отгадываем загадки - развиваем ребенка
консультация по коррекционной педагогике на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
Тема: «Отгадываем загадки - развиваем ребенка»
Загадка – наиболее эффективное средство активизации мыслительной деятельности и развития речи. Поэтому она чаще используется воспитателями, дефектологами и логопедами.
В последнее время педагогами часто используются так называемые структурно неоконченные загадки: их незавершённость связана с синтаксическим оформлением, с пропуском рифмы. Завершённость появляется при нахождении слова-отгадки:
Куда бежит – сама не знает,
В степи ровна, в лесу плутает,
Споткнётся у порога,
Что это? (Дорога)
При ритмизированном тексте языковая задача решается довольно просто, с помощью актуализации слова-рифмы:
По реке плывёт бревно.
Ох, и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит … (крокодил).
Такие загадки-игры получили название «Подскажи словечко». Они развивают у детей чувство ритма и языковое чутьё, операции памяти, воображения, речеслухового внимания и чувство юмора, обогащают и актуализируют лексикон.
Они обычно для шитья,
И у ежа их видел я.
Бывают на сосне, на ёлке,
А называются … (иголки).
Или:
Если мы растём на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно … (шишек).
Вместе с ребёнком приходим к выводу, что, оказывается, в простых словах, давно знакомых и понятных, заключена тайна, и её можно разгадать.
Эти загадки можно использовать шире, как упражнения на сравнение, классификацию, группировку и обобщение.
Загадки о птицах помогают овладеть навыками группировки: отгадав загадки, ребёнок сначала называет зимующих птиц, а потом – перелётных, например:
* ворона («На осине в гуще кроны вьёт гнездо своё …»);
* скворец («На шесте – дворец, во дворце – певец, а зовут его …»);
* дрозд («Он один из певчих звёзд, а короче – певчий…»);
* синица («Я маленькая птичка, зовут меня …»);
* сорока («Верещунья, белобока, а зовут её…»);
Упражнение «Кто лишний и почему?»
Ребёнок отгадывает, например, две-три загадки о домашних животных и одну загадку о диком животном:
* овца («Шубу тёплую в колечках носит тихая …»);
* корова («Есть копыта и рога, летом ходит на луга. Чтобы были все здоровы, молоко даёт …»);
* кот («Очень ласковый и чистый, лапой моется пушистой. Если пустит когти в ход, - страшный зверь, домашний …»);
* заяц («Хитрый след плести стараясь, по сугробам прыгал…»).
Задаются вопросы: «Вспомни и назови всех животных. Кто из них лишний? Почему?» Ребёнок отвечает: «Заяц, потому что овца, корова и кот - домашние животные, а заяц – дикое животное».
Особый интерес вызывает у детей приём сравнения загадок о разных предметах и проходит следующим образом.
Например, предлагаем детям загадку о ели:
За рекой росли,
Их на праздник принесли,
На веточках иголки.
Что же это? … (Ёлки)
Спрашиваем, какие ещё хвойные деревья они знают. Загадываем следующую загадку:
Хоть колюча, но не ёлка,
Подлинней её иголки,
А кора тонка, красна!
Та красавица -… (сосна)
Сравниваем ель и сосну. Можно рассмотреть не только картинки, но и живые ветки с шишками обоих деревьев.
Аналогично сравниваются и другие предметы внутри любой лексической темы (верблюда и слона, бабочку и муравья, автобус и трамвай и т. д.).
Особую роль играют загадки «Подскажи словечко» в работе над развитием связной монологической речи, например, при составлении словосочетаний. Так, отгадав загадку о пиле и о лопате, ребёнок отвечает на вопросы: Что делают пилой? – Пилят, Что делают лопатой? – Убирают снег, копают.
Доски сосновые пахнут смолой.
Весело, жарко работать… (пилой).
Я расчищу снег, ребята,
Только мне нужна… (лопата)
Загадки о животных используются для составления словосочетаний: «Кто как голос подаёт?»
* Собака. У меня учёный пес –
Круглой пуговкою нос.
Если в чём – то я не прав,
Громко лает он: … («Гав – гав!»).
* Корова. Ходит Зорька по лугам,
Молоко приносит нам.
Жить бы Зорьке в терему,
А она в хлеву: … («Му – му!»).
* Кот. Кот усатый, как разбойник,
Перепрыгнул подоконник,
Распугал соседских кур
И мурлыкает: … («Мур - мур!»).
* Пчела. Только вишня расцвела -
Прилетела в сад пчела.
Я давно за ней слежу,
Ищет мёд она:… («Жу-жу!»).
Дети усваивают, кто как «разговаривает» (собака гавкает (лает), корова мычит, кошка мурлыкает, пчела жужжит).
Стихотворный текст загадок оптимизирует работу над усвоением «слов-неприятелей» (антонимов):
Эта избушка маленькая,
Эта изба …(большая).
Эта кадушка полная,
Эта кадушка …(пустая).
Эта ограда низкая,
Эта ограда …(высокая). Эта рощица близкая,
Эта роща …(далёкая).
Эта тропинка узкая,
Эта тропа …(широкая).
Эта речушка мелкая,
Эта река …(глубокая).
Эта гора крутая,
Эта гора …(пологая).
Эта дорога прямая,
Эта дорожка …(кривая).
Снегопад.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю … (снег).
С неба всё скользят пушинки -
Серебристые …(снежинки).
Кружатся над головою
Каруселью …(снеговою).
На просёлки, на лужок
Всё снижается …(снежок).
Землю белой, чистой, нежной
Застелил постелью …(снежной).
Вот веселье для ребят -
Всё сильнее …(снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в …(снежки).
Снежный ком – на снежный ком,
Всё украсили …(снежком),
Словно в белый пуховик
Мы одели …(снеговик).
Рядом снежная фигурка -
Эта девочка - …(снегурка).
На снегу-то, посмотри -
С красной грудкой …(снегири).
… Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил …(снег).
И. Лопухина
После отгадывания загадок ребёнку предлагается подобрать к словам-отгадкам слова-признаки, слова-действия. Например: Какой снег? – Белый, блестящий, колючий, пушистый, узорчатый, искрящийся, красивый. Снег что делает? – Блестит, сверкает, белеет, искрится, падает, сыплется, лежит, идёт. Такие упражнения дают возможность детям овладеть изобразительными средствами языка, давать полные ответы, подбирать слова, точно характеризующие тот или иной предмет, явление, действие. А в дальнейшем они используются при составлении рассказа по опорным словам или по картине.
Упражнение «Найди опечатки»
Увидал я в клетке рысь,
Ей, как кошке, крикнул:
«БрОсь!»
На столе – большая пышка,
В норку тащит её мОшка.
Стоит избушка у воды,
А из трубы струится дОм.
Такие игры-загадки сосредотачивают внимание ребёнка на восприятии стихотворного текста, предупреждают его механическое повторение и запоминание. Они развивают также словесно-логическую память, активизируют весь спектр познавательных процессов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учимся отгадывать загадки (консультация для родителей)
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предме...
Тема статьи:"Учим детей отгадывать загадки".
В данном материале указаны рекомендации правильного подбора загадок для детей младшего дошкольного возраста....
учить детей отгадывать загадки, закреплять знания о спорте, спортивных развлечениях, спортивных принадлежностях.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА -ДЕТСКИЙ САД №22 СТ.КАВКАЗСКАЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН...
Учим детей отгадывать загадки
Загадка – это краткое описание предмета или явления часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.Главная особенность...
Статья "Научите ребенка отгадывать загадки"
ВзрВзрослые, загадывая детям загадки, часто не задумываются над тем, сможет ли ребенок их отгадать, не анализируют ход его мыслей при отгадывании, торопят, забывая о том, что главное не в быстром темп...
консультация для родителей "Почему важно учить ребенка отгадывать загадки?"
Загадки - это настоящие логические задачки, которые ставят вопросы: что? откуда? из чего сделано?, показывают разные грани предмета или объекта. Помимо того, что загадки способствуют активному развити...
Учите детей отгадывать загадки. Игра-загадка «Лес» (для детей старшего дошкольного возраста)
Учить детей отгадывать загадки, закреплять навыки речи-доказательства, развивать навыки речи-описания....