Сказкотерапия в коррекционно-развивающей работе с детьми
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Статья на тему использования арт-терапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_skazkoteterapiya.docx15.65 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия в коррекционно-развивающей работе с детьми.

Привлекательность сказкотерапии можно объяснить ее унивнрсальностью.

Сказка иформативна. Через анализ придуманной ребенком сказки получаем информацию о его жизни и развитии.

Сказка экологична. Находясь не в обычной, а сказочной реальности ребенок эмоционально защищен.

Сказка безгранична. Дополняя, изменяя сказку ребенок обогащает свою жизнь.

Сказка феерична. Используются куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности.

Сказка эмоциональна. Через знакомство со сказкой ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.

Сказка мудра. Через сказку педагог имеет возможность передать ребенку новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.

Дети активно вступают в игру – сказку позволюящую расслабиться, снять напряжение, смоделировать, а затем проиграть многие проблемные ситуации.

Умственное развитие детей 3-6 лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает создавать модель действительности, строить ее описание. И делает он это с помощью сказки, стремясь приписать неодушевленным предметам или животным человеческие черты.

По мере расширения сферы общения перед ребенком встает необходимость сдерживать ситуативные эмоции, управлять выражением своих чувств. Научиться этому позволяет сказка и игра. Для ребенка со страхами подбирается готовая или составляется новая коррекционная сказка, в которой метафорически зашифрована информация о его страхе и способах его преодоления. Ребенок прослушивает сказку и проигрывает способы преодоления страха, идентифицируясь с главным сказочным героем. Ребенку можно предложить нарисовать иллюстрации к сказке, переписать сказку на свой лад, придумать новую с этим же главным героем. В процессе такой работы ребенок не только «знакомится со своим страхом, но и учится справляться с ним.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка.

1.Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, пологаясь на свои собственные силы.

2.Потребность в компетенции. Герой оказывается способным преодолевать самые невероятные препятствия и, как правило, становится победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.

3.Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что–то добывает, с кем-то борется, от ког-то убегает. Иногда вначале поведение героя не является активным: толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.

Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности:

1.Автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение.

2.Активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров.

3.социальная компетентность, проявление доброты, внимания, содействия к другому человеку. Способность понять его особенности, интересы. Выбирать адекватные способы взаимодействия.

Сказкотерапевтическая коррекционно-развивающая работа представляет собой «путешествие в сказочный мир», включающее в себя любое необходимое количество сказочных образов и сюжетов.

Присутствие ритуала входа/выхода в сказку для детей обязательно. Ритуал помогает безопасно вернуться из драматической реальности в обыденную. Ритуалами могут стать манипуляции с волшебными предметами (книга, кольцо, ключик, цветок, дудочка и т.д.), проговаривание волшебных заклинаний, танцевально-двигательный ритуал и др. Детям очень нравится проходить в сказку с помощью проводника. Как правило, у него есть легенда, объясняющая детям его присутствие в нашем мире. Роль проводника могут игратькуклы Феи, Эльфа, Старца, Гнома и др.

Сказочное путешествие детей должно быть наполнено играми, позволяющими поближе познакомиться со сказкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.

Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...

Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"

В статье рассматривается вопрос о коррекции детей  с ОВЗ через игру....

Коррекционно-развивающая логопедическая работа с детьми, пережившими трудную жизненную ситуацию

Раннее  предупреждение,  диагностика  и  коррекция  речевых  нарушений  —  одна  из  актуальных  проблем  реабилитации  детей,...

Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...

«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».

организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...

Статья "Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития"

Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития применяют соответственно возрасту. Условия успешной коррекционно-развивающей работы орга...