«БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА - ОСНОВА РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИЦИОННОГО АППАРАТА, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ, РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ»
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему
Для того чтобы эффективно воздействовать на речевой дефект, необходимо выявить характер речевых нарушений, их глубину и степень, проанализировать какие компоненты речевой системы они затрагивают. Зная связь интеллектуального и речевого развития со степенью развития у детей пальцевой моторики кистей рук, согласованных с речью, разработаны комплекс игр и упражнений «Биоэнергопластика». «Биоэнергопластика» - это система упражнений для развития гибкости артикуляционного аппарата и синхронности его движений с движениями кистей рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pechat.docx | 24.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка для родителей и воспитателей
«БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА - ОСНОВА РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИЦИОННОГО АППАРАТА, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ, РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ»
Надежда Ивановна Жирнова
г.Канаш
Аннотация: Для того чтобы эффективно воздействовать на речевой дефект, необходимо выявить характер речевых нарушений, их глубину и степень, проанализировать какие компоненты речевой системы они затрагивают. Зная связь интеллектуального и речевого развития со степенью развития у детей пальцевой моторики кистей рук, согласованных с речью, разработаны комплекс игр и упражнений «Биоэнергопластика». «Биоэнергопластика» - это система упражнений для развития гибкости артикуляционного аппарата и синхронности его движений с движениями кистей рук.
Ключевые слова: биоэнергопластика, артикуляционная гимнастика, мелкая моторика,связь интеллектуального и речевого, упражнений и ритмичных движений.
Еще Василий Александрович Сухомлинский сказал: Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.
В коррекционной работе с детьми ОВЗ существенную роль играет воспитание у детей кинестических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, челюстей губ, направленность выдоха.
В своей работе я применяю инновационный метод - биоэнергопластика – это взаимодействие руки и языка. Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. При выполнении артикуляционного упражнения рука показывает, в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Такая гимнастика поддерживает положительный эмоциональный настрой ребенка, повышает интерес.
Применение бионергопластики в работе помогает в короткие сроки достигать положительных результатов.
Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Такие упражнения благотворно влияют на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Требования к проведению биоэнергопластики:
1. При выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой необходимо следить за синхронностью движений губ, языка и кистей рук.
2. Движения кистей рук должны быть раскрепощёнными, необходимо следить за тем, чтобы рука в кисти не напрягалась.
3. Артикуляционную гимнастику необходимо проводить эмоционально, в игровой форме. Для этого можно использовать куклу-перчатку или на ведущей руке ребёнка нарисовать глазки и ротик воображаемого человечка. Такой приём повышает интерес к выполнению артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой, способствует эмоциональному подъёму детей.
Таким образом, применение биоэнергопластики результативно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающие ладони многократно усиливают импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
Предлагаю несколько упражнений с биоэнергопластикой, которые можно применять родителям и педагогам с детьми ОВЗ.
Упражнение «Часики»
Тик-так, тик-так,
Язычок качался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
(сжатая и опущенная вниз ладонь,
которая движется под счет влево – вправо)
Упражнение «Качели»
Сели дети на качели
И взлетели выше ели,
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись.
(движения ладони с сомкнутыми пальцами вверх, вниз)
Упражнение «Лягушка»
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки-
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем-перестанем
И нисколько не устанем.
(пальчики расставлены в стороны, как лучики
солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются
и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек.,
на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак.)
Упражнение «Слонёнок»
Я водичку набираю
И ребяток поливаю!
Буду подражать слону!
Губы «хоботом» тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
(ладонь собрана в щепоть, большой палец
прижат к среднему.)
Упражнение «Блинчики»
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
(ладони с сомкнутыми пальцами
соединяем дуг с другом)
Упражнение «Чашечка»
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
(пальцы прижаты друг к другу,
имитируя положение «чашечки»)
Упражнение «Лошадка»
Я- весёлая лошадка,
Тёмная, как шоколадка.
Язычком пощёлкай громко,
Стук копыт услышишь звонкий.
(Рука в горизонтальном положении (лежит
на столе). Ладонь с сомкнутыми пальцами
согнута. Под счёт поочерёдно касаются
стола кончики пальцев и запястье.)
Желаю вам добиться положительных результатов в развитии общей, артикуляционной и мелкой моторики.
Литература
1.Анищенкова, Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов / Е.С. Анищенкова.
- М.: АСТ: «Астрель», 2007.- 60с.
2.Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.
- М.: Детство-Пресс, 2011.
3. Зайцевой И.Ю.Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие дошкольников.- Режим доступа : http//festivai. 1september.
ru /articles/103050
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста».
Познавательная активность детей очень высока: каждый ответ взрослого рождает новые вопросы. Следовательно, чрезвычайно важно в этом возрасте формировать у детей творческое отношение к окружающем...
Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста
Ребенок дошкольного возраста – неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться. У него своеобразное, особое видение окружающего. Он смотрит на происходящее вокруг с ...
Методическая разработка - Игра "Разноцветные платочки"для детей дошкольного возраста.Развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей, в процессе двигательно-игровой деятельности
Данная игра может быть использована педагогами, психологами и другими специалистами ДОУ....
Презентация на тему: "Развитие творческих и интеллектуальных способностей детей в совместной деятельности детей и взрослых". 23/11/2017
Вашему вниманию представлен проект на тему:" Вместе - это интересно!" В нём содержится материал совместной продуктивной деятельности детей и родителей....
Открытый показ образовательной деятельности на основе игры (через познавательно-исследовательскую деятельность детей 3-4 лет). Тема: «Вода, водичка…»
Создание условий для развития познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста через включения в процесс экспериментирования с водой....
Теоретические основы развития творчества в театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
В данной статье расскрывается особенности театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста. дается оценка исходных уровней развития творчества. Система работы по развитию творчества в...
«БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА - ОСНОВА РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИЦИОННОГО АППАРАТА, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ, РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ» методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)
Для того чтобы эффективно воздействовать на речевой дефект, необходимо выявить характер речевых нарушений, их глубину и степень, проанализировать какие компоненты речевой системы они затрагивают. Зная...