Особенности развития действий с предметами в первый год жизни.
статья по коррекционной педагогике на тему
Доклад на педагогический совет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности развития действий с предметами в первый год жизни | 15.61 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности развития действий с предметами в первый год жизни».
Первый год - ответственный период в жизни ребёнка, и прежде всего тем, что в процессе повседневного общения со взрослым он постепенно должен овладеть разнообразными действиями с предметами. Общение со взрослым, являясь ведущей деятельностью младенца, обеспечивает подготовку к следующему этапу психического развития, когда на втором году жизни ведущей становится предметная деятельность.
Возможность познания предметов, окружающих ребёнка, в большей степени зависит от развития способности видеть, слышать, осязать. Взрослому кажется, что такие действия, как, например, протянуть руку к предмету, взять его, очень просты. В новорождённый период все движения, в том числе и движения рук, носят безусловно - рефлекторный характер, т.е. возникают без целенаправленного волевого усилия, непреднамеренно. Целенаправленные действия формируются у ребёнка в процессе воспитания и обучения.
Овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития зрения, осязания и кинестетического чувства (положения и перемещения тела в пространстве), а затем движения руки начинают осуществляться в основном под контролем зрения, т.е. зрительный анализатор выполняет ведущую роль в развитии движений руки. Среди других двигательных функций действия пальцев руки имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребёнка, и в частности на развитие речи.
Первая двигательная функция руки - схватывание. Сначала выявляется как врождённый рефлекс «Робинзона», он возникает в ответ на раздражение ладони, а не пальцев. Он исчезает уже в первые месяцы, замещаясь хватательным рефлексом. Схватывание предметов как действие формируется у ребёнка в процессе общения со взрослым и является результатом обучения.
С 3 месяцев начинается период сенсорной активности. От 2,5-3мес. До 4-4,5мес. у ребёнка возникает этап, который можно назвать подготовительным в освоении движений: появляются простые движения руки, направленные на непосредственный контакт с объектом. В этот период малыш впервые познаёт объективные свойства предметов. С 4 до 7 мес. для ребёнка характерно активное обнаружение скрытых свойств предмета, умение привести предмет в движение. Малыш повторно притягивает случайно схваченный предмет, а затем ощупывает, рассматривает, обследует его губами и языком. Похлопывает по предмету, стучит им, размахивает погремушкой, чтобы вызвать звучание. В 6 мес. ребёнок не только крепко удерживает вложенный в руку предмет, но и берёт его из любого положения. ОТ 7 до 10 мес. у младенца появляется способность соотносить предмет с определённым местом в пространстве. Он выполняет двух активные действия: вкладывает и выбрасывает предметы, снимает со стержня крупные предметы, а затем пытается нанизать; захлопывает крышку коробочки и т.п. С 8-9 мес. малыш крепко сжимает игрушку, если её хотят отобрать. Он берёт мелкие предметы двумя пальцами, а большие всей ладонью. Новым для этого периода является манипулирование двумя предметами, подражание предметным действиям взрослого. От 10-11 мес. до 1г.2мес.-1г.3мес. появляются функциональные действия, что выявляют целевое назначение предмета. Дети начинают употреблять предметы целенаправленно (из чашки пьют, машинку катают, куклу укачивают, из кубиков строят и т.п.).
Для успешного развития действий рук необходимы следующие занятия: в первые месяцы целесообразно проводить упражнения рефлекторного характера: в раскрытые ладони вкладывать поочерёдно шарик диаметром 2-2,5 см, добиваясь схватывания, палочки диаметром 1см, валики, сделанные из клеёнки, махровой, ситцевой ткани. Они стимулируют движения руки при схватывании, развивают тактильную чувствительность ладони. Подтягивая шарик за ленточку и не вынимая его из ладони ребёнка, взрослый стимулирует более сильное схватывание. Рефлекторные упражнения и упражнение на вкладывание предметов в ладонь носят пассивный характер, однако они полезны для развития осязания. Если в 2-3мес. игрушки-подвески используем для того, чтобы научить ребёнка рассматривать и следить за передвигающимся объектом, то в 5-6мес. они необходимы для развития целенаправленных движений руки к предмету, умение захватывать и подтянуть его к себе. Подтягивание к себе один предмет, вызывает перемещение и других. С этой целью подвешиваем шарики, колокольчики, ленточки, погремушки и т.п., укреплённые на шнур, который связан концами. После 6 мес. учим выполнять действия с 2-3 предметами, воздействуя на один малыш изменяет положение другого. Например-привязать колечко к неваляшке, машинке и т.п. Выкладывание предметов из ёмкости путём переворачивания (высыпание шариков из ведёрка, опрокидывание тележки с кубиками); поочерёдное выкладывание предметов (игрушки фиксированы на ленте, что позволяет осуществить последовательные действия); снятие предметов с опоры (колец со стержня в горизонтальной плоскости; втулок со шнура; шаров с ленты; нанизывание колец большого размера на стержень); открывание матрёшек, бочат ( с помощью ленты, приёмом подтягивания), вытаскивание грибков, ёлочек. Используем игрушки-вкладыши (цветные колпачки, матрёшки, ведёрки и т.д.) Задача воспитателя состоит в том, чтобы активизировать при этих движениях пальцы руки. С 8-9 мес. с целью развития моторики пальцев проводим игру «Открой сам» (дают коробочки, которые открываются сбоку, сверху, путём проталкивания). Он самостоятельно снимает с них крышки, но закрыть может лишь те коробочки, к которым крышки прикреплены. «Прокатывание колёсных игрушек» (цель научить ребёнка действовать с игрушкой в соответствии с её свойствами). В 10-12мес. с детьми проводим дидактические игры «Что мы спрятали в коробку?», «Чудесный мешочек», в который вложены игрушки (шарики, кубики, колечки и т.д.) Встряхивая мешочек, побуждаем ребёнка доставать из него предметы, рассматривать их. В этом возрасте ребёнок справляется с таким сложным заданием, как нанизывание колец на стержень, игры с пирамидкой (разбирать и собирать 3-5 колец), ставить «кубик на кубик». Малыш успешно действует с «занимательной коробкой», в отверстия которой проталкивает шарики, кубики, призмы разной величины. Предлагаются также столики с грибочками, ёлочками. Упражнения для руки заключаются в тренировке умения взять предмет кончиками пальцев, соотнести с плоскостью, приложить усилия для соединения деталей с основанием. Они полезны для развития не только действий руки, но и глазомера, чувств, эмоций, а в конечном счёте мышления и речи ребёнка.
На протяжении всего первого года жизни воспитатель использует метод пассивных движений с разной степенью активности со стороны ребёнка. В первые месяцы взрослый выполняет действия за ребёнка, затем вместе с ним, всё чаще внося элементы активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование занятий по развитию действий с предметами и сенсорному развитию
В данном перспективном планировании занятия разбиты по уровню нервно-психического развития детей раннего возраста (по эпикризным срокам)....
Дидактические игры на развитие действий с предметами с детьми 3-го года жизни
Дидактические игры на развитие действий с предметами с детьми 3-го года жизни...
Мастер-класс «Развитие действий с предметами как активная форма речевого развития детей младшего возраста»
Цель: Повышение уровня педагогической компетенции по вопросу развитие действий с предметами как активная форма речевого развития детей младшего возраста.Задачи:1. Обобщение опыта по теме &la...
РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ КАК АКТИВНАЯ ФОРМА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДО.
Набирая детей раннего возраста, я поставила задачу перед собой - речевое развитие детей раннего возраста ,стимулирование их активной речи....
Консультация для воспитателей «Особенности формирования действий с предметами и дидактическими игрушками у детей 2-3 лет»
Данная консультация может быть полезна для воспитателей...
Консультация для родителей «Особенности формирования действий с предметами и дидактическими игрушками детей первого года жизни»
Целевая группа: родители детей до года, не посещающих детский садПланируемые результаты: умение использовать на практике полученные знания для успешного развития действий рук ребёнка.Регламент работы ...
Особенности формирования действий с предметами и дидактическими игрушками в раннем возрасте.
Возможность познания предметов, окружающих ребенка, в большой степени зависит от развития способности видеть, слышать, осязать. Взрослому кажется, что такие действия, как протянуть руку к предмету, вз...
- Мне нравится (2)