Влияние фонематических категорий на речевое развитие дошкольников с ТНР
статья по коррекционной педагогике по теме
Коррекционное развитие включает в себя не только исправление первичного дефекта, но и обязательную подготовку к школе, а детей с речевой патологией становится с каждым годом больше. Готовность ребенка дифференцировать на слух фонемы родного языка должно формироваться задолго до поступления в школу. Система работы последовательного и систематизированного обучения по развитию фонематического восприятия позволяет решить многие проблемы, отвечает всем требованиям развивающего обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.5 КБ |
![]() | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние фонематических категорий на речевое развитие дошкольников с ТНР
Прокопенко Светлана Геннадьевна, учитель-логопед, ГБДОУ № 14 Петродворцового раойна
Актуальность данной темы очевидна так, как коррекционное развитие включает в себя не только исправление первичного дефекта, но и обязательную подготовку к школе, а детей с речевой патологией становится с каждым годом больше. Занимаясь вопросом о развитии фонематического восприятия я пришла к выводу, что готовность ребенка дифференцировать на слух фонемы родного языка должно формироваться задолго до поступления в школу. Признаком фонематического недоразвития у детей Каше Г.А., в книге «Исправление недостатков речи у дошкольников», называет незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. А Левина Р.Е. на основе психологического изучения детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи.
Нарушение фонематического восприятия приводит к своеобразным искажениям слоговой структуры слова. Трудности различения на слух окончаний приводит к нарушению согласования и управления, к аграмматизмам в речи. Нечеткость слуховых образов форм слова приводит к тому, что у детей нарушается связь между грамматическим значением и формой слова, т.е. задерживается практическое овладение языковыми обобщениями. Сходстсво звукослогового состава слов приводит к их смешению, к ограничению объема словаря. Низкий уровень фонематического восприятия проявляется в следующем: 1. Нечеткое различие на слух фонем в собственной и чужой речи /в первую очередь глухих - звонких, свистящих - шипящих, твердых - мягких, свистящих - шипящих - аффрикат/. 2. Неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза. 3. Затруднения при анализе звукового состава слова, речи.
Для углубленного обследования фонематического слуха я составила таблицу. В основу ее вошло следующее: весь звуко-слоговой материал разделен по трем уровням, в зависимости от его сложности: А, Б, В. Я считаю, что существует необходимость целеноправленных занятий по развитию фонематического слуха в дошкольном возрасте в связи с подготовкой детей с ТНР к школе. Мною предложена система поэтапного формирования фонематических функций. В основу методической разработки легли шесть этапов логопедического воздействия: 1) узнавание неречевых звуков; 2) различение одинаковых слов, фраз, звуков по высоте, силе и тембру голоса; 3) различение слов, близких по звуковому составу; 4) дифференциация слогов; 5) дифференциация фонем; 6) развитие навыков звукового анализа. К каждому этапу работы я предлагаю систему игр и упражнений по развитию фонематических категорий.
На первом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно у них развивается слуховое внимание и слуховая память . Ребятам очень нравятся играть в такие игры, как «Кто живет у Маши в деревне?», «Оркестр». На втором этапе работы у детей формируется способность различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания, слова. Этот этап работы является важным, так как дети учатся дышать и слушать, владеть собственным голосом. Ребятам можно предложить игру «Как сказать правильно?», «Кто с нами поздоровался?». На третьем этапе дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Полюбились детям игры «Цепочка слов», «Разберем картинки». На четвертом этапе дети знакомятся с понятием слог, учатся различать их. Можно предложить игры «Проверяй и выполняй», «Телефон». На пятом этапе детей учу различать фонемы родного языка, познакомлю с такими понятиями, как гласные и согласные звуки. Особенно ребятам нравятся игры «Волшебный кубик», «Рулетка». Задачей последнего, шестого этапа, является формирование у детей навыка звукового анализа и синтеза слов. На этом этапе работы вводится знакомство с разнообразными схемами слов. Дети подбирают слова к данным схемам, отбирают картинки. Логопед учит различать звуки по твердости и мягкости. Контролируется не только правильность выполнения задания, но и требуется от детей четкой дикции, правильной артикуляции поставленных звуков, силы голоса. Постепенно я знакомлю детей с разными схемами, они придумывают слова, отбирают картинки, самостоятельно справляются с анализом и синтезом слова. Дети очень любят «диктанты», когда каждый ребенок с учетом его возможностей получает задание, например, в верхнем правом углу схемы, нарисуй предмет, название которого подходит к схеме или у детей картинки-надо нарисовать схему к названию картинки. Как заключительный этап, я знакомлю детей с «ребусами». Я предлагаю детям «прочитать» слово, которое «спряталось» в названии картинок. Надо запомнить от названия каждой картинки первый звук т назвать звуки в определенной последовательности. Очень детям нравятся игры «Божья коровка», «Осьминожек».
Также я разработала тематическое планирование по месяцам и неделям по коррекции фонематических категорий, с учетом следующих разделов: непосредственной работы логопеда с детьми, взаимодействия с семьей (рекомендации) и создания речевой среды кабинета логопеда и групповой комнаты.
Таким образом, система работы последовательного и систематизированного обучения по развитию фонематического восприятия, которую я предлагаю, позволяет решить многие проблемы, отвечает всем требованиям развивающего обучения. Кропотливый целенаправленный процесс дает положительный результат. Система игр и упражнений по развитию фонематического восприятия облегчает и ускоряет процесс обучения детей чтению, а следовательно повышается эффективность коррекционной работы.
Влияние фонематических категорий на речевое развитие дошкольников с ТНР
Предварительный просмотр:
Влияние фонематических категорий на речевое развитие дошкольников с ТНР
Прокопенко Светлана Геннадьевна, учитель-логопед, ГБДОУ № 14 Петродворцового раойна
Актуальность данной темы очевидна так, как коррекционное развитие включает в себя не только исправление первичного дефекта, но и обязательную подготовку к школе, а детей с речевой патологией становится с каждым годом больше. Занимаясь вопросом о развитии фонематического восприятия я пришла к выводу, что готовность ребенка дифференцировать на слух фонемы родного языка должно формироваться задолго до поступления в школу. Признаком фонематического недоразвития у детей Каше Г.А., в книге «Исправление недостатков речи у дошкольников», называет незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. А Левина Р.Е. на основе психологического изучения детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи.
Нарушение фонематического восприятия приводит к своеобразным искажениям слоговой структуры слова. Трудности различения на слух окончаний приводит к нарушению согласования и управления, к аграмматизмам в речи. Нечеткость слуховых образов форм слова приводит к тому, что у детей нарушается связь между грамматическим значением и формой слова, т.е. задерживается практическое овладение языковыми обобщениями. Сходстсво звукослогового состава слов приводит к их смешению, к ограничению объема словаря. Низкий уровень фонематического восприятия проявляется в следующем: 1. Нечеткое различие на слух фонем в собственной и чужой речи /в первую очередь глухих - звонких, свистящих - шипящих, твердых - мягких, свистящих - шипящих - аффрикат/. 2. Неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза. 3. Затруднения при анализе звукового состава слова, речи.
Для углубленного обследования фонематического слуха я составила таблицу. В основу ее вошло следующее: весь звуко-слоговой материал разделен по трем уровням, в зависимости от его сложности: А, Б, В. Я считаю, что существует необходимость целеноправленных занятий по развитию фонематического слуха в дошкольном возрасте в связи с подготовкой детей с ТНР к школе. Мною предложена система поэтапного формирования фонематических функций. В основу методической разработки легли шесть этапов логопедического воздействия: 1) узнавание неречевых звуков; 2) различение одинаковых слов, фраз, звуков по высоте, силе и тембру голоса; 3) различение слов, близких по звуковому составу; 4) дифференциация слогов; 5) дифференциация фонем; 6) развитие навыков звукового анализа. К каждому этапу работы я предлагаю систему игр и упражнений по развитию фонематических категорий.
На первом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно у них развивается слуховое внимание и слуховая память . Ребятам очень нравятся играть в такие игры, как «Кто живет у Маши в деревне?», «Оркестр». На втором этапе работы у детей формируется способность различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания, слова. Этот этап работы является важным, так как дети учатся дышать и слушать, владеть собственным голосом. Ребятам можно предложить игру «Как сказать правильно?», «Кто с нами поздоровался?». На третьем этапе дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Полюбились детям игры «Цепочка слов», «Разберем картинки». На четвертом этапе дети знакомятся с понятием слог, учатся различать их. Можно предложить игры «Проверяй и выполняй», «Телефон». На пятом этапе детей учу различать фонемы родного языка, познакомлю с такими понятиями, как гласные и согласные звуки. Особенно ребятам нравятся игры «Волшебный кубик», «Рулетка». Задачей последнего, шестого этапа, является формирование у детей навыка звукового анализа и синтеза слов. На этом этапе работы вводится знакомство с разнообразными схемами слов. Дети подбирают слова к данным схемам, отбирают картинки. Логопед учит различать звуки по твердости и мягкости. Контролируется не только правильность выполнения задания, но и требуется от детей четкой дикции, правильной артикуляции поставленных звуков, силы голоса. Постепенно я знакомлю детей с разными схемами, они придумывают слова, отбирают картинки, самостоятельно справляются с анализом и синтезом слова. Дети очень любят «диктанты», когда каждый ребенок с учетом его возможностей получает задание, например, в верхнем правом углу схемы, нарисуй предмет, название которого подходит к схеме или у детей картинки-надо нарисовать схему к названию картинки. Как заключительный этап, я знакомлю детей с «ребусами». Я предлагаю детям «прочитать» слово, которое «спряталось» в названии картинок. Надо запомнить от названия каждой картинки первый звук т назвать звуки в определенной последовательности. Очень детям нравятся игры «Божья коровка», «Осьминожек».
Также я разработала тематическое планирование по месяцам и неделям по коррекции фонематических категорий, с учетом следующих разделов: непосредственной работы логопеда с детьми, взаимодействия с семьей (рекомендации) и создания речевой среды кабинета логопеда и групповой комнаты.
Таким образом, система работы последовательного и систематизированного обучения по развитию фонематического восприятия, которую я предлагаю, позволяет решить многие проблемы, отвечает всем требованиям развивающего обучения. Кропотливый целенаправленный процесс дает положительный результат. Система игр и упражнений по развитию фонематического восприятия облегчает и ускоряет процесс обучения детей чтению, а следовательно повышается эффективность коррекционной работы.
Влияние фонематических категорий на речевое развитие дошкольников с ТНР
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие фонематического слуха - основа речевого развития дошкольников»
Материал из опыта работы на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольнгого возраста...

Презентация "Влияние использования биоэнергопластики на речевое развитие дошкольников."
Влияние использования биоэнергопластики на речевое развитие дошкольников....

Консультация для педагогов «Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие дошкольников»
Консультация для педагогов...

Статья: Влияние детской поэзии на речевое развитие дошкольников.
Стихи воспитывают у ребенка особое, трепетное, вдумчивое отношение к литературе, позволяют привить с ранних лет понимание всей красоты слова, мелодии и ритма....

"Влияние методов сказкотерапии на речевое развитие дошкольников с ЗПР"
Исследуется влияние применения элементов сказкотерапии в старшей дошкольной группе...

Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие дошкольников
В сообщении из опыта работы дано определение понятия биоэнергопластики, представлены этапы в работе с детьми с использованием данного метода и ее результативность....