Арттерапия в работе с детьми с особыми образоватедьными потребностями
презентация по коррекционной педагогике на тему
В настоящее время для детей с особыми образовательными потребностями предлагаются различные формы и методы работы. Одним из таких методов является арттерапия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Арттерапия для детей с особыми образовательными потребностями | 2.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В Российской Федерации официально насчитывается свыше 8 миллионов человек с особыми образовательными потребностями. И каждый год эта цифра увеличивается. Численность населения России ежегодно сокращается примерно на миллион граждан. Только 7% детей рождается здоровыми, из-за чего увеличивается количество детей с особыми образовательными потребностями. В тоже время число детей и подростков в возрасте до 18 лет ежегодно снижается и в последний год остается примерно на уровне 24 % от общей численности населения. Если в 1990 году на учете в органах социальной защиты состояло 151 тысяча таких детей, то сегодня детей с особыми образовательными потребностями насчитывается около 600 тысяч, две трети из которых – особые дети, имеющие психические и психоневрологические нарушения (аутизм, синдром Дауна, детский церебральный паралич и другие).
В настоящее время для детей с особыми образовательными потребностями предлагаются различные формы и методы работы. Одним из таких методов является арттерапия.
Арттерапия возникла в 30-е годы нашего века. Первый урок применения арттерапии относится к попыткам коррекции эмоционально-личностных проблем детей, эмигрировавших в США из Германии во время второй мировой войны. С тех пор арттерапия получила широкое распространение и используется как самостоятельный метод и как метод, дополняющий другие техники.
Термин «арттерапия» (буквально: терапия искусством) ввел в употребление Адриан Хилл в 1938 году при описании своей работ с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья.
В нашей стране последние годы стали временем бурного развития психотерапии и активного освоения её новых форм и моделей. Арттерапия вызвала большой интерес специалистов и потенциальных клиентов. Впрочем, вплоть до последнего времени в России об этом чрезвычайно интересном и перспективном направлении было известно явно недостаточно, что и стало причиной самых причудливых его толкований. В нашей стране развитием этой профессии занимаются пока в основном врачи-психиатры и психотерапевты – такие, как Александр Иванович Копытин , кандидат медицинских наук, президент Арттерапевтической ассоциации, руководитель программы базовой подготовки специалистов в области арттерапии и других направлений терапии творчества.
Арттерапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности. Основная цель арттерапии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями состоит в развитии самовыражения и самопознания их через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальности окружающего мира. Важнейший принцип арттерапии - одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества.
В работе с детьми с особыми образовательными потребностями можно использовать два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арттерапии. Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта. Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение».
Арттерапия имеет свои общие функции для использования в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: 1. Катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний); 2. Регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния); 3. Коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки). В работе с детьми использую все функции и виды арттерапии – ведь это благодатная почва для коррекционной работы. Вся эта работа имеет положительные результаты для развития и адаптации личности таких учащихся в современном социуме: созданы комфортные условия для обучения и развития таких детей, а они, в свою очередь, имеют определенные успехи в своём развитии.
С детьми с особыми образовательными потребностями важно проводить не только индивидуальную работу, но и групповую . Использование элементов арттерапии в групповой работе дает дополнительные результаты, стимулируя воображение, помогает разрешать конфликты и налаживать отношения между участниками группы. Искусство приносит радость, что важно само по себе, независимо от того, рождается ли эта радость в глубинах подсознания или является результатом осознания возможности развлечься. Арттерапия имеет и образовательную ценность, так как способствует развитию познавательных и созидательных навыков.
Основные материалы, которые понадобятся для работы: - Краски (акварель, гуашь); - Цветные карандаши; - Фломастеры; - Восковые мелки или пастель; - Набор цветной бумаги, фольги, ножницы, клей; - Различные журналы со множеством фотографий, иллюстраций; - Кисти, бумага для рисования; - Простые карандаши, ластики, точилки для карандашей; - Пластилин; - Краски для росписи по стеклу, текстилю, инструменты для выжигания по дереву, инструменты для резьбы по дереву, глина для лепки и т.д.
Для детей с особыми образовательными потребностями наиболее применимы, особенно в начале коррекционной работы, занятия структурированного характера: тема жестко задается и предлагается определенный материал. Как правило, по окончании занятий обсуждаются тема, манера исполнения и т д. Затем, на последующих этапах работы, учитывая динамику развития ребенка можно предложить занятия и неструктурированного характера, тут уже дети могут самостоятельно выбирать тему для освещения, материал и инструменты.
При помощи арттерапии выделяют следующие направления использования искусства в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями: - психофизиологическое; - психотерапевтическое; - психологическое; - социально-педагогическое.
Танцетерапия Библиотерапия Имаготерапия Музыкотерапия Игротерапия Изотерапия
Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арттерапии, достаточно широк: - внутри - и межличностные конфликты, кризисные состояния; - экзистенциальные и возрастные кризисы; - травмы; - потери; - постстрессовые расстройства; - невротические расстройства; - психосоматические расстройства; - развитие креативности; - развитие целостности личности; - обнаружение личностных смыслов через творчество.
Таким образом, мы считаем, что использование арттерапии - Помогает снизить утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления. - Дает возможность на символическом уровне экспериментировать с разными чувствами. Исследовать и выражать их в социально приемлемой форме. Позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять. - Арттерапия способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом. - Развивает чувство внутреннего контроля. Арттерапевтические занятия создают условия для экспериментирования со зрительными ощущениями, стимулирует развитие сенсомоторных умений и правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и ориентацию в пространстве. Рисуя, человек на листе бумаги или холсте с помощью красок или карандашей высказывает свои опасения, страхи, проблемы. Вывод: методы арттерапии являют собой вынос во внешний мир того, что нас наиболее беспокоит. В процессе терапевтической работы происходит мягкая проработка и коррекция тревожащих событий.
Нами разработан примерный конспект занятий для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Цели: Формировать умения взаимодействовать со сверстниками. Развивать способность детей к образному восприятию, умению перевоплощаться, используя прием арттерапии – работа с гримом. Побуждать детей к активной игровой деятельности, используя музыкальные и литературные приемы. Развивать фантазию, воображение, умение импровизировать и работать в группе. Показать преимущества коллективной работы, используя нетрадиционные приемы рисования (пальчиковая живопись). Создать детям радостное настроение.
Оборудование: иллюстрации с изображением кошек, грим и ватные палочки или косметические карандаши черного и коричневого цветов, салфетки для снятия грима; “ инструменты” для шумового оркестра в большой яркой коробке; корзинка с клубками цветных ниток (белые, черные, синие, голубые, зеленые, желтые, красные, коричневые); для рисования: фон-“аквариум” для коллективной работы, губки, пропитанные гуашью красного, желтого, оранжевого, синего цветов; влажные салфетки, 2 тазика с водой для мытья рук, полотенца; аудиозапись: “Танец котят”, “Веселая мышка”.
Ход занятия. 1.Отгадать загадку. 2.Послушать познавательный рассказ, сопровождаемый показом иллюстраций. 3.Поразмышлять во время беседы. 4. Нарисовать ватной палочкой с помощью грима перед зеркалом нос и усы также как это делает себе психолог. 5. Поиграть в игру: «Лабиринт». 6. Отгадать загадку. 7. Поиграть в игру “Подбери по цвету”. 8. Поиграть на музыкальных инструментах и спеть песню котят. 9. Нарисовать коллективно рыбки в аквариуме (пальчиковая гимнастика). 10. Рассмотреть аквариум. 11. Высказать свои впечатления.
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями"
Жизнь в XXIвеке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей. Здоровье - это одна из высших человеческих ценнос...
семинар-практикум "Возможности инклюзивного образования. Организация работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности"
Цели, задачи, принципы повышения уровня качества инклюзивного образования в ДОУ, законодательная база в области инклюзивного образования....
Рекомендация для воспитателей «Возможности пальчиковой гимнастики в работе с детьми с особыми образовательными потребностями»
В статье представлен каротека тематических пальчиковых игр в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ...
«Инновационные формы работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях работы консультативного пункта (обобщение опыта педагогической работы консультативного пункта «Лекотека»)»
Внедрение новых форм дошкольного образования предполагает не только право каждого ребенка на качественное и доступное образование, предусматривающее разный режим пребывания детей, как с нормой в разви...
Использование инновационных технологий, в практической деятельности учителя-логопеда применяемых в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями
На современном этапе развития образования, в практической деятельности учителя-логопеда, инновационные технологии приобретают особое значение. Инновационные технологии позволяют достичь максимально во...
«Возможности арт-терапии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями»
В данной работе говорится о целесообразности и высоком потенциалетехнологий арт-терапии и возможностей их использования в работе с детьми с особыми образовательными потребностями....
«Бизиборд как метод сенсорной интеграции в работе с детьми с особыми образовательными потребностями» (из опыта работы)
Сeнcoрнaя интeгрaция для дoшкoльникoв – взаимодействие пяти органов чувств – необходима для движения, игры и говорения, а также это фундaмeнт бoлee сложной интеграции, сопровождающей чтeни...