Игры с пуговицами в период адаптации
картотека по коррекционной педагогике на тему
Материал для воспитателей детских садов, детских психологов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_pugovitsami_v_period_adaptatsii.docx | 19.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Серия игр с ПУГОВИЦАМИ в период адаптации.
«ИГРАЕМ и ВЗАИМОДЕЙСТВУЕМ»
1. Пуговичный «массаж»
Заполните просторную коробку из-под обуви пуговицами. Пуговиц должно быть много. Действия вместе с ребенком:
— опустите руки в коробку;
— поводите ладонями по поверхности пуговиц;
— захватите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки;
— погрузите руки глубоко в «пуговичное море» и «поплавайте» в нем;
— перетирайте пуговицы между ладонями;
— пересыпайте их из ладошки в ладошку;
— сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками захватите «щепотку» пуговиц... отпустите;
— берите в руки по одной разнообразные пуговицы: большую, вытянутую, квадратную, гладкую и пр.; перекатывайте ее между ладонями, постепенно
увеличивая амплитуду движений;
— те же движения можно произвести внешними сторонами ладоней.
А теперь поставьте коробку на пол:
— погрузите в коробку голые ступни;
— производите круговые движения;
— поглубже погрузите ноги в пуговицы, пошевелите пальцами ног;
— перебирайте пальцами ног пуговицы;
— перетирайте пуговицы между ступнями;
— захватывайте пуговицы пальцами ног, приподнимайте и разжимайте пальцы.
Комментарий. Благодаря массажу, мы активизируем так называемый
«мануальный интеллект», находящийся на кончиках пальцев рук и ладонях. Так реализуется сенсомоторное развитие, являющееся условием успешного взаимодействия с окружающим миром. Массаж ног важен для активизации жизненно значимых центров организма.
2. «Рыбалка»
Скажите ребенку: «Мы с тобой рыбаки. Отправляемся на рыбалку в
"пуговичное море". Наши руки помогут нам выловить рыбку — пуговичку. Опусти руки в "пуговичное море" и вылови "рыбку". (Пусть ребенок возьмет любую пуговицу).
— Какую "рыбку" ты выловил: большую или маленькую; гладкую или шершавую; круглую или квадратную?
— Какого цвета твоя "рыбка"?
— Она легкая или тяжелая?
— Теплая или холодная?
А теперь я выловлю рыбку. Возьми мою рыбку в руки. Какая она?
Правда, она... (маленькая, гладкая, скользкая, прохладная, легкая)...?
Теперь положим наш улов в ведерко. Закроем глаза. Опусти руку в ведерко и
найди свою рыбку. Почему ты уверен, что это твоя рыбка?»
Комментарий. Игра способствует развитию сенсомоторной и познавательной сфер. Усложняя игру, можно добавлять в «ведерко» больше «рыбы».
3. «Аквариум»
Для игры потребуются миска с водой и несколько дополнительных пуговиц.
Скажите ребенку: «На рыбалке мы с тобой поймали две рыбки. Принесли их домой. У нас есть аквариум (покажите миску с водой), там уже "живут" три "рыбки" (положите в миску с водой три пуговицы). Ты хорошо запомнил наш улов? Сейчас мы опустим наших "рыбок" в аквариум, закроем глаза. Сможешь ты, опустив руку в аквариум, узнать свою рыбку? А мою? Молодец! А если бы в нашем аквариуме было больше рыб?..»
Комментарий. Особенностью этой игры является взаимодействие с
водой. Это, с одной стороны, позволит снять напряжение, с другой стороны, обогатит арсенал ощущений ребенка.
4. «Пуговичное ожерелье»
Выложите пуговицы на стол. Скажите ребенку: «Давай сделаем в подарок
нашей бабушке белое (или другого цвета) ожерелье. Выбери все белые (или любой другой цвет) пуговицы.
Возьми самую большую пуговицу. Она будет центром ожерелья. Положи ее перед собой. Теперь выбери две пуговицы поменьше. Положи их справа и слева от центральной. А теперь выбери две пуговицы еще меньше...»
И так далее, выкладывая пуговицы полукругом, вы получаете ожерелье. Для
усложнения игры можно нанизывать пуговицы на нить или леску.
Комментарий. Игра позволяет укрепить знание цвета, формы, величины и
знание пространственных направлений. Кроме того, ребенок переживает радость творчества — перед ним то, что он создал своими руками, принося радость близкому человеку. Используя принцип игры «Пуговичное ожерелье», вы можете играть, составляя различные узоры из пуговиц, варьируя цветом, формой, величиной и пространственным расположением.
5. «Пуговичное лото»
Возьмите две красочно иллюстрированные книги. Найдите самые красивые
картинки. Одну книгу отдайте ребенку, другую возьмите себе. Пересыпьте пуговицы в полотняный мешочек. Скажите ребенку: «Будем играть в лото. У каждого из нас есть картина. Я буду доставать из мешочка пуговицы. Ты будешь называть их цвет и искать цвет пуговицы в своей картине. Если тнашел в картине этот цвет, то ты получаешь пуговицу и кладешь ее на картину — в то место, которое того же цвета, что и пуговица.
Потом ты достаешь пуговицу, я называю ее цвет и ищу его в своей картине.
Если я правильно назвала и нашла этот цвет, ты мне даешь пуговицу, и я кладу ее в нужное место. Победит тот, кто закроет все цвета картины пуговицами».
Комментарий. Особенностью этой игры является то, что она содержит
инструкцию и правила. Также в игре может быть победитель и проигравший. Таким образом, мы формируем у ребенка адекватное отношение к своей и чужой победе, учим переживать поражение. Так, через систему игр, мы переходим от «мануального» интеллекта к «социальному».
«Я И МОЯ СЕМЬЯ»
Наша память хранит множество историй: грустных, радостных,
предостерегающих, мудрых, забавных, героями которых были вы сами и члены вашей семьи. Припишите их пуговицам. Так опыт и традиции вашей семьи перейдут ребенку. Бессознательное ощущение своих «корней» создаст чувство уверенности и защищенности, как у ребенка, так и у вас.
1. «Интересные истории»
Устройтесь удобно за столом, на ковре или на мягком диване. Включите
приятную музыку. Достаньте коробку или шкатулку, в которой хранятся пуговицы.
Вспомните, как не одно поколение женщин вашей семьи держали эту шкатулку в своих руках, складывая пуговицы. Тихонько потрясите закрытую шкатулку с пуговицами над своим ухом и ухом ребенка, прислушиваясь к шепоту времени...
Скажите ребенку: «В этой коробочке хранятся пуговицы, которые были на одежде - твоей, моей, бабушкиной, дедушкиной. Слышишь их разговор - они рассказывают друг другу и нам удивительные истории нашей семьи. Послушай, вот одна из них...»
Например. «Есть в этой коробочке пуговичка с моего свадебного платья. Она
маленькая, белая, блестящая, гладкая, прохладная. Давай найдем ее в коробке.
Да, это она. Эта пуговица помнит нашу с папой свадьбу. Она помнит улыбки,
пожелания счастья, много радости. Поэтому она приносит радость и счастье.
Возьми ее в руку, сожми в кулаке, согрей ее. Чувствуешь, к тебе пришла радость?
Теперь, если ты останешься дома один, и тебе станет грустно, найди эту
пуговичку, подержи в своих руках, и она придаст тебе силы. Пуговичка может дарить радость и другим.
С кем бы ты хотел поделиться радостью? Скажи этому человеку что-нибудь
хорошее».
Комментарий. Вы можете рассказывать истории о различных событиях,
происходивших в вашей жизни, приписывая пуговицам чувства, окрашивающие данную историю. Таким образом, вы создаете символы различных эмоциональных состояний, что способствует развитию эмоциональных процессов ребенка.
2. «Дерево моей семьи»
Возьмите лист бумаги и карандаш. Проведите вертикальную линию в центре
листа. Представьте, что это ствол дерева, подрисуйте его и симметрично
расположенные на нем три уровня ветвей.
Попросите ребенка выбрать пуговицу, принадлежащую маме, и пуговицу,
принадлежащую папе. Положите «мамину» пуговицу слева от ствола дерева, «папину» - справа.
Скажите ребенку: «У каждой семьи есть родовое дерево. Есть оно и у нас:
сейчас мы вместе его создадим. Нижние ветви дерева принадлежат старшему
поколению: твоим бабушкам и дедушкам. Причем, как с маминой, так и с папиной стороны. У папы есть мама и папа и у меня есть мама и папа. Они четверо — самые старшие в нашей семье, ее опора. Мы называем опору семьи "старшим поколением".
Найди четыре самые большие пуговицы и расположи их на нижних ветвях: моих родителей — слева, а папиных родителей — справа. У старшего поколения появились дети: у моих родителей — я, у папиных — папа. Мы с папой называемся "средним поколением". Возьми две пуговицы поменьше — это я и папа. Расположи наши пуговицы над бабушкиными и дедушкиными ветвями. У нас с папой родился ты (твоя сестра, брат). Это — "младшее поколение". Поэтому найди пуговицу(ы) еще меньше
и расположи их на самых высоких ветвях. Правда, красиво? Но дерево не может жить без корней. Корни нашего дерева — родители твоих бабушек и дедушек. Их называют "прадедами". Вот тебе самая большая пуговица, положи ее в основание ствола, туда, откуда растут у дерева корни».
Комментарий. Эта игра не только позволяет закрепить понятия
«больше - меньше», но и формирует уважительное отношение к старшим, понимание взаимосвязи поколений, ощущение своего места и значения внутри рода.
3. «Бабушкина пуговица»
Возьмите пуговицу, которая когда-то была на одежде вашей мамы (или матери вашего супруга). Дайте ребенку подержать ее в руках и скажите: «Эта пуговица была на кофте твоей бабушки. Давай с тобой подумаем, что она "видела"».
Комментарий. Игра может носить и другое название, если вы возьмете в руки пуговицу, принадлежащую другим членам вашей семьи. Придумывая рассказы, вы можете познакомить ребенка с различными социальными ситуациями и научить вести себя в них, опираясь на опыт кого-то из родственников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для малышей в период адаптации к детскому саду
Игры разработаны на основе материалов из книг З. Н. Богуславской и О. Е. Смирновой. Данные игры можно использовать на первых занятиях с малышами в период адаптации к детскому саду. Первая ...
Взаимодействие с семьёй. Игры и занятия в период адаптации. Консультация-практикум для воспитателей
Консультация-практикум для начинающих воспитателей групп раннего возраста. Включает в себя описание типов семейного воспитания, проблемных ситуаций из практики, игр с детьми в период адаптации к новым...
Игры для детей в период адаптации.
Помочь детям адаптироваться к условиям детского сада...
Игры для детей в период адаптации
Игры в период адаптации для детей 2-3 лет....
Игры для детей в период адаптации к детскому саду на снятие психоэмоционального напряжения
«Поиграем дома!!!» Игры для детей в период адаптации к детскому саду на снятие психоэмоционального напряженияИгра: ребенок лежа на животе, ...
Игровой практикум. Игры с детьми в период адаптации к ДОУ. Группа раннего возраста. Сценарий.
Сценарий мероприятия с детьми и родителями. В мероприятии участвуют психолог, музыкальный руководитель и воспитатель группы. Сценарий одного из мероприятий для группы раннего возраста. Относится к мин...
Методическая разработка «Использование сказочных персонажей и элементов игровой технологии «Сказочные лабиринты игры»В.Воскобовича в период адаптации к детскому саду младших дошкольников
Развитие познавателдьнл-творческих способностей младших дошкольников в игровой деятельности с использованием элементов игровой технологии В.Воскобовича. Новизна проекта заключается в создан...