Программа художественно-эстетической направленности для детей с ЗПР "Очумелые ручки"
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему
Программа художественно-эстетической направленности для детей с ЗПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ochumelye_ruchki.docx | 45.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное
Учреждение города Москвы
«Первый Московский Образовательный Комплекс»
Согласовано: (ФИО родителя (ей) Подпись родителя (ей) Дата................... | Принято на педагогическом совете Протокол № ...... от ........ Утверждаю: директор ..../Иванова М.И./ Дата ................. |
Программа
художественно-эстетической направленности
для детей с ЗПР
«Очумелые ручки»
Срок реализации 1 год
Возраст 5-7 лет.
Составила:
Лункина Ольга Геннадьевна
Воспитатель группы для детей с ЗПР
- Актуальность Программы.
В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это своего рода внешний мозг!» - писал Кант. Ученые установили, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Это позволяет рассматривать кисть руки как «орган» речи наряду с артикуляционным аппаратом. Доказано, что хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также с вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Поэтому систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Тонкая моторика – основа развития, своего рода, «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, мышление, восприятие, речь).
Творчество есть реальное бытие индивидуальности. В инновационной модели образования закрепляется требование учета интересов, склонностей детей, их индивидуальных способностей при создании оптимальных условий для самовыражения в различных видах деятельности.
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
Программа дополнительного образования «Очумелые ручки» носит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством различных техник (рисование ладошкой, рисование пальчиками, работа с природным материалом, работа с крупой, яичной скорлупой и т.д.) и дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию.
Занятия полезны и увлекательны, потому, что происходят в необычной обстановке, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность. Работа в студии позволяет систематически последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. В студии имеется весь необходимый материал, место для выставки детских работ. На занятиях в применяется музыкальное сопровождение, что способствует созданию выразительного художественного образа.
Программа разработана как специализированная для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию и рассчитана для детей с ЗПР 5-7 лет.
Программа «Очумелые ручки» способствует развитию художественного вкуса, умственных способностей, образного мышления, речи и коммуникативной компетентности детей.
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста с ЗПР, его индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития детей и представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир.
2.Цель программы: создание творческой среды для развития художественно-творческих способностей у воспитанников, обучение создавать поделки из разного вида материалов; повышение уровня развития связной речи и коммуникативной компетентности.
3. Задачи:
- -развивать творчество и фантазию, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление и любознательность.
- развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, мыслительных процессов,
- воспитание положительных качеств личности ребенка (трудолюбия, самостоятельности).
Коррекционные задачи:
- корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) ,
- коррекция и развитие связной устной речи ,
- пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса,
- коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной);
- коррекция и развитие зрительных восприятий…
развитие слухового восприятия; - коррекция и развитие тактильного восприятия;
- коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;
4. Прогнозируемый результат:
- у детей разовьется мелкая моторика рук;
- сформируется способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить Красоту;
- разовьется творчество и фантазия, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
- появится любовь и уважение к изобразительному искусству;
- сформируется художественный вкус и чувство гармонии;
- сформируются навыки самостоятельности.
5. Участники Программы : данная программа рассчитана на детей с ЗПР 5-7 лет . Занятия проводятся 1 час в неделю, что составляет 64 часа в год.
Формы диагностики уровня освоения программы:
- проведение диагностики в начале, середине и в конце года.
Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие в художественных конкурсах, тематических выставках для детей с ОВЗ.
Педагогические условия для реализации программы:
- создание художественно-развивающей среды в детском саду (изобразительная студия);
- разработка занятий по развитию детских художественных способностей средствами нетрадиционных художественных техник и их апробация.
Для успешной реализации программных задач предусматривается взаимодействие с родителями и педагогами. Проводятся следующие формы работы: беседы, консультации, мастер - классы, семинар-практикум, анкетирование, выставки и др. Разнообразие используемых форм работы формирует у взрослых определенные представления и практические умения в продуктивной деятельности и в оказании помощи детям в освоении нетрадиционных изобразительных средств.
Методы и приемы обучения:
- продуктивная деятельность детей, экспериментирование- словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение);
- наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);
- практические (самостоятельная).
Принципы.
1. От простого к сложному. Программа построена по принципу поэтапного усложнения и расширения объёма сведений. Такой принцип позволяет повторять, закреплять и дополнять полученные знания и умения в течении первого года обучения.
2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
3. Индивидуального подхода. Принцип индивидуализации - обеспечивает развитие каждого ребенка.
4. Принцип успешности. Создание «ситуации успеха» для каждого обучающегося на каждом занятии, с целью поддержания интереса к работе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Раздел 1. «Рисование ладошкой». (8часов)
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге.
Раздел 2. Работа с природным материалом. ( 8 часов)
Работа с природными материалами помогает детям развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде. Материалы : еловые шишки, семена дуба и каштана, листья.
Материалы: Засушенные листья, семечки подсолнечника, шишки, веточки деревьев, ножницы, клей
Развитие умения делать поделки из природного материала, обучение работать в коллективе, воспитание творческого подхода к работе.
Раздел 3. Работа с крупой ( 8ч.)
Все знают много видов крупы, хранящихся на кухне. Но мало кто догадывается, что из неё можно изготовить огромное количество прекрасных поделок. А еще работа с крупой отлично развивает мелкую моторику.
Материалы: Крупа, картон, клей, ножницы, палочки, зубочистки.
Развитие умения делать поделки из крупы.
Раздел 4. Аппликации из яичной скорлупы, фольги, картона. (8 ч)
Развивает умение создавать художественные образы. Развивает фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материалов, желание экспериментировать с ними.
Материалы: Скорлупа, клей, бисер, мишура, фольга, картон.
Развитие умения создавать художественные образы.
Раздел 5. Оригами ( 8ч).
Развивает умение создавать художественные образы. Развивает фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материалов, желание экспериментировать с ними.
Материалы: Бумага.
Развитие умения создавать художественные образы.
Раздел 6. Работа с соленым тестом ( 8ч.)
Ознакомление с новым материалом для изготовления поделок – соленое тесто, его характерными особенностями (мягкое, эластичное, прочное при тепловой обработке).
Материалы : Прочный картон, шаблоны, мука, соль, вода, цветные краски, кисти
Раздел 7. Сделаем планету чище. Работа с бросовым материалом (8 ч.)
Развивает умение создавать художественные образы. Развивает фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материала , желание экспериментировать с ним.
Материалы: трубочки коктейльные, баночки из-под йогурта, старые газеты и журналы.
Раздел 8. Плетение из резинок (6 часов)
Развивает фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материала , желание экспериментировать с ним.
Материалы: разноцветные резинки, крючки пластмассовые
Раздел 9. Заключительный (2 часа)
Учебно-тематический план.
№ Раздела, темы | Название разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
Художественное творчество. Рисование | Рисование ладошкой: «Солнышко-колоколнышко», «Разноцветные рыбки», «Осминожки», «Ой люли-люленьки, прилетели гуленьки», «Сказочная птица». Маленькая елочка», «Вкусные ягодки», « Озорные горошки на чайной чашке», «Цветущие сады». | 8 | 0 | 8 |
Работа с природным материалом | Вводное занятие. Знакомство с природным материалом1. «Краски осени», 2. «Жители сказочного леса», 3. «Природные фантазии», 4. «Цветы из шишек», 5. «Кот Котофей», 6. «Паучок Лесовичок», 7. «Пингвины» | 8 | 1 | 7 |
Работа с крупой | 1.«Чудо – дерево».2.«Ёжик». 3.«Хризантема». 4. «Солнышко». 5. «Цыпленок». 6. «Осенний лес». 7. «Подводное царство». 8. «Цветы небывалой красоты». | 8 | 1 | 7 |
Аппликации из яичной скорлупы, фольги, картона. | «Мозаика из яичной скорлупы » «Мозаика по мотивам любимой сказки». Аппликация из картона и фольги «Золотая рыбка», «Дед Мороз», «Загадочные снежинки», «Зимнее дерево», «Карнавальная маска» | 8 | 1 | 7 |
Оригами | «Журвлик», «Лилия», «Самолет», «Рубашка для папы», «Зоопарк», «Коробочка», «Военная пилотка». | 8 | 1 | 7 |
Работа с соленым тестом | «Улитка», «Валентинка», «Маленькая куколка» «Снеговик», «Подарок для папы», «Фруктовая корзинка», «Подсвечник» | 8 | 1 | 7 |
Сделаем планету чище. Работа с бросовым материалом. | « Рамка для фотографии» (коктейльные палочки), «Бытовая техника» (трубочки, стаканчики из-под йогурта), «Панно «Цветы» (ячейки из-под яиц), «Корзина» (старые газеты и журналы). «Игрушки», «Коврик» (пакеты), «Цветы» (пластиковые ложки», «Солнышко» (пластиковая посуда» | 8 | 0 | 8 |
Плетение из резинок | « Браслет» вариант 1, «Браслет» вариант 2, «Сердечко» «Рыбка» , «Брелок для ключей» | 6 | 0 | 6 |
Календарно-тематический план
№ | Тема занятия | Кол-во занятий |
сентябрь | 1.«Солнышко-колоколнышко», | 1 |
2. «Разноцветные рыбки», | 1 | |
3. «Ой люли-люленьки, прилетели гуленьки», | 1 | |
4. «Осминожки» | 1 | |
5. «Маленькая елочка» | 1 | |
6. «Вкусные ягодки» | 1 | |
7. «Озорные горошки на чайной чашке» | 1 | |
8. «Цветущие сады» | 1 | |
Работа с природным материалом | ||
октябрь | Вводное занятие. Знакомство с природным материалом | 1 |
1. «Краски осени», | 1 | |
2. «Жители сказочного леса», | 1 | |
3. «Природные фантазии», | 1 | |
4. «Цветы из шишек» | 1 | |
5. «Кот Котофей» | 1 | |
6. «Паучок Лесовичок» | 1 | |
7. «Пингвины» | 1 | |
Работа с крупой | ||
ноябрь | 1.«Чудо – дерево». | 1 |
2.«Ёжик». | 1 | |
3.«Хризантема». | 1 | |
4. «Солнышко». | 1 | |
5. «Цыпленок». | 1 | |
6. «Осенний лес». | 1 | |
7. «Подводное царство». | 1 | |
8. «Цветы небывалой красоты». | 1 | |
Аппликации из яичной скорлупы, фольги, картона. | ||
декабрь | Вводное занятие, знакомство с материалами. Показ презентации. | 1 |
1.«Мозаика из яичной скорлупы»». | 1 | |
2.«Мозаика по мотивам сказки» | 1 | |
3.«Золотые рыбки». | 1 | |
4.«Дед мороз». | 1 | |
5.«Загадочные снежинки». | 1 | |
6.«Зимнее дерево». | 1 | |
7.«Карнавальная маска». | 1 | |
Оригами | ||
январь | 1.знакомство с техникой оригами. История Оригами | 1 |
2.«Журавлик». | 1 | |
3.«Лилия». | 1 | |
4.«Самолет». | 1 | |
5.«Праздничный Рубашка для папы» | 1 | |
6.«Зоопарк». | 1 | |
февраль | 7. «Коробочка» | |
8.«Военная пилотка». | 1 | |
Работа с соленым тестом | ||
1.«Как приготовить соленое тесто» | 1 | |
2.«Улитка» | 1 | |
3.«Валентинка» | 1 | |
4. «Маленькая куколка» | 1 | |
5. «Снеговик» | 1 | |
6. «Подарок для папы» | 1 | |
март | 7. «Фруктовая корзинка» | 1 |
8. «Подсвечник» | 1 | |
Сделаем планету чище. Работа с бросовым материалом | ||
1.«Рамка для фотографий» | 1 | |
2.«Бытовая техника» | 1 | |
3.Панно «Цветы» | 1 | |
4.«Корзина» | 1 | |
5. «Игрушки» | 1 | |
6. «Коврик» | 1 | |
апрель | 7. «Цветы» | 1 |
8. «Солнышко» | 1 | |
Плетение из резинок | ||
1.« Браслет» вариант 1 | 1 | |
2.«Браслет» вариант 2 | 1 | |
3.«Сердечко» | 1 | |
4.«Рыбка» | 1 | |
5.«Брелок для ключей» | 1 | |
Май | 6.«Шарик» | 1 |
Мастер-класс для родителей! | 1 | |
Выставка поделок студии «Очумелые ручки» | 1 | |
Итого: | 64 |
Учебно-методическое обеспечение программы.
1. Учебно-методический комплекс.
1) Учебные и методические пособия:
- научная, специальная, методическая литература (см. список литературы);
2) Материалы из опыта работы:
- образцы;
- схемы;
- шаблоны, трафареты;
- альбомы, фотографии лучших работ;
- перспективные тематические планы;
- конспекты занятий;
- фонотека.
2. Список материала и оборудования, необходимого для занятий с детьми:
- цветная бумага различной фактуры, картон, ватман, клей;
- пластилин, стеки; природный материал (шишки, каштаны, желуди, листья кленовые, березовые)
- бросовый материал (коктейльные трубочки, баночки из-под йогурта, картонные и пластиковые ячейки из-под яиц, крышки, пакеты)
-соленое тесто или глина
- цветные резинки «Радужки»
3. Диагностическая карта «Оценка освоения программы».
Литература :
Е. Жадько, Л. Давыдова. Поделки и аксессуары из соленого теста. Ростов – на –Дону «Феникс», 2006- 217с.
И. Кискальт. Соленое тесто. М.: «Аст –пресс», 2002- 142с.
В. А. Хоменко. Лучшее поделки. Шаг за шагом. Харьков, 2009
В. А. Хоменко. Соленое тесто шаг за шагом. Харьков 2007 -63с.
Б. Халезова, Н. А. Курочкина. Лепка в детском саду. М.: «Просве
щение», 1985 -140 с.
И. Н. Хананова. Соленое тесто. М.: «Аст-пресс», 104с.
А. В. Фирсова. Чудеса из соленого теста. – М.: Айрис-пресс, 2008 –32с.
О. В. Корчинова. Детское прикладное творчество. Ростов- на- Дону
И.В. Новикова. Конструирование из природного материала в детском саду. Ярославль,- Академия развития, 2009-90с
И. Лыкова. Конструирование в детском саду.
Л. Хоппинг "Радужные браслеты из резинок"
М. Крупская Браслеты и фигурки из резиночек. Мастер-класс для начинающих. М.,- ООО «Издательство «Эксмо».
О. Щеглова . Оригами. Волшебный мир бумаги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста. «Умелые ручки»
Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие с...
Дополнительные общеобразовательные программы художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей "Акварелька", "Умелые ручки", "Волшебная бумага"
laquo;То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности.Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания».В.А.Сухомлински...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Художественно-эстетическая область» направление «Музыкальное образование»
Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в МКДОУ...
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности для детей 4-5 лет «Умелые ручки»
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности для детей 4-5 лет «Умелые ручки»...
Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей от 3 до 7 лет «Умелые ручки»
Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей от 3 до 7 лет «Умелые ручки»...
Программа: «Художественно-эстетическое развитие», «Рисование» для детей 5-7 лет в соответствии с ФГОС ДО.
Программа предназначена для детей ДОу, 5-7 лет по художественно - эстетическому развитию (рисовани)...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественно-эстетического развития дошкольников "Обучение детей среднего дошкольного возраста нетрадиционным техникам лепки " кружок "Пластилиновое чудо" Возраст обучающихся: 4-5 лет
Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и н...