вопросы:
  • Вопросы к первой части:

- Кто был у родителей?

- Куда собрались родители?

- Что они наказали дочке перед отъездом?

- Что случилось, когда родители уехали?

  • Вопросы ко второй части:

- Что сделала девочка, когда гуси унесли брата?

- Кого первого увидела девочка?

- Помогла печка девочке? (нет) Почему?

- Кого второго встретила девочка?

- Помогла яблоня девочке? (нет) Почему?

- Кого дальше встретила девочка?

- Помогла речка девочке? (нет) Почему

  • Вопросы к третьей  части:

-  Кто был в избушке на курьих ножках?

- Что делал там братец? (играл с серебряными яблочками)

- Что сделала Баба Яга? (ушла баню топить)

- Кто помог девочке? (мышка)

- Как она помогла (рассказала плохо про Бабу Ягу)

- Что сделала девочка, когда узнала, что Баба Яга хочет их съесть? (забрала братца и убежала)

  • Вопросы к четвертой части:

- Что сделала Баба Яга, когда увидела, что в доме никого нет? (отправила Гусей-лебедей вдогонку)

- Кто помог детям прятаться от Гусей-лебедей? (речка, яблоня, печка)

- Что сделали папа с мамой, когда вернулись домой?

2. Беседа по сказке  «Отношения в семье»:

- Назови всех членов семьи, про которых говориться в сказке.

-  Сколько человек в семье? Посчитай.

- Сколько детей?

- Сколько взрослых?

- Покажи на картинке детей, взрослых. Назови (мама, папа, дочка, сын).

- Кем приходится девочка мальчику? (сестра)

- Мальчик девочке? (брат)

-  Кто они для мамы и папы? (дети)

- Кто из детей старше/младше?

- Кто для детей взрослые? (мама, папа)

- Как назвать одним словом маму и папу? (родители)

Родителям надо было уехать из дома? Почему они попросили сестру присмотреть за братом? (потому что она старше, старшие должны присматривать за младшими). А что сделала сестра/дочка, когда уехали родители? (побежала играть, оставили брата). А Гуси-лебеди в это время унесли мальчика. Случилась беда.

- А как вы думаете, кто мог бы помочь родителям присмотреть за детьми, побыть с ними, пока нет родителей? (бабушка и дедушка)

При затруднении в ответе на вопрос детям можно предложить выбрать из нескольких картинок, на которых изброжены члены семьи, бабушку и дедушку: «Выбери тех, кто мог бы помочь присмотреть за детьми, когда уехали родители».

Когда в семье, есть бабушка и дедушка, которые помогают родителям, с детьми не случится беда.

3. Разрезные картинки: «Собери целое»:

Детям предлагается собрать разрезную сюжетную картинку из четырех частей (2 штуки). Если ребенок затрудняется в выполнении задания, то ему предлагается образец и оказывается помощь.

Затем, детям предлагается задания:

- Подумайте и скажите, какая картинка относится к началу, какая к концу сказки. Почему?

- Кто нарисован на первой картинке? Назови. Посчитай.

- Кто нарисован на второй картинке? Назови. Посчитай.

- На какой картинке людей больше?

- На сколько больше?

- Кого не хватает на второй картинке? (дочки) Выбери из предложенных картинок того, кого не хватает, девочку из сказки. (Дочку/сестру).

Аналогичная работа проводится по сказкам  (в зависимости от возрастной группы детей или состояния речи): «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Репка».

15: «Путешествие по сказкам».

Дидактическая задача: 1). Упражнение детей в переносе усвоенных знаний  о родственных отношениях на героев сказок.

2). Формирование умения соблюдать игровые правила.

Материал: игровое поле; фишки по количеству детей, кубик.

Ход:  В игре могут участвовать 2-4 ребенка.

Ребенок бросает кубик, уточняет количество клеток, на которое ему нужно передвинуть фишку. Передвигает фишку по полю. Если фишка ребенка попала на клетку с картинкой, то ребенок называет сказку, изображение которой в клетке, и по заданию педагога называет родственные отношения героев сказки. Если фишка оказалась на пустой клетке, то ее нужно передвинуть на одну клетку вперед (где есть изображение).

При правильном ответе фишка ребенка остается в данной клетке, а  при неправильном необходимо передвинуть фишку на один  шаг назад.

Выигрывает тот, кто первым пройдет все поле.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект по лексической теме "Грибы - ягоды"

Учебно-методический комплект по лексической теме "Грибы - ягоды"...

Учебно-методический комплект по лексической теме "Лес, деревья, плоды"

Учебно-методический комплект по лексической теме "Лес, деревья, плоды"...

Учебно-методический комплект по лексической теме "Игрушки"

Учебно-методический комплект по лексической теме "Игрушки"...

Учебно-методический комплект по лексической теме "Осень золотая"

Учебно-методический комплект по лексической теме "Осень золотая"...

Учебно-методический комплект по лексической теме "Грибы - ягоды"

Учебно-методический комплект по лексической теме "Грибы - ягоды"...

Комплект по лексической теме «Хлебобулочные изделия»

В комплект входят:Конспект логопедического занятия для детей с ОНР старшей группы по лексической теме «Хлебобулочные изделия»Презентация к конспектуРекомендакии для родителей...

Комплект по лексической теме "Подводный мир"

Тематический комплект по лексической теме "Подводный мир"Конспект занятияПрезентация к конспекту занятияДидактическая игра КонтурыМатериал для стенада...