«БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА - ОСНОВА РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИЦИОННОГО АППАРАТА, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ, РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ»
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Для того чтобы эффективно воздействовать на речевой дефект, необходимо выявить характер речевых нарушений, их глубину и степень, проанализировать какие компоненты речевой системы они затрагивают. Зная связь интеллектуального и речевого развития со степенью развития у детей пальцевой моторики кистей рук, согласованных с речью, разработаны комплекс игр и упражнений «Биоэнергопластика». «Биоэнергопластика» - это система   упражнений для развития гибкости артикуляционного аппарата и синхронности его движений с движениями кистей рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pechat.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка для родителей и воспитателей

«БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА - ОСНОВА РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИЦИОННОГО АППАРАТА, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ, РАЗВИТИЕ  КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИДЛЯ ДЕТЕЙ  С ОВЗ»

Надежда Ивановна Жирнова

г.Канаш

Аннотация: Для того чтобы эффективно воздействовать на речевой дефект, необходимо выявить характер речевых нарушений, их глубину и степень, проанализировать какие компоненты речевой системы они затрагивают. Зная связь интеллектуального и речевого развития со степенью развития у детей пальцевой моторики кистей рук, согласованных с речью, разработаны комплекс игр и упражнений «Биоэнергопластика». «Биоэнергопластика» - это система   упражнений для развития гибкости артикуляционного аппарата и синхронности его движений с движениями кистей рук.

Ключевые слова: биоэнергопластика, артикуляционная гимнастика, мелкая моторика,связь интеллектуального и речевого, упражнений и ритмичных движений.

Еще Василий Александрович Сухомлинский сказал: Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

В коррекционной работе с детьми ОВЗ существенную роль играет воспитание у детей кинестических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, челюстей губ, направленность выдоха.  

      В своей работе я применяю инновационный метод - биоэнергопластика – это взаимодействие руки и языка.  Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. При выполнении артикуляционного упражнения  рука показывает, в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Такая гимнастика поддерживает положительный эмоциональный настрой ребенка, повышает интерес.

Применение бионергопластики в работе помогает в короткие сроки достигать  положительных результатов.

Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Такие упражнения благотворно влияют  на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Требования к проведению биоэнергопластики:

        1. При выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой необходимо следить за синхронностью движений губ, языка и кистей рук.

      2.   Движения кистей рук должны быть раскрепощёнными, необходимо следить за тем, чтобы рука в кисти не напрягалась.

     3. Артикуляционную гимнастику необходимо проводить эмоционально, в игровой форме. Для этого можно использовать куклу-перчатку или   на ведущей руке ребёнка нарисовать глазки и ротик воображаемого человечка. Такой  приём  повышает интерес  к выполнению артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой, способствует эмоциональному подъёму детей.

       Таким образом, применение биоэнергопластики  результативно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как  работающие ладони многократно усиливают импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Предлагаю несколько упражнений с биоэнергопластикой, которые можно применять родителям и педагогам с детьми ОВЗ.

Упражнение «Часики»

Тик-так, тик-так,

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

(сжатая и опущенная вниз ладонь,

которая движется под счет влево – вправо)

Упражнение «Качели»

Сели дети на качели

И взлетели выше ели,

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

(движения ладони с сомкнутыми пальцами вверх, вниз)

Упражнение «Лягушка»

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки-

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем-перестанем

И нисколько не устанем.

(пальчики расставлены в стороны, как лучики

солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются

и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек.,

на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак.)

Упражнение «Слонёнок»

Я водичку набираю

И ребяток поливаю!

Буду подражать слону!

Губы «хоботом» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

(ладонь собрана в щепоть, большой палец

прижат к среднему.)

Упражнение «Блинчики»

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

(ладони с сомкнутыми пальцами

соединяем дуг с другом)

Упражнение «Чашечка»

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

(пальцы прижаты друг к другу,

имитируя положение «чашечки»)

Упражнение «Лошадка»

Я- весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко,

Стук копыт услышишь звонкий.

(Рука в горизонтальном положении (лежит

на столе). Ладонь с сомкнутыми пальцами

согнута. Под счёт поочерёдно касаются

стола кончики пальцев и запястье.)

Желаю  вам добиться положительных результатов в развитии общей,     артикуляционной и мелкой моторики.

Литература

1.Анищенкова, Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов / Е.С. Анищенкова.

- М.: АСТ: «Астрель», 2007.- 60с.

2.Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.

- М.: Детство-Пресс, 2011.

3. Зайцевой И.Ю.Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие дошкольников.-  Режим доступа : http//festivai. 1september.

ru /articles/103050


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста».

Познавательная активность детей очень высока: каждый ответ взрослого рождает новые вопросы. Следовательно, чрезвычайно важно в этом возрасте формировать у детей творческое отношение к окружающем...

Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста

Ребенок дошкольного возраста – неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться. У него своеобразное, особое видение окружающего. Он смотрит на происходящее вокруг с ...

Презентация на тему: "Развитие творческих и интеллектуальных способностей детей в совместной деятельности детей и взрослых". 23/11/2017

Вашему вниманию представлен проект на тему:" Вместе - это интересно!" В нём содержится материал совместной продуктивной деятельности детей и родителей....

Открытый показ образовательной деятельности на основе игры (через познавательно-исследовательскую деятельность детей 3-4 лет). Тема: «Вода, водичка…»

Создание условий для развития познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста через включения в процесс экспериментирования с  водой....

Теоретические основы развития творчества в театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье расскрывается особенности театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста. дается оценка исходных уровней развития творчества. Система работы по развитию творчества в...

«БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА - ОСНОВА РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИЦИОННОГО АППАРАТА, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ, РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ» методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)

Для того чтобы эффективно воздействовать на речевой дефект, необходимо выявить характер речевых нарушений, их глубину и степень, проанализировать какие компоненты речевой системы они затрагивают. Зная...