Проект "Весёлый Язычок и его друзья"
проект по коррекционной педагогике (средняя группа) по теме
Вовлечь ребёнка в деятельность возможно лишь в том случае, когда ему интересно, когда он увлечён и играет. А что является основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности? Конечно же — это игра. Проект направлен на развитие просодической стороны речи в игровой форме у детей 4-5лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Весёлый Язычок и его друзья»
Актуальность
ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя:
-владение речью как средством общения и культуры;
-формирование и развитие звукопроизношения детей, обогащение активного словаря;
-развитие речевого творчества;
-развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
- может фантазировать вслух, играть звуками и словами; проявляет любознательность, задаёт вопросы, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее явно проявляется к пятилетнему возрасту.
В современной практике дошкольного образования возникает ряд проблем, требующих решения.
Во-первых, дети среднего возраста достаточно поздно попадают в поле профессиональной деятельности учителя-логопеда;
Во-вторых, к данному возрасту, ребенок уже приобретает ряд вторичных и третичных нарушений развития, значительно снижающих уровень его обучаемости.
В-третьих, профилактика и коррекция нарушений речи у дошкольников остается недостаточно эффективной, если речевое нарушение не является предметом комплексного воздействия специалистов ДОУ.
Чем раньше будут приняты необходимые меры для улучшения речевого развития ребенка, тем полноценнее будет и его общее развитие. Кроме того, непринятие своевременных мер по формированию правильного звукопроизношения ведет к тому, что у ребенка при произнесении ряда звуков закрепится неправильная артикуляция, и исправить этот недостаток в дальнейшем будет довольно сложно.
Исходя из следующего, мной была выделена педагогическая проблема: сегодня перед учителем-логопедом в условиях дошкольного логопедического пункта, когда в минимальные сроки коррекционной работы мы решаем максимальное количество задач при одновременно усложняющемся уровне нарушений речи, необходимо найти формы работы, направленные на профилактику и коррекцию речевых и личностных нарушений. Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, мной, как специалистом, работающим с детьми с нарушением речи, был разработан проект «Весёлый Язычок и его друзья».
Цель: организация и создание условий для профилактической работы по формированию звукопроизношения учителя — логопеда в МБДОУ «Радость» с детьми 4-5 лет.
Задачи:
- выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- развитие всех компонентов речи (артикуляционной моторики; физиологического дыхания; развитие темпа, ритма речи, координации речи с движением)
- развитие слухового внимания и фонематического восприятия;
- уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи;
- формирование грамматического строя речи;
- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников и сотрудниками ДОУ;
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- творческая организация воспитательно-образовательного процесса.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
- принцип опережающего подхода, диктующий необходимость выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия — с другой;
- принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
- принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей;
- принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса;
- принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
С учетом этих приоритетных цели, задач и принципов разработан данный проект деятельности учителя-логопеда на логопедическом пункте.
Проект определяет возможные пути включения деятельности учителя-логопеда МБДОУ в работу дошкольного образовательного учреждения по реализации федерального государственного образовательного стандарта к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Методы:
-словесный (беседы, консультации,);
-практический (проведение практикумов);
-наглядный (подборка речевого материала на лексические темы, памятки для родителей; стендовые консультации для родителей);
- игровой (игры, физкультминутки, артикуляционные, дыхательные и пальчиковые гимнастики).
Материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимедийная установка, дидактические игры по развитию речи, зеркала, игрушки для развития дыхания, музыкальные инструменты, аудиозаписи с различными звуками и песенками, баночки – «бренчалочки», шнуровки, пазлы, мозаика и т.д.)
Участники проекта: учитель-логопед; воспитатели средних групп, дети и родители средних групп.
Технологии:
-здоровьесберегающие технологии (техники кинезиологии и биоэнергопластики);
-технологии коррекции темпо-ритмической организации устной речи; логопедического обследования звукопроизношения;
-компьютерные технологии.
Срок реализации: 20января - 20апреля.
Этапы работы над проектом:
1 этап – подготовительный (диагностический; информационно- аналитический).
Задачи: провести мониторинг развития речи (звукопроизношение) детей 4-5 лет. Выяснить образовательные потребности педагогов и родителей, уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить с ними контакт, согласовать воспитательное воздействие на детей.
2 этап – основной (практический).
Задачи: разработать и апробировать систему методических мероприятий для педагогов и родителей по вопросам речевого развития дошкольников 4-5 лет через организацию и проведение мероприятий.
3 этап – заключительный (контрольно-диагностический).
Задачи: проанализировать эффективность профилактической работы учителя-логопеда с педагогами и родителями по вопросам речевого развития детей 4-5 лет.
Взаимодействие специалистов и родителей
Просветительский блок
- Знакомство с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи.
- Ознакомление с результатами диагностики речевого развития детей. Создание пятиминуток с играми, упражнениями.
- Оформление стендов с общими рекомендациями.
Практический блок
- Демонстрация приёмов работы по коррекции и развитию речи на консультациях;
- Проведение тематических практикумов, совместных развлечений.
Формы работы логопеда с детьми:
- игровое взаимодействие (досуги-развлечения длительностью по 20 минут в каждую пятницу с детьми средних групп перед прогулкой). В гости к детям приходит Весёлый Язычок (специально изготовленный атрибут) и проводит подвижные и дидактические игры по речевому развитию, упражнения с элементами кинезиологии и биоэнергопластики, разучивает короткие ритмичные и весёлые песенки и потешки).
Формы работы логопеда с воспитателями в МБДОУ по профилактике речевых недостатков у детей:
- консультации мастер – классы;
- семинары – практикумы;
- еженедельное предоставление воспитателям речевого материала на лексические темы по каждому досугу;
- организация картотеки «Игры и упражнения по речевому развитию дошкольников».
Формы работы логопеда с родителями:
- анкетирование;
- родительские собрания и практикум «Как создать лэпбук»
- консультации;
- логопедические пятиминутки на лексические темы;
- оформление информационно-методического стенда «Логопед рекомендует» («Игры на кухне», «По дороге в детский сад» и т.д.)
- памятки для родителей;
- индивидуальные консультации.
Вся эта работа позволяет создать положительный эмоциональный настрой родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей, так как родители могут увидеть наглядно проблемы собственных детей и методы их решения.
Оценка качества деятельности
Эффективность проекта можно проследить в следующем:
-повышение эффективности и качества предоставляемых коррекционно-профилактических услуг;
-модернизация коррекционно-профилактического процесса путем внедрения компьютерных технологий, технологии совместной деятельности;
-показатели эффективности проекта;
-увеличение количества детей с нормой речевого развития и уменьшение показателя с низким уровнем развития речи детей 4-5 лет.
Механизм оценки:
-диагностика речевого развития детей старшего возраста;
-анализ речевого развития детей.
Перспективно-тематическое планирование
профилактической работы учителя-логопеда МБЛОУ «Радость»
для детей средних групп.
Период | Содержание работы | Примечание |
Январь | 1.Анкетирование. 2. Мониторинг развития речи. 3. Анализ результатов мониторинга и определение приоритетных направлений в речевом развитии детей. 4.Родительское собрание «Развитие речи детей 4-5лет» 5. Развлечения: «Весёлый Язычок в гостях у детей»; «Семья Весёлого Язычка». | Проводит учитель-логопед Учитель-логопед и воспитатели Проводит учитель-логопед и воспитатели |
Февраль | 1. Еженедельное предоставление логопедических пятиминуток, текстов песенок и потешек, подвижных и дидактических игр согласно тематическому планированию. 2.Консультация для родителей «Как создать лэпбук по теме «Животные». 3. Стендовая консультация для родителей «Пальчиковая гимнастка» 4.Развлечения «Весёлый Язычок и Лошадка»; «Весёлый Язычок и Гусь»; «Весёлый Язычок и Петушок»; «Весёлый Язычок и Коза». | Учитель-логопед Учитель-логопед Воспитатели Учитель-логопед и воспитатели |
Март | 1.Еженедельное предоставление логопедических пятиминуток, текстов песенок и потешек, подвижных и дидактических игр согласно тематическому планированию. 2 Консультация для родителей «Игры по развитию речи на кухне… и не только». 3.Развлечения: «Весёлый Язычок и Заяц» «Весёлый Язычок и Лиса» «Весёлый Язычок и Лягушка» «Весёлый Язычок и Сорока» | Учитель-логопед Воспитатели Учитель-логопед и воспитатели |
Апрель | 1.Еженедельное предоставление логопедических пятиминуток, текстов песенок и потешек, подвижных и дидактических игр согласно тематическому планированию. 2. Развлечения: «Весёлый Язычок и Медведь»; «Весёлый Язычок в кругу друзей». 3. Выставка изготовленных родителями лэпбуков по теме «Животные» (по желанию). 4. Создание картотеки игр и упражнений для развития речи у детей 4-5летнего возраста. 4. Мониторинг речевого развития детей. 5. Анализ эффективности реализации проекта. | Учитель-логопед Учитель-логопед и воспитатели Воспитатели и родители Учитель-логопед и воспитатели |
Ожидаемый результат: увеличение количества детей с нормой речевого развития и уменьшение показателя с низким уровнем развития речи детей 4-5 лет.
Наилучшие результаты отмечаются там, где логопед, воспитатели и родители действуют согласованно. В рамках проекта в работе с педагогами и родителями важно сформировать многостороннее взаимодействие всех участников коррекционно-профилактического процесса.
Использованная литература
- Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера», 2004.
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Москва, 2005.
- Кныш В. А., Комар И. И. и др. Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников – Минск: Аверсэв, 2009. – (В помощь логопеду).
- Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб: «Литера», 2010. – (Серия «Уроки логопеда»).
- Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
- Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - «Просвещение», Москва, 1971.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка о язычке
Развитие артикуляционного аппарата. ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/15/picture-144033-1353002597.jpg)
Веселые приключения Язычка и его друзей!
Предложенная в занимательной форме артикуляционная гимнастика с использование пальчикового театра, разнообразит и увлечет дошколят, поможет педагогам и родителям добиться положительного результата в п...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/17/picture-527723-1416252927.jpg)
«Знакомство с Язычком и его друзьями" Конспект занятия в старшей группе»
laquo;Язычок и его друзья. Конспект занятия в старшей группе»Учитель- логопед : Трафимова Е.АКонспект занятия в подготовительной группе «Язычок и его друзья.»Тема: «Язычок и е...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/10/picture-797062-1465568847.jpg)
Знаете ли вы …что у нашего язычка есть тоже сказки. Можно весело и с пользой поиграть. Сказка «О Веселом Язычке»
Знаете ли вы …что у нашего язычка есть тоже сказки. Сказка «О Веселом Язычке»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/28/picture-304586-1380370495.jpg)
Логопедический проект "Мой подвижный язычок, Язычок - Звуковичок"
Информационно - практический проект для детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи. Этот проект призван вызвать интерес детей к...