Коррекционно-развивающая программа для детей старшего возраста "Колибри"
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Коррекционно-развивающая программа «Колибри» «Сохранение психологического здоровья детей средствами арт-терапии» предназначена для детей старших возрастных групп детского сада.
Данная программа составлена для детей 6- 7 лет, старшей возрастной группы детского сада и рассчитана на реализацию в течение 1 учебного года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionno-razvivayushchaya_programma_dlya_detey_starshego_vozrasta_kolibri.docx | 24.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 57 г. Пензы.
«Колибри»
Коррекционно-развивающая программа для детей старшего возраста,
для сохранения психологического здоровья детей
средствами арт-терапии.
.
Автор-составитель: Шалдыбина Елена Николаевна,
музыкальный руководитель первой квалификационной категории.
Г. Пенза 2017 г.
Содержание:
Пояснительная записка……………………………………………………….3 стр.
Организация занятий…………………………………………………………6 стр.
Методическое обеспечение…………………………………………………..6 стр.
Материалы к занятиям………………………………………………………..6 стр.
Ожидаемые результаты……………………………………………………….7 стр.
Календарно-тематический план………………………………………………7 стр.
Содержание программы……………………………………………………… .9 стр.
Приложение 1………………………………………………………………….15 стр.
Приложение 2………………………………………………………………….19 стр.
Приложение 3…………………………………………………………………..31 стр.
Список литературы……………………………………………………………35 стр.
Пояснительная записка
Коррекционно-развивающая программа «Колибри» «Сохранение психологического здоровья детей средствами арт-терапии» предназначена для детей старших возрастных групп детского сада.
Данная программа составлена для детей 6- 7 лет, старшей возрастной группы детского сада и рассчитана на реализацию в течение 1 учебного года.
Программа содержит подробное описание и рекомендации по организации арт-терапии, с использованием разных техник: Изотерапии (нетрадиционные техники рисования), музыкотерапии, цветотерапии, психогимнастики.
В данной программе содержатся подробные конспекты занятий с детьми. Каждое из коррекционно - развивающих занятий включает в себя упражнения, направленные на развитие, коррекцию и стабилизацию эмоциональной сферы детей, развитие воображения, фантазии, внимания, самоконтроля, мелкой моторики рук, повышение уровня самооценки, снижения уровня тревожности. Программа позволяет повысить эффект в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания в процессе восприятия и создания продуктов искусства, творческой деятельности.
Работа с родителями представлена в виде итоговых занятий совместных с детьми, как форма подведения итогов в конце года.
Коррекционно-развивающая программа «Колибри» имеет художественно -эстетическую направленность.
Предлагаемая самостоятельно составленная программа имеет широкий спектр применения. Она предназначена для руководителей кружка или студии изобразительного искусства, работающих с детьми и может быть использована родителями данных детей для занятий дома. Видимо, не зря говорят, что ум находится на кончиках пальцев. Ребенок выражает себя, как может, рисует то, что у него на душе. Кроме того, на каждом из занятий предполагается задействование нескольких сенсорных систем — зрение, слух, осязание.
Используется музыка. Действенная природа ребенка моментально отзывается на импульсы, идущие от нее. Она захватывает его целиком, передавая ему свое движение, энергетику, активизируя его жизненный ритм.
Арт - терапия позволяет мягко и деликатно, в игровой форме обойти защитные механизмы, понять, какие переживания есть у ребенка, и также ненавязчиво их скорректировать.
Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоциональной сферы средствами арт-терапии строилась с учетом опыта, накопленного в общеметодических (В.С.Мухиной, Ч.А.Измайлова, Р.М.Рахматулиной, О.В.Хухлаевой, М.И.Чистяковой и др.) и психологических (А.И.Копытина, Г.А.Бреслава, Г.Л.Лендера, Н.М.Погосовой и др.)
Коррекционная программа по развитию эмоциональной сферы у детей основывается на понимании, эмпатии со стороны педагога. Она помогает снять эмоциональное напряжение, дает возможность открыть свое «Я». Важная роль в программе отводиться методу личностной перспективы, которая помогает поверить ребенку в свои силы.
Первый шаг в коррекционно-развивающей программе – формирование у детей умения распознавать свои эмоции, овладеть и управлять ими.
Чтобы дети осознали свои эмоциональные состояния (радость, печаль, гнев, обиду т. д.), необходимо научить их распознавать, называть, сравнивать и видеть эти эмоции не только в себе, но и в других людях, которые изображены на картинах великих русских и зарубежных художников. Т.е. у них необходимо выработать чувство эмпатии. Под эмпатией подразумевают способность к пониманию и сопереживанию эмоций других людей. Эмпатия – умение совместно радоваться успеху, огорчаться неудаче, ощущать общность и поддержку, чувствовать, что есть группа людей, близких тебе по духу и деятельности.
Предполпгается, что именно на арт-терапевтических занятиях создаются условия, когда каждый ребенок может говорить с помощью средств искусства и художественной деятельности о самом сокровенном, самом важном чувстве. При этом специальная подготовка, талант и художественное достоинство работ значения не имеют. Важен непосредственно процесс творчества, а также особенности внутреннего мира ребенка.
Таким образом, основываясь на гуманистическом подходе, арт-терапия преследует единую цель - гармоническое развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства.
Кроме того, одна из задач ФГОС ДОУ нацеливает на «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».
Известно, что дети любят рисовать. Через рисунок реализуется их потребность выразить себя. Рисунок для них является не искусством, а речью. Детям легче невербально выразить как внутренние чувства, так и события, нежели объясняя их словами. Поэтому возраст от 5 до 10 лет называют золотым веком детского рисунка. И в старшем возрасте, несмотря на развитие устной речи, процесс рисования также помогает самораскрытию личности.
Цель программы:
- воспитание у ребенка потребности в художественной организации своего жизненного пространства через организацию интересного творческого досуга средствами изобразительного искусства.
- развитие эмоционально-волевой сферы детей 6-7 лет.
Задачи программы:
- помочь ребенку преодолеть отчуждение, замкнутость, развивая средствами предметной и игровой деятельности чувство сопричастности к человеку, природе, животным;
- развитие и формирование изобразительных навыков ребенка;
- активизация творческой инициативы, воображения и фантазии.
- Дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные.
- Помочь ребенку отреагировать на имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и т.д.), препятствующие его полноценному личностному развитию.
- Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.
- Способствовать творческой самореализации.
- Совершенствование мелкой моторики рук.
- Овладение нетрадиционными способами рисования акварельными карандашами и сухой пастелью.
- Ознакомление с художественным творчеством отечественных и зарубежных художников.
Организация занятий
Занятия проводятся с группой, состоящей из 8 – 10 человек, 2 раза в неделю. Программа рассчитана на 72 часа.
Длительность занятия от 20 до 30 минут в зависимости от желания и работоспособности детей. Занятия проходят в увлекательной игровой форме, в непринужденной и уютной атмосфере.
Методическое обеспечение программы
Занятия по программе спланированы таким образом, чтобы:
а) соблюсти принцип дифференцированного подхода к обучению и воспитанию;
б) познакомить с разнообразными техниками и художественными материалами;
в) решить педагогические задачи формирования качеств личности ребенка;
г) сделать пребывание ребенка на занятии комфортным, познавательным и интересным.
Как правило, 1 этап — психологическое вхождение в занятие.
2 этап — познавательный, или знакомство с неизвестным (новым).
3 этап — элементы арт- терапии( музыкотерапия, психогимнастика).
4 этап — практический, или работа над рисунком.
5 этап - завершающий. Подведение итогов.
Материалы к занятиям:
Для занятий потребуется: ноутбук, проектор, экран, трафареты рисунков по колличеству детей, музыка для психогимнастики, фоновая музыка для работы над рисунком, акварельные карандаши, сухая пастель, ватные палочки, ватные спонжи, поролоновая губка, кисти, емкость для воды, бумага А 4, кисти беличьи № 3 и № 5.
Занятия предполагают использование разнообразных художественных материалов и инструментов.
Файлы в формате JPEG для показа слайдов.
Оборудование в кабинете: столы, стулья по возрасту детей.
Ожидаемые результаты:
- Укрепилась мелкая моторика рук.
- Расширился словарный запас.
- Родители стали принимать более активное участие в жизни детей.
- Сформировался интерес к изобразительной деятельности, возросла потребность в детском творчестве, рисунки стали отличаться оригинальностью, обогатился эмоциональный мир ребенка.
- Снижение уровня тревожности у детей.
- Дети расширили свой художественный кругозор; знают и умеют отличать жанры живописи : портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетный рисунок, иллюстрации к сказкам и т. д.
- Познакомились с творчеством великих отечественных и зарубежных художников.
- Овладение техникой рисования пастелью и акварельными карандашами.
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела и темы занятия | Количество часов | месяц |
1 | Вводное занятие. Каким языком рассказывает живопись? Знакомство с цветом. | 1 | сентябрь |
1.2 | Вводное занятие. Основные цвета и дополнительные. | 1 | |
2 | Знакомство с натюрмортом: Дары осени (фрукты и овощи) | 2 | |
3 | Натюрморт. Грибы и ягоды в живописи. | 2 | |
4 | Дети-огородники. Сюжетная живопись. | 2 |
Содержание программы:
Содержание занятия: | Кол-во часов | № занятия |
СЕНТЯБРЬ | ||
«Каким языком рассказывает живопись? Знакомство с цветом.» Беседа с детьми. Просмотр презентации «Каждый охотник желает знать» Психогимнастическое упражнение «Какое настроение у краски?» Карточки эмоций. Методы и приемы работы с сухой пастелью. | 1 | 1 |
Основные цвета и дополнительные. Беседа с детьми. Презентация «Как краски рассказывают сказки» Психогимнастическое упражнение «грустно-весело» Практическое занятие с детьми «Как краски перемешались» Работа с акварельными карандашами. | 1 | 2 |
Знакомство с натюрмортом: Дары осени (фрукты и овощи) Анна Емельянова « Плоды». (Иллюстрация.) Беседа о цветовой гамме картины, что изображено на картине. Дать детям знания о натюрморте. Какой эмоциональный фон (настроение) у этой картины. (Подбираем карточку с эмоциями). Психогимнастическое упражнение «Кабачок отлежал себе бочок». Работа с трафаретом. Сухая пастель. Прорисовываем мелкие детали. | 1 | 3 |
Основная работа над натюрмортом. (фоновая музыка ) Завершение работы. | 1 | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Я все смогу!» Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста
Программа «Я все смогу!» предназначена для детей 6 – 7 лет, имеющих повышенный уровень тревожности по поводу предстоящего обучения в школе, заниженную самооценку, неуверенность в собственных силах, де...
Конспект коррекционно - развивающей образовательной деятельности для детей старшей группы. Комплекс заданий по картине «Ссориться не будем».
Конспек образовательной деятельности предполагает развитие связной речи детей старшей группы детского сада. К конспекту прилагается картина "ссориться не будем" и комплекс заданий по ней, которые выст...
Конспект коррекционно - развивающего педагогического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Тема: «Это - я и моя дружная семья»
Конспект коррекционно - развивающего педагогического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.Тема: «Это - я и моя дружная семья»Образовательная область: социально -...
Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия в группе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Путешествие в страну знаний"
Одна из главных задач в работе с детьми с ЗПР - это умение сосредоточиться, не отвлекаться и работать в едином темпе с другими детьми....
Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия в группе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Путешествие по стране знаний"
Конспект для детей старшей группы детей с ЗПР.Подготовила : Номоконова Анастасия ВладимировнаЦели занятияКоррекционно-образовательные:уточнить сформированность слухового, сенсорного ...
Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия в группе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по лексической теме "Насекомые".
Задачи: О. Расширять и уточнять знания детей о насекомых, их характерных признаках; рассказать о пользе и вреде насекомых для людей и растений;развивать умение видеть признаки сходства и различия;закр...
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ
Построена построена в форме развивающих занятий с учетом:- возрастных и личностных особенностей детей;-психологических требований к организации и содержанию развивающей работы в ДОУ...