Конспект комплексного занятия: «Зимующие птицы».
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Помазенкова Светлана Александровна

Закреплять умение детей составлять рассказ-загадку по схеме описания птиц. Развивать мышление, память, творческое воображение. Расширять представление детей о зимующих птицах, их повадках и голосах. Воспитывать гуманное отношение детей ко всему живому, чувство милосердия, закладывать основы экологической культуры личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого комплексного занятия по обучению грамоте, развитию связной речи и экологического воспитания

Тема занятия: «Зимующие птицы».        

Занятие проводит: учитель-логопед Помазенкова С.А.

Программное содержание: Актуализация словаря по теме «зимующие птицы». Развитие связной, диалогической речи. Закреплять умение детей составлять рассказ-загадку по схеме описания птиц. Развивать мышление, память, творческое воображение. Закреплять и углублять представления детей о зимующих птицах, их повадках, голосах, внешнем виде и питании зимой. Воспитывать гуманное отношение детей ко всему живому, чувство милосердия, закладывать основы экологической культуры личности.

Оборудование: мультимедийное оборудование, демонстрационные и раздаточные картинки с изображением птиц, план-схема описательного рассказа, индивидуальные схемы звуко-буквенного анализа слов, таблицы с ребусами; кассета с классической музыкой Чайковского «Святки» (декабрь), из цикла «Времена года», кассета с записями голосов птиц.

Предварительная работа: Занятия-беседы, вынесение на улицу кормушки для птиц с кормом, наблюдение на прогулке за поведением птиц. Слушание кассет с классической музыкой и голосами птиц. Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы (стихи, загадки, пословицы, поговорки). Драматизация сказки «Как сорока клеста судила».

Рисование, аппликация, складывание из бумаги (Оригами) – птиц. Составление папки «Рассказываем с мамой», посещение вместе с родителями «Государственного Дарвинского музея»

Организационный момент: (Звучит музыка Чайковского из цикла «Времена года»)

Педагог читает стихотворение О.Высотской «Мастерица зима»:

Пришла зима, хлопочет: укутала в снега

Все кочки и пенечки, скамейки и стога.

Зима велела дубу накинуть пышный мех,

На ель надела шубу, тепло укрыла всех.

Краснеют свиристели на веточках берез.

Они не улетели. А выдержат мороз?

1.Загадки

Педагог: Ребята, а какие еще птицы выдержат мороз? Отгадайте загадки.

Эта птица-непоседа                                                Она маленькая птичка,

Одного с березой цвета.                                         И зовут ее …        (синичка)

Кто это?      (сорока)                

Красногрудый, чернокрылый,                                Я по дереву стучу,

Любит зернышки клевать.                                      Червячка добыть хочу,

С первым снегом на рябине                                    Хоть и скрылся под корой,

Он появится опять.                                                   Все равно ты будешь мой!

Кто это?              (снегирь)                                                                           (дятел)

Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит.

Голоском речистым, чистым: «Клее-кле-кле» – поет со свистом?       (клест)

2.Игра: «Составь рассказ-загадку о птице»

На доске План-схема описательного рассказа о птицах (Ткаченко Т.А.)

- Какие части тела у птицы есть? Какого цвета оперение?

- Зимующая или перелетная птица?

- Где и как строит себе дом?

- Чем питается?

- Когда высиживает яйца?

- Какую пользу приносит человеку?

Например:

У этой птицы есть голова, глаза, клюв, туловище, крылья, лапки, хвост. Тело покрыто перьями. Грудка красная, спинка серая, на голове черная шапочка, хвост и крылья черные. Это пролетная птица. Прилетает в города зимой, а весну, лето и осень проводят в северных лесах, на родине, там и строят свои гнезда, выводят птенцов. Питается летом насекомыми, а осенью и зимой ягодами рябины, семенами клена, ясеня и разных трав, а также почками деревьев. Польза в том что, эти птицы истребляют насекомых и помогают упавшим семенам произрастать. (Снегирь)

3.Игра «4 лишний»

Педагог: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «4 лишний» - игра про птиц. Какая птица лишняя? Объясни почему?

Кукушка – ворона – воробей – сорока

Синица - Клёст – щегол – свиристель

Ястреб – коршун – орёл – перепёлка

Каких ещё хищных птиц вы знаете? (Сова, филин)

Где они живут? Чем питаются?

4.Динамическая пауза: Игра «Расскажи рассказ руками»

Дети рассказывают историю про Орла и Олениху, показывая движения руками и произнося текст:

На высокой скале паслись олени.    – (руки скрещены над головой)

В тени лежал маленький оленёнок. - (ладошки к правой щеке)

Орёл высмотрел оленёнка и             - (руки за спину, поворот головой)

бросился на него.                               – (плавные махи руками)

Мать услышала шум крыльев           - (руки скрещены над головой)

громадной птицы.

Олениха встала на задние ноги         - (руки согнуты впереди)

около детёныша.

Передними пыталась защитить его   - (попеременно руки вперёд)

Орёл отступил.                                     – (шаг назад)

Он полетел к своему гнезду.               – (плавные махи руками)

5.Игра: «Как помочь птицам зимой?»

Педагог: Хищные птицы сами найдут себе корм. А как быть когда зима вступила в свои права? Дуют холодные ветры, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от холода. Холодно птицам зимой, голодно. А чем мы с вами в городе Москве можем помочь нашим пернатым друзьям? (Устроить для них кормушку.) Мы для птиц сделали птичью столовую, положили в нее корм. Что любят птицы? (Ответы детей)

Снегири, свиристели: ягоды рябины, боярышника, почки деревьев, семена клена, арбуза, тыквы

Голуби, воробьи, вороны: хлебные крошки, крупу, семена подсолнуха

Сороки: ягоды рябины, боярышника, семена, клена

Синицы: семена растений, подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, овес, пшено, хлебные крошки, несоленое сало

Умеете ли вы кормить птиц? Назовите правила кормления птиц:

Во время подкормки птиц нельзя сорить и оставлять мусор.

Кормить надо в одном и том же месте, в одно и тоже время, тогда птицы будут сами прилетать к этому времени.

Кормить регулярно, ежедневно, именно в морозы пища должна быть каждый день, чтобы птицам выжить.

Корма класть в кормушку надо немного для того, чтобы подкормить, поддержать птиц в трудное время.

Педагог: если птицы сыты, то им не страшны морозы, птицы будут активны, и весело щебетать свои песенки.

6.Игра «Определи птицу по ее пению».

Дети слушают кассету с записями голосов птиц, дают названия птицам. (Воробей, ворона, синица, сова, дятел, сорока, свиристель, снегирь, клест.)

7.Игра: «Выложи схему слова»

У детей на столах конверты со схемой звуко-буквенного анализа, картинки с изображением птиц: ЛАСТОЧКА, КУКУШКА, СИНИЦА, УТКА, СОВЫ. (По уровню развития слова раздаются детям)

8. Ребусы

Угадай, какая здесь птица?

ЛАС .                Ласточка – какая птица, зимующая или перелетная?

У .                      Уточка – какая птица, зимующая или перелетная?

Правильно, перелетная птица, но на водоемах которые зимой не покрываются льдом утки остаются зимовать.

Где в нашем микрорайоне Матвеевское мы можем встретить уток? (В овраге на реке Сетунь.)

Итог занятия.

Вот и подошло к концу наше занятие. Что вам больше всего запомнило? Давайте сделаем вывод: Птицы – наши друзья. Они делают нашу жизнь красивее и богаче; приносят огромную пользу, уничтожая вредителей, распространяя семена растений и деревьев. Будем же и мы к ним милосердны, заботясь о них, когда им нужна наша помощь. Ведь редкие, исчезающие птицы занесены в «Красную книгу Москвы».

В выходные дни вы мы с вами ездили в Государственный Дарвинский музей. В музее нам выдали «Экологический паспорт Москвича», потому что вы не только много знаете о живой природе но и помогаете ей. Детям раздаются на память буклеты «Птицы» - по страницам Красной книги Москвы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплексное занятие: "Зимующие птицы" (экологическое воспитание)

Планирование занятия по экологическому воспитанию детей старшей группы....

Конспект комплексного занятия"Перелетные птицы" (для детей старшей группы)

Программные задачи:Математика: Закрепить знания детей об образовании чисел 6 и 7,умение вести счет в пределах 7, правильно называть геометрические фигуры и их расположение на листе бумаги, разви...

Конспект познавательного занятия "Зимующие птицы"

Материал занятия "Зимующие птицы" предназначен для детей старшей и подготовительной групп детского сада.Речь пойдёт о птицах,зимующих в лесах иптицах,зимующими рядом с жильём человека.Ребята познакомя...

Конспект логопедического занятия "Зимующие птицы"

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей подготовительной группы с диагнозом ОНР III уровня«Зимующие птицы»....

Конспект интегрированного занятия «Зимующие птицы»

Конспект интегрированного занятия «Зимующие птицы»...

Конспект коррекционного занятия «Зимующие птицы», для занятия с детьми с ЗПР

Задачи:Коррекционно-образовательные:- Познакомить детей с названиями зимующих птиц, рассказать об их строении;- Уточнить и расширить знания детей о рационе питания птиц;- Учить называть обоб...

Конспект комплексного занятия «Зимующие птицы» в подготовительной группе

Данное занятие является интегрированным и включает в себя 4 образовательные области:познвательно-исследовательская деятельность,развитие речи, социально-коммуникативное развитие,физмческое развитие...