Элементарное музицирование как дополнительный ресурс развития музыкальности дошкольника
статья по коррекционной педагогике по теме
Все мы знаем, как дети любят двигаться. Научными исследованиями доказано, что любой звук побуждает у человека сокращение мускулатуры, весь организм отвечает на действие музыки. В нашей работе с детьми мы активно используем элементарное музицирование.Элементарное музицирование, по словам немецкого композитора и педагога Карла Орфа, связано с движениями человеческого тела, с танцем и словом. К этому виду деятельности относят игру на простейших музыкальных инструментах, речевое интонирование и ритмодекламацию, пение и движение под музыку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shumelki_draznilki_v_elementarnom_muzitsirovanii.docx | 21.07 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Шумелки, свистелки,кричалки, считалки,дразнилки.
Все мы знаем, как дети любят двигаться. Научными исследованиями доказано, что любой звук побуждает у человека сокращение мускулатуры, весь организм отвечает на действие музыки. В нашей работе с детьми мы активно используем элементарное музицирование.
Элементарное музицирование, по словам немецкого композитора и педагога Карла Орфа, связано с движениями человеческого тела, с танцем и словом. К этому виду деятельности относят игру на простейших музыкальных инструментах, речевое интонирование и ритмодекламацию, пение и движение под музыку.
Дети разного возраста и с различными возможностями здоровья с удовольствием займутся первыми двумя видами. Простейшие музыкальные инструменты найдутся в любом доме. Это всем давно знакомые шумелки, трещотки, коробочки с разнообразными наполнителями, бубны,
погремушки, барабаны, ритмические палочки, ложки. Сюда же отнесем и ксилофоны, металлофоны, колокольчики, свирели, дудки, свистульки. Игра на всех этих инструментах стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей, чувства ритма, звуковысотного и тембрового слуха, а также формирует творческую активность.
Даже если под рукой нет ни одной погремушки или дудки, пение и танцы можно организовать с аккомпанементом «звучащих жестов». Так называют игры звуками своего тела: хлопки, шлепки по бедрам, притопы ногами, щелчки пальцами. Многие педагоги-практики отмечают, что «звучащие жесты» способствуют активизации мышления.
Начинать занятия элементарным музицированием нужно с речевых упражнений и ритмодекламации. Опираясь на известный, знакомый текст, малыши вместе с взрослыми изучают музыкальный ритм в ритме слов. Во время занятий дети ощущают его естественно и «извлекают» безо всякого труда: прохлопывают, переносят на шумовые инструменты.
Для речевых упражнений прекрасно подходит детский фольклор: считалки, дразнилки, мирилки, кричалки, потешки. Но не обязательно использовать для занятий только известные
тексты. С особенным воодушевлением дети воспринимают звуковую бессмыслицу. Например, «тарабарские чепуховые» рифмы с удовольствием принимаются и музыкально оформляются (эни-бени-рама, тары-бары-растабары и пр.).
Речевые упражнения служат эффективным средством для развития интонационного слуха.
Например, игра «Эхо» Для этой игры нам понадобится детский фольклор. Например, потешка «Антошка»:
Ножки у Антошки едут по дорожке,
Дорожка кривая ни конца, ни края,
Грязь по колено, лошадка охромела.
Топы-дрёпы, топы-дрёпы,
Тяпши-ляпши, тяпши-ляпши,
Тпрусь-ка, Тпрусь-ка, Тпрусь-ка, Тпрусь.
Потешка озвучивается пофразно: сначала взрослый, потом - ребенок. Задача ребенка - повторить фразу интонационно и ритмически точно так, как она звучит у взрослого, в том же регистре, темпе, таким же тембром и с определенной мимикой.
На следующем этапе уже можно подключать музыкальные инструменты: взрослый отстукивает ритмический рисунок с помощью ударного инструмента (барабан, бубен, ложки и т.п.), а ребенок слушает, запоминает и старается повторить.
Для развития чувства ритма постройте занятия следующим образом:
спойте песенку или продекламируйте короткий текст вместе с ребенком;
попросите ребенка петь и одновременно тихонько хлопать в ладоши, отмечая ритмический рисунок песни или текста;
исполните песню (текст) по ролям: сначала поет голосок, а ладошки отдыхают; голосок «спрятался», а ладошки прохлопывают ритм.
Помните, что пропевание чистоговорок, песен, четверостиший, сопровождаемое «звучащими жестами», также замечательно развивает артикуляционный аппарат ребенка, координацию органов артикуляции и рук, закрепляет навыки правильного произношения у детей.
Н.В.САТИРСКАЯ, музыкальный руководитель высшей категории
МБДОУ №115 г.Нижний Новгород
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элементарное музицирование как средство творческого развития ребёнка
Элементарное музицирование предполагает комплексный, интегрированный подход к построению различных занятий с детьми, и оно даёт педагогам возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать в...
Консультация для воспитателей "Элементарное музицирование как средство творческого развития детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателейhttp://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/07/31/elementarnoe-muzitsirovanie-kak-sredstvo-tvorcheskogo-razvitiya...
«Игра на детских музыкальных инструментах как ресурс развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Музыка является одним из средств художественного, нравственного и эстетического воспитания детей. Сила музыкального воздействия на человека неоспорима. Воспринимая музыку, ребёнок глубже чувствует и о...
Консультация «Элементарное музицирование – путь к формированию творческих способностей дошкольников»
В помощь воспитателям....
Элементарное музицирование. Консультация для воспитателей по музыкальному развитию детей
Консультация для воспитателей по музыкальному развитию детей "Элементарное музицирование с дошкольниками" может быть использована в работе музыкальными руководителями ДОУ, старшими воспитате...
Презентация опыта работы музыкального руководителя по теме «Хор рук как ресурс развития музыкальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Представлен опыт работы инновационной работы в рамках стажерской площадки...
Элементарное музицирование как средство творческого развития детей дошкольного возраста
О широких возможностях элементарного музицирования для развития творческих способностей детей. В каких творческих заданиях можно использовать элементарное музицирование? Примеры озвучивания стихотворе...