Методический комплект по лексической теме «Семья»
статья по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Методический комплект по лексической теме «Семья»
В систему работы включены различные виды дидактических игр: сюжетно-дидактические, настольно-печатные, словесные, способствующие развитию познавательной деятельности и интеллектуальных операций, которые представляют собой основу обучения.
Данный методический комплект позволяет решать следующие задачи:
1. Накапливать и расширять словарь по теме.
2. Развивать общие речевые навыки.
3. Устранять фонетико-фонематическую недостаточность.
4. Формировать лексико-грамматические представления.
5. Развивать связную речь.
6. Развивать психические процессы (внимание, память, мышление).
7. Развивать общую и мелкую моторику.
Материал предполагает использование в работе с детьми в режиме инклюзивного образования, каждая игра имеет несколько вариантов применения, в зависимости от поставленных педагогом логопедических задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_komplekt_po_leksicheskoy_teme_semya.doc | 421 КБ |
Предварительный просмотр:
Григорьева А.А., учитель-логопед
ГБОУ СП «ОДОД» школа №69
Курортного района Санкт-Петербурга
Методический комплект по лексической теме «Семья»
В систему работы включены различные виды дидактических игр: сюжетно-дидактические, настольно-печатные, словесные, способствующие развитию познавательной деятельности и интеллектуальных операций, которые представляют собой основу обучения.
Данный методический комплект позволяет решать следующие задачи:
- Накапливать и расширять словарь по теме.
- Развивать общие речевые навыки.
- Устранять фонетико-фонематическую недостаточность.
- Формировать лексико-грамматические представления.
- Развивать связную речь.
- Развивать психические процессы (внимание, память, мышление).
- Развивать общую и мелкую моторику.
Материал предполагает использование в работе с детьми в режиме инклюзивного образования, каждая игра имеет несколько вариантов применения, в зависимости от поставленных педагогом логопедических задач.
1: Беседа по сюжетным картинкам.
Дидактическая задача: 1). Формирование преставлений о членах семьи и их занятиях.
2). Закрепление умения отвечать на вопросы полным предложением.
Материал: сюжетные картинки; картинки, изображающие действия членов семьи; иллюстрации из раскрасок.
Ход:
Посмотри, я знаю одну семью. Я хочу вам ее показать. Это большая семья. В ней есть бабушка (показ), дедушка (показ), мама (показ), папа (показ) и двое детей (показ). Вместе они – это семья.
Вечером все в семье занимаются разными делами. Давайте посмотрим, какими делами занимается каждый член этой семьи.
- Что делает мама? Чем она гладит? Что она гладит?
Мама гладит одежду утюгом на гладильной доске.
- Что делает папа? С кем?
- А что делает младший ребенок?
- Что делает бабушка? Чем она это делает? А для кого она вяжет носочки? Бабушка вяжет носки для своих внуков.
- Что дедушка?
На этой картинке мама гладит платье.
- А давай с тобой посмотрим, чем еще может заниматься дома мама.
- Найди картинки, где мама делает что-то другое.
- Назови, что здесь делает мама? (показ) Что шьет? Для кого она шьет?
- А что делает мама на этой картинке? Она стирает. Что она постирала? Чьи вещи?
Мама стирает не только свои вещи, но и одежду всех членов ее семьи.
- Что мама варит? Для кого она это делает?
Мама варит суп всем на обед.
- А здесь, что делает мама?
Мама моет окно. Убирает комнату, наверное, гости должны прийти скоро.
- Кто еще участвует в уборке? Кто ей в этом помогает, покажи?
- Что делает девочка?
- Покажи папу. Где здесь папа, покажи?
- Что он делает? Кто ему помогает?
- Выбери те картинки, на которых папа занимается уборкой.
- Что делают дети?
- А на этой картинке, что делают папа? Кто ему помогает?
Папа делает скворечник для птиц, а дети ему в этом помогают.
- Что делают дети вот на этой картинке?
- Кто им читает?/С кем вместе она читают?
- На этой картинке дедушка читает внукам книжку, а на этой картинке, что делает дедушка? Кто еще с ним смотрит телевизор?
- А бабушка, что здесь делает? Кому она читает книжку?/С кем бабушка читает книжку?
- Давай посмотрим, что может делать еще бабушка? Что она делает здесь? Чем она это делает? Для кого?
Бабушка вяжет, вяжет спицами из ниток. Вяжет носочки для своих внучат (внука и внучки).
2: Дидактическая игра «Кому это нужно?»
Дидактическая задача: 1). Закреплять знания детей о возможном распределении домашних занятий между членами семьи.
2). Активизировать словарь за счет слов, обозначающих инструменты, игрушки и т.п.
Материал: Большая карточка – поле с изображением членов семьи; маленькие карточки с изображением предметов, которые могут быть необходимы только одному члену семьи.
Ход: В игре могут участвовать 2-3 человека.
Каждому ребенку дается большая карточка – поле с изображением одного члена семьи. Уточняется, кто из членов семьи нарисован на его карточке.
Ведущий показывает по одной маленькой карточке и спрашивает: «Кому это нужно?». Ребенок отвечает: «Бабушке. Нитки с иголкой нужны бабушке».
Выигрывает тот, кто без ошибок соберет все 4 карточки.
3: Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Дидактическая задача: закрепление знаний детей о возможном распределении предметов, которыми могут пользоваться члены семьи.
Материал: Карточка-поле, разделенная на 4 части; маленькие карточки с изображением предметов, которые могут быть необходимы для деятельности (занятий по дому) только одного члена семьи.
Ход: В игре участвуют 3-4 человека.
На большое поле выкладываются предметные картинки: три, с изображением необходимых предметов для деятельности (занятий по дому) одного члена семьи и одна картинка, с изображением предмета необходимого для деятельности другого члена семьи. Ребенку нужно убрать «лишнюю картинку».
Усложнение: Если игра проводится с подгруппой, то дети в конце игры могут обменяться «лишними картинками», подходящими для деятельности другого члена семьи.
4: «Кого не стало?».
Дидактическая задача: 1). Уточнение представлений о родственных отношениях в семье.
2). Упражнение детей в употреблении существительных в различных падежах.
3). Закрепление умения отвечать на вопросы полным предложением.
Материал: предметные картинки с изображением всех членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, трое детей).
Ход:
Педагог компонует определенную семью (из определенного количества членов), затем убирает одного из членов семьи и просит угадать «кого не стало», задавая наводящий вопрос:
- Кто ушел за покупками?
- Кого сейчас нет вместе со всеми?
- Кому подарят подарок?
- Кого отпустили гулять? Кого будут катать в коляске?
- Кем недоволен папа?
- О ком сейчас можно поговорить?
- и т.п.
5: «Кого я вижу?»
Дидактическая задача: 1). Уточнение и закрепление представлений о родственных отношениях в семье.
2). Упражнение детей в умении употреблять в речи существительные в родительном падеже.
3). Закрепление умения отвечать на вопросы полным предложением.
Материал: предметные картинки с изображением всех членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, дети).
Ход: 1). Ведущий показывает по одной картинке и спрашивает поочередно детей «Кого ты видишь?».
2). На стол выкладывается несколько картинок, изображением вниз. Дети поочередно открывают картинки и отвечают на вопрос «Кого ты видишь?».
6: «О ком я расскажу?»
Дидактическая задача: 1). Уточнение и закрепление представлений о родственных отношениях в семье.
2). Упражнение детей в умении употреблять в речи существительные в предложном падеже.
3). Закрепление умения отвечать на вопросы полным предложением.
Материал: предметные картинки с изображением всех членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, трое детей).
Ход:
1). Ведущий показывает по одной картинке и спрашивает поочередно детей «Кого ты видишь?».
2). На стол выкладывается несколько картинок, изображением вниз. Дети поочередно открывают картинки и отвечают на вопрос «Кого ты видишь?»
3). Усложнение: Ведущий рассказывает про одного члена семьи, дети должны угадать, о ком рассказывает ведущий. Например: Это мальчик, он любит читать книжки и ходит в школу (сын) и т.п.
7: «Лабиринт»
Дидактическая задача: 1) Закрепление представлений о родственных отношениях в семье.
2). Формирование обобщающего понятия «семья».
Материал: дом-лабиринт; маленькие карточки с изображением членов семьи, ниточки-«дорожки».
Ход: В игре принимает участие один ребенок.
Ребенку предлагают пройти по лабиринту от одного члена семьи к другому и назвать родственные отношения между ними (кто, кому и кем приходится).
«В этом доме живет большая семья. Бабушка решила пойти в гости…к кому? Посмотри, куда пошла бабушка? К кому ведет этот коридор? Назови, к кому пришла бабушка? Кем это дядя/мужчина ей приходится? Этот мужчина пошел в другую комнату…Он пришел к кому? Кем приходится? И т.д.»
Перечисли еще раз тех, кого ты назвал, кто живет в этом доме. Как можно назвать одним словом всех этих людей? (семья)
8: Пазл «Семья»
Дидактическая задача: уточнение и закрепление понимания о родственных отношениях в семье.
Материал: разрезные картинки с изображением членов семьи – пазл.
Ход: Ребенку предлагается составить целое из двух частей (собрать пазл) и назвать родственные отношения между членами семьи, членов семьи.
9: Дидактическая игра «Составь семью»
Дидактическая задача: закрепление понимания родственных отношений между членами семьи.
Материал: предметные картинки с изображением всех членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, трое детей).
Ход:
Ребенку предлагается составить семью:
- По заданию –
1) составь семью из 3х человек; составь семью из 5ти человек; составь семью из 7ми человек
2) составь семью, где 2е детей и 2е взрослых; составь семью, где 3е детей и 3е взрослых.
3) составь семью, где 2 детей, один из которых ходит в детский сад, а другой в школу, у них есть мама, папа, бабушка и дедушка.
При выполнении каждого задания ребенок называет членов семьи и родственные отношения между ними.
- Самостоятельно –
- самостоятельно составь такую семью, как тебе хочется.
Расскажи, сколько человек в твоей семье? Назови их. Сколько взрослых в твоей семье, сколько детей? Какие члены семьи есть?
10: «Семья»
Дидактическая задача: закрепление представлений о родственных отношениях между членами семьи.
Материал: изображения мальчика и девочки, картина «Семья».
Ход: Педагог демонстрирует картину с изображением семьи. Ребенку предлагается назвать всех членов семьи. Далее педагог совместно с ребенком выясняет, кем может приходиться мальчик (или девочка) каждому члену семьи.
11: «Выбери и разложи»
Дидактическая задача: упражнение детей в определении возрастной разницы между членами семьи.
Материал: карточки с изображением всех членов семьи.
Ход:
Детям предлагается рассмотреть картинки. Назвать, кто на них изображен. При необходимости уточнить кто это.
Затем детям предлагают выполнить задания:
- Из двух картинок выбрать ту, на которой изображен старший (дедушка-мальчик/папа-сын/дедушка-папа(сын)).
- Из двух картинок выбрать ту, на которой изображен младший (-//-)
- Выложи ряд картинок по заданию:
- из двух картинок – а) дедушка, отец; б) дочка, мама и т.п. Определи кто из пары старший, а кто младший.
- из трех картинок – а) бабушка, мама, дочка/внучка; б) дедушка, папа, сын/внук и т.п. Определи кто из пары старший, а кто младший.
- Выложи пару самых старших. Кто это, назови.
- Выложи картинки, где изображены самые младшие. Кто это, назови.
- Выложи картинки, где изображены родители. Назови, кто это.
- Выложи ряд картинок от самого старшего к младшему. Назови их.
- Выложи ряд от самого младшего к самому старшему. Назови их.
12: «Выбираем подарки для бабушки»
Дидактическая задача: расширение представлений детей о предметах, используемых членами семьи. Упражнять в объясняющей речи.
Материал: предметы, которые можно использовать в качестве подарка: спицы, нитки для вязания, очки, мячик, ракетка, кукла, набор для вышивки и д.р.
Ход: Детям предлагаются разные варианты подарков. Им необходимо выбрать из предложенных предметов подарок для бабушки и объяснить свой выбор – почему нитки, а не мяч, почему
Например: Ребенок выбрал для подарка бабушке нитки. Педагог спрашивает, почему именно нитки. Ребенок отвечает, что бабушка любит вязать носки. Педагог задает еще вопрос, а можно ли бабушке подарить мяч. Ребенок отвечает, что нет, объясняя почему.
13: «Выбираем подарки для мамы»
Дидактическая задача: расширение представлений детей о предметах, используемых членами семьи. Упражнять в объясняющей речи.
Материал: предметы, которые можно использовать в качестве подарка - платок, букет цветов, коробка конфет, духи, молоток, футбольный мяч, машинка, кукла и д.р.
Ход: Детям предлагаются разные варианты подарков. Им необходимо выбрать из предложенных предметов подарок для мамы и объяснить свой выбор – почему духи, а не молоток и т.п.
Например: Ребенок выбрал для подарка духи. Педагог спрашивает, почему именно духи. Ребенок отвечает, что мама, когда ходит на работу любит душиться духами, а молоток нужен папе, чтобы строить скворечник. Педагог задает еще вопрос, а можно ли маме подарить мяч. Ребенок отвечает, что нет, объясняя почему.
14: Работа с художественной литературой
Дидактическая задача: закрепление представлений о родственных отношениях.
Материал: Книги со сказками: «Репка», «Красная Шапочка», «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Три поросенка», «Вол и семеро козлят» (в зависимости от возрастной группы детей или состояния речи).
Ход:
Детям знаком материал сказок, поэтому мы, в основном, затрагиваем вопросы, касающиеся семейных отношений героев сказок.
Сказка «Красная шапочка».
Материал: книга с текстом сказки; настольный театр «Красная шапочка».
- Чтение сказки по частям с ответами на вопросы:
- Вопросы к первой части:
- Кто жил в деревне? (девочка/мама)
- Кем была девочка маме? (дочкой)
- Как звали девочку? (Красная Шапочка)
- Почему девочку звали Красной Шапочкой? (мама сшила ей красную шапочку, она все время в ней ходила)
- Кто ей подарил красную шапочку? (мама)
- К кому собралась Красная Шапочка? (к бабушке)
- Вопросы ко второй части:
- Кого встретила по дороге Красная Шапочка?
- Что она рассказала волку? (что идет к бабушке/несет гостинцы/где живет бабушка)
- Вопросы к третьей части:
- Что сделал волк? (побежал к бабушкиному дому по короткой дороге)
- Как вела себя Красная Шапочка после встречи с волком? (шла медленно/собирала цветы для бабушки)
- Вопросы к четвертой части:
Вол добежал до бабушкиного дома и…, что он сделал? (обманул бабушку/съел бабушку/лег в бабушкину кровать)
Волк притворился бабушкой. Поверила Красная Шапочка, что это бабушка? (нет)
- Что хотел сделать волк с Красной Шапочкой? (съесть)
- Получилось у волка съесть Красную Шапочку? (нет)
- Кто помог Красной Шапочке спасти бабушку? (охотники)
- Обрадовалась бабушка, что в гости пришла внучка? Красная Шапочка обрадовалась, что спасли бабушку от волка? (да)
- Как вы думаете, что стали делать бабушка и внучка потом? (пили чай/ели пирожки…)
2. Работа по сказке:
- Работа с картинками: Девочка, Мама, Бабушка – разложи по старшинству; кто младший/старший; кем приходится мама бабушке? Бабушка маме? Разложи по заданной схеме (мама-дочка-дочка). При необходимости педагог оказывает помощь.
3. «Инсценировка»:
Детям предлагается с помощью фигур настольного театра инсценировать диалоги: мамы и дочки (Красной Шапочки); волка и Красной Шапочки; придумать, о чем могли говорить Красная Шапочка и бабушка после спасения бабушки.
«Внучка, как я рада тебя видеть. Как хорошо, что ты ко мне пришла. Давай пить чай и есть пирожки».
Сказка «Гуси-Лебеди».
Материал: книга с текстом сказки; разрезные картинки (на 4 части)
- Чтение сказки по частям с ответами на вопросы:
- Вопросы к первой части:
- Кто был у родителей?
- Куда собрались родители?
- Что они наказали дочке перед отъездом?
- Что случилось, когда родители уехали?
- Вопросы ко второй части:
- Что сделала девочка, когда гуси унесли брата?
- Кого первого увидела девочка?
- Помогла печка девочке? (нет) Почему?
- Кого второго встретила девочка?
- Помогла яблоня девочке? (нет) Почему?
- Кого дальше встретила девочка?
- Помогла речка девочке? (нет) Почему
- Вопросы к третьей части:
- Кто был в избушке на курьих ножках?
- Что делал там братец? (играл с серебряными яблочками)
- Что сделала Баба Яга? (ушла баню топить)
- Кто помог девочке? (мышка)
- Как она помогла (рассказала плохо про Бабу Ягу)
- Что сделала девочка, когда узнала, что Баба Яга хочет их съесть? (забрала братца и убежала)
- Вопросы к четвертой части:
- Что сделала Баба Яга, когда увидела, что в доме никого нет? (отправила Гусей-лебедей вдогонку)
- Кто помог детям прятаться от Гусей-лебедей? (речка, яблоня, печка)
- Что сделали папа с мамой, когда вернулись домой?
2. Беседа по сказке «Отношения в семье»:
- Назови всех членов семьи, про которых говориться в сказке.
- Сколько человек в семье? Посчитай.
- Сколько детей?
- Сколько взрослых?
- Покажи на картинке детей, взрослых. Назови (мама, папа, дочка, сын).
- Кем приходится девочка мальчику? (сестра)
- Мальчик девочке? (брат)
- Кто они для мамы и папы? (дети)
- Кто из детей старше/младше?
- Кто для детей взрослые? (мама, папа)
- Как назвать одним словом маму и папу? (родители)
Родителям надо было уехать из дома? Почему они попросили сестру присмотреть за братом? (потому что она старше, старшие должны присматривать за младшими). А что сделала сестра/дочка, когда уехали родители? (побежала играть, оставили брата). А Гуси-лебеди в это время унесли мальчика. Случилась беда.
- А как вы думаете, кто мог бы помочь родителям присмотреть за детьми, побыть с ними, пока нет родителей? (бабушка и дедушка)
При затруднении в ответе на вопрос детям можно предложить выбрать из нескольких картинок, на которых изброжены члены семьи, бабушку и дедушку: «Выбери тех, кто мог бы помочь присмотреть за детьми, когда уехали родители».
Когда в семье, есть бабушка и дедушка, которые помогают родителям, с детьми не случится беда.
3. Разрезные картинки: «Собери целое»:
Детям предлагается собрать разрезную сюжетную картинку из четырех частей (2 штуки). Если ребенок затрудняется в выполнении задания, то ему предлагается образец и оказывается помощь.
Затем, детям предлагается задания:
- Подумайте и скажите, какая картинка относится к началу, какая к концу сказки. Почему?
- Кто нарисован на первой картинке? Назови. Посчитай.
- Кто нарисован на второй картинке? Назови. Посчитай.
- На какой картинке людей больше?
- На сколько больше?
- Кого не хватает на второй картинке? (дочки) Выбери из предложенных картинок того, кого не хватает, девочку из сказки. (Дочку/сестру).
Аналогичная работа проводится по сказкам (в зависимости от возрастной группы детей или состояния речи): «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Репка».
15: «Путешествие по сказкам».
Дидактическая задача: 1). Упражнение детей в переносе усвоенных знаний о родственных отношениях на героев сказок.
2). Формирование умения соблюдать игровые правила.
Материал: игровое поле; фишки по количеству детей, кубик.
Ход: В игре могут участвовать 2-4 ребенка.
Ребенок бросает кубик, уточняет количество клеток, на которое ему нужно передвинуть фишку. Передвигает фишку по полю. Если фишка ребенка попала на клетку с картинкой, то ребенок называет сказку, изображение которой в клетке, и по заданию педагога называет родственные отношения героев сказки. Если фишка оказалась на пустой клетке, то ее нужно передвинуть на одну клетку вперед (где есть изображение).
При правильном ответе фишка ребенка остается в данной клетке, а при неправильном необходимо передвинуть фишку на один шаг назад.
Выигрывает тот, кто первым пройдет все поле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплект по лексической теме "Грибы - ягоды"
Учебно-методический комплект по лексической теме "Грибы - ягоды"...
Учебно-методический комплект по лексической теме "Лес, деревья, плоды"
Учебно-методический комплект по лексической теме "Лес, деревья, плоды"...
Учебно-методический комплект по лексической теме "Игрушки"
Учебно-методический комплект по лексической теме "Игрушки"...
Учебно-методический комплект по лексической теме "Осень золотая"
Учебно-методический комплект по лексической теме "Осень золотая"...
Учебно-методический комплект по лексической теме "Грибы - ягоды"
Учебно-методический комплект по лексической теме "Грибы - ягоды"...
Комплект по лексической теме «Хлебобулочные изделия»
В комплект входят:Конспект логопедического занятия для детей с ОНР старшей группы по лексической теме «Хлебобулочные изделия»Презентация к конспектуРекомендакии для родителей...
Комплект по лексической теме "Подводный мир"
Тематический комплект по лексической теме "Подводный мир"Конспект занятияПрезентация к конспекту занятияДидактическая игра КонтурыМатериал для стенада...