Исследование уровня готовности к школе
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

В этой статье приведены основные методики для исследования уровня готовности к школе детей старшего дашкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issedovanie_urovnya_gotovnosti_k_shkole.docx251.5 КБ

Предварительный просмотр:

Правильно проведенная диагностика «готовности к школе» дает возможность определить, насколько ребенок подготовлен к школьной жизни и прогнозировать его успехи в учебной деятельности. Однако для правильного проведения диагностики прежде всего необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, а определенный их набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным.

Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? это прежде всего мотивационная, личностная готовность, волевая готовность и высокий уровень зрительно-моторной координации.

Мотивационная готовность предполагает наличие у детей желания не просто пойти в школу, но учиться выполнять определенные обязанности, связанные с их новым статусом, с новой позицией в системе социальных отношений – позицией школьника. Сформированность этой внутренней позиции – одна из важнейших составляющих мотивационной «готовности к школе». Без такой готовности ребенок, даже если он умеет писать и читать, не сможет хорошо учиться, так как обстановка и правила поведения в школе будут ему в тягость. Поэтому мотивационная готовность имеет не меньше значение, чем интеллектуальная, хотя именно о ней часто забывают не только родители, но и педагоги.

Интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребенка каких-то определенных сформированных знаний или умений (например, чтения), хотя конечно определенные навыки у ребенка должны быть. Однако главное – это наличие у ребенка более высокого уровня психического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку быстро научиться читать, писать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.

Волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. При этом речь идет не только об умении ребят слушаться , хотя выполнять определенные правила школьного распорядка очень важно, но и об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую он получает от взрослого.

Зрительно-моторная координация также является одной из составляющих «готовности к школе». Ребенку в процессе учебы часто приходится одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать  или срисовывать то, что он в данный момент рассматривает. Поэтому-то так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую им дает глаз. О трудности для детей такой координации говорит тот факт, что многим из них рисовать по памяти легче, чем с натуры. В последнем случае внимание у детей раздваивается, и они не могут скоординировать действия глаза и руки.

«Готовность к школе» - это комплексное понятие, для ее диагностики необходимо исследовать уровень развития каждого компонента. Поэтому нужно подобрать хотя бы по одной методике на каждое качество, а затем сопоставить их уровни.

Для диагностики интеллектуальной готовности рекомендуется использование тестов «Пиктограмма», «Самое непохожее», «Последовательные картинки», поскольку они дают возможность одновременно увидеть уровни развития нескольких психических процессов.

Для исследования применяют и специальный тест «Мотивационная готовность», разработанный А.Л. Венгером, диагностирующий внутреннюю позицию школьника.

Стимульный материал. Набор вопросов, предлагающих ребенку выбор одного из двух вариантов поведения.

  1. Если бы было две школы – одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая – только с уроками пения, рисования и физкультуры, - в какой из них ты бы хотел учиться?
  2. Если бы было две школы – одна с уроками и переменками, а другая – только с переменками и никаких уроков. В какой из них ты бы хотел учиться?
  3. Если бы было две школы – в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы сладости и игрушки. В какой из них ты бы хотел учиться?
  4. Если бы было две школы – в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все, что хочешь. В какой из них ты бы хотел учиться?
  5. Если бы было две школы – в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет. В какой из них ты бы хотел учиться?
  6. Если бы у вас в классе заболела учительница, и директор предложил бы заменить ее другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал?
  7. Если бы мама сказала: «Ты у меня еще маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год.» - согласился бы ты с таким предложением?
  8. Если бы мама сказала: « Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу», - согласился бы ты с таким предложением?
  9. Если бы соседский мальчик спросил тебя, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил?

Инструкция. Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить, какой вариант ответа тебе нравится больше.

Проведение теста. Детям читают вопросы, причем время на ответ не ограничивается. Каждый ответ фиксируют, так же как и все дополнительные замечания детей.

Анализ результатов. За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный – 0 баллов. Внутренняя позиция считается сформированной, если ребенок набрал 5 баллов и больше.

Для исследования волевой готовности используют тест «Корректурная проба». Этот тест дает возможность не только исследовать уровень произвольной регуляции поведения, но и определить, на сколько ребенок легко устает, то есть легко ли он истощаем, астеничен.

Стимульный материал. Стандартный лист бумаги с рядами чередующихся геометрических фигур (квадраты, треугольники, прямоугольники, круги и т.д.), а так же образец, который поможет ребенку ориентироваться в задании, фактически схема инструкции.

Инструкция. Посмотри внимательно на эти фигуры. Ты должен будешь вычеркивать некоторые из них по определенному правилу. Запомни его хорошенько. Круги ты вычеркиваешь косой линией справа налево, квадраты - с лева на право, а треугольники перечеркиваешь крест - на крест. Ты запомнил, что и как надо делать? Повтори, пожалуйста, а потом начинай выполнять.

Проведение теста. Сначала детям дают лист бумаги с нарисованными фигурами и простой карандаш. После устной инструкции дети повторяют задание , чтобы можно было проверить, правильно ли они его поняли и хорошо ли запомнили. Затем за тем их просят проводить вертикальную черту после каждой минуты работы. Если дети плохо поняли инструкцию, положите перед ними заготовленный образец-схему, сказав, что на этой схеме изображено все, что надо делать, и в случае затруднений можно смотреть на нее. После того, как ребенок начал выполнять задание, взрослый засекает время и через каждую минуту напоминает: проведи черту. Сам ребенок следить за временем не должен. В процессе работы отмечают, через какое время начинает снижаться работоспособность детей. Когда появляется много ошибок и пропущенных фигур, а ребенок больше смотрит в окно, чем на лист, взрослый говорит: «Ну все, ты устал, но тебе осталось поработать всего лишь еще одну минуту, а потом ты свободен». Фразу можно немного изменить, сказав, что осталось зачеркнуть еще одну строчку. После этого вы должны внимательно посмотреть, изменилась ли деятельность ребенка, повысилась ли его работоспособность.

Анализ результатов. Прежде всего анализируют умение детей принимать задание, а так же форму, в которой это задание принимается. Так, дети с низкой произвольностью, то есть те, у которых не сформирована волевая готовность, вообще не могут принимать задание, отвлекаются даже при наличии схемы, делают много ошибок уже в первые минуты работы, иногда даже начинают рисовать или раскрашивать фигуры. Ошибкой считается не только неправильно зачеркнутая, но и пропущенная фигура. Только напоминание взрослого, его постоянный контроль способны вернуть таких детей к работе. На более высоком уровне находятся дети, которые принимают задание, но только в виде схемы. Этот уровень волевой регуляции – норма для детей 5-5,5 лет. Однако уже шестилетки, а особенно дети 6,5-7 лет в норме должны воспринимать словесную инструкцию. Схема деятельности «выстраивается» в сознании ребенка, и поэтому он не нуждается во внешних опорах и подсказках. Именно такой уровень оптимален для школы. Дети, которые в этом возрасте нуждаются во внешней схеме, в принципе готовы к обучению, так как они все-таки принимают задание. Просто им необходима дополнительная тренировка, особенно тренировка произвольного запоминания. Дети, которые не принимают задание в принципе, к учебной деятельности не готовы.

        Не менее важным показателем является уровень концентрации внимания. Он определяется по количеству ошибок, которые делает ребенок. В норме дети 5-6 лет могут проработать безошибочно 4-5 минут, к семи годам это время увеличивается до 10 минут. При наличии 1-2 ошибок, допущенных ребенком в течение одной минуты работы, уровень концентрации внимания считают нормальным, хотя  не самым высоким. Этот уровень достаточен для хорошей работы и учебы детей.

        После 5 минут работы (или 10 минут у семилетних детей) количество ошибок резко увеличивается, дети начинают отвлекаться. В этот момент Вы и делаете новую инструкцию6 «Внимание! Тебе осталось работать еще одну минуту». Эта инструкция  в норме должна изменить деятельность детей. После того, как исчезает неопределенность  и становится ясно, что конец работы близок, работа должна нормализоваться, а ошибки – исчезнуть. Именно это умение собраться особенно четко и объективно регистрирует способность ребенка произвольно регулировать свою деятельность и сосредоточиться, что необходимо не только для хорошей учебы в школе, но и для успешной деятельности вообще.

        Для исследования зрительно-моторной координации применяется «Тест Бендер».

Стимульный материал. Лист бумаги с геометрическими фигурами, расположенными в определенном порядке и в определенной ориентации.

Инструкция. Скопируй пожалуйста эти рисунки. Постарайся выполнить задание как модно точнее, разместив се три фигуры, которые тебе надо срисовать, на одном листе бумаги.

Проведение теста. Детям дают лист белой бумаги и карандаш. После инструкции последовательно предъявляют все три схемы геометрических фигур. Взрослый повторяет, что на этом листочке нужно будет нарисовать еще две схемы. После окончания работы одну схему убирают и ребенку предъявляют следующую.

Анализ результатов. При оценке результатов подсчитывают количество баллов, набранных ребенком при рисовании каждой фигуры. Фигура 1 – правильный ромб – 2 балла; размеры фигур приблизительно одинаковые – 2 балла; обе фигуры соприкасаются углами или почти соприкасаются – 1 балл. Фигура 2 – горизонтальная ось проходит через все три вершины – 2 балла; есть хотя бы два четких угла – 2 балла; число элементов правильное – 2 балла; расстояние между элементами одинаковое – 2 балла. Фигура 3 – у внешней фигуры все углы правильные – 2 балла. Внешняя фигура расположена горизонтально – 1 балл; внутренняя фигура соприкасается с внешней вверху и внизу – 1 балл. Максимальное общее количество баллов, которое может набрать ребенок при копировании всех трех фигур – 18. В норме дети должны набрать не меньше 10-11 баллов. Если ребенок набрал 7-9 баллов, координация зрения и движения руки  него сформирована недостаточно. У детей, набравших меньше 6 баллов, можно предположить нарушение зрительно-моторной или пространственной координации, другие интеллектуальные нарушения.

         При диагностике готовности к школе необходимо помнить о том, что все компоненты психологической готовности не обязательно должны быть максимально развиты, гораздо важнее, чтобы присутствовали все эти компоненты, даже если уровень сформированности некоторых из них не высок. В процессе учебы возможна компенсация менее сформированных качеств более развитыми, однако отсутствие какого-то компонента психологической готовности к школе полностью не компенсируется и может привести к не успешности в учебной деятельности.  


 Тест Бендера

C:\Users\Core-i5\Desktop\тест бендера.jpg

        

Корректурная проба

C:\Users\Core-i5\Desktop\проба.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение диагностики уровня готовности к школе у детей с нарушениями зрения.

Специфические особенности проведения психологической диагностики у детей с различными нарушениями зренияю...

Рекомендации по повышению уровня готовности к школе

Родители дошкольников, посещающих детские сады, часто рассчитывают на то, что дети будут подготовлены к школе силами воспитателей. Действительно, специально организованные занятия помогают детям подго...

Исследование мотивационной готовности к школе детей с речевым недоразвитием

Поступление в школу – это ответственный момент, как  для каждого ребенка, так и для его родителей. От того насколько ребенок готов к школе будет зависеть его личность, отношение к учебе, самооцен...

Исследование уровня готовности детей к обучению в школе

Методики исследования уровня готовности детей к обучению в школе...