"Игры с мячом для коррекции речи"
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИГРЫ С МЯЧОМ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс для родителей | 62 КБ |
pro_myach.pptx | 733.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ТЕМА «ИГРЫ С МЯЧОМ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ»
СЛАЙД №1 Жизнь в ХХI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых одной из актуальных на сегодняшний день является речевое воспитание детей. В жизни большинства людей процессы общения - коммуникации занимают до 70% времени. Умение говорить, слушать, писать и считать – важнейшие способности, обеспечивающие совместную деятельность людей и позволяющие накапливать, передавать громадный запас знаний.
В своей повседневной работе, мы занимаемся развитием у детей всех основных аспектов устной речи: звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя речи, связной речи. Так обследование речи детей последних трёх лет выявило недостаточное количество обобщающих слов, прилагательных, наречий, глаголов в словаре воспитанников, недостаточную развитость грамматического строя речи.
Поэтому мы считаем, что проблема развития речи детей это не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.
Основная деятельность детей дошкольного возраста – игра. Поэтому речь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры, в основном через речевые дидактические игры.
Дидактические игры по развитию речи занимают первое место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать различные задачи вначале под руководством педагогов, а затем и в самостоятельной игре. Эти игры способствуют обогащению речи ребёнка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, уточнению уже имеющихся у них слов, привитию ребёнку простейших навыков образования новых слов.
Используя разнообразные игры по развитию речи, мы увидели, что наиболее результативными являются игры с мячом. СЛАЙД №2
Предложенная сегодня тема «В мяч играем - речь развиваем» - это попытка показать на практике эффективность игр с мячом в работе с детьми по развитию и коррекции речи.
Почему мы выбрали именно игры с мячом?
Игры с мячом известны с древних времен, они встречаются почти у всех народов мира и неслучайно являются самыми распространенными из игр. Сегодня любой ребенок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно широк.
Игры с мячом побуждают ребенка к общению, помогают заинтересовать детей и разнообразить виды деятельности, давать новые знания, развивают внимание воображение, умение быстро находить правильный ответ, развивает общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, фонематический слух и т.д. Их можно использовать как в индивидуальной работе, так и в групповой образовательной деятельности.
В данном пособии игры с мячом определили в четыре блока:
- Игры, направленные на развитие моторики рук;
- Игры, направленные на развитие фонематического восприятия и правильного звукопроизношения;
- Игры, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи;
- Игры, направленные на развитие связной речи.
СЛАЙД № 3
Для полноценного формирования навыков устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук. В таких играх и упражнениях можно использовать небольшие массажные мячи, теннисные мячи, которые легко помещаются в ладошках детей.
Предлагаю поиграть.
Игры с мячом, направленные на развитие моторики рук
- «Крепко мячик мой сожми и по дорожке прокати» - катить мячик по нарисованной дорожке.
- «Шарик пальчиком кати и фигуру обведи» - катать массажный шарик по контуру рисунка.
- «Мячик я кручу, кручу, каждый пальчик научу» - прокатывать мяч по кругу.
- «Под ладошку мяч кладу и по кругу проведу» - прокатывать мяч по кругу.
- «Мячик мой не отдыхает, меж ладошками летает» - перекидывание массажного мячика из ладошки в ладошку.
- «Ловко с мячиком играю, его по пальчикам катаю» - катать массажный мячик по каждому пальцу.
- «Мячик сильно я сжимаю и ладошку поменяю» - с силой сжимать мячик каждой рукой.
СЛАЙД №4
У дошкольников с младшего возраста идет знакомство со звуками, развивается фонематический слух, и если воспитанники хорошо этим овладеют, то в старшем дошкольном возрасте они легче освоят материал по обучению грамоте. Игры и упражнения с мячом на развитие фонематических процессов, формирование правильного звукопроизношения способствуют отработке дыхания, просодики речи. В таких играх дошкольники усваивают слоговую структуру слова, закрепляют знания по разделу подготовка к обучению грамоте, развивается быстрота мышления ребенка.
Игры с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия и правильного звукопроизношения
- Игра «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.
Описание: взрослый произносит гласные звуки и предлагает детям, когда услышат звук «А», стукнуть мячом об пол. Поймав мяч, повторить этот звук. А — У— О — У —А—А — О — У
- Игра «Разноцветные мячики»: Красный — гласный. Синий — нет. Что за звук? Мне дай ответ!
Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Оборудование: мячи красного и синего цвета.
Описание:
Вариант 1. Взрослый бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный — если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно взрослому.
Вариант 2. Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука.
- Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка»
Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку.
Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.
Описание: взрослый называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук. Например: весна — автобус — слон — нос — сова...
- Игра с мячом «Что получится?»: Первый звук ты поменяй, и новое слово называй.
Цель: автоматизация звука, развитие фонематического восприятия.
Описание: взрослый бросает мяч ребенку, называет слово, а ребенок должен поменять первый звук в слове на автоматизируемый звук, чтобы получилось новое слово. Взрослый: «Сейчас я назову слово, а ты поменяй первый звук в этом слове на звук С. ТОК». Ребенок возвращает мяч и называет: «СОК».
СЛАЙД № 5
Для многих дошкольников характерны трудности в развитии лексико-грамматического строя речи. Игры и упражнения с мячом, направленные на обобщение, расширение словарного запаса и развитие грамматических компонентов речи, расширяют знания об окружающем мире, обогащают речь ребенка, прививают ребенку простейшие навыки словоизменения и словообразования.
Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.
- Игра «Назови ласково»
Мячик маленький поймай, да словечко приласкай!
Цель: содействовать называнию уменьшительно-ласкательной формы слова; учить передавать мяч друг другу из рук в руки, не прижимая к груди.
Описание: взрослый, передавая мяч ребенку, называет слово и просит ребенка произнести слово ласково: кот-котик, яблоко-яблочко, белка-белочка и т.д.
- Игра «Я знаю пять названий»
Цель: расширить словарный запас и учить классифицировать предметы.
Описание: в эту игру могут играть несколько детей, а можно дать задание одному ребёнку. Игрок отбивает мяч рукой от земли со словами: «Я знаю пять названий диких животных (птиц, фруктов, овощей, ягод, и т.д.) … Он должен перечислить эти названия, продолжая отбивать мяч от земли.
Каждому удару соответствует одно слово. Если ребёнок ошибся или потерял мяч, то ход переходит к следующему игроку.
- Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и животных называй»
В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй».
Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Описание:
Вариант 1. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.
Взрослый: - Овощи; Дети: - Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.
Взрослый: - Фрукты; Дети: - Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.
Взрослый: - Ягоды; Дети: - Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.
Взрослый: - Деревья; Дети: - Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь и т.д.
Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а ребенок — обобщающие слова.
Взрослый: Огурец, помидор, репа:
Ребенок: Овощи.
- Игра «Что бывает круглым?»
Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.
Цель: расширять словарь детей прилагательными, развивать воображение, память, ловкость.
Описание: перебрасывая мяч детям различными способами, взрослый задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч взрослому. Взрослый, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.
Что бывает круглым? – (мяч, солнце, луна, яблоко, вишня…)
Что бывает длинным? – (дорога, нитка, река, веревка, лента, шнур…)
Что бывает высоким? – (гора, дерево, человек, столб, дом, шкаф…)
Что бывает зеленым? – (трава, деревья, кусты, кузнечики, платье…)
Что бывает холодным? – (вода, снег, лед, иней, камень, ночь…)
Что бывает гладким? – (стекло, зеркало, камень, доска, яблоко…)
Что бывает сладким? – (сахар, конфеты, пирожные, торты, вафли…)
Что бывает легким? – (пух, перо, вата, снежинка…).
- Игра с мячом «Назови, какой, какая!»
«Назови, какая и какой, мячик, ударяя ты об пол!»
Цель: учить образовывать относительные прилагательные
Описание: дети выстраиваются в круг, взрослый в центре. Взрослый называет словосочетание и передаёт мяч ребёнку, ударяя его об пол. Ребёнок изменяет слово и так же передаёт мяч обратно взрослому и т.д.
- Сок из помидоров – томатный;
- Сок из огурцов – огуречный;
- Сок из моркови – морковный;
- Сок из капусты – капустный;
- Сок из свеклы – свекольный;
- Грядка с огурцами – огуречная;
- Грядка с морковью – морковная;
- Грядка с картофелем – картофельная;
- Грядка с кабачками – кабачковая;
- Грядка с тыквой – тыквенная.
СЛАЙД №6
В играх с мячом, направленных на развитие связной речи, мы учим дошкольников составлять логически правильный рассказ по заданию, конструировать предложения, учим давать полный ответ.
Игры с мячом, направленные на развитие связной речи
- Игра с перебрасыванием мяча «Составь предложение»
Мячик прыгать я заставлю, предложение составлю.
Цель: развивать умение согласовывать слова в предложении, развивать внимание, быстроту мыслительных операций.
Описание: взрослый бросает мяч ребёнку, произнося при этом несогласованные слова (например: девочка, играть). Ребёнок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов (девочка играет) и бросает мяч обратно.
Игра с мячом «Кто, где живёт?»
Цель: закреплять знания детей о жилищах животных, насекомых, закреплять умение употреблять в речи грамматические формы предложного падежа с предлогом «в», учить правильно, конструировать предложения, учить давать полный ответ.
Описание: взрослый бросает мяч ребёнку и предлагает ответить на вопрос:
Кто в берлоге, кто в норе? Назови – ка, поскорей!
Медведь живёт в берлоге,
Лиса живёт в норе,
Волк поселился в логове,
А белочка в дупле.
Мышка, крот живут в норе,
Бобёр живёт в хатке.
Лишь зайка, бедный зайка,
Под кустиком сидит
И хвостик его маленький
От страха чуть дрожит.
- Игра «Хорошо — плохо»
Мир не плох и не хорош — объясню, и ты поймешь.
Цель: знакомить детей с противоречиями окружающего мира, развивать связную речь, воображение, ловкость.
Описание:
Вариант 1: дети сидят в кругу. Ведущий задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.
Ведущий: «Дождь». Дети: «Дождь — это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо — намочит нас, бывает холодным».
Ведущий: «Город». Дети: «Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо — не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно».
Вариант 2: «Нравится не нравится» (о временах года).
Ведущий: «Зима».
Дети: «Мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весело. Мне не нравиться, что зимой холодно, дует сильный ветер».
СЛАЙД № 7
В работе с детьми используем различные варианты игр с мячом:
- перебрасывания мяча друг другу;
- прокатывания мяча, сидя на ковре;
- бросание мяча об пол и ловля его двумя руками;
- бросание мяча вверх и ловля его двумя руками;
- отбивание мяча правой и левой рукой;
- прокатывание шарика по «дорожкам».
Представленные сегодня игры с мячом позволяют процесс развития речи сделать более живым, интересным и эмоциональным.
Такие игры удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат и могут быть использованы вами в домашних условиях.
Результатами использования игр с мячом являются:
- Дети успешно и легко усваивают более сложный программный материал без переутомления и увеличения учебного времени.
- каждый ребенок становится активным участником деятельности, а не пассивным слушателем, поскольку получает эмоционально-положительный опыт, необходимую помощь, оценку, одобрение и высокую двигательную активность.
- происходит оптимизация процесса развития речи и в целом гармонизация развития ребенка.
СЛАЙД № 8
Хотелось бы обратить внимание на то, что игры с мячом универсальны, и их разнообразие зависит только от фантазии и желания играть и заниматься с детьми весело и интересно.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мяч - самая универсальная и многогранная, удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии ребёнка, но многие почему-то отдают ему только спортивную - оздоровительную роль, не задумываясь о том, что играя в мяч ребёнок развивает речь.
Игры , направленные на развитие моторики «Крепко мячик мой сожми и по дорожке прокати» - катить мячик по нарисованной дорожке. «Шарик пальчиком кати и фигуру обведи» - катать массажный шарик по контуру рисунка. «Мячик я кручу, кручу, каждый пальчик научу» - прокатывать мяч по кругу .
Игры, направленные на развитие фонематического восприятия и правильного звукопроизношения Игра «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук» Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой» Игра «Поющие мячики»: По мячу сперва стучу, а потом его качу.
Игры, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи Игра «Назови ласково» Игра «Четвертый лишний» Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе ?» Человек легко находит, Что в природе происходит.
Игры, направленные на развитие связной речи Игра с мячом «Составь предложение» Мячик прыгать заставляю я заставлю, предложение составлю. Игра с мячом «Составляем рассказ» Игра «Хорошо — плохо» Мир не плох и не хорош — объясню, и ты поймешь.
Варианты игр с мячом перебрасывание мяча друг другу; прокатывание мяча, сидя на ковре или по столу; бросание мяча об пол и ловля его двумя руками; бросание мяча вверх и ловля его двумя руками; прокатывание «ёжика» по панно с дорожками.
Спешу поблагодарить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры с мячом для развития речи
Игры с мячом на развитие детской речи, способствуют усвоению детьми правильных грамматических форм слов и вырабатывают ориентирование в звуковой модели слова. Цели игры с мячом на развитие детской ре...
Игры с мячом для развития речи
Материал для развмещения в родительском уголке, содержит примеры игр с мячом, напрвленных на развитие лексико-грамматического строя речи старших дошкольников....
Игры с мячом для развития речи
В данном материале представлена подборка игр с мячом, направленных на обогащение словаря, формирование грамматического строя ребенка...
Представление из опыта работы на тему: «Игры с мячом в коррекции речевых нарушений дошкольников».
Мяч это прекрасный инструмент для развития у детей общей и мелкой моторики. закрепления правильного произношения, развития фонматического слуха. обогащение словаря. Игры с мячом способствуют раз...
Игры с мячом в коррекции речевых дефектов
Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к общению. Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возрас...
Мастер- класс с педагогами « Играй, двигайся, развивайся. Нейропсихологические игры в развитии и коррекции речи детей дошкольного возраста».
Данный мастер – класс может быть интересен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, с целью развития речевых навыков....
Учимся играя. Игры с мячом для развития речи.
Учимся играя.Игры с мячом для развития речи....