«Как научить ребёнка говорить правильно»
статья по коррекционной педагогике на тему
За последние годы участились случаи обращения родителей детей полутора и двухлетнего возраста к учителю-логопеду с жалобами на отсутствие фразовой речи и речевого подражания. Родители рассказывают: «Он все понимает, а говорить не хочет! Желание выражает отдельными звуками, жестами!». Как помочь таким детям, рассказывает учитель-логопед МДОУ №12 г. Раменское Козина Оксана Федоровна
К группе риска относятся дети первых двух лет жизни. Среди причин наиболее частыми являются инфекции или интоксикации матери во время беременности, родовые травмы, асфиксии, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору и т.д. Но наиболее часто сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного речевого окружения и отрицательных факторов, действующих во время беременности, родов и в первые годы жизни.
Надо подчеркнуть, что речь возникает в результате нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь-это и важнейшая социальная функция, поэтому очень важное значение имеет общение малыша и взрослого.
Уже в первые месяцы новорожденный способен освоить ряд звуков и звуковых групп. Малыш издает звуки, реагируя на обращение взрослых. Тот же крик ребенка представляет собой сочетание гласных а, у, о, я. В тоже время звуки, которые издает ребенок, отличаются от взрослой речи, они как будто уходят в нос.
Примерно в 1,5 месяца начинается период так называемого гуления. Малыш начинает произносить отдельные согласные звуки к, г, х, сочетая их с гласными. В результате получается гу, агу и т.д. Очень хорошо, если гуление возникает при общении с взрослым, ведь это указывает на смену рефлекторных звуков коммуникативными. Кроме того, при гулении проходит развитие интонационной системы языка.
С пяти-шести месяцев ребенок начинает лепетать, а лепет – это существенный механизм в слогообразовании. Этот этап характеризуется произношением слогов: ба, па, ма…Данная стадия длится до 11 месяцев. Сначала слоги достаточно простые, но со временем они превращаются в длинные цепочки, которые являются прообразами слов. Обращаясь к ребенку, почаще произносите слоги, звукоподражания.
С семи месяцев лепет становится активной формой общения ребенка и окружающих: выражения желаний и потребностей. Обращайтесь к ребенку, когда вы его кормите, одеваете, моете, даете игрушки: «Давай ручку! Возьми мячик! Подними ручки!». Говорите внятно, неторопливо, простыми фразами, выразительно. Без этого вы не сможете научить ребенка правильно говорить!
С девяти месяцев возникает общение ребенка с взрослым с помощью предметно-действенных средств, а недостаточность такого общения, изоляция ребенка в семье могут значительно задержать развитие речи. В этот период ребенок наиболее чувствителен к интуитивному усвоению родного языка. Если к 1,5 годам у вашего ребенка отсутствуют короткие простые слова, или они усеченные: «па», «ба», присутствует большое количество жестов, то такой
ребенок попадает в группу риска по речевым нарушениям. Все вышеперечисленное и является основными направлениями работы.
Как научить ребенка говорить? Через органы восприятия ребенок получает информацию об окружающем мире. Именно она и мотивирует малыша говорить. В связи с этим работа над речью начинается с развития слухового, зрительного и тактильного анализаторов. Поэтому перед тем как научить ребенка говорить звуки, подумайте о том, чтобы уже с первых дней взгляд новорожденного был устремлен на красивые разноцветные предметы. Также помогут погремушки и игрушки с различной структурой.
Но главным ключом к успеху является эмоционально-речевое общение ребенка с родителями. Именно это поможет малышу развить умение воспринимать общение и делится своими эмоциями. Также важно проговаривать звуки, которые ребенок уже знает. После 3-х месяцев стоит подключить гимнастику кистей рук и пальцев. Логопеды утверждают, что рука – это 2-ой орган речи. Массируйте пальчики крохи, одновременно напевая или рассказывая стишок. Мелкую моторику хорошо развивать при помощи простых игр. Например, в кастрюлю с мукой можно положить маленькую игрушку и предложить малышу ее найти.
Как научить годовалого ребенка говорить? После года лучше избегать языка жестов. Прогрессу также способствует и подражание звукам животных. Помимо этого, нужно привлекать внимание малыша к окружающим звукам, обозначая их речевыми высказываниями. Не менее важно многократное повторение слов, слогов и постоянное побуждение ребенка к диалогу.
С неговорящим ребенком, плохо понимающим обращенную речь, необходимо начинать работу с многократно проговариваемых ситуаций, используя режимные моменты, прогулку, игру. Называть предметы, ощущения, которые испытывает ребенок, словами: «холодно», «вкусно» и т.д. Взрослый должен говорить короткими предложениями, состоящими из двух, трех, четырех слов. При этом желательно пользоваться одинаковым набором фраз. Все слова произносить с естественной интонацией, без скандирования по слогам, но с выделением ударного гласного. Почаще задавать ребенку вопросы: «где?», «у кого?», «кто?», просить принести знакомый предмет, выполнить какое-либо поручение, связанное с игрушками, предметами домашнего обихода, одеждой, посудой и т.д. У детей должна создаться потребность общаться с взрослыми!
Рассматривайте книжки с картинками, где изображены простые знакомые сюжеты. Задайте несколько вопросов по ним: «покажи, кто идет?», «кто сидит?», «чем кушает?» и т.д.
Читайте короткие стихи, потешки, пытайтесь заинтересовать ребенка и вызвать желание повторять отдельные слова, договаривать строчку стиха.
Следующий важный этап – добиться умения объединить два слова в одном предложении: «Дай мяч!», «Вот шарик!» и т.д.
Все это следует проводить в форме игры, когда ребенок в хорошем настроении, а ни в коем случае в виде муштры или назиданий. Не забывайте хвалить ребенка, а в случае неудач подбодрить, создать положительный эмоциональный настрой на дальнейшие занятия.
Совершенно очевидно, что для развития говорения нужен собеседник. Мультфильмы, телевизор, радио, компьютер не способны научить ребенка разговаривать, малышу необходим живой человек для общения. При этом только мамы бывает недостаточно. Интересный факт, частично объясняющий то, что мальчики начинают говорить позже девочек, доказали американские ученые. Они заметили, что мальчики часто копируют речь папы или других мужчин в своем окружении. А как ваш муж разговаривает с вашим ребенком?
В любом случае, не затягивайте с консультацией специалиста, не бойтесь логопедической группы в садике или дополнительных занятий с логопедом.
Надо отметить, что все мероприятия по предупреждению отставания речевого развития носят комплексный характер, обязательно включают в себя общую стимуляцию психомоторного развития, а при необходимости и медикаментозное лечение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Как научить ребёнка говорить правильно» | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Как научить ребёнка говорить правильно»
Составил: Учитель – логопед
МДОУ №12
Козина Оксана Федоровна
За последние годы участились случаи обращения родителей детей полутора и двухлетнего возраста к учителю-логопеду с жалобами на отсутствие фразовой речи и речевого подражания. Родители рассказывают: «Он все понимает, а говорить не хочет! Желание выражает отдельными звуками, жестами!». Как помочь таким детям, рассказывает учитель-логопед МДОУ №12 г. Раменское Козина Оксана Федоровна
К группе риска относятся дети первых двух лет жизни. Среди причин наиболее частыми являются инфекции или интоксикации матери во время беременности, родовые травмы, асфиксии, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору и т.д. Но наиболее часто сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного речевого окружения и отрицательных факторов, действующих во время беременности, родов и в первые годы жизни.
Надо подчеркнуть, что речь возникает в результате нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь-это и важнейшая социальная функция, поэтому очень важное значение имеет общение малыша и взрослого.
Уже в первые месяцы новорожденный способен освоить ряд звуков и звуковых групп. Малыш издает звуки, реагируя на обращение взрослых. Тот же крик ребенка представляет собой сочетание гласных а, у, о, я. В тоже время звуки, которые издает ребенок, отличаются от взрослой речи, они как будто уходят в нос.
Примерно в 1,5 месяца начинается период так называемого гуления. Малыш начинает произносить отдельные согласные звуки к, г, х, сочетая их с гласными. В результате получается гу, агу и т.д. Очень хорошо, если гуление возникает при общении с взрослым, ведь это указывает на смену рефлекторных звуков коммуникативными. Кроме того, при гулении проходит развитие интонационной системы языка.
С пяти-шести месяцев ребенок начинает лепетать, а лепет – это существенный механизм в слогообразовании. Этот этап характеризуется произношением слогов: ба, па, ма…Данная стадия длится до 11 месяцев. Сначала слоги достаточно простые, но со временем они превращаются в длинные цепочки, которые являются прообразами слов. Обращаясь к ребенку, почаще произносите слоги, звукоподражания.
С семи месяцев лепет становится активной формой общения ребенка и окружающих: выражения желаний и потребностей. Обращайтесь к ребенку, когда вы его кормите, одеваете, моете, даете игрушки: «Давай ручку! Возьми мячик! Подними ручки!». Говорите внятно, неторопливо, простыми фразами, выразительно. Без этого вы не сможете научить ребенка правильно говорить!
С девяти месяцев возникает общение ребенка с взрослым с помощью предметно-действенных средств, а недостаточность такого общения, изоляция ребенка в семье могут значительно задержать развитие речи. В этот период ребенок наиболее чувствителен к интуитивному усвоению родного языка. Если к 1,5 годам у вашего ребенка отсутствуют короткие простые слова, или они усеченные: «па», «ба», присутствует большое количество жестов, то такой
ребенок попадает в группу риска по речевым нарушениям. Все
вышеперечисленное и является основными направлениями работы.
Как научить ребенка говорить? Через органы восприятия ребенок получает информацию об окружающем мире. Именно она и мотивирует малыша говорить. В связи с этим работа над речью начинается с развития слухового, зрительного и тактильного анализаторов. Поэтому перед тем как научить ребенка говорить звуки, подумайте о том, чтобы уже с первых дней взгляд новорожденного был устремлен на красивые разноцветные предметы. Также помогут погремушки и игрушки с различной структурой.
Но главным ключом к успеху является эмоционально-речевое общение ребенка с родителями. Именно это поможет малышу развить умение воспринимать общение и делится своими эмоциями. Также важно проговаривать звуки, которые ребенок уже знает. После 3-х месяцев стоит подключить гимнастику кистей рук и пальцев. Логопеды утверждают, что рука – это 2-ой орган речи. Массируйте пальчики крохи, одновременно напевая или рассказывая стишок. Мелкую моторику хорошо развивать при помощи простых игр. Например, в кастрюлю с мукой можно положить маленькую игрушку и предложить малышу ее найти.
Как научить годовалого ребенка говорить? После года лучше избегать языка жестов. Прогрессу также способствует и подражание звукам животных. Помимо этого, нужно привлекать внимание малыша к окружающим звукам, обозначая их речевыми высказываниями. Не менее важно многократное повторение слов, слогов и постоянное побуждение ребенка к диалогу.
С неговорящим ребенком, плохо понимающим обращенную речь, необходимо начинать работу с многократно проговариваемых ситуаций, используя режимные моменты, прогулку, игру. Называть предметы, ощущения, которые испытывает ребенок, словами: «холодно», «вкусно» и т.д. Взрослый должен говорить короткими предложениями, состоящими из двух, трех, четырех слов. При этом желательно пользоваться одинаковым набором фраз. Все слова произносить с естественной интонацией, без скандирования по слогам, но с выделением ударного гласного. Почаще задавать ребенку вопросы: «где?», «у кого?», «кто?», просить принести знакомый предмет, выполнить какое-либо поручение, связанное с игрушками, предметами домашнего обихода, одеждой, посудой и т.д. У детей должна создаться потребность общаться с взрослыми!
Рассматривайте книжки с картинками, где изображены простые знакомые сюжеты. Задайте несколько вопросов по ним: «покажи, кто идет?», «кто сидит?», «чем кушает?» и т.д.
Читайте короткие стихи, потешки, пытайтесь заинтересовать ребенка и вызвать желание повторять отдельные слова, договаривать строчку стиха.
Следующий важный этап – добиться умения объединить два слова в одном предложении: «Дай мяч!», «Вот шарик!» и т.д.
Все это следует проводить в форме игры, когда ребенок в хорошем настроении, а ни в коем случае в виде муштры или назиданий. Не забывайте хвалить ребенка, а в случае неудач подбодрить, создать положительный эмоциональный настрой на дальнейшие занятия.
Совершенно очевидно, что для развития говорения нужен собеседник. Мультфильмы, телевизор, радио, компьютер не способны научить ребенка разговаривать, малышу необходим живой человек для общения. При этом только мамы бывает недостаточно. Интересный факт, частично объясняющий то, что мальчики начинают говорить позже девочек, доказали американские ученые. Они заметили, что мальчики часто копируют речь папы или других мужчин в своем окружении. А как ваш муж разговаривает с вашим ребенком?
В любом случае, не затягивайте с консультацией специалиста, не бойтесь логопедической группы в садике или дополнительных занятий с логопедом.
Надо отметить, что все мероприятия по предупреждению отставания речевого развития носят комплексный характер, обязательно включают в себя общую стимуляцию психомоторного развития, а при необходимости и медикаментозное лечение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей для родителей. «Научите меня говорить правильно!»
Цель: Повышение педагогической компетенции родителей.Задачи:Ø показать значение артикуляцион...
консультация для родителей для родителей. «Научите меня говорить правильно!»
Цель: Повышение педагогической компетенции родителей. Задачи: показать значение артикуляционной гимнастики; познакомить с правилами проведения артикуляционной гимнасти...
Газета для любознательных родителей « Вместе » Научим детей говорить правильно
Показатели речевого развития детей 5 - 6 лет Советы родителям!!! Речевые игры и упражнения...
"Научите ребёнка говорить правильно звук "У"
Формирование речевых умений и навыков мной рассматривается не как основная цель, но как одно из основных средств развития личности раннего возраста. Такой подход соотноситься с фундаментальными положе...
Консультация для родителей «Как научить ребёнка говорить правильно и красиво»
Консультация для родителей знакомит с нормами развития речи детей дошкольного возраста, артикуляцией звуков русского языка играми и упражнениями, способствующими правильному звукопроизношению (артикул...
Консультация для родителей! « 10 правил для родителей, чтобы научить ребёнка говорить правильно».
Консультация для родителей!« 10 правил для родителей, чтобы научить ребёнка говорить правильно»....
«Как научить ребёнка говорить правильно»
Консультация для родителей...