Музыка и аутизм.
консультация по коррекционной педагогике на тему
Музыка может служить аутичному ребенку жизненно важной поддержкой и источником общения!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_i_autizm.docx | 21.1 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация
для музыкального руководителя
Тема: « Музыка и аутизм».
Москва
Музыкальная психологическая коррекция детей с аутизмом.
Увеличение общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья в целом по России, превалирование в структуре инвалидности категории детей с выраженными нарушениями функций и значительными ограничениями деятельности, повышение уровня инвалидизации в дошкольном возрасте определяют необходимость оказания им своевременной психолого-педагогической помощи, в частности, с использованием эффективных арттехнологий. Особую сложность, по ряду причин (в том числе и по колоссальной ресурсо- и энергозатратности мероприятий) представляет социальная адаптация детей с расстройствами аутистического спектра (ранним детским аутизмом (РДА) и близкими к нему состояниями). Аутизм в последнее время привлекает все большее внимание специалистов различного профиля. Такой интерес вызван, с одной стороны, достижениями в области его клинического изучения, а с другой - неотложностью и сложностью практических вопросов терапии, развития и коррекции данной категории детей. Исследователь О.С. Никольская выделяет четыре основные группы раннего детского аутизма по особенностям характера и степени выраженности симптомов, определяет наличие вариантов с разной клинико-психологической картиной, разной социальной адаптацией, разным прогнозом. Но даже самые трудные дети подают надежду на социализацию в том случае, если при первых признаках неблагополучия им оказать профессиональную помощь. Для аутичных детей музыка, как правило, является сверхценным интересом и оказывается иногда единственно возможной для них «линией связи» с окружающим миром в течение долгого времени. Одна из возможных причин такой притягательности музыки – это отсутствие необходимости использовать речь, столь трудную для большинства детей с аутизмом. Другая причина заключается в том, что музыка – это тропинка в мир чувств и эмоций, которые, как представляется на первый взгляд, чужды детям с аутизмом. Музыка также может служить аутичному ребёнку жизненно важной поддержкой и источником человеческого общения, средством выразить себя на доступном ему уровне. На музыкально-коррекционных занятиях мы не ставим себе целью развитие у детей с аутизмом собственно музыкальных способностей или овладение ими навыками музыкально-практической деятельности. Основные элементы занятий направлены на решение значимых для жизни ребенка проблем: развитие эмоциональной сферы личности; стимулирование собственной игровой, коммуникативной и речевой активности у аутичного ребёнка; развитие и коррекцию психических процессов, моторики; формирование произвольной регуляции поведения. Мы осознаём важность и эффективность индивидуальных занятий, но групповые формы музыкально-коррекционных занятий имеют ряд преимуществ: - возможность оказать психокоррекционную помощь наибольшему количеству детей; - преодоление последствий длительной социальной депривации детей, приобретение ими коммуникативных навыков; - развитие волевых усилий; - феномен «эмоционального заражения»; - приобретение навыков по подражанию сверстникам происходит в более короткие сроки; - можно использовать наибольшее количество различных упражнений, как на гармонизацию эмоциональной сферы отдельного ребёнка, так и на гармонизацию межличностных взаимодействий в группе. Для достижения оптимальных результатов на групповых музыкальных психокоррекционных занятиях целесообразно строить их в плане равномерного распределения психофизической нагрузки и проводить по следующей схеме: 1. Приветствие; 2. «Свободное движение»; 3. Ритмическая разминка; 4. Упражнения для развития мелкой моторики, упражнения для развития речевых и мимических движений; 5. Пение; 6. Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах; 7. Танцы, хороводы; 8. Коммуникативные, ритмические игры и игры по правилам; 9. Прощание. Важно помнить! - один и тот же музыкальный материал используется многократно, чтобы дети в своём индивидуальном темпе смогли его усвоить и постепенно начали присоединяться к исполнению произведения педагогом; - музыкальный материал частично дублируется в разных группах для преемственности. В процессе занятий некоторые дети значительно продвигаются в своём развитии, либо начинают вести себя деструктивно, в связи с чем возникает необходимость перевода их в другие группы. В этом случае детям легче вливаться в новую группу, зная музыкальный материал; - при необходимости присутствуют родители (помощь в передвижении по залу для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, со сложностями ориентировки в пространстве, выполнение задания вместе с ребёнком - «рука – в - руке», при длительной социальной депривации; знакомство с новым музыкальным материалом; освоение приёмов взаимодействия с ребёнком; наблюдение за динамикой его развития); - ведущий — ключевая фигура на занятии, на него ориентируются все присутствующие дети и взрослые. Он организовывает ход занятия, предлагает задания, дает инструкции, следит за выполнением правил. Остальные взрослые (родители и педагоги) являются равноправными участниками занятия и вместе с детьми выполняют все задания. По мере расширения возможностей детей количество оказываемой им помощи и взрослых участников уменьшается. - на занятии создаётся безоценочная атмосфера особо доверительных отношений, где возможно быть принятым окружающими без всяких условий. Рекомендуемые источники: Музыкально-коррекционные занятия по программе для детей с ограниченными возможностями здоровья «Мы друг другу рады!» в сочетании с другими видами коррекционной работы могут быть включены в индивидуальную программу развития детей с аутизмом. Программа с успехом используется специалистами социальных, образовательных и медицинских учреждений для детей с различной сохранностью здоровья в Волгограде, Екатеринбурге, Минске, Москве, Новосибирске, Петропавловске-Камчатском, Самаре, Санкт-Петербурге, Сочи, Тамбове, Томске, Туле, Ханты-Мансийске. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как правильно слушать музыку с детьми, страдающими аутизмом.
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ...
Аутизм и высокофункциональный аутизм.
Признаки и физиологические отклонения. Поведенческие отклонения. Сложности в социализации....
2 апреля - Всемирный день распространения информации об аутизме «АУТИЗМ - ДИАГНОЗ, КОТОРОГО НЕТ!»
В 2005 году крупнейшей американской организацией Autism Speaks («Аутизм говорит») была придумана акция «Зажги синим». В знак солидарности с людьми с аутизмом и их семьями, а та...
Консультация для родителей. Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде? Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам.
Консультация для родителей.Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде?Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам. Родителя...
Аутизм и музыка
Музыкальная терапия — это психотерапевтическое направление, основанное на лечебном воздействии музыки на психологическое состояние человека....
«Синестезия: когда люди с аутизмом слышат цвета и видят музыку»
Вы можете сказать, какой вкус у вашей любимой мелодии? Или какого цвета слово «вторник»? Если вы ответили «да», то у вас может быть синестезия. Люди с синес...
Консультация для родителей "Музыка и аутизм"
Музыка является уникальным способом взаимодействия людей друг с другом, ведь она может обеспечить мощный мультисенсорный опыт. Особенно это полезно для детей с аутистическим спектральным расстройством...