Изобразительная деятельность дошкольников с нарушением зрения
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Известно, как трудно входят в новую среду дети с отклонениями в развитии. Нашей задачей с детьми с нарушенным зрением, прежде всего, является помочь понять свои проблемы, принять себя таким, каков он есть, и научить его радоваться жизни. Этому в большей мере способствуют занятия графикой, доступные детям с нарушением зрения, так как графическое изображение наиболее приемлемо для восприятия и развития моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Изобразительная деятельность дошкольников с нарушением зрения | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Изобразительная деятельность дошкольников с нарушением зрения
Известно, как трудно входят в новую среду дети с отклонениями в развитии. В дошкольном детском учреждении для них создаются определенный комфорт, они равны между собой, у них одни и те же проблемы. Когда же такие дети приходят в школу, у них возникают трудности в обучении и общении.
Нашей задачей с детьми с нарушенным зрением, прежде всего, является помочь понять свои проблемы, принять себя таким, каков он есть, и научить его радоваться жизни.
Этому в большей мере способствуют занятия графикой, доступные детям с нарушением зрения, так как графическое изображение наиболее приемлемо для восприятия и развития моторики. Мир благодаря этим занятиям приобретает зримые черты, у ребенка постепенно складываются образы предметов, формируется эмоциональное отношение к ним. (Солнышко – это теплый золотой шар, он круглый, он светит нам и ласкает наши ладошки.) Важно, чтобы не просто образы предметов окружающего мира, но и эмоциональное отношение к ним становилось предметом постижения.
С помощью графических изображений развивается и интеллектуальная сфера ребенка (Венгер Л.А., Леонтьев А.Н.). Особенно важно сочетать занятия графикой с лепкой, рисованием, занятиями аппликацией и т.д. Все это способствует формированию образов мира, эмоциональному отношению к ним через тактильные ощущения, наблюдения, пространственное восприятие.
Дети с ослабленным зрением в процессе занятий испытывают определенные трудности, которые необходимо учитывать. Неполноценное зрение затрудняет процесс наблюдения (выделение существенных признаков, определение формы, строения и взаимоотношения отдельных частей натурного объекта), изображения детьми пропорций, передачу перспективы. Поэтому на первых этапах точность изображения – это не главное. Важнее, чтобы малыши почувствовали изображение сердцем, отнеслись к созданному образу с любовью, с чувством радостного удивления.
У детей с нарушением зрения не развиты бинокулярный, стереоскопический и глубинный глазомер. Но ведь известно, каким огромным замещающим потенциалом обладает человеческий организм. Вспомним Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». И нам необходимо мобилизировать возможности ребенка, раскрыть в нем желание ощутить гармонию окружающего мира через создание «следов» в его эмоциональной сфере.
Я проработала три статьи в журналах «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» №2, 4 и 6 за 2004г. Авторы А.Ф.Акопова, Л.А.Руденко, Л.Ф.Сербина (г.Ставрополь) предлагают перспективное планирование занятий по изобразительной деятельности у детей с нарушением зрения во второй младшей и средней группе.
В основе методики лежит «проживание» ситуаций, переживание опыта – как позитивного, так и негативного, а затем изображение его в графической форме, процессе лепки, рисования, создания аппликации.
При проведении занятий:
- Только эмоционально выстроенные картинки-сюжеты могут создать у детей позитивную мотивацию, желание и стремление самовыразиться в том или ином рисунке, графическом изображении.
- Ребенок должен иметь возможность самостоятельно выбрать изобразительный материал (цветные или простые карандаши, акварель, гуашь, тушь, пастель, темперу, уголь, сангину, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глину, камешки, ракушки, клей, различный бросовый материал) и даже сюжет для изображения.
- Выбор материала, на который будет нанесено изображение, также может принадлежать ребенку. Доступ к различному материалу (бумага белая или цветная, бархатная, ткань с рисунком, картон, оргстекло, фольга, плоские и круглые камни – все различных размеров и формы и т.д.) по возможности должен быть свободным.
- Важно показать ребенку возможности доступных ему техник изображения.
Виды изобразительной деятельности:
1. «Пальцевая живопись». Изображать сюжеты-картинки можно не только кистью и карандашом, но и поролоном, ватой, тканью (плоской или свернутой в трубочку), а краску можно наносить и пальцами, ладошкой. В этом случае краска наливается в плоские розетки и в плоские же баночки ставится вода. Правило: каждый палец набирает одну определенную краску, вымытые в баночке пальцы тут же вытирается салфеткой. Для рисования ладошкой краска наливается в блюдце. При помощи «пальцевой живописи» получают прекрасные изображения – в младших группах это украшенные платья, следы зверей и т.д. В старших группах – пейзажи. В современной живописи эту технику использует немецкий художник Гюнтер Юккер.
2. «Монотипия». Краска наносится на лист бумаги (целлофан) или кусочек оргстекла. Потом этот же лист (или кусочек) прикладывается к той поверхности, на которую наносится изображение, и прижимается пальцами. В зависимости от размера пятна, от направления растирания получаются различные изображения. Возможен вариант: лист бумаги делится пополам, а краска наносится на одну половину листа, потом лист складывается, и изображение получается как бы зеркальное (можно изображать деревья, цветы, бабочек и др.). Когда краска высохнет, из сложенного пополам листа можно вырезать полученное изображение.
3. «Волшебный рисунок». Рисунок наносится воском: он есть, но его не видно. Потом на лист наносится тушь или цветные чернила, и рисунок проступает на цветном фоне.
4.«Рисование на мокрой бумаге». Сначала лист смачивается водой, а потом кистью или пальцами наносят изображение. Оно получается как бы размытое под дождем или в тумане. Если нужно прорисовать детали, необходимо подождать, пока высохнет рисунок, или набрать на кисть густую краску.
5. «Набрызг». Для этого используются щетки разного размера; ими можно рисовать или разбрызгивать краску.
6. «Коллаж». Это сочетание аппликации и рисования краской, причем аппликация может быть самая различная – из бумаги, ткани, нитей, любого бросового материала.
7. «Выпуклый рисунок». Получается при рисовании краской, выдавливаемой прямо из тюбика. Необходимо научить ребенка выжимать его сразу на бумагу, поворачивая тюбик в нужную сторону. Получается выпуклый рисунок. Краска может осыпаться, поэтому хранить рисунок надо аккуратно. Если размыть краски, выпуклость уйдет полностью или частично, но зато можно получить оттенки нужного цвета.
8. «Объемная аппликация». Бумага, ткань наклеиваются не полностью, а только частью или серединой в зависимости от замысла. Наклеивать можно и картонные коробочки, бумагу, смятую в комок, кусочки фанеры, дерева. Такие работы хорошо выполнять на картоне или фанере.
9. «Кляксография». Капнуть кляксу на лист бумаги, определить, на что она похожа, и дорисовать недостающие детали. Можно нанести кляксу, потом, приподнимая или наклоняя лист бумаги, растекающейся краской создать изображение.
10. «Точечный рисунок». Весь рисунок состоит из отдельных точек, которые наносятся кончиком кисти, пальцами. Точки могут быть разного размера.
11. «Рисунок на мятой бумаге». Используется предварительно скомканная или сжатая бумага: лист расправляется, и на него наносится рисунок красками.
12. «Граттаж». Лист бумаги предварительно покрывают любым жирным слоем – свечой, мылом. Сверху наносят густо разведенную краску. Рисунок как бы процарапывается заостренной стекой на просохшей бумаге.
13. «Рисунок через копирку». На белый лист бумаги сверху накладывается копирка: рисунок, получается, от отпечатка пальцем, ногтем, палочкой, карандашом. Потом копирка снимается, остается графический рисунок.
14. «Размытые краски». Рисунок наносят густой краской на бумагу. Когда краска высохнет, бумагу опускают на секунду в тарелочку или поднос с водой. Получается размытый рисунок.
15. «Рисунок с помощью клея». На чистый лист бумаги канцелярским клеем наносят контурный рисунок так, чтобы он был выпуклым. Когда клей высохнет, наносят жидкую краску в пределах контура рисунка.
Занятия с детьми в старшей группе
Основная идея постижения мира, себя в мире, окружающих людей: «Вглядываюсь в окружающий мир. Учусь любить и заботиться о мире, о себе, об окружающих, близких мне людях».
Что очень важно в этот период? – Не просто изображение мира, себя в мире, но и формирование чувств. Основное чувство, на котором базируется любовь и забота, - «жалко». Вот след, который должен оставаться в душе ребенка. Вызывать чувство сострадания и желание оказать помощь другому, маме, папе и другим близким, природе – вот то состояние, которое может открыть душу ребенка навстречу миру, окружающим. Оно совершенно необходимо и для того, чтобы ребенок ощутил себя нужным, заботливым, добрым. Это может вызвать работу души и сердца, помощь процессу осознания своей роли в мире. Каждый человек пришел в этот мир, чтобы быть и жить вместе, помогая друг другу. У каждого свои проблемы. У этих детей – сложности со зрением, но сколько других, порой совершенно слепых, которые не чувствуют себя ненужными, несчастными. Они умеют рисовать, писать, работать. Если ты будешь любить и заботиться о других, тебе будет хорошо в этом добром, ласковом мире. Это способствует адаптации и регулированию процессов жизнедеятельности малышей.
Важно выбрать объекты заботы: малыши, живой уголок, растения, животные. Рассказ о том, как дети заботятся друг о друге и о своих меньших братьях поможет сформировать рефлексивность ребенка – каков я в этом мире, каким мне надо быть? На посильном уровне дети будут учиться рассуждать, делать выводы и т.д.
Несомненно, большое значение имеют продвижение в деятельности, формирование умений изображать мир, себя в мире, окружающих. Но главное – чувствовать сострадания, жалости, желание позаботиться о других. В соответствии с этим подбираются сказки, песенки, рассказы, проводятся небольшие тренинги, как нужно вести себя в природе, среди людей, чтобы помогать другим. Я нужен людям, животным, природе. Поэтому я живу на этом свете – вот важный лейтмотив деятельности на занятиях.
Важнейшие задачи в этом возрасте:
1.Развивать все сохранные анализаторы.
2.Развивать глазомер, зрительное внимание, глазодвигательные функции.
3.Развивать цветовосприятие и координацию движений.
4.Развивать воображение, пространственную ориентировку, ритмическую последовательность.
5.Учить детей проводить прямые и горизонтальные линии карандашом и красками.
6.Осуществлять зрительный контроль за проводимой линией.
7.Учить рисовать прямоугольные, квадратные, треугольные, круглые и овальные предметы.
8.Совершенствовать навыки изображения.
1 квартал
Сентябрь, 1 неделя
1.Лепка. «Вглядываюсь в окружающий мир. Спасибо солнышку, дождику, земельке за выращенный урожай». По выбору детей.
2.Аппликация. «Дары осени. Вкусные овощи. Ощути их вкус. Изобрази их».
3.Рисование. «Что растет на грядке?» Рисование по выбору.
2 неделя
1.Лепка. «Семена для помидорчиков. Они готовы подарить нам помидорчики и на следующий год. Вылепим их».
2.Аппликация. «Осенние цветы. Не стоит их рвать попусту. Жалко они живые. Давайте позаботимся о них».
3.Рисование. «Цветочки украшают наши платья. Какие цветы у вас на одежде? Украсим сарафан для матрешки».
3 неделя
1.Лепка по мотивам стихов «Потеряли котятки по дороге перчатки». Котятки – какие? Какие перчатки они потеряли? Их жалко, они слабые, о них надо заботиться.
2.Аппликация. «Котятки играют с мячом».
3.Рисование. «Мама кошка и котятки». Изображение перчаток (ладошкой).
4 неделя
1.Лепка. «Цветные шарики, клубочек».
2.Аппликация. На ту же тему.
3.Рисование. «Цветные шарики и клубочки» (рисование пальчиком).
Октябрь, 1 неделя
1.Лепка. «Дары леса. Грибы». Их нельзя собирать без взрослых.
2.Аппликация. «Я в лесу. Собираю грибы, ягоды – какие?» Рассказ об удивительном лесе, о том, что нельзя там безобразничать, бросать бумажки, ломать ветки, разжигать костер.
3.Рисование. «Я на лесной полянке. Что там растет?» Рисунки по выбору.
2 неделя
1.Лепка. «Рыбки в аквариуме». Как заботиться о них?
2.Аппликация. «Дом, в котором живут рыбки. Как сделать его уютным?»
3.Рисование. «Разные рыбки в аквариуме. Они такие веселые и красивые. Как заботиться о них?»
3 неделя
1.Лепка. «Я – человек. Какой я? Что надо вылепить, чтобы я был красивым»
2.Аппликация. «Мы – дружные ребята. Как нужно относиться друг к другу? В чем помогать? Окажи помощь другу в создании аппликации». Могут быть групповые аппликации.
3.Рисование. Коллективный тематический рисунок: «Нарисуем нашу группу, воспитателей и деток в ней». Чтобы в группе было уютно, надо…
4 неделя
1.Лепка. «Девочка с котятами».
2.Аппликация. «Котенок».
3.Рисование. «Потеряли котятки на дороге перчатки». (Ладошкой).
Ноябрь, 1 неделя
1.Лепка. «Красивая кукла».
2.Аппликация. «Укрась салфетку». (Орнамент).
3.Риосивание. «Геометрический орнамент в квадрате и круге». Украшение для квартиры.
2 неделя
1.Лепка. «Мы играем с котятами». Они мягкие, нежные. Котята и куклы.
2.Аппликация. «Украсим салфетку. Изобразим котяток».
3.Рисование. «Вместе рисуем уголок для игрушек. Кто там живет?» Коллективное рисование.
3 неделя
1.Лепка. «Моим куклам в подарок. Конфета на палочке. Чупа-чупс».
2.Аппликация. «Какие красивые, разные листья на деревьях и кустарниках!» Коллективная аппликация.
3.Рисование. «Узоры из листьев на платье – моем, куклы и пр.».
4 неделя
1.Лепка. «Баранки».
2.Аппликация. «Баранки».
3.Рисование. «Рисование баранок красками».
2 квартал
Декабрь, 1 неделя
1.Лепка. «Какие птички улетают в дальние края?» Птичка.
2.Аппликация. «Делаем украшения – бусы на елочку».
3.Рисование. «Елочки в лесу зимой» на тему песни «Маленькой елочке холодно зимой».
2 неделя
1.Лепка. По мотивам сказки «Снегурочка».
2.Аппликация. Коллективный труд «Снегурочка».
3.Рисование. «Снегурочка в лесу среди елочек».
3 неделя
1.Лепка. Готовимся к Новому году. Подарок под елочку маме и другим близким.
2.Аппликация. Новогодние елочные игрушки.
3.Рисование. «Украсим елочку к Новому году».
4 неделя
1.Лепка. «Наш веселый хоровод». Коллективное изображение хоровода вокруг елки.
2.Аппликация. «В подарок маме и друзьям». Изображение зверушек, которые пришли к нам на елочку.
3.Рисование. «Новогодний праздник».
Январь, 1 неделя
1.Лепка. «К празднику Рождества. Рождественские подарки друг другу».
2.Аппликация. «Рождественские подарки».
3.Рисование. «Веселый Новый год». Можно коллективный рисунок.
2 неделя
1.Лепка. «Веселый Снеговик».
2.Аппликация. По мотивам какой-нибудь зимней сказки, например, о злой мачехе и падчерице на тему «В зимнем лесу».
3.Рисование. На ту же тему.
3 неделя
1.Лепка. «Кошка и мышка».
2.Аппликация. На ту же тему.
3.Рисование. По мотивам сказки, сочинённой детьми. Можно коллективный рисунок.
4 неделя
1.Лепка. «Миски для трех медведей».
2.Аппликация. «Три медведя».
3.Рисование. «Три медведя гуляют в лесу».
Февраль, 1 неделя
1.Лепка. «Новогодний праздник».
2.Аппликация. «Падает снежок».
3.Рисование. «Снегопад». (Метод тампонирования).
2 неделя
1.Лепка. «Танцуют кукла с Мишкой».
2.Аппликация. «Коврик для куклы».
3.Рисование. «Зима. Кукла и Мишка зимой».
3 неделя
1.Лепка. «Наша сланая армия. Солдаты нас защищают». Ко Дню защитника Отечества. Подарок папе.
2.Аппликация. «Мы – будущие защитники Родины».
3.Рисование. Изображение танков, самолетов и пр.
4 неделя
1.Лепка. «Хоровод».
2.Аппликация. «Хоровод».
3.Рисование. «Матрешки пляшут».
3 квартал, март
На этом этапе предполагается не только изображение объектов, но и разговор о том, почему ребенок выполнил именно этот рисунок, какой рисунок ему больше всего понравился, почему?
Возможен разговор о жестокости и доброте некоторых людей по отношению к природе, друг к другу, т.е. активное обсуждение изображенного, формирование эмоциональной точки зрения по отношению к изображенным объектам.
1 неделя
1.Лепка. «Дымковская птица».
2.Аппликация. «Дымковская птица».
3.Рисование. «Дымковская птица».
2 неделя
1.Лепка. «Скворцы прилетели. На крыльях весну принесли».
2.Аппликация. «Домик для птичек».
3.Рисование. «Скворечник ждет своих жителей».
3 неделя
1.Лепка. «Лепим из глины. Ваза для цветов».
2.Аппликация. Из ткани, природного материала - работа по выбору.
3.Рисование. «Весеннее солнышко и полянка в саду, лесу».
4 неделя
1.Лепка. «Козленок».
2.Аппликация. «Козленок».
3.Рисование. «Козленок».
Апрель, 1 неделя
1.Лепка. «Встреча зайца и лисы». По мотивам сказки о лисе и зайце.
2.Аппликация. «Угадай, кто это?»
3.Рисование. По сказке «Заяц и лиса».
2 неделя
1.Лепка. «Я лечу в космос на ракете».
2.Аппликация. «Я возьму с собой в полет…».
3.Рисование. «Я – в космосе. Небо».
3 неделя
1.Лепка. «Я готовлюсь к Пасхе. Пасхальные яйца». Рассказ о празднике Пасхи.
2.Аппликация. «Разноцветные пасхальные яйца».
3.Рисование. «Роспись пасхальных яиц».
4 неделя
1.Лепка. «Весенние цветы». Например, по сказке «Аленький цветочек».
2.Аппликация. «Весенние цветы».
3.Рисование. «Дома, украшенные к празднику» (рисование цветными карандашами).
Май
Ребята подводят итоги, рассказывают, чему они научились, что поняли, как будут вести себя, кого из изображенных героев они любят и почему. Возможно проведение выставки детских работ, сравнение их в младшей и в средней группах.
1 неделя
1.Лепка. По мотивам сказки «Красная шапочка». С элементами рефлексии. Рассуждение о добрых и злых героях сказки.
2.Аппликация. «Красная шапочка собирает цветы для бабушки».
3.Риссование. По мотивам сказки «Красная шапочка». По выбору детей.
2 неделя
1.Лепка. «Наседка и цыплята». Мама и детки. Сравнение рисунков детей младшей и средней группы. Чему я научился?
2.Аппликация. «Я и мама».
3.Рисование. «Готовим работы на выставку». Рисование по выбору, возможно по сказке «Наседка и цыплята».
3 неделя
1.Лепка. «Этот удивительный мир вокруг меня. Что мне в нем особенно нравится? Кого я больше всего люблю?» Лепка по выбору с элементами рефлексии: «Я не умел, теперь могу…».
2.Аппликация. «Цветы в группе и дома. Они украшают нашу жизнь».
3.Рисование. «Про весну, про меня, про маму».
4 неделя
Тематическое изображение на тему: «Мы – дружная семейка».
1.Лепка. «Самому любимому другу». По выбору.
2.Аппликация. «Мои мама, папа и я».
3.Рисование. «Рисуем нашу группу. Спасибо вам, детки (за что?)».
Анализ по итогам выставки: чему я научился, что я умею, почему я молодец.
Подготовительная группа
Основная идея этого периода – «Учимся быть добрыми, любить этот удивительный мир, заботиться обо всем, что нас окружает». В этом возрасте дети уже не просто играют, общаются: они думают, рассуждают о том, что такое хорошо и что такое плохо, анализируют добрые и дурные поступки, дают им оценку. Важной составляющей воспитательного процесса становятся осмысление детьми под руководством педагога тех или иных явлений и формирование у них нравственной жизненной позиции. Дошкольники уже не только изображают предметы, но и начинают осознавать собственное отношение к ним, свое настроение и пытаются отразить это в работах с помощью цвета или иных изобразительных средств.
Для формирования у детей опыта нравственного поведения можно обратиться к библейским сюжетам.
Большую роль в реализации основной идеи играет включение в содержание занятий усвоения детьми правил поведения в группе, в семье, в общественных местах, на транспорте и т.д. Значительные возможности для такой работы открывает организация коллективного труда, в процессе которого дети учатся взаимодействовать друг с другом, помогать тем, кто нуждается в помощи. Усвоению правил этикета способствуют специальные игры, инсценировки, моделирование различных ситуаций.
Несомненно, в процессе занятий изобразительной деятельностью должны решаться задачи, связанные с обучением рисованию, лепке, аппликации:
1.Обучение приемам составления декоративных композиций на основе ритмического повторения элементов узора: точек, линий, пятен, дуг; различных растительных элементов (цветов, веточек, листьев);
2.отработка приемов изображения фигур со сложными контурами (переход от движения по прямой к движению по дуге): птиц, животных, человека;
3.Формирование движения для изображения округлых форм и форм, имеющих углы (круги, квадраты, треугольники, разные по величине; овалы, прямоугольники, трапеции);
4.Отработка умения передавать соотношение размеров предмета и его частей;
5.Закрепление различных приемов рисования карандашом и кистью;
6.Обучение нетрадиционным техникам рисования (монотипия, диатипия, кляксография, рисование пальчиком);
7.Знакомство с работами выдающихся художников, формирование эстетического вкуса, любви к изобразительной деятельности.
1 квартал
Сентябрь, 1 неделя
1.Лепка. «У медведя во бору грибы - ягоды беру».
2.Аппликация. «Ягоды и грибы». Беседа по теме «Ничто важней не может быть, чем Землю и людей любить».
3.Рисование. «Цветы» (ромашка,космея).
Рефлексия. Я люблю…. Это значит….
2 неделя
1.Лепка. «Грозди винограда». По мотивам: «Дети все, конечно, рады сладким гроздям винограда…». Слепи виноград и угости им детей. Как ты это сделаешь?
2.Аппликация. «Гроздья винограда». С любовью детям подарю… Что такое подарить с любовью?
3.Рисование. «Виноградный сок в стакане». Что я скажу, когда буду угощать им друзей? Что я скажу, когда будут угощать меня?
Рефлексия. Природа одаривает нас, мы должны быть ей благодарны. (Рассуждения о смысле слова «благо-дарны». Какое благо дарит вежливый человек другим людям?)
3 неделя
1.Лепка. «Плоды и овощи». Это добрая земля-матушка угостила нас плодами. Как я могу отблагодарить ее? (Плоды и овощи лепятся по выбору, разные, так, чтобы показать их многообразие. Коллективный ответ на вопрос).
2.Аппликация. «Плоды и овощи». Сложим плоды на поднос, угостим ими друзей, маму. Как я это сделаю?
3.Рисование. «Осенняя картина».
Рефлексия. Мне захотелось… Я думаю, что….
4 неделя
1.Лепка. «Этот смешной и добрый Чебурашка».
2.Аппликация. «Чебурашка».
3.Рисование. «Чебурашка и его друзья». Пересказ сказки. Иллюстрации к ней.
Рефлексия. Я люблю Чебурашку за то, что….
Октябрь, 1 неделя
1.Лепка. «Кто живет в осеннем лесу?»
2.Аппликация. «Жители леса: еж, заяц, белочка, лиса».
3.Рисование. «Осенний лес». Чем он красив? Как нужно вести себя в лесу? (Рисование кистью и красками).
Рефлексия. Как красиво! Красиво – это….
2 неделя
1.Лепка. «Три медведя» (коллективная работа).
2.Аппликация. «Избушка трех медведей. Машенька убегает в окно» (групповая).
3.Рисование. «Три медведя в осеннем лесу». (Рисование пальчиком).
Рефлексия. Когда мы трудимся вместе, мы можем….
3 неделя
1.Лепка. Барельеф «Тарелочка».
2.Аппликация. «Тарелочка с фруктами».
3.Рисование. «Тарелочка».
4 неделя
1.Лепка. «Моя любимая кукла».
2.Аппликация. «Кукла».
3.Рисование. «Девочка в нарядном платье под зонтиком».
Ноябрь, 1 неделя
1.Лепка. «На чем я езжу по городу». Вежливые слова, которые я употребляю. Как я уступаю место пожилым людям? Что при этом говорю?
2.Аппликация. «Троллейбус». Вам встретился знакомый. Что вы ему скажете?
3.Рисование. «Автобус едет по улице». На какой свет он едет? Как вы должны переходить дорогу?
Рефлексия. Вежливые слова помогают нам…, добрые люди помогают нам…; каждый должен трудиться и помогать другим, потому что….
2 неделя
1.Лепка. «Я люблю свою лошадку…».
2.Аппликация. «Пони в парке».
3.Рисование. «Я катаюсь на лошадке».
Рефлексия. Лошадки – животные, которые…. Спасибо им за….
3 неделя
1.Лепка. «Любимая игрушка».
2.Аппликация. «Любимые игрушки».
3.Рисование. «Игрушки - забавы». (Рисование фломастером).
4 неделя
1.Лепка. «Осень золотая». Дары осени.
2.Аппликация. «Золотая осень». Коллаж.
3.Рисование. «Осенний лес». (Рисование кистью и красками).
2 квартал
Декабрь, 1 неделя
1.Лепка. «На участке птички: воробьи, синички». Как о них позаботиться?
2.Аппликация. «Деревья и кустарники на участке».
3.Рисование. «Наш участок зимой».
Рефлексия. Мы должны помогать растениям и животным, птицам. Как?
2 неделя
1.Лепка. «Животные зимнего леса».
2.Аппликация. «Звери в зимнем лесу».
3.Рисование. «Зимний лес».
3 неделя
1.Лепка. «Степашка, Филя, Хрюша – веселые друзья».
2.Аппликация. «Делаем телевизор».
3.Рисование. «Смотрим телевизор». Рисунки для мультфильма.
Рефлексия. Я научился…
4 неделя
1.Лепка. «Чайный сервиз».
2.Аппликация. «Чайный сервиз». (По мотивам Гжели).
3.Рисование. «Декоративная роспись». (По мотивам Гжели).
Январь, 1 неделя
1.Лепка. «Зверушки на елке». Лепка по выбору.
2.Аппликация. «Приготовление подарка друзьям». Аппликация по выбору. Как ты вручишь подарок? Что при этом надо сказать?
3.Рисование. «Добрый или злой человек». Как ты изобразишь доброго человека? А как злого?
Рефлексия. Добрый человек всегда использует «добрые» слова (какие?) и совершает добрые поступки (какие?). Злой приносит всем.., потому что…
2 неделя
1.Лепка. «Веселые рыбки». (Барельеф).
2.Аппликация. «Рыбки в аквариуме».
3.Рисование. «Наш аквариум». Рисунок по памяти. Кто лучше запомнит и нарисует?
Рефлексия. Мне так интересно…
3 неделя
1.Лепка. «Четвероногий друг». Вылепи своего любимого четвероногого друга.
2.Аппликация. «Красивые цветы». (Городецкая роспись).
3.Рисование. «Композиция по мотивам Городецкой росписи».
Рефлексия. Нам всем надо заботиться друг о друге, потому что…
4 неделя
1.Лепка. «По мотивам сказки». Коллективно – каждый лепит одного из персонажей. Затем игра по мотивам сказки («Айболит», «Винни Пух», «Усатый-полосатый»).
2.Аппликация. По мотивам той же сказки. Рассуждения по поводу поступков героев.
3.Рисование. «Усатый-полосатый». (Метод кляксографии).
Рефлексия. Айболита называют добрым доктором, потому что…. Если бы мы все были добрыми, то не было бы…
Февраль, 1 неделя
1.Лепка. По мотивам сказки «Снегурочка». Почему Снегурочку все любят?
2.Аппликация. По мотивам сказки «Снегурочка».
3.Рисование. «Моя любимая Снегурочка».
Рефлексия. В Снегурочке мне нравится… Она доставляет нам радость…
2 неделя
1.Лепка. «Лошадка». (По мотивам Филимоновской игрушки).
2.Аппликация. «Лошадки пасутся на лугу».
3.Рисование. «Лошадки с жеребятами». Коллективный рисунок.
Рефлексия. Как они красивы… Мама-лошадка так же заботится о своих детках, как и моя мама обо мне. В чем проявляется забота?
3 неделя
1.Лепка. «Собачка со своим щенком». Как мама-собачка заботится о нем?
2.Аппликация. «Собачка со своим щенком».
3.Рисование. «Собачка со своим щенком». (Рисование на основе геометрических форм).
Рефлексия. Собачка-мама заботится о своих детках. Как?
4 неделя
1.Лепка. «Девочка в зимней одежде». Заботливая мама одевает меня. Что она на меня надевает? Что я должен ей сказать? Как я буду вести себя?
2.Аппликация. «Зимняя прогулка». Дети гуляют зимой на участке. Как они должны вести себя? В каких случаях должны употреблять вежливые слова? В чем можно помочь друг другу?
3.Рисование. «Дети возвращаются с прогулки». Вежливый мальчик. Вежливая девочка. Как они себя ведут, когда идут в группу?
Рефлексия. Если дети добрые и заботливые, то…; если дети недобрые, то….
Март, 1 неделя
1.Лепка. «Подарок маме». Скоро мамин праздник. Я подарю ей… Как я его могу вручить? Что надо при этом сказать? Как надо поздравить маму?
2.Аппликация. «Ваза с цветами для мамы».
3.Рисование. «В подарок маме, бабушке». Рисунок по выбору.
Рефлексия. Когда я дарю подарок маме, бабушке, я всегда чувствую…
2 неделя
1.Лепка. «Сказочная птица». П о мотивам русских сказок.
2.Аппликация. По мотивам сказки о Жар-птице.
3.Рисование. «Сказочная птица».
Рефлексия. Сказки учат нас…
3 неделя
1.Лепка. «Белочка».
2.Аппликация. «Белочка».
3.Рисование. Рисованный мультфильм по мотивам сказки. Коллективная работа.
4 неделя
1.Лепка. «Вазочка».
2.Аппликация. «Ваза с ветками».
3.Рисование. «Ваза с ветками». (Рисование с натуры).
Апрель, 1 неделя
1.Лепка. «Что такое красиво?» Лепка на произвольную тему.
2.Аппликация. «Узор из веток и листьев». Я обнимаю белую березоньку. В чем ее красота?
3.Рисование. «Узор из веток и листьев». Мы – в лесу (в парке, на улице). Нам понравилось…
Рефлексия. Когда я обнимаю деревце, я чувствую… Я не буду ему вредить…
2 неделя
1.Лепка. «Ракета».
2.Аппликация. «Летим на ракете».
3.Рисование. «Летим на ракете». (Граттаж).
3 неделя
1.Лепка. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что такое прощать и любить? За что можно прощать?
2.Аппликация. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
3.Рисование. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Рассказы детей «О добром и плохом поступке».
Рефлексия. Прощать друга – это значит… Плохой поступок… Хороший поступок…
4 неделя
1.Лепка. «Индюк». (Дымковская игрушка).
2.Аппликация. «Индюк».
3.Рисование. «Роспись индюка».
Май, 1 неделя
1.Лепка. «Весенние цветы». Весеннее солнышко растопило снег, согрело землю. Появились первые цветы.
2.Аппликация. «Цветок тянется к солнышку». (Тюльпан).
3.Рисование. «Букет весенних цветов». (На выставку цветов).
Рефлексия. Спасибо тебе, любимое солнышко; спасибо вам, любимые цветы, за….
2 неделя
1.Лепка. «Мы – дружные ребята». У нас в группе дружные девочки и мальчики. Они…
2.Аппликация. «Возьмемся с вами за руки, споем мы дружно песню».
3.Рисование. На ту же тему.
Рефлексия. Девочки и мальчики дружат со мной, потому что…
3 неделя
1.Лепка. «Животные жарких стран» (слон, попугай, жираф).
2.Аппликация. «Любимые животные». Аппликация – это подобие картины.
3.Рисование. «Животные жарких стран» (слон, попугай, тигр – по клеткам).
4 неделя
1.Лепка. «Транспорт». Готовимся к лету. Что мы будем делать летом?
2.Аппликация. «Едем на дачу».
3.Рисование. «Цветущие сады». Я летом отдыхаю.
Рефлексия. Летом я смогу…; летом хорошо, потому что….
Примерное содержание занятия «Осенний лес»
(Октябрь. 1 неделя. Занятие 3. Рисование.)
Цель. Учить рисовать дерево, передавая особенности его строения (ствол, толстые нижние и более тонкие верхние ветки); правильно располагать рисунок на листе бумаги. Закреплять умение рисовать прямые и изогнутые линии, регулировать силу нажима. Учить анализировать результаты своей работы и деятельности других детей. Развивать память, воображение. Развивать сохранные анализаторы. Воспитывать любовь к природе и интерес к изобразительной деятельности.
Подготовительная работа. Попросить детей понаблюдать н прогулке за деревьями, присмотреться к особенностям строения различных пород, запомнить разнообразие цветовой гаммы листвы осенних деревьев. (У березы осенью листья какие? А у рябины?)
Подгрупповая работа дефектолога. Рассматривание изображений осенних деревьев. Обратить внимание на различия в строении разных пород деревьев (у одних ствол тонкий, у других – толстый, разная окраска осенних листьев, разное строение ветвей). Более подробно побеседовать о листьях, их форме, величине; внимательно рассмотреть осенние листья.
Работа воспитателя. Беседа по итогам наблюдений за деревьями на прогулке. Выкладывание на индивидуальных фланелеграфах изображений деревьев из отдельных частей – заготовок (ствол, ветки). Сравнение с образцом на общем стенде.
Показ приема рисования дерева. В процессе показа обратить внимание на направления движения руки при изображении ствола, ветвей. Обсуждение вариантов сюжетов рисунков. (Дорисовать осенние детали: падающие листья, солнышко, тучки).
Организация деятельности детей, оказание помощи, комментирование хода выполнения работ.
Организация рефлексии: вопросы воспитателя, стимулирующие размышления детей о красоте осенней природы, о необходимости ее сохранения. (Как мы можем помочь природе?)
Оформление выставки детских работ, их коллективный анализ. (Что получилось особенно хорошо, а что не совсем удалось, не получилось? Почему?)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление опыта работы на тему «Развитие коммуникативных навыков и личностной инициативы дошкольников с нарушением зрения в детских видах деятельности».
Представленный мною опыт работы раскрывает возможности использования различных видов деятельности для развития коммуникативных навыков и личностной инициативы детей дошкольного возраста с нарушением р...
Изобразительная деятельность дошкольников с нарушением зрения
Известно, как трудно входят в новую среду дети с отклонениями в развитии. В дошкольном детском учреждении для них создаются определенный комфорт, они равны между собой, у них одни и те же ...
Рекомендации учителей - дефектологов к организации деятельности дошкольников с нарушением зрения на прогулке в зимних условиях
В организации двигательной активности в зимних условиях целесообразно учитывать особенности детей с нарушением зрения...
Обобщение опыта работы "Развитие у дошкольников с нарушением зрения навыков изобразительной деятельности"
На непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности в детском саду, ребенок делает первые шаги в мир прекрасного, пытается сам его создавать. Задачей предмета изобразительн...
Организация изобразительной деятельности детей с нарушением зрения.
Изобразительная деятельность - одно из эффективных средств развития ребенка-дошкольника, так как в ее процессе ребенок учится видеть, понимать и отображать окружающие предметы и явления...
Формирование лексико-грамматических категорий у детей с нарушениями зрения по теме «Транспорт» у старших дошкольников с нарушением зрения
В условиях зрительно-сенсорной недостаточности у детей с нарушениями зрения возникает некоторая обеднённость чувственной стороны речи, сказывающаяся на развитии речевой системы в целом: в особенностях...
ПРОЕКТ в старшей группе для детей с нарушением зрения Тема: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников с нарушением зрения в процессе экспериментирования в ДОУ и дома»
Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.Задачи проекта:Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство ...