Здоровьесберегающие технологии
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные методики и
здоровьесберегающие технологии на
логопедических занятиях.
Цель: применение здоровьесбережения и нетрадиционных методик в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.
Задачи:
а) обучить детей приёмам сохранения здоровья,
б) восстановления сил,
в) развития переключаемости,
г) снятия напряжения,
д) стимуляции работоспособности и мышления.
Ход занятия.
Учитесь расслабляться и быстро восстанавливать свою работоспособность. Для этого мы сделаем ряд упражнений, которые приведут в порядок наше физическое и психологическое состояние, снимут мышечное напряжение и зарядят положительной энергией.
- Игра на понимание пространственных наречий - «Команды»
Встань со стула. Подними руки вверх. Отведи в стороны. Опусти вниз. Повернись вправо, влево, кругом. Укажи на соседа слева. Укажи на соседа справа. Укажи на соседа сзади. Сели на стулья.
Поднимите руку, у кого нет соседа слева? Поднимите руку, у кого нет соседа справа? У кого нет соседа впереди? У кого нет соседа сзади?
- «Путешествие по телу»
Я рассказываю стихотворение, а вы на себе покажете всё, что названо. К чему прикасаетесь -погладьте и помассируйте!
( Есть на пальцах наших ногти, на руках – запястья, локти, темя, шея, плечи, грудь и животик не забудь! Бёдра, пятки, двое стоп, голень и голеностоп. Есть колени и спина, но она всего одна! Есть у нас на голове уха два и мочки две. Брови, скулы и виски, и глаза, что так близки. Щёки, нос и две ноздри, губы, зубы – посмотри! Подбородок под губой, вот что знаем мы с тобой!)
- Перейдем к нашему дыханию.
Упражнение «Очищающее дыхание»
Сядьте, выпрямившись, на стул, спину держите прямо. Положите руки на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Теперь мысленным взором посмотрите в центр своей груди. Когда вы выдыхаете, представьте себе, что ваш выдох в виде дыма, долетает до дверей комнаты, а когда вдыхаете, то представьте себе, что вдыхаете голубое небо (показываю голубое облако: цветотерапия – голубой цвет).
Можно выдыхать своё беспокойство, страх, напряжение. А вдыхать спокойствие, лёгкость, уверенность. Вдох – пауза, выдох – пауза.
- Смотрим на облако и делаем зрительную
гимнастику (по кругу 2-3 раза по часовой стрелке, 2-3 раза против часовой. Сделали зрительную гимнастику, сняли напряжение с глаз.
- Чтобы снять напряжение с шеи и мышц
плечевого пояса (вы же много сегодня писали, наклонив голову) сделаем релаксируюшее упражнение « Любопытная Варвара»
Цель: расслабление мышц шеи.
а) Логопед: «Поднимите голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас и мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твёрдые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох – пауза, выдох – пауза.
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо, а потом опять вперёд – тут немного отдохнёт. Шея не напряжена, а рас – слаб – ле – на».
Движения выполняются по два раза в каждую сторону.
б) Логопед: «Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямитесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох – пауза, выдох – пауза.
А Варвара смотрит вверх! Выше всех, всё дальше всех! Возвращается обратно – расслабление приятно! Шея не напряжена и рас – слаб – ле – на».
в) Логопед: «Сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твёрдыми. Выпрямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох – пауза, выдох – пауза.
А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись! Возвращаемся обратно – расслабление приятно! Шея не напряжена и рас – слаб – ле – на».
- Приведём в порядок мышцы речевого аппарата, губ и челюсти.
Руки и ноги не напряжены, расслаблены. Руки на коленях.
Упражнение для губ « Хоботок »
Подражаю я слону, губы хоботком тяну. А теперь их отпускаю, и на место возвращаю. Губы не напряжены и рас – слаб – ле – ны.
(губы напряглись, а теперь они стали мягкими, ненапряжёнными).
Упражнение « Орешек »
Представьте, что вы разгрызаете твёрдый орех. Крепко сожмите зубы. Челюсти при этом напряглись, стали, как каменные (так мы порой делаем, когда злимся!). Это неприятно. Разожмите челюсти – легко стало.
Зубы крепче мы сожмём, а потом их разожмём. Губы чуть приоткрываются, всё чудесно рас – слаб – ля – ет – ся!
Напрягаем и расслабляем мышцы языка.
Упражнение «Сердитый язык»
С языком случилось что-то: он толкает зубы!
Будто хочет он за что-то вытолкнуть он зубы! Он на место возвращается. И чудесно рас – слаб – ля – ет – ся!
Упражнение «Горка» - кончик языка за нижними зубами, спинка вытянута и напряжена – делаем несколько раз – язык напрягаем – расслабляем.
Спинка языка у нас станет горочкой сейчас!
Я растаять ей велю – напряженье не люблю!
Язык на место возвращается и чудесно рас – слаб – ля – ет – ся!
- Игра «Маски» (мимическая гимнастика – коммуникация, эмоциональное развитие).
Под музыку изображаем мимику с картинки и передаём соседу.
- Игра на развитие сенсорных и кинестических ощущений:-«Отдыши букву и определи крупу». В баночках разная крупа ( горох, фасоль, гречка, рис, пшено, семечки) – там спрятаны буквы. Задание: - на ощупь, с закрытыми (завязанными) глазами ищем пальцами букву в крупе и определяем, какая это крупа (назвать). Данный вид упражнений полезен для профилактики и коррекции дислекции и дисграфии.
Эта игра очень полезна для слабовидящих детей.
- Кинезиологические упражнения
« Гимнастика мозга», помогут стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение:
а) «Кулак – ребро – голень»: - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой, затем двумя руками одновременно.
Ладошки вверх, ладошки вниз,
А теперь их на бочок и зажали в кулачок.
б) «Ухо – нос – хлопок»: - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».
в) «Лягушки»:- положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положения рук, отрывая руки от стола. Усложнение упражнения состоит в ускорении.
Две весёлые лягушки ни минутки не сидят. Ловко прыгают подружки,
только брызги вверх летят.
г) «Колечки»:- соединяем пальцы руки в кольцо с большим, начиная с указательного, сначала одной рукой, затем другой, затем двумя одновременно.
Пальчики соединяем и кольцо мы получаем:
1/2 1/3 1/4 1/5 поздоровались пальцы опять!
1/5 1/4 1/3 1/2 закрепили кольца-слова!
На занятии использованы нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии.
Выполняя в системе упражнения, проявляются скрытые способности ребёнка и расширяются границы возможностей его мозга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...
Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий
виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...
Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.
Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...
Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Так я начала организовывать музыкально-оздо...
Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...
"Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Здоровьесберегающая технология-самомассаж"
методическая разработка для старшей группы...
Презентация «Бодрящая гимнастика после сна, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий» (в рамках реализации здоровьесберегающих технологий в доу)
Бодрящая гимнастика после сна, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий...