Рабочая программа учителя-дефектолога
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programa_kulaginoy_m.k.docx | 77.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет образования
администрации Балаковского муниципального района
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №5 «Умка»
г. Балаково Саратовской области
____________________________________________________________________
413860, Саратовская область, г. Балаково, ул. Трнавская, 5а, тел. 32-05-89
Рабочая программа
коррекционно-развивающей работы
в подготовительной к школе группе
компенсирующей направленности
для детей с нарушением зрения (6 - 7 лет)
на 2017-2018 учебный год
г. Балаково, 2017
Содержание
- Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
1.2.Цели и задачи реализации программы
1.3.Возрастные и индивидуальные характеристики развития детей
1.4.Планируемые результаты освоения содержания программы
- Содержательный раздел
2.1.Пояснительная записка к содержанию работы учителя - дефектолога по образовательным областямс указанием основных целей и задач по разделам
2.2. Часть рабочей программы, формируемая участниками образовательных отношений
2.2.1. Формы, способы, методы и средства реализации Программы
2.2.2.Особенности взаимодействия учителя-дефектолога с семьями воспитанников и сотрудниками ДОУ.
2.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе (обследование зрительного восприятия)
- Организационный
3.1. Проектирование образовательного процесса
3.2.Организация развивающей предметно-пространственной среды кабинета учителя-дефектолога
3.3.Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
- Приложение к программе
- Тематическое планирование воспитательно – образовательного процесса.
- Перспективный план коррекционной развивающей работы с детьми подготовительной к школегруппы.
- Перспективный план реализации региональной программы «Основы здорового образа жизни» для дошкольных учреждений: 4 год обучения " Я в ответе за все на планете»
- План взаимодействия с родителями
- Циклограмма НОД
- Целевой
- Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционной развивающей работыразработана учителем- дефектологом МАДОУ комбинированного вида № 5 «Умка» Кулагиной М.К., в соответствии:
- с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования,
- Примерной основной образовательной программы дошкольного образования,
на основе:
- Комплексной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы,
- региональной парциальной программы «Основы здорового образа жизни» авт. М. Павлова,
- парциальной Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду (под ред. Л.И. Плаксиной);
с учетом:
- адаптированной образовательной программы ДОУ.
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы разработана на основе следующих законодательно-нормативных документов:
1.Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384).
4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
5.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26«Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564).
В данной рабочей программе определены основные направления работы учителя-дефектолога, условия и средства формирования коррекции, развития и профилактики нарушения зрения детей подготовительной группы г. Балаково Саратовской области.
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 6-7лет с нарушением зрения.
Срок реализации программы – 2017 - 2018 учебный год.
Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка и теория обучения и воспитания детей с нарушением развития (А.А. Катаева, Е.А. Стребелева, Е.А. Екжанова, Л.Б. Баряева, С.Г. Шевченко).
Программа задает основные принципы, подходы, цели и задачи образовательной деятельности с детьми 6-7лет с нарушением зрения в соответствии с требованиями ФГОС ДО и социальным заказом родителей.
Рабочая программа создана на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения и успешную подготовку к обучению в школе.
Основные принципы и подходы построения и реализации Программы:
- Принцип научной обоснованности и практической применимости; единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
- Принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образовании.
Рабочая программа реализуется:
- В непрерывной образовательной деятельности, совместной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, где ребенок осваивает, закрепляет и апробирует полученные умения;
- В самостоятельной деятельности детей, где ребенок может выбрать деятельность по интересам, взаимодействовать со сверстниками на равноправных позициях, решать проблемные ситуации и др.
- Во взаимодействии с семьями детей.
Структура программы.
Данная рабочая учебная программа коррекционной работы состоит из следующих разделов:
- развитие зрительного восприятия;
- развитие ориентировки в пространстве;
- развитие социально-бытовой ориентировки;
- развитие осязания и мелкой моторики.
Каждый раздел направлен на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей с нарушением зрения.
Особенности программы.
Программа коррекционной работы с детьми 6-7 лет с нарушением зрения включает в себя взаимосвязанные направления.
Данные направления отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает проведение комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно- развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с нарушением зрения в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого- педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
-информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с нарушением зрения, их родителями (законными представителями), педагогическимиработниками.
1.2.Цели и задачи реализации программы
Цель программы.
Обеспечение системного подхода к созданию условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.
Задачи:
1. Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации нарушений зрения;
2.Организация процесса подготовки детей к лечению;
3.Формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением;
4.Дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми с ОВЗ, наглядных пособий, тифлотехники, методики индивидуально-подгруппового обучения;
5.Создание условий для формирования у детей реалистических представлений об окружающем мире, развития зрительного восприятия, развития ориентировки в пространстве, развития мелкой моторики рук и графо-моторных навыков(накопление знаний и формирование приёмов чётких представлений об эталонах (цвете, форме, величине, пространственном расположении); обогащение словаря и развитие образной речи на основе предметной соотнесённости слова;обеспечение оптимальных условий при выполнении заданий (дозированная зрительная нагрузка, хорошая освещенность рабочего места, размещение пособий и т. д.).
6.Формирование приёмов целенаправленного восприятия; обучения на полисенсорной основе с использованием сохранных анализаторов узнавать и выделять предметы среди других, определять их свойства и назначение:
– по существенным признакам;
– на основе овладения приёмом сравнивания; обучение приёмам группировки на подражание; обучение переносу знаний и понятий в самостоятельную практическую деятельность.
Формы организации коррекционно-развивающей деятельности для реализации программы.
Эффективность коррекционной воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: дефектолога, воспитателя, специалистов и родителей.
Определение приоритетных направлений и установление преемственных связей в коррекционной деятельности участников образовательного процесса с учетом структуры дефекта зрения.
Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать подгрупповую и индивидуальную работу с детьми, имеющими нарушение зрения, обеспечить единство требований педагогов в формировании полноценной коррекционно-развивающей деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения в школе.
Обучение детей в старшейгруппе осуществляется:
Через непрерывную образовательную деятельность.
Подгрупповые занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и степени выраженности зрительного дефекта. Они строятся на основе комплексности и интегрирования. По своей структуре состоят из дидактических игр и упражнений с применением многих видов вспомогательных и необходимых средств коррекционно-развивающего процесса:
а) проведения зрительной гимнастики и пальминга как обязательного элемента (упражнения, направленные на устранение дефекта, снятия зрительного утомления и др.)
б) спортивных, танцевальных и др. двигательных упражнений на развитие согласованности и координации движений, коррекции осанки и походки;
в) упражнения, связанные с развитием сенсомоторных функций (пальчиковые гимнастики, самомассаж пальцев и др.)
г) элементов психогимнастики (мимические и пантомимические упражнения, направленные на развитие навыков невербального общения)
Индивидуальная форма работы является наиболее эффективной и составляет существенную часть работы учителя – дефектолога в течение каждого рабочего дня недели в целом.Работа направлена на осуществлении коррекции зрительного восприятия и иных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой. План индивидуальной коррекционной развивающей работы составляется на основе анализа диагностической карты ребёнка со зрительным нарушением (сентябрь) и корректируется после промежуточного обследования (январь). В индивидуальном плане отражены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе обследования нарушения в развитие зрительного восприятия и пробелы в освоение программного материала ребёнка с нарушением зрения.
Для реализации данной Программы подобран и систематизирован учебный дидактический материал:специальные методические пособия, игровые и дидактические материалы, мультимедийные, аудио- и видео - материалы коллективного и индивидуального пользования, диагностический материал.
Материал систематизирован по следующим разделам:
- Развитие социально – бытовой ориентировки в окружающем мире и коррекция её недостатков.
- Инструментарий для диагностического обследования.
- Демонстрационные материалы по лексическим темам.
- Дидактический материал (демонстрационный, раздаточный) по развитию зрительного восприятия
- Дидактический материал (демонстрационный, раздаточный) по развитию ориентировки в пространстве
- Дидактический материал для развития мелкой и общей моторики.
1.3.Возрастные и индивидуальные характеристики развития детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения № 9.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают активно обследовать образец, выявлять принцип его построения, сознательно запоминать его с целью воспроизведения в своей деятельности, тем самым создавая предпосылки для ее организации в соответствии со сложившимся образом и усвоенным правилом.
Эти элементы входят в планирование деятельности как необходимые способы его осуществления; не являясь в полном смысле слова планированием, они создают для него базу.
Указанные элементы связаны с появлением у слабовидящих дошкольников новых способов приобретения знаний, основанных на умении детей четко организовать свою деятельность, опираясь на речь и наглядно-действенное мышление.
Развитие и расширение знаний и представлений об окружающем мире у детей с нарушением зрения обеспечивают формирование более высокого уровня его познания. Уже в процессе осязательного восприятия при узнавании предметов или решении заданий на конструирование дети с нарушением зрения опираются на процессы сравнения. Для этого им необходимо научиться выделять признаки основные, главные, характерные для данной группы предметов, и отличать их от второстепенных качеств, имеющихся в каждом конкретном объекте.
Предметы, с которыми соприкасается и действует ребенок с нарушением зрения, могут менять форму, местоположение в пространстве, объем, величину. Понимание того, что предмет может изменяться по одним параметрам и не изменяться по другим, имеет большое значение для развития мышления ребенка.
В группе воспитывается 20 детей, из них 9 мальчиков и 11 девочек. По решению ПМПК у18детейстатус ребенка с ограниченными возможностями здоровья (дети с различными нарушениями зрения).
1.4.Планируемые результаты освоения содержания программы
- Ребенок овладеет установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, овладеет чувством собственного достоинства;
- Овладеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, научится подчиняться разным правилам и социальным нормам
- Усвоит основные культурно-гигиенические навыки. Овладеет навыкам поведения во время еды, пользуется вилкой, ножом.
- Получит начальные представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон), о функциях глаза и его возможностях.
- Познакомиться со значением для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, закаливания организма, соблюдения режима дня, профилактике нарушений зрения.
- Научится сосредоточенно действовать в течение 15-30 минут. Проявлять ответственность за выполнение трудовых поручений. Проявлять стремление радовать взрослых хорошими поступками, участвовать в беседе, аргументированно и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника,
- Научатся делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, ссылаться на источник полученной информации. Проявлять умение поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища, эмоционально тонко чувствовать переживания близких взрослых, детей.
Познавательны умения:
- Познакомятся с сенсорными эталонами, научатся использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
- Научаться ориентироваться в социальном окружении, различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту, классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны.
- Овладеет начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; научится принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
- Научаться ориентироваться в окружающем пространстве, понимает смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди — сзади, слева — справа, между, рядом с, около и пр.).
- Приобретут умения устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
- Научится составлять по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшиелитературные произведения.
- Содержательный раздел
2.1. Пояснительная записка к содержанию работы учителя - дефектолога по образовательным областям с указанием основных целей и задач по разделам
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в образовательной области «Познавательное развитие» и интегрирует со всеми образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Образовательная область | Интеграция |
Социально-коммуникативное развитие | Направление «Развитие социально-бытовой ориентировки»: формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мира;развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Направление «Формирование основ безопасности»: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах деятельности. |
Познавательное развитие | расширение кругозора детей; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира. |
Речевое развитие | развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи; практическое овладение воспитанниками нормами речи обогащение словаря по лексическим темам, употребление пространственных предлогов и наречий, величинных понятий использование художественных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений |
Художественно-эстетическое развитие | развитие умений отличать основные оттенки цвета, создавать цветные панно, умения видеть расположения предметов на картине; понимать правила перспективы изображения объектов на картине использование художественных произведений для обогащения содержания НОД закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества. |
«Физическая культура» | Упражнять, стимулировать и активизировать зрение детей соответственно требованиям лечебно-восстановительной работы по гигиене, использование физкультминуток и зрительных гимнастик для двигательной активности. Направление «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»»: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни. |
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под ред. Л.И Плаксиной. 2003 выделяет несколько разделов для обучения дошкольников с нарушением зрения 6-7 лет:
- Развитие социально – бытовой ориентировки в окружающем мире
- Развитие зрительного восприятия
- Развитие ориентировки в пространстве
- Развитие осязания и мелкой моторики
Специальным образом организованная, целенаправленная и систематическая коррекционно-педагогическая работа (в теснейшей взаимосвязи с лечебно-восстановительной) должна помочь детям максимально приблизиться в своих возможностях к нормально видящим сверстникам во всех сферах деятельности (игровой, бытовой, учебной, трудовой).
2.1.1 Содержание требований программы к разделу социально – бытовая ориентировка в окружающем мире
В развитии полноценной личности ребенка с нарушением зрения, в формировании у него навыков социально-адаптивного поведения (т.е. такого поведения, которое позволит ему быть активным и самостоятельным в различных жизненных ситуациях) огромную роль играет специальная коррекционная образовательная деятельность учителя - дефектолога по социально-бытовой ориентировке.
В процессе реализации программы по социально-бытовой ориентировке учитель – дефектолог ставит перед собой следующие цели:
- Помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
- Помочь детям адаптироваться к условиям лечебно-восстановительного процесса.
-Научить детей строить свое поведение в элементарных жизненных ситуациях (в повседневной жизни, в общении со сверстниками и взрослыми) в соответствии с общепринятыми нормами.
- Подготовить прочную базу для успешной самостоятельной деятельности детей в условиях школьного обучения.
Для достижения обозначенных целей решаются следующие задачи:
1. Формирование у детей адекватных представлений об окружающем мире на основе использования нарушенного зрения и сохранных анализаторов (у детей всех категорий).
2. Формирование у детей умения осмысливать и отражать в речи, воспринимаемые ими предметы, свойства, качества.
3. Обучение детей пониманию и правильному отражению в речи сути происходящих событий и явлений.
4. Развитие у детей зрительно-пространственной адаптации (т.е. необходимого объема пространственных представлений, умений и навыков, при наличии которых они смогут свободно самостоятельно ориентироваться в пространстве и контактировать с окружающей их средой).
5. Осуществление взаимосвязи содержания специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке с общеобразовательными занятиями и с работой, проводимой с детьми воспитателями в повседневной жизни.
План тематических занятий по социально – бытовой ориентировке в старшей группе приводится в Приложении №1 «Перспективный план коррекционно – развивающей работы»
2.1.2. Содержание требований программы к разделу развитие ориентировки в пространстве
Закреплять умения детей ориентироваться на собственном теле, обозначать в речи пространственное расположение частей своего тела.
Сравнивать, соотносить пространственные направления собственного тела и тела стоящего напротив ребенка.
Развивать навыки ориентировки в окружающем пространстве; учить четко дифференцировать основные направления пространства, словесно обозначать их соответствующими терминами (справа — направо, слева — налево и т. д.).
Определять и сравнивать расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу.
Словесно обозначать пространственное расположение предметов относительно друг друга в окружающей обстановке (стол стоит у окна, картина висит на стене, игрушка стоит в шкафу на верхней полке и т. д.).
Развивать умение детей определять стороны (части) игрушек и окружающих предметов (например, машины, шкафа для игрушек и т. д.), использовать в речи термины (передняя — задняя, верхняя — нижняя, правая — левая).
Находить и располагать игрушки и предметы в названных направлениях окружающего пространства.
Определять стороны предметов, наполняющих пространство (например, у шкафа стороны — передняя и задняя, верхняя и нижняя, правая и левая).
Учить понимать и активно использовать в речи обозначения направления движения (вверх, вниз, вперед, назад, налево, направо, рядом, между, напротив, за, перед, в, на, до и др.).
Познакомить детей со схемой пути передвижения в помещениях детского сада.
Учить составлять простейшие схемы пути в направлениях из группы в раздевалку, до кабинета врача, до музыкального зала и т. д.
Передвигаться в пространстве, ориентируясь по схеме пути.
Словесно обозначать направления, начерченные на схеме пути.
Составлять простейшие схемы пространства (размещения игрушек на поверхности стола, в шкафу, в кукольном уголке).
Располагать и находить предметы в реальном пространстве, ориентируясь по схеме.
Словесно обозначать расположение предметов в реальном пространстве и на схеме.
Моделировать пространственные отношения (кукольная комната, шкаф с игрушками и т. д.).
Развивать навыки микроориентировки на поверхности листа бумаги, фланелеграфа, стола, грифельной доски.
Учить располагать предметы в названных направлениях микропространства (сверху вниз и снизу-вверх, справа налево и слева направо, в правом верхнем углу и в левом нижнем углу и т. д.).
Последовательно выделять, словесно обозначать и воспроизводить взаимное расположение игрушек, геометрических фигур, предметов в микропространстве по отношению друг кдругу.Развивать умение детей определять форму окружающих предметов, соотносить ее с геометрическими эталонами; сравнивать предметы по форме.
План тематических занятий по развитию пространственной ориентировки в старшей группе приводится в Приложении № 1«Перспективный план коррекционно – развивающей работы».
2.1.3. Содержание программы по разделу «развитие зрительного восприятия»
Раздел по развитию зрительного восприятия предусматривает развитие зрительной реакции на предметы окружающего мира, определение их формы, цвета, величины предметов и формирование действия с предметами, воспитание интереса к окружающему миру.
Раздел состоит из трех составляющих:
1. Развитие зрительного восприятия цвета предметов.
2. Развитие зрительного восприятия формы предметов.
3. Развитие зрительного восприятия величины предметов.
Планирование коррекционной работы по развитию зрительного восприятия направлено на решение следующих задач:
-формирование представлений о системе эталонов величины:
Замечать величину реальных предметов, зрительно анализировать длину, ширину, высоту предметов, проводить размеры с помощью условных мерок.
узнавать и словесно обозначать ширину, длину, высоту в предметах,
учить зрительному анализу величины предметов,
упражнять глазомер.
- формирование представлений о системе эталонов формы:
закреплять умение различать и называть форму геометрических фигур в разных пространственных положениях;
учить отличать геометрические фигуры и объемные тела;
обучать использованию форм геометрических и объемных фигур как эталона для анализа основной формы реальных предметов;
учить анализу сложной формы с помощью вписывания сенсорных эталонов формы для анализа строения формы предметов.
Учить создавать из геометрических фигур узоры, предметные изображения;
- формирование представлений о системе эталонов цвета;
учить отличать основные оттенки цвета;
учить узнавать цвет реальных предметов в окружающем мире;
учить зрительно различать и называть группы предметов с однородными признаками цвета;учить создавать цветные панно, картины по образцу, словесному описанию, по схеме, рисунку;
учит замечать цвет движущихся предметов.
План тематических занятий по развитию зрительного восприятия в старшей группе приводится в Приложении № 1 «Перспективный план коррекционно – развивающей работы»
- Содержание требований программы к разделу развитие осязания и мелкой моторики
Формировать представления детей о строении и возможности рук, продолжать знакомить с расположением, названием и назначением пальцев, обучать различным действиям рукой и отдельными пальцами при выполнении различных действий руки.
Обучать приемам и соблюдению определенной последовательности при обследовании различных предметов.
Продолжать учить детей выделять признаки сенсорных эталонов посредством осязания.
Формировать приемы использования осязания в процессе ориентировки в окружающих предметах.
Учить ориентировке на микроплоскости с помощью осязания.
Формировать навыки и умения выполнять практические действия.
2.2.Часть рабочей программы, формируемая участниками образовательных отношений.
Реализация Программы также осуществляется через решение задач в рамках реализации части, формируемой участниками образовательных отношений, региональной парциальной программы «Основы здорового образа жизни» М. Павлова.
Цель состоит в том, чтобы показать ребенку и родителям значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления. Деятельность педагогов ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Задачами курсаявляются:
- Формирование личности способной реализовать себя в современном мире максимально эффективно и безопасно.
- Формирование навыков безопасного поведения, эффективного взаимодействия с людьми.
- формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
- обеспечение физического и психического саморазвития.
В своей работе ориентируемся на становление мотивационной сферы гигиенического поведения ребенка, реализацию усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении.
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий.
Программа «Основы здорового образа жизни» включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья.
Цели и задачи данной программы реализуются в процессе следующих образовательныхобластей:
- физическое развитие: становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезныхпривычек);
- речевое развитие: развитие всех сторон и форм речи;
- социально-коммуникативное развитие: формирование основ безопасного поведения в быту, социуме,природе;
- познавательное развитие: формирование первичных представлений о себе, о других людях, объектах окружающего мира. Приложение № 3
2.2.1. Формы, способы, методы и средства реализации Программы
Данная программа реализуется как часть НОД, а также в режимных моментах и совместной деятельности в течение всего образовательного процесса. Реализация происходит в разных видах деятельности: оздоровительные минутки, комплекс упражнений, общение с природой (экскурсии, экологические акции, проекты).
2.2.2. Особенности взаимодействия учителя-дефектолога с семьями воспитанников и сотрудниками ДОУ.
Взаимодействие с родителями
Одним из важнейших направлений деятельности учителя-дефектолога является сотрудничество с семьей. Оно включает в себя многие направления: - консультативное (групповые индивидуальные консультации по вопросам и проблемам развития детей, трудностями овладения знаниями, навыками и умениями).
- просветительское (ознакомление с тифлопедагогическими знаниями и особенностями педагогического процесса, программой обучения), беседы с медиками и специалистами.
- профилактическое: выступления на родительских собраниях, беседы, выставки литературы, пособий, детских работ и др.
- обратная связь: рекомендации для родителей по темам недели (игры, упражнения на закрепление полученных знаний)
План взаимодействия с родителями смотреть (Приложение № 4)
Взаимодействия учителя-дефектолога сотрудниками ДОУ
Сотрудничество учителя-дефектолога и воспитателей в процессе реализации индивидуального подхода к детям в едином образовательном пространстве позволяет определить условия и разработать механизм профессионального взаимодействия.
Учитель-дефектолог совместно с воспитателями и другими специалистами ДОУ, изучая индивидуальные особенности детей, моделируют ситуации развития для каждого воспитанника.Успешность и эффективность работы учителя-дефектолога напрямую зависит оттого, насколько им хорошо организована работа с воспитателями, насколько тесно они взаимодействуют. Поэтому в задачи учителя-дефектолога входит не только планирование собственной работы, но и планирование работы воспитателей по закреплению полученных детьми на занятиях учителя-дефектолога знаний.
Во второй половине дня («Коррекционный час») воспитатель проводит работу с детьми, содержание которых определяет учитель – дефектолог.
Обязательным является взаимодействие учителя-дефектолога с другими специалистами, которое осуществляется в рамках психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ.
Коррекционно-развивающая работа проводится в тесной взаимосвязи с врачом-офтальмологом, музыкальным руководителем, физкультурным руководителем, воспитателями и родителями. В основе взаимосвязи всех специалистов дошкольного учреждения лежат:
- Единое тематическое планирование;
- Расписание занятий, соответствующее требованиям СанПиН;
- Единство требований, предъявляемых всеми специалистами;
- Системное осуществление коррекционно-развивающей работы.
- Формы взаимодействия специалистов:
- Консилиумы;
- Педсоветы;
- Консультации;
- Мастер-классы;
- Просмотр и анализ открытых занятий.
Разработаны тетради взаимосвязи специалистов с воспитателями специализированных групп, куда заносятся рекомендации, диагнозы детей, острота зрения, этапы лечения, зрительные нагрузки для каждого ребёнка. А также отражается индивидуальная коррекционная работа по развитию зрения и зрительных функций с каждым ребёнком.
2.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе (обследование зрительного восприятия)
Обследование зрительного восприятия проводится в соответствии с учебным графиком МАДОУ 2 раза в год: сентябрь-апрель. Промежуточная диагностика проводится в январе для детей, показавших низкий уровень развития на входящей диагностике.
Мониторинговая деятельность предполагает: отслеживание динамики развития детей с нарушением зрения и эффективности коррекционно-развивающей работы.
Обследование детей с нарушением зрения проводится по материалам:
«Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста»
Е.А. Стребелевой,
РемезовойЛ.А. Методическое пособие по развитию зрительного восприятия.
«Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет» М. Безруких, Л. Морозовой
Целью тестовых методик является выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка. Результаты заносятся в индивидуальную карту ребенка.
План диагностического обследования детей с нарушением зрения
старшего дошкольного возраста
Этапы | Содержание | Сроки | Документация |
I первичная | Комплексное всестороннее диагностической обследование детей, с целью выявления уровня имеющихся знаний. | Сентябрь (04.09.-15.09.) | Диагностический карты, аналитическая справка, диаграмма. |
II промежуточная | Определение динамики в развитие детей, уровня усвоения программного материала, с целью коррекции индивидуального плана развития детей. | Январь (09. 01- 12. 01) | Диагностический карты, аналитическая справка, диаграмма, сравнительный мониторинг качества усвоения знаний. |
III итоговая | Психолого – педагогическое обследование, с целью выявления уровня усвоения знаний. | Апрель (16. 04 - 27. 04) | Диагностический карты, аналитическая справка, диаграмма, сравнительный мониторинг качества усвоения знаний. |
- Организационный раздел
3.1. Проектирование образовательного процесса
Объем образовательной нагрузки
Распределение занятий учителя-дефектолога, проводимые в течение недели, соответствует санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564.
№ | Наименование разделов программы | Количество занятий | ||
В неделю | В месяц | В год | ||
1. | Ориентировка в пространстве, зрительно моторная ориентировка | 1 | 4 | 30 |
2. | Развитие зрительного восприятия | 2 | 8 | 60 |
3. | Социально- бытовая ориентировка | 2 | 8 | 60 |
Итого | 5 | 20 | 150 |
Время проведения непрерывной образовательной деятельности – 30 минут. Продолжительность индивидуальной формы работы составляет 10-15 минут.
Перерывы между занятиями – не менее 10 мин
Организация образовательного процесса в 2017-2018 учебном году.
Сроки | Содержание работы |
04сентября -15 сентября | Обследование уровня развития зрительного восприятия детей. Заполнение дефектологических карт, документации дефектологического кабинета. |
18 сентября – 22 декабря | Непрерывная образовательная деятельность: подгрупповая, индивидуальная |
25 декабря-12 января | Каникулы. Обследование уровня развития для детей, показавших низкий уровень развития зрительного восприятия на входном обследовании. |
15 января- 13 апреля | Непрерывная образовательная деятельность: подгрупповая, индивидуальная |
16апреля- 27 апреля | Итоговое обследование динамики развития зрительного восприятия детей. Анализ коррекционной развивающей работы. |
30 апреля - 25 мая | Непрерывная образовательная деятельность: подгрупповая, индивидуальная |
с 29-31 мая | Выпускной |
Комплексно - тематическое планирование
В основе планирования образовательной деятельности с детьми с нарушениями зрения лежит комплексно тематическое планирование. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию, лепке, аппликации, конструированию, в играх. (Приложение № 1)
В Программе представлен перспективный план коррекционной развивающей работы с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения по разделам: Зрительное восприятие; Ориентировка в пространстве; Социально-бытовая ориентировка. (Приложение № 2)
Расписание непрерывной образовательной деятельности (НОД)
Занятия учителя-дефектолога направлены на развитие зрительного восприятия детей, совершенствование их сохранных анализаторов. При планировании специальных коррекционных занятиях занятий учитывается зрительные возможности каждого ребенка и период его лечебно-восстановительного процесса, формирует умение пользоваться нарушенным зрением, развивает зрительно-познавательную активность детей, обогащает зрительно — сенсорным опытом. В структуру коррекционных занятий включаются игры и упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия.
Обязательными элементами НОД являются:
- пальчиковая гимнастика
- динамическая пауза
- зрительная гимнастика.
Дни недели | Время проведения | Виды НОД |
Понедельник | 900-930 (фронтальная) | Развитие социально-бытовой ориентировки |
Вторник | 900-930 940-1010 (подгрупповая) | Развитие зрительного восприятия |
Среда | 900-930 940-1010 (подгрупповая) | Развитие зрительного восприятия |
Четверг | 1530-1600 1610-1640 (подгрупповая) | Развитие ориентировки в пространстве |
Пятница | 900-930 1030-1100 (подгрупповая) | Развитие социально-бытовой ориентировки |
Календарное планирование
Календарное планирование составляется на неделю, на основе перспективного плана, циклограмм деятельности в данной возрастной группе в соответствии с режимом дня, расписание НОД.
Циклограмма деятельности учителя-дефектолога: на 2017 –2018учебный год представлена в Приложении №5
3.2.Организация развивающей предметно-пространственной среды кабинета учителя-дефектолога
Кабинет учителя - дефектолога предназначен для занятий с детьми, имеющими нарушения зрения и вторичные отклонения. В кабинете созданы условия для системного развития возможностей ребенка, развития психических функций. Все материалы в кабинете систематизированы.
Кабинет имеет несколько зон:
- зона подгрупповых занятий Учебная зона кабинета обеспечивает место проведения занятий и содержит: столы и стулья в соответствии с численностью детей в подгруппе, магнитную доску, мольберт.
- зона для проведения индивидуальных занятий
- зона для двигательной активности детей, проведения динамических пауз
- зона сенсорного развития обеспечивает развитие мелкой моторики пальцев рук и тактильного восприятия. Данная среда содержит материалы, стимулирующие сенсорное развитие.
- стеллажи для размещения учебных пособий, демонстрационного и раздаточного материала.
3.3.Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Дидактическое обеспечение соответствует реализуемой программе и способствует реализации всех направлений коррекционной работы.
Пособия по развитию зрительного восприятия (фронтальные и индивидуальные):
- пособия по формированию сенсорного восприятия: цвета (дифференцировки, соотношения, локализации насыщенности, оттенков), формы (объемные и плоскостные изображения), величины;
- по формированию предметных представлений: натуральные предметы, муляжи, игрушки, цветные картинки разного размера в разных модальностях, контурное и силуэтное изображение предметов, трафареты (внутренние и внешние);
- по развитию зрительно-слуховой памяти;
Пособия по ориентировке в большом и малом пространствах (вспомогательные средства, макеты помещений и планы, иллюстрации поз ребенка при ходьбе и др.).
Пособия по развитию мыслительной деятельности (кубики, разрезные картинки, танграммы и др.).
Пособия по развитию мелкой моторики рук (бусы, шнуровка, застежки и т. д.).
Пособия по развитию компенсаторных способов восприятия окружающего мира:
- тактильно-кинестетических ощущений (разные поверхности);
- слухового восприятия (набор звуковых игрушек).
Пособия для коррекции зрения у детей
- мозаика разной величины и цвета, различный мелкий материал (бусы и др.), кубики и конструктор "Строитель";
-дидактические игры и упражнения по изучаемой теме (по развитию сенсорного восприятия, предметного представления, внимания, памяти, мышления и т. д.);
- трафареты (тематические, геометрические, линейные);
- раскраски;
- лабиринты;
- материалы для развития тонкой моторики рук (застежки, шнуровки и др.);
приборы по развитию зрительных функций (кольцебросы, калейдоскопы, приборы и игрушки для развития глубины пространства и др.)
|
|
- восприятие величины - восприятие цвета - восприятие формы |
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
к рабочей программе
коррекционно-развивающей работы
в подготовительной к школе группе
компенсирующей направленности
для детей с нарушением зрения (6-7 лет)
на 2017-2018 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя-дефектолога для детей с нарушением зрения
Рабочая программа учителя - дефектолога...
Рабочая программа учителя-дефектолога по развитию речи на 2014-2015 учебный год для детей старшей группы ГБ(О)ОУ специального (коррекционного) детского дома
Настоящая рабочая программа разработана на основе «Адаптированной основной образовательной программы коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими лёгкую или умеренную умственну...
Рабочая программа учителя-дефектолога по формированию элементарных математических представлений на 2014-2015 учебный год для детей старшей группы ГБ(О)ОУ специального (коррекционного) детского дома
Настоящая рабочая программа разработана на основе «Адаптированной основной образовательной программы коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими лёгкую или умеренную умственну...
Рабочая программа учителя-дефектолога по обучению игре на 2014-2015 учебный год для детей старшей группы ГБ(О)ОУ специального (коррекционного) детского дома
Настоящая рабочая программа разработана на основе «Адаптированной основной образовательной программы коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими лёгкую или умеренную умственну...
рабочая программа учителя-дефектолога (тифлопедагога)
Программа разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения) учреждений под редакцией Плаксиной Л.И...
рабочая программа учителя-дефектолога (тифлопедагога)
Программа разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения) учреждений под редакцией Плаксиной Л.И...
- Мне нравится (1)