ПРОЕКТ " Вмести в жизнь"
проект по коррекционной педагогике на тему
Сегодня в России каждый четвертый-пятый ребенок после рождения переводится в отделение патологии новорожденных. Это дети, испытавшие острую или хроническую гипоксию, имеющие внутриутробные инфекции, выраженную дезадаптацию различного генеза.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vmesti_v_zhizn.docx | 23.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
СЛУЖБА РАНЕЙ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ И ОКАЗАНИЯ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПТМОЩИ СЕМЬЯМ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОУ
« Вмести в ЖИЗНЬ»
Н.С. Ильина
г. Канаш
Актуальность : Сегодня в России каждый четвертый-пятый ребенок после рождения переводится в отделение патологии новорожденных. Это дети, испытавшие острую или хроническую гипоксию, имеющие внутриутробные инфекции, выраженную дезадаптацию различного генеза. Эти синдромы у детей могут не иметь органической природы, но без коррекции ведут к формированию минимальной мозговой дисфункции. При ранней и систематизированной реабилитации нормализация состояния нервно-психического развития к году происходит примерно у 20% детей, к двум годам еще у 40%, 30% детей нуждается в более длительной работе с ними, которая к трем-семи годам позволяет преодолеть соматическое нездоровье и плохую обучаемость. Значительное отставание в развитии констатируют обычно не более чем у 10% детей.
Ключевые слова: ранняя диагностика, дети ОВЗ, коррекционная, педагогическая, реабилитация, помощь.
Значительные изменения в системе образования привели к появлению новых форм как дошкольного, так и школьного образования. Открытие Лекотек , « Служб ранней помощи» « Консультативных пунктов» , групп кратковременного пребывания « Особый ребенок», групп для детей со сложной структурой дефекта, инклюзивных классов в общеобразовательных школах, привело к увеличению и разнообразию оказываемой коррекционно- педагогической помощи, к большей доступности получения образования « особами» детьми.
В настоящее время издается достаточно много литературы для родителей, касающейся проблем обучения и воспитания детей. Однако педагогические наблюдения показывают, что, прочитав эту литературу, родители часто не могут самостоятельно овладеть всеми необходимыми приемами и навыками без помощи и поддержки специалистов. В этом случае сотрудничество с педагогами ДОУ становится необходимым не только для получения родителями конкретных навыков и умений, но и для осознания ими значимости семейного воспитания для общего и речевого развития ребенка. Родители, движимые чувством любви к ребенку, становятся равноправными партнерами педагогов. Они способны индивидуализировать, дополнить, расширить и развить предлагаемые методы речевого воспитания и обучения, проявить творчество и изобретательность в деле воспитания своего ребенка, взять на себя огромный повседневный труд помощи ребенку.
Таким образом, определяется необходимость организации конструктивного сотрудничества педагогов и семьи в целях стимуляции языкового и речевого развития, а также профилактики нарушений речи. При этом специалисты получают уникальную возможность опереться в своей работе на заинтересованных родителей, а родители, в свою очередь, овладевают инструментарием, необходимым для эффективной помощи собственным детям.
В целом, актуальность разработки и внедрения инновационных обучающих программ на базе детского сада обусловлена инновационными процессами в современном образовательном пространстве в целом. Актуальность создания и внедрения проекта для ДОУ связана с ориентацией учреждения на всестороннее развитие воспитанников, создание единого речевого пространства, которое поддерживается детским садом и семьей, для детей с нарушениями в развитии. Одним из направлений работы ДОУ является разработка комплексной программы по развитию и коррекции детей на основе использования традиционных и инновационных методов обучения и современных информационно-коммуникационных технологий. Поэтому я предлагаю экспериментальный проект « Вмести в ЖИЗНЬ». Реализация проекта рассчитана на 5 лет 2017-2021 г.г. Разработана гибкая система функционирования исходя из потребностей семьи и общества (домашнее визитирование 0-3 мес.; консультационная группа ( от 3 мес до 3 лет) коррекционные группы от 4 до 7 лет; общеобразовательные группы от 3-7 лет).
Основной целью проекта является
- Создание благоприятных условий для развития личности ребенка;
- Психологическая поддержка семьи ребенка с нарушением развития;
- Помощь в адаптации детям, поступающих в дошкольные учреждения.
Задачи проекта
- Организация системы работы по оказанию коррекционной, психологической помощи детям с ОВЗ, не посещающих ДУ;
- Оказание помощи родителям, испытывающим психологические трудности;
- Помощь и поддержка родителям, имеющих детей-инвалидов.
Основные участники проекта
- Дети раннего дошкольного возраста;
- Дети с ОВЗ не посещающие детский сад.
- Коллектив сотрудников детского сада
Ожидаемый результат
Создание ранней психолого-педагогической помощи позволит ослабить или предотвратить последствия патологии, если:
- организация и содержание коррекционной помощи будут соответствовать потребностям ребенка с патологией и его семьи;
- при реализации содержания программы сотрудники детского сада и родители будут готовы работать междисциплинарной командой;
- родители, получившие помощь , будут активно реализовывать в жизнь полученные знания и умения, добиваться положительной динамики в развитии ребенка;
- организация, содержание и структура программы будут строиться с учетом как общедидактических принципов, так и специальных.
Образовательный процесс начнется с первого этапа. Он включает в себя три шага:
1 шаг: Представляет собой надомную работу с ребенком, имеющим патологию, от рождения до 3 месяцов. Специалист приходит в семью 1-2 раз в неделю. Содержание его работы включает в себя различные формы стимуляции психомоторного развития и обучение родителей способам ухода и общения с новорожденным ребенком, оказание семье консультативных услуг.
2 шаг: проведение подробной дефектологической и логопедической диагностики, выявление уровня актуального развития детей , а также определение зоны ближайшего развития
3 шаг: беседа с родителями на выяснения их ожиданий от предстоящих занятий их взглядов на дальнейший образовательный маршрут ребенка . В ходе беседы с родителями , затронут следующий круг актуальных проблем :
-достаточная и достоверная информация о том многообразии форм получения образования , которое существует в Чувашской Республике.
- субъективна оценка возможностей своего ребенка («ложное представление», нежелание замечать разницу между ребенком с ОВЗ и относительной нормой)
-знакомство с целями, задачами предстоящих занятий, семинаров, мастер классов и др.
По результатам диагностики, бесед с родителями совместным консилиумом специалистов определены цели работы:
1. Познакомить родителей с проблемами развития с целью повышения их мотивационной готовности к работе с детьми.
2. Создать комплекс упражнений, заданий, дидактических материалов, медиа -ресурсов способствующих развитию детей ОВЗ.
3. Внедрить разработанный комплекс и обеспечить его психолого-педагогическое сопровождение.
Этап предполагает актуализацию в сознании родителей воспитанников своей роли в воспитании и обучении детей. Методами этой работы будут подгрупповые и индивидуальные консультации, беседы, семинары, тренинги, проводимые методической службой и педагогами-специалистами ДОУ (логопедами, психологом, музыкантами, педагогами и др.).
Собственно создание логокомплекса включает подбор книг, материалов консультаций, специальных памяток в библиотеку для родителей, съемку четырех видеофильмов:
- с упражнениями артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастик, логоритмическими упражнениями, приобретение и изготовление (дидактических, настольно-печатных игр, игры для развития мелкой моторики и т.п.).
- Упражнения на развитие психических процессов ( памяти , внимания, мышления)
- Прикладное творчество (рисование, лепка, аппликация, конструирование)
Родители смогут взять книги, разработки, игры домой во временное пользование. Содержанием видеофильмов станет демонстрация правильного выполнения коррекционных упражнений ребенком с подробным описанием их учителем-логопедом ДОУ. В комплекте с видеофильмом будет предложен печатный материал, дублирующий фильм.
Учитывая сложившуюся ситуацию в образовании, возросшую социальную активность родителей, их образовательный запрос в отношении детей с ОВЗ , поисками педагогами наиболее адекватных и эффективных технологий работы с детьми можем говорить о целесообразности , необходимости и эффективности предложенной формы работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Вместе с мамой, вместе с папой мы идем в страну Здоровья"
Организация совместных физкультурных занятий поможет родителям лучше видеть и понимать интересы и потребности детей, искать и осваивать новые для себя методы оздоровления детей и применять их в семейн...
Педагогический проект "Вместе с мамой, вместе с папой!"
Проблема написания проекта:пассивное участие родителей в жизни детского сада.Причины: загруженность родителей, потребительское отношение к детскому саду, нежелание родителей, недостаточная реклама про...
Проект "Вместе с мамой, вместе с папой!"
Особое внимание я уделяю оздоровлению детей, а также привлечению родителей к этой проблеме. Самым интересным для детей и познавательным для родителей считаю метод проекта, в нём в игровой и заниматель...
Практико-ориентированный проект «Вместе в жизнь» (Инклюзивное образование и социальная адаптация детей с ОВЗ)
Инклюзивное образование и социальная адаптация детей с ОВЗ...
проект "Подарим вторую жизнь бумаге– Спасем лес вместе!»
Формирование экологической грамотности ддетей, бережное отношение к природе и окружающему миру....
Паспорт проекта "Вместе", отчет к проекту «Духовно-нравственное воспитание и социализация старших дошкольников в рамках реализации проекта «ВМЕСТЕ»
Технологии эффективной социализации ребенка в детском саду и начальной школе, позволяют системно реализовать ФГОС, в том числе развить у детей саморегуляцию поведения, инициативность, ответственность ...