Программа художественно-эстетической направленности для детей с ЗПР "Очумелые ручки"
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Лункина Ольга Геннадьевна

Программа художественно-эстетической направленности для детей с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ochumelye_ruchki.docx45.2 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное

Учреждение города Москвы

        «Первый Московский Образовательный Комплекс»        

Согласовано:

(ФИО родителя (ей)

Подпись родителя (ей)

Дата...................

Принято на педагогическом совете

Протокол № ...... от ........

Утверждаю: директор ..../Иванова М.И./

Дата .................

Программа

художественно-эстетической направленности

для детей с ЗПР

«Очумелые ручки»

Срок реализации 1 год

Возраст 5-7 лет.                                                                                          

Составила:

Лункина Ольга Геннадьевна

Воспитатель группы для детей с ЗПР

  1. Актуальность Программы.

В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это своего рода внешний мозг!» - писал Кант. Ученые установили, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Это позволяет рассматривать кисть руки как «орган» речи наряду с артикуляционным аппаратом. Доказано, что хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также с вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Поэтому систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.  Тонкая моторика – основа развития, своего рода,  «локомотив» всех психических процессов  (внимание, память, мышление, восприятие, речь).

   Творчество есть реальное бытие индивидуальности. В инновационной модели образования закрепляется требование учета интересов, склонностей детей, их индивидуальных способностей при создании оптимальных условий для самовыражения в различных видах деятельности.

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

        Программа  дополнительного образования «Очумелые ручки»   носит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством различных техник (рисование ладошкой, рисование пальчиками, работа с природным материалом, работа с крупой, яичной скорлупой  и т.д.) и дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию.

Занятия полезны и увлекательны, потому, что происходят в необычной обстановке, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность. Работа в студии позволяет систематически последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. В студии имеется весь необходимый материал, место для выставки детских работ. На занятиях в применяется музыкальное сопровождение, что способствует созданию выразительного художественного образа.

Программа разработана как специализированная для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию и рассчитана для детей с ЗПР 5-7 лет.

Программа  «Очумелые ручки» способствует развитию художественного вкуса, умственных способностей, образного мышления, речи и коммуникативной компетентности детей.

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка дошкольного  возраста с ЗПР, его индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития детей и представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. 

2.Цель программы: создание творческой среды для развития художественно-творческих способностей у воспитанников, обучение создавать поделки из разного вида материалов; повышение уровня развития связной речи и коммуникативной компетентности.

3. Задачи:

  • -развивать творчество и фантазию, наблюдательность  воображение,       ассоциативное мышление и любознательность.
  • развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, мыслительных процессов,
  • воспитание положительных качеств личности ребенка (трудолюбия, самостоятельности).

Коррекционные задачи:

  • корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) ,
  • коррекция и развитие связной устной речи ,
  • пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса,
  • коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной); 
  • коррекция и развитие зрительных восприятий…
    развитие слухового восприятия; 
  • коррекция и развитие тактильного восприятия; 
  • коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…; 

4. Прогнозируемый результат:

  • у детей разовьется мелкая моторика рук;
  • сформируется способность смотреть на мир и видеть его  глазами художников,  замечать и творить Красоту;
  • разовьется творчество и фантазия, наблюдательность,  воображение,       ассоциативное мышление и любознательность;
  • появится любовь и уважение к изобразительному искусству;
  • сформируется художественный вкус и чувство гармонии;
  • сформируются навыки самостоятельности.

5. Участники Программы : данная программа рассчитана на детей с ЗПР 5-7 лет .  Занятия проводятся 1 час в неделю, что составляет 64 часа  в год.

Формы диагностики уровня освоения программы:

- проведение диагностики в начале, середине и в конце года.

Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие в художественных конкурсах, тематических выставках для детей с ОВЗ.

 Педагогические условия для реализации программы:

- создание художественно-развивающей среды  в детском саду (изобразительная студия);

- разработка занятий по развитию детских художественных способностей средствами нетрадиционных художественных техник и их апробация.

       Для успешной реализации программных задач предусматривается взаимодействие с родителями и педагогами. Проводятся следующие формы работы: беседы, консультации, мастер - классы, семинар-практикум, анкетирование, выставки и др. Разнообразие используемых форм работы формирует у взрослых  определенные представления и практические умения в продуктивной деятельности и в оказании помощи детям  в освоении нетрадиционных изобразительных средств.

Методы и приемы обучения:

  • продуктивная деятельность детей, экспериментирование- словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение);
  • наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);
  • практические (самостоятельная).

 Принципы.

1.        От простого к сложному.   Программа построена по принципу поэтапного усложнения и расширения объёма сведений. Такой принцип позволяет повторять, закреплять  и дополнять полученные знания и умения в течении первого года обучения.

 2.  Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

3. Индивидуального подхода. Принцип индивидуализации - обеспечивает развитие каждого ребенка.

4. Принцип успешности. Создание «ситуации успеха» для каждого обучающегося на каждом занятии, с целью поддержания интереса к работе.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Раздел 1. «Рисование ладошкой». (8часов)

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге.

Раздел 2. Работа с природным материалом. ( 8 часов)

Работа с природными материалами помогает детям развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде. Материалы : еловые шишки, семена дуба и каштана, листья.

Материалы: Засушенные листья, семечки  подсолнечника, шишки, веточки деревьев, ножницы, клей

Развитие умения делать поделки из природного материала, обучение работать в коллективе, воспитание творческого подхода к работе.

Раздел 3.  Работа с крупой  ( 8ч.)

Все знают много видов крупы, хранящихся на кухне. Но мало кто догадывается, что из неё можно изготовить огромное количество прекрасных поделок. А еще работа с крупой отлично развивает мелкую моторику.

Материалы: Крупа, картон, клей, ножницы, палочки, зубочистки.

Развитие умения делать поделки из крупы.

Раздел 4. Аппликации из яичной скорлупы, фольги, картона. (8 ч)

Развивает умение создавать художественные образы. Развивает фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материалов, желание экспериментировать с ними.

Материалы: Скорлупа, клей, бисер, мишура, фольга, картон.

Развитие умения создавать художественные образы.

Раздел 5.        Оригами ( 8ч).

Развивает умение создавать художественные образы. Развивает фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материалов, желание экспериментировать с ними.

Материалы: Бумага.

Развитие умения создавать художественные образы.        

Раздел 6. Работа с соленым тестом ( 8ч.)

Ознакомление с новым материалом для изготовления поделок – соленое тесто, его характерными особенностями (мягкое, эластичное, прочное при тепловой обработке).

Материалы : Прочный картон, шаблоны, мука, соль, вода, цветные краски, кисти

Раздел 7. Сделаем планету чище. Работа с бросовым материалом (8 ч.)

Развивает умение создавать художественные образы. Развивает фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материала , желание экспериментировать с ним.

Материалы: трубочки коктейльные, баночки из-под йогурта, старые газеты и журналы.

 Раздел 8. Плетение из резинок (6 часов)

Развивает фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материала , желание экспериментировать с ним.

Материалы: разноцветные резинки, крючки пластмассовые

Раздел 9.  Заключительный  (2 часа)

Учебно-тематический план.

№ Раздела, темы

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

Художественное творчество. Рисование

Рисование ладошкой: «Солнышко-колоколнышко», «Разноцветные рыбки», «Осминожки», «Ой люли-люленьки, прилетели гуленьки», «Сказочная птица». Маленькая елочка»,   «Вкусные ягодки», « Озорные горошки на чайной чашке», «Цветущие сады».

       8

0

8

Работа с природным материалом

Вводное занятие. Знакомство с природным материалом1. «Краски осени», 2. «Жители сказочного леса», 3. «Природные фантазии», 4. «Цветы из шишек», 5. «Кот Котофей», 6. «Паучок Лесовичок», 7. «Пингвины»

8

1

7

Работа с крупой 

1.«Чудо – дерево».2.«Ёжик». 3.«Хризантема». 4. «Солнышко». 5. «Цыпленок». 6. «Осенний лес». 7. «Подводное царство».    8. «Цветы небывалой красоты».

8

1

7

Аппликации из яичной скорлупы, фольги, картона.

«Мозаика из яичной скорлупы » «Мозаика по мотивам любимой сказки».  Аппликация из картона и фольги «Золотая рыбка», «Дед Мороз», «Загадочные снежинки», «Зимнее дерево», «Карнавальная маска»

8

1

7

Оригами

«Журвлик»,  «Лилия»,  «Самолет», «Рубашка для папы», «Зоопарк», «Коробочка», «Военная пилотка».

8

1

7

Работа с соленым тестом

«Улитка», «Валентинка», «Маленькая куколка» «Снеговик», «Подарок для папы», «Фруктовая корзинка», «Подсвечник»

8

1

7

Сделаем планету чище. Работа с бросовым материалом.

« Рамка для фотографии» (коктейльные палочки), «Бытовая техника» (трубочки, стаканчики из-под йогурта), «Панно «Цветы» (ячейки из-под яиц),  «Корзина» (старые газеты и журналы). «Игрушки», «Коврик» (пакеты), «Цветы» (пластиковые ложки», «Солнышко» (пластиковая посуда»

8

0

8

Плетение из резинок

« Браслет» вариант 1,  «Браслет» вариант 2, «Сердечко»     «Рыбка» , «Брелок для ключей»

6

0

6

Календарно-тематический план

Тема занятия

Кол-во занятий

сентябрь

1.«Солнышко-колоколнышко»,

1

2. «Разноцветные рыбки»,

1

3.  «Ой люли-люленьки, прилетели гуленьки»,

1

4. «Осминожки»

1

5. «Маленькая елочка»

1

6. «Вкусные ягодки»

1

7. «Озорные горошки на чайной чашке»

1

8. «Цветущие сады»

1

                           Работа с природным материалом

октябрь

Вводное занятие. Знакомство с природным материалом

1

1. «Краски осени»,

1

2. «Жители сказочного леса»,

1

3. «Природные фантазии»,

1

4. «Цветы из шишек»

1

5. «Кот Котофей»

1

6. «Паучок Лесовичок»

1

7. «Пингвины»

1

Работа с крупой

ноябрь

1.«Чудо – дерево».

1

2.«Ёжик».

1

3.«Хризантема».

1

4. «Солнышко».

1

5. «Цыпленок».

1

6. «Осенний лес».

1

7. «Подводное царство».

1

8. «Цветы небывалой красоты».

1

Аппликации из яичной скорлупы, фольги, картона.

декабрь

Вводное занятие, знакомство с материалами. Показ презентации.

1

1.«Мозаика из яичной скорлупы»».

1

2.«Мозаика по мотивам сказки»

1

3.«Золотые рыбки».

1

4.«Дед мороз».

1

5.«Загадочные снежинки».

1

6.«Зимнее дерево».

1

7.«Карнавальная маска».

1

Оригами

январь

1.знакомство с техникой оригами. История Оригами

1

2.«Журавлик».

1

3.«Лилия».

1

4.«Самолет».

1

5.«Праздничный Рубашка для папы»

1

6.«Зоопарк».

1

февраль

7. «Коробочка»

8.«Военная пилотка».

1

Работа с соленым тестом

1.«Как приготовить соленое тесто»

1

2.«Улитка»

1

3.«Валентинка»

1

4. «Маленькая куколка»

1

5. «Снеговик»

1

6. «Подарок для папы»

1

март

7. «Фруктовая корзинка»

1

8. «Подсвечник»

1

Сделаем планету чище. Работа с бросовым материалом

1.«Рамка для фотографий»

1

2.«Бытовая техника»  

1

3.Панно «Цветы»

1

4.«Корзина»

1

5. «Игрушки»  

1

6. «Коврик»

1

апрель

7. «Цветы»

1

8.  «Солнышко»

1

Плетение из резинок

1.« Браслет» вариант 1    

1

2.«Браслет» вариант 2

1

3.«Сердечко»    

1

4.«Рыбка»    

1

5.«Брелок для ключей»

1

Май

6.«Шарик»

1

 Мастер-класс для родителей!

1

Выставка поделок студии «Очумелые ручки»

1

Итого:        

64

Учебно-методическое обеспечение программы.

1. Учебно-методический комплекс.

1) Учебные и методические пособия:

- научная, специальная, методическая литература (см. список литературы);

2) Материалы из опыта работы:

- образцы;

- схемы;

- шаблоны, трафареты;

- альбомы, фотографии лучших работ;

-  перспективные тематические планы;

- конспекты занятий;

- фонотека.

2. Список материала и оборудования, необходимого для занятий с детьми:

- цветная бумага различной фактуры, картон, ватман, клей;

- пластилин, стеки; природный материал (шишки, каштаны, желуди, листья кленовые, березовые)

- бросовый материал (коктейльные трубочки, баночки из-под йогурта, картонные и пластиковые ячейки из-под яиц, крышки, пакеты)

-соленое тесто или глина

- цветные резинки «Радужки»

3. Диагностическая карта «Оценка освоения программы».

        

Литература :

Е. Жадько, Л. Давыдова. Поделки и аксессуары из соленого теста. Ростов – на –Дону «Феникс», 2006- 217с.

И. Кискальт. Соленое тесто. М.: «Аст –пресс», 2002- 142с.

В. А. Хоменко. Лучшее поделки. Шаг за шагом. Харьков, 2009

В. А. Хоменко. Соленое тесто шаг за шагом. Харьков 2007 -63с.

Б. Халезова, Н. А. Курочкина. Лепка в детском саду. М.: «Просве

щение», 1985 -140 с.

И. Н. Хананова. Соленое тесто. М.: «Аст-пресс», 104с.

 А. В. Фирсова. Чудеса из соленого теста. – М.: Айрис-пресс, 2008 –32с.

О. В. Корчинова. Детское прикладное творчество. Ростов- на- Дону

И.В. Новикова. Конструирование из природного материала в детском саду. Ярославль,- Академия развития, 2009-90с

И. Лыкова. Конструирование в детском саду.

Л. Хоппинг "Радужные браслеты из резинок"

М. Крупская  Браслеты и фигурки из резиночек. Мастер-класс для начинающих. М.,- ООО «Издательство «Эксмо».

О. Щеглова . Оригами. Волшебный мир бумаги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста. «Умелые ручки»

Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие с...

Дополнительные общеобразовательные программы художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей "Акварелька", "Умелые ручки", "Волшебная бумага"

laquo;То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности.Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания».В.А.Сухомлински...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Художественно-эстетическая область» направление «Музыкальное образование»

Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в МКДОУ...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности для детей 4-5 лет «Умелые ручки»

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности для детей 4-5 лет  «Умелые ручки»...

Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей от 3 до 7 лет «Умелые ручки»

Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей от 3 до 7 лет «Умелые ручки»...

Программа: «Художественно-эстетическое развитие», «Рисование» для детей 5-7 лет в соответствии с ФГОС ДО.

Программа предназначена для детей ДОу, 5-7 лет по художественно - эстетическому развитию (рисовани)...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественно-эстетического развития дошкольников "Обучение детей среднего дошкольного возраста нетрадиционным техникам лепки " кружок "Пластилиновое чудо" Возраст обучающихся: 4-5 лет

Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и н...