Проект "Расскажи о мире"
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме
Главной задачей логопеда при взаимодействии с семьёй ребёнка с нарушением речи является не только выдача рекомендаций по коррекции речи и воспитанию ребёнка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем.Проект направлен на сотрудничество логопеда с семьёй, которое является необходимым условием успешного обучающего воздействия на ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rasskazhi_o_mire.docx | 39.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Расскажи о мире»
создан Урасимовой Ф.Т., учителем-логопедом
подготовительной группы компенсирующей направленности
МБДОУ «Детский сад №19 «Радость» города Урай ХМАО-Югра
Паспорт проекта
Вид проекта: творческо-информационный, исследовательский, речевой
Продолжительность проекта: среднесрочный, январь-апрель 2016года
Образовательная область: речевое развитие, познание
Участники проекта: дети подготовительной группы компенсирующего развития№8 и их родители, учитель-логопед.
Актуальность темы: поиск методических путей и средств формирования связной речи имеют важное значение для всего процесса обучения и воспитания.
Цель: развивать речь детей, стимулировать мотивированное отношение родителей к коррекционной работе с ребенком.
Задачи проекта:
- Создание единого коррекционно-развивающего пространства как в детском саду, так и в домашних условиях;
- Формирование и совершенствование педагогической компетенции родителей в вопросах развития речевой подготовки своего ребенка.
- Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Ресурсное обеспечение:
- интернет-ресурсы,
- книги,
- журналы,
- открытки,
- художественные произведения и материалы,
- семейный архив.
Гипотеза: эффективно ли в системе коррекционной работы, направленной на исправление звукопроизношения и развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста взаимодействие учителя-логопеда с родителями (использование метода проектов)?
Ожидаемые результаты: реализация проекта будет способствовать формированию правильного звукопроизношения и развитию связной речи у старших дошкольников посредством взаимодействия учителя-логопеда с родителями.
Механизм отслеживания результатов:
- анализ детской деятельности (рассказы, рисунки, построение из конструкторов, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры);
- наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ и общественных местах, доброжелательные отношения со взрослыми и сверстниками, гуманное отношение к живым объектам природы);
- мониторинг достижения ребенком планируемых результатов в рамках реализации проектной деятельности;
- анкетирование родителей.
Этапы работы над проектом
I этап – подготовительный
II этап – основной ( анализ, реализация)
III этап –рефлексивный
1. Анализ проведенной работы, соотнесение результата с поставленными целями.
2. Отметить успехи и неудачи.
3. Отметить отзывы о детских и родительских впечатлениях.
4. Обобщить собранный фотоматериал и подготовленные презентации.
5. Презентация проекта.
В ходе работы используются следующие принципы взаимодействия с родителями:
- доброжелательности - позитивный настрой на общение является тем фундаментом, на котором строится вся работа;
- индивидуального подхода и индивидуализации;
- сотрудничества;
- динамичности.
В педагогическом процессе используются следующие методы:
- наблюдения; целевые прогулки и экскурсии;
- беседа;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание картин, иллюстраций и других объектов, обсуждение их;
- рассказы воспитателя, родителей, детей;
- дидактические, подвижные игры;
- поощрение детей за поддержание порядка, бережное отношение, культурное поведение в общественных местах.
- Темы для презентаций отвечают лексическим темам, изучаемым на логопедических занятиях, проводятся в соответствии с календарным планом. Тематика представлена родителям в «Уголке логопеда».
- 1.Как я отдыхал со своей семьёй.
- 2.Расскажу о папе (маме).
- 3.Мой режим дня.
- 4.Как появились первые машины?
- 5.Мои питомцы.
- 6.Море и его обитатели.
- 7.Города России.
- 8.Флаги стран мира.
- 9.Другая тема (по желанию)
Разработан перспективный план взаимодействия участников проекта по развитию связной речи.
Перспективный план
Месяц | Лексическая тема | Рассказ ребёнка | Используемый материал |
Январь | «Транспорт» | Рассказ «Как появился автомобиль» | Презентация «Автомобиль» (семья Султанова Димы) |
Февраль | «Нефть-богатство России» | Рассказ «Мой папа-нефтяник» | Презентация «Папина работа» (семья Егора Худякова) |
Март | «Весна. Мамин праздник» | Рассказ «Моя семья» | Презентация «Моя семья» (семья Тихона Пилипук) |
«Профессии. Швея» | Рассказ «Наша бабушка-швея». | Кукла, швейная машина, ткани, нитки, ножницы. (семья Никиты и Максима Пролипото) | |
Апрель | Здоровье человека | Рассказ «Чтобы быть здоровым» | Презентация «Хочу быть здоровым» (семья Сабирова Ромы) |
Дикие животные | Рассказ «Мои питомцы» | Презентация «Мои питомцы» (семья Савелия Злыгостева) |
Распределение совместных проектных действий участников
на этапах проектировании
Этапы проектирова ния | Действия родителей | Действия детей | Действия логопеда |
Подготови тельный (15-20января) | Формулируют проблемы, определяют темы, цели (зачем) и сроки. Планируют предстоящие дела и определяют средства. | Наряду со взрослыми принимают участие в выборе и обсуждении проблемы, плана действий предстоящих дел, определении средств реализации. | Знакомит родителей и детей с тематикой и целями проекта. |
Основной (февраль-апрель)
| Проводят совместный поиск информации в литературе, Интернете, обращаются за помощью к специалистам. Анализируют, дискутируют, предлагают выбор модели –аналога. Составляют алгоритм действий, распределяют обязанности и поручения. Привлекают детей к достижению намеченного плана по заранее разработанному алгоритму. Реализуют основные совместные действия (экскурсия, поход в библиотеку, чтение литературы, разучивание, рассматривание, сравнение, согласование, экспериментирование, приобретение, оформление, изготовление, беседы, обсуждения и т.д). Проводят совместные и индивидуальные репетиции. | Организуют совместный поиск информации. Задают вопросы взрослым и самостоятельно ищут ответы. Отстаивают свои позиции в дискуссии, принимают поручения, договариваются с другими участниками проектирования Участвуют в экскурсии, походе в библиотеку, чтении литературы, беседах, обсуждениях. Готовят сюрпризы, обращаются за помощью тогда, когда невозможно сделать самостоятельно что-либо. | Отбирает нужный материал, продумывает НОД, рекомендует использовать в презентации игровой материал с целью активного участия контингента группы Совместно с семьёй отсматривает готовящуюся презентацию, согласовывает с членами семьи предстоящие действия и игровые моменты НОД. |
В обусловленный срок участвуют в представлении (участниками проекта и гостями) продукта проектной деятельности. | Наряду со взрослыми участвуют в представлении (участниками проекта и гостями) продукта проектной деятельности на равных. | Проводит НОД с использованием детско-родительских презентаций по лексической теме. | |
Рефлексив ный (апрель) | Задают вопросы: Что получилось? Получилось ли то, что хотелось? Узнали ли мы что-нибудь новое? Что нас удивило и порадовало? Что нам понравилось больше всего? Что нужно изменить в следующий раз? | Отвечают на вопросы и задают их. Намечают темы следующих проектов. | Отвечает на вопросы и задаёт их. Намечает темы следующих проектов. Подводит итоги и награждение участников проекта. |
Темы для презентаций отвечают лексическим темам, изучаемым на логопедических занятиях, проводятся в соответствии с календарным планом. Тематика представлена родителям в «Уголке логопеда».
1.Как я отдыхал со своей семьёй.
2.Расскажу о папе (маме).
3.Мой режим дня.
4.Как появились первые машины?
5.Мои питомцы.
6.Море и его обитатели.
7.Города России.
8.Флаги стран мира.
9.Другая тема.
Промежуточные результаты (в конце февраля)
Дети, участвующие в проектной деятельности:
- учатся контролировать своё звукопроизношение, накапливают активный и пассивный словарь, стремятся правильно строить разговор с собеседником при отборе материала и в рассказе-монологе перед детской аудиторией. Созданная презентация (подбор слайдов, активизация словаря) является наглядной моделью, опорой рассказа ребёнка;
- проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
- осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать);
- способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий;
- воспринимают мир природы не только с утилитарной точки зрения, но и осознают его уникальность, красоту, универсальность.
Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения:
- налаживают тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы;
- получают возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;
- реализуют свои творческие способности и развивают способности ребёнка.
Педагог, использующий в своей деятельности проектный метод:
- осуществляет поисковую педагогическую деятельность;
- развивает умение гибко подходить к планированию с учётом интересов и запросов детей.
Такая форма работы позволяет привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагает установление между педагогом и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в речевом развитии ребёнка.
Проанализировав свой опыт по реализации проектной модели, можно с уверенностью заключить, что данный вид деятельности наиболее приемлем в работе, так как дает возможность более тесному взаимодействию с семьями, вовлечению их в воспитательно-образовательную деятельность в детском саду. Проекты дают возможность родителям «загореться», еще ближе быть к своим детям, педагогам, понимать их желания и интересы. Только в тесном сотрудничестве с родителями, можно ставить творческие цели, которые будут успешно реализованы.
Отдалённые результаты (в конце апреля)
Проанализировав, эффективность своего взаимодействия родителями пришла к следующим выводам.
Активная работа по взаимодействию логопеда с родителями способствовала созданию
- для детей: положительной динамики речевого развития (улучшение звукопроизношения, совершенствование монологической и диалогической речи), успешной социальной адаптации в ДОУ и семье;
- для родителей: повышение уровня знаний родителей в области развития речи; положительная оценка деятельности ДОУ; готовность и желание помогать ДОУ; использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях и, особенно, в летнее время (перед школой);
- для педагогов: индивидуальный подход к каждому ребёнку;
положительный психологический климат педагогов между логопедом и воспитателями; заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях; удовлетворённость собственной деятельностью; качественно организованная система повышения квалификации; учёт положительной динамики в развитии детей по развитию речи при аттестации педагогов.
Выводы.
Работа над проектом «Расскажи о мире» позволяет органично сочетать воздействие на речевое развитие ребенка с ОНР в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить эффективность работы учителя-логопеда.
Учитель-логопед играет особую роль в повышении педагогической культуры и просвещении родителей. Современным родителям не интересны назидательные доклады педагога, а поэтому важно так построить сообщения (консультации), чтобы они привлекали родителей к обсуждению проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребёнка. Чтобы родители стали проявлять больший интерес к воспитанию детей в детском саду, нужно, чтобы они видели результаты творчества детей, имели возможность приобщиться к делам детского сада, встречали доброе и заинтересованное отношение со стороны педагога.
В целях повышения педагогической культуры родителей и формирования их педагогических ценностей необходимо помогать им грамотно организовывать процесс семейного воспитания, привлечь родителей к самоанализу своей воспитательной деятельности, пробудить у них интерес к прочтению педагогической литературы. Создание единого пространства речевого развития ребёнка невозможно, если усилия логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.
Литература.
- Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника М.: Педагогика, 1993.
- Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика – Синтез, 2010.
- Виноградова Н.А., Панкова Е.П. образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей.М.: Айрис – пресс, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности по разделу: “Ребенок в мире изобразительного искусства” Образовательной программы “Детство” В 1 младшей группе. Тема: “День рожденье куклы Кати”. Конспект совместной деятельности по разделу: “Ребенок в мире изобразительно
Выполнен: Кузнецовой М.Е. Программное содержание: 1. Формировать простейшие приемы изобразительной деятельности, осваивая разнообразные техники работы (щетинная...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе
Рисование красками. (пальчиками)...
Проект по познанию окружающего мира во второй младшей группе. По теме "в мире животных"
Формирование у младших дошкольников представлений о многообразии животного мира нашей планеты....
Конспект НОД в ОО "Познание" по формированию целостной картины мира в средней группе "В мире прекрасных бабочек"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в ОО "Познание" по формированию целостной картины мира, ознакомление с окружающим, в средней группе " В мире прекрасных ба...
Как научить ребёнка разрешать конфликты? Мирись, мирись, мирись и больше не дерись
Как же быть, если ребенка обидели? И как научить его достойно выходить из подобных ¬ ситуаций?Задача педагога состоит в том, чтобы научить ребёнка решать конфликты конструктивно и творческ...
МИРИСЬ, МИРИСЬ, МИРИСЬ И БОЛЬШЕ НЕ ДЕРИСЬ! КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ?
Статья содержи конкретные рекомендации для разрешения конфликтных ситуаций между детьми - дошкольниками....
Занятие педагога-психолога "Мирись, мирись, мирись и больше не дерись!"
Занятие по развиватию у детей чувства доброты, эмпатии и толерантности; формировать умения находить приемы взаимодействия....