Использование социально-коммуникативных игр в воспитании и обучении детей дошкольного возраста с ОВЗ
презентация к уроку по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Моисеева Ирина Сергеевна

Использование социально-коммуникативных игр в воспитании и обучении детей дошкольного возраста с ОВЗ 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование социально-коммуникативных игр в воспитании и обучении детей дошкольного возраста с ОВЗ

Слайд 4

Игра –выступает как форма социализации ребёнка с ОВЗ (по ФГОС ДО). Социально-коммуникативные игры делятся на группы: игры, ориентированные на развитие информационно-коммуникативных умений; игры, ориентированные на развитие регуляционно-коммуникативных умений; игры, ориентированные на развитие аффективно-коммуникативных умений.

Слайд 5

Навыки преодоления стресса Навыки альтернативы агрессии Навык адаптации Навыки общения со сверстниками Навыки обхождения с чувствами С оциальны е навыки

Слайд 6

Игры направлены на развитие у детей с ОВЗ: чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров. Пр.: «Клеевой ручеек», «Слепец и поводырь», «Волшебные водоросли» и др.; умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты. Пр.: «Вежливые слова», «Волшебный букет цветов», «Подарок для всех» и др.; умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом. Пр.: «Игры- ситуации», «Коврик примирения», «Руки знакомятся, руки сорятся, руки мирятся» др.; развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия. Пр.: «Изобрази пословицу», «Разговор через стекло», « Закорючка» идр.; создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости. Пр.: «Пресс-конференция», «Пойми меня», «Без маски» и т.д.

Слайд 7

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Использование социально-коммуникативных игр в воспитании и обучении детей дошкольного возраста с ОВЗ

 (Слайд 1) Социально-коммуникативное развитие детей  относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Основы социально - коммуникативного развития зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру, его поведения и самочувствия среди людей.

        Основной целью социально-коммуникативного развития является: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

(слайд 2)

(Слайд 3) Задачи представлены на слайде.

Задачи социально-коммуникативного развития:

1. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

3. Становление самостоятельности, целенаправленности и соморегуляции собственных действий.

4. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

5. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и к организации.

6. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

7. Формирование основ безопастного поведения в быту, социуме, природе.

8. Формирование готовности  к совместной деятельности со сверстниками.

Слайд 4 - «Социально-коммуникативное развитие» основывается на 7 основных принципах реализации образовательной области:
1) Принцип целенаправленности (означает, что работа социально – коммуникативного развития, ее содержание и методы подчинены цели)
2)
Принцип комплексного воздействия (предусматpивает единство задач, средств и методов воспитания дошкольников, преемствeнную связь воспитания и развития личности ребенка  в дошкольном учреждении, семье и обществе, цельность воздействий на чувства, сознание и поведение).

3) Принцип воспитания в деятельности.
Нужно использовать возможности каждой из них, организовывать благоприятные условия для их своевременного возникновения и развития, базироваться на ведущую деятельность.

4) Принцип взаимосвязи гуманизма и уважения к личности ребенка в сочетании с высокой требовательностью.
Требует от воспитателя проявления педагогического такта. Требовательность воспитателя к детям проявляется в принципиальности, которая выражается в поощрениях и наказаниях, в справедливом отношении к детям.

5) Принцип опоры в воспитании на положительные качества ребенка.
В каждом ребенке есть положительные черты, достоинства, которые нужно увидеть педагогу и дать им развитии в соответствующей деятельности. Это вызовет у ребенка склонность к усовершенствованию своего поведения, будет способствовать проявлению егоиндивидуальности. В то время как подчеркивание недостатков, непрерывное указание на них не поможет детям избавиться от них, а часто еще больше укрепляет эти недостатки.

6) Принцип воспитания детей в коллективе.
В коллективе сверстников ребенок приучается совмещать свои интересы с интересами других ребят, приобретает элементарные навыки коллективной жизни

7) Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.
(слайд 5) Проанализировав опыт ведущих педагогов стран мира в области развития социальных и эмоциональных навыков и умений детей 5 – 7 лет, был составлен список социальных компетенций, который содержит 45 навыков и умений, объединенных в 5 групп, отражающих разнообразные аспекты жизни ребенка: коммуникацию, эмоциональный интеллект, совладание с агрессией, преодоление стресса, адаптацию к образовательному учреждению. Но для работе с дошкольниками имеющие ОВЗ  были отобраны необходимые следующие навыки и умения:

I. Навыки адаптации к образовательному учреждению (умения: слушать, обращаться за помощью, выражать благодарность, следовать полученной инструкции, доводить работу до конца).

II. Навыки общения со сверстниками (умения: знакомиться, присоединиться к играющим детям,  играть по правилам игры, предлагать помощь сверстнику, делиться, извиняться).

III. Навыки обхождения с чувствами (умения: воспроизводить основные чувства, выражать чувства, распознавать чувства другого, сочувствовать, справляться со страхами).

IV. Навыки альтернативы агрессии (умения: мирно отстаивать свои интересы; спрашивать разрешения; спокойно реагировать, когда не принимают в общую деятельность группы; реагировать в ситуации, когда виноват; адекватно реагировать на отказ).

V. Навыки преодоления стресса (умение проигрывать).

(Слайд 6) Необходимо помнить, что социально-коммуникативное развитие дошкольников с ОВЗ происходит  через игру, как ведущую детскую деятельность.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит  через игру как ведущую детскую деятельность. 

Социально-коммуникативные игры деляться на группы:

1)        игры, ориентированные на развитие информационно-коммуникативных умений;

2)        игры, ориентированные на развитие регуляционно-коммуникативных умений;

3)        игры, ориентированные на развитие аффективно-коммуникативных умений.

Банк игр, направленных на развитие коммуникативных умений

I.Игры, ориентированные на развитие информационно-коммуникативных умений.

Развитие умения устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия.

1. Встаньте все те,   кто…

Ведущий дает задание: «Встаньте все те, кто…

- любит  бегать,

- радуется хорошей погоде,

- имеет младшую сестру,

- любит дарить цветы,   ……..».

При желании роль ведущего могут выполнять  дети.

2.«Подарок на всех (Цветик-семицветик)»

Детям дается задание: «Если бы ты был волшебником мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?» Или: «Если бы у нас был Цветик-семицветик, какое бы желание ты загадал?»

Каждый ребенок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

3.«Жизнь в лесу»

Воспитатель садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей.

Воспитатель: «Представте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по дадони товарища (показ).Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь – ласково гладим по голове (показ).  Готовы? Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись…».

Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем,  чтобы дети не разговаривали между собой.

4. «Ожившие игрушки»

Воспитатель садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей.

Воспитатель: «Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как  оживают ночью игрушки. Закройте, пожалуйста глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите,  что она,  проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлогаю вам исполнить роль любимой игрушки   и познакомиться с остальными игрушками.  Только все наши действия выполняем, молча, чтобы не разбудить старших.    А после игры попробуем отгадать, кто какую игрушку  изображал».

По окончании игры дети  по просьбе педагога рассказывают, кто кого изображал. Если кто-то затрудняется, взрослый предлогает ещё раз, пройдясь по комнате, показать свою игрушку.

II.Игры, ориентированные на развитие регуляционно-коммуникативных умений.

Развитие чувства единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров.

1.«Клеевой ручеек»

Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно многое сделать; если действовать дружно, можно преодолеть любые препятствия («С голубого ручейка начинается река!»).

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

1. Подняться и сойти со стула.

2. Проползти под столами.

3. Обогнуть «широкое озеро».

4. Пробраться через «дремучий лес».

5. Спрятаться от «диких животных».

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

2.«Магазин игрушек»

Дети делятся на покупателей и игрушки. Дети-покупатели отходят в противоположный конец комнаты, дети - игрушки усаживаются в ряд на скамеечке, изображая товар, расставленный на полках в магазине. Продавец подходит к каждому ребенку и спрашивает, какой игрушкой он будет.Они договариваются о том, как ее изобразить. Каждый участник игры должен сам придумать, какую игрушку он будет изображать. Покупатель должен отгадать игрушку, которую ему показывают. Кто не угадает, уходит без покупки.

3.«Холодно – горячо, право - лево»

Воспитатель прячет условный предмет (игрушку), а затем с помощью команд типа «Шаг вправо, два шага вперед, три влево» ведет игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно». Когда дети научатся ориентироваться в пространстве по словесным указателям взрослого. Можно использовать план- схему.

4.«Звери на болоте»

Играют все дети группы. Они – «звери», которые попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа бумаги). Выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам.

У одного из игроков сломались и пошли ко дну две дощечки. Чтобы он не утонул, ему надо помочь – это может сделать партнер (его «пара»).В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребенок. Оцениваются, как готовность прийти на помощь, таки предложенные варианты     спасения.

5. «Волшебные водоросли»

Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.

III.Игры, ориентированные на развитие аффективно-коммуникативных умений.

Развитие умения решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом; развитие умения проявлять чуткость, заботу к партнерам по общению.

1.Игры-ситуации

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций

1. Два мальчика поссорились – помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

7. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

8. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

9. Ребёнок плачет – успокой его.

10. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

2. «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель даёт задания:

«Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;

снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки; ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями».

3.«Три подружки»

Дети прослушивают рассказ воспитателя, распределяют между собой роли и разыгрывают ситуацию.

Воспитатель: «Жили-были три подружки:  свинка Хрюшка, кошка Мурка и утка Крякуша.Однажды втеплый летний день они пошли гулять. На них были новые платья, и мамы строго-настрого наказали им не пачкаться и далеко друг от друга не отходить. Но Мурка гонялась за птичкой (подкрадывается, только протянула лапки , чтобы прикрыть ее, а птичка уже в другом месте), зацепилась за пенек и разорвала платье. Хрюшке захотелось полежать и понежиться в луже, а утка Крякуша потеряла шляпку и башмачок, когда помогала Хрюшке выбраться  из лужи.Вот возвращаются они с прогулки, опустив головы, плача; Что же будет, что же скажут мамы? Мамы встретили малышей около дома, страшно удивились, рассердились и хотели их наказать. Но когда узнали, что Крякуша спасла Хрюшку, перестали браниться и похвалили ее».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование музейной педагогики в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

1.1. Основные принципы музейной педагогики 1.2. Мини-музеи ДОУ1.3. Воспитание средствами музейной педагогики...

Использование музейной педагогики в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Цели и задачи создания мини-музеев  в детском саду. Работа мини-музея "Солнышко"...

Использование музейной педагогики в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Музейная педагогики  создает условия для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.Технология музейная педагогика интегрируется с образовательными областями в различ...

Доклад на тему : «Использование сказкотерапии в воспитании и обучении детей дошкольного возраста».

Доклад на тему : «Использование сказкотерапии в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»....

Использование социально-коммуникативных игр в воспитании и обучении детей дошкольного возраста с ОВЗ

Использование социально-коммуникативных игр в воспитании и обучении детей дошкольного возраста с ОВЗ...

Консультация для педагогов «Использование современных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, направленных на познавательно-поисковое развитие детей»

Слушали: Потапенко Н.Е, воспитатель, провела с  воспитателями  консультацию по теме: « Использование современных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, направ...