Влияние фонематических категорий на речевое развитие дошкольников с ТНР
статья по коррекционной педагогике по теме

Прокопенко Светлана Геннадьевна

Коррекционное развитие включает в себя не только исправление первичного дефекта, но и обязательную подготовку к школе, а детей с речевой патологией становится с каждым годом больше. Готовность ребенка дифференцировать на слух фонемы родного языка должно формироваться задолго до поступления в школу. Система работы последовательного и систематизированного обучения по развитию фонематического восприятия позволяет решить многие проблемы, отвечает всем требованиям развивающего обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние фонематических категорий на речевое развитие дошкольников с ТНР

Прокопенко Светлана Геннадьевна, учитель-логопед, ГБДОУ № 14 Петродворцового раойна

Актуальность данной темы очевидна так, как коррекционное развитие включает в себя не только исправление первичного дефекта, но и обязательную подготовку к школе, а детей с речевой патологией становится с каждым годом больше. Занимаясь вопросом о развитии фонематического восприятия я пришла к выводу, что готовность ребенка дифференцировать на слух фонемы родного языка должно формироваться задолго до поступления в школу. Признаком фонематического недоразвития у детей Каше Г.А., в книге «Исправление недостатков речи у  дошкольников», называет незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.  А Левина Р.Е.  на основе психологического изучения детей пришла к выводу  о важнейшем  значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи.

Нарушение фонематического  восприятия приводит к своеобразным искажениям слоговой структуры слова. Трудности различения на слух окончаний приводит к нарушению согласования и управления, к аграмматизмам в речи. Нечеткость слуховых образов форм слова приводит к тому, что у детей нарушается связь между грамматическим значением и формой слова, т.е. задерживается практическое овладение языковыми обобщениями. Сходстсво звукослогового состава слов приводит к их смешению, к ограничению объема словаря. Низкий уровень фонематического восприятия проявляется в следующем: 1.  Нечеткое различие на слух фонем в собственной и чужой речи /в первую очередь глухих - звонких, свистящих - шипящих, твердых - мягких, свистящих - шипящих - аффрикат/. 2.  Неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза. 3. Затруднения при анализе звукового состава слова, речи.    

Для углубленного обследования фонематического слуха я составила таблицу. В основу ее вошло следующее: весь звуко-слоговой материал разделен по трем уровням, в зависимости  от его сложности: А, Б, В. Я считаю, что  существует необходимость целеноправленных занятий по развитию фонематического слуха  в  дошкольном возрасте в связи с подготовкой детей  с ТНР к школе.  Мною предложена  система  поэтапного  формирования фонематических функций. В основу методической разработки легли шесть этапов логопедического воздействия:  1) узнавание неречевых звуков; 2) различение одинаковых слов, фраз, звуков по высоте, силе и тембру голоса; 3) различение слов, близких по звуковому составу; 4) дифференциация слогов; 5)  дифференциация фонем; 6) развитие навыков звукового анализа. К каждому этапу работы я предлагаю систему игр и упражнений по развитию фонематических категорий.

На первом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно у них развивается слуховое внимание и слуховая память . Ребятам очень нравятся играть в такие игры, как «Кто живет у Маши в деревне?», «Оркестр». На втором этапе  работы у детей  формируется способность  различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания, слова. Этот этап работы является важным, так как дети учатся дышать и слушать, владеть собственным голосом. Ребятам можно предложить игру «Как сказать правильно?», «Кто с нами поздоровался?». На третьем этапе дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Полюбились детям игры «Цепочка слов», «Разберем картинки».  На четвертом этапе дети знакомятся с понятием слог, учатся различать их.  Можно предложить игры «Проверяй и выполняй», «Телефон».  На пятом этапе детей учу различать фонемы родного языка, познакомлю с такими понятиями, как гласные и согласные звуки. Особенно ребятам  нравятся игры «Волшебный кубик», «Рулетка».  Задачей последнего, шестого этапа, является формирование у детей навыка звукового анализа и синтеза слов. На этом этапе работы вводится знакомство с разнообразными схемами слов. Дети подбирают слова к данным схемам, отбирают картинки.  Логопед учит различать звуки по твердости и мягкости. Контролируется не только правильность выполнения задания, но и требуется от детей четкой дикции, правильной артикуляции поставленных звуков, силы голоса. Постепенно я знакомлю детей с разными схемами, они придумывают слова, отбирают картинки, самостоятельно справляются с анализом и синтезом слова.  Дети очень любят «диктанты», когда каждый ребенок с учетом его возможностей получает задание, например, в верхнем правом углу схемы, нарисуй предмет, название которого подходит к схеме или у детей картинки-надо нарисовать схему к названию картинки. Как заключительный этап, я знакомлю детей с «ребусами». Я предлагаю детям «прочитать» слово, которое «спряталось» в названии картинок. Надо запомнить от названия каждой картинки первый звук т назвать звуки в определенной последовательности. Очень детям нравятся игры «Божья коровка», «Осьминожек».

Также я разработала тематическое планирование по месяцам и неделям по коррекции фонематических категорий, с учетом  следующих разделов: непосредственной работы логопеда с детьми, взаимодействия с семьей (рекомендации) и создания речевой среды кабинета логопеда и групповой комнаты.

Таким образом, система работы последовательного и систематизированного обучения по развитию фонематического восприятия, которую я предлагаю, позволяет решить многие проблемы, отвечает всем требованиям развивающего обучения. Кропотливый целенаправленный процесс дает положительный результат. Система игр и упражнений по развитию фонематического восприятия облегчает и ускоряет процесс обучения детей чтению, а следовательно повышается эффективность коррекционной работы.                    

Влияние фонематических категорий на речевое развитие дошкольников с ТНР



Предварительный просмотр:

Влияние фонематических категорий на речевое развитие дошкольников с ТНР

Прокопенко Светлана Геннадьевна, учитель-логопед, ГБДОУ № 14 Петродворцового раойна

Актуальность данной темы очевидна так, как коррекционное развитие включает в себя не только исправление первичного дефекта, но и обязательную подготовку к школе, а детей с речевой патологией становится с каждым годом больше. Занимаясь вопросом о развитии фонематического восприятия я пришла к выводу, что готовность ребенка дифференцировать на слух фонемы родного языка должно формироваться задолго до поступления в школу. Признаком фонематического недоразвития у детей Каше Г.А., в книге «Исправление недостатков речи у  дошкольников», называет незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.  А Левина Р.Е.  на основе психологического изучения детей пришла к выводу  о важнейшем  значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи.

Нарушение фонематического  восприятия приводит к своеобразным искажениям слоговой структуры слова. Трудности различения на слух окончаний приводит к нарушению согласования и управления, к аграмматизмам в речи. Нечеткость слуховых образов форм слова приводит к тому, что у детей нарушается связь между грамматическим значением и формой слова, т.е. задерживается практическое овладение языковыми обобщениями. Сходстсво звукослогового состава слов приводит к их смешению, к ограничению объема словаря. Низкий уровень фонематического восприятия проявляется в следующем: 1.  Нечеткое различие на слух фонем в собственной и чужой речи /в первую очередь глухих - звонких, свистящих - шипящих, твердых - мягких, свистящих - шипящих - аффрикат/. 2.  Неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза. 3. Затруднения при анализе звукового состава слова, речи.    

Для углубленного обследования фонематического слуха я составила таблицу. В основу ее вошло следующее: весь звуко-слоговой материал разделен по трем уровням, в зависимости  от его сложности: А, Б, В. Я считаю, что  существует необходимость целеноправленных занятий по развитию фонематического слуха  в  дошкольном возрасте в связи с подготовкой детей  с ТНР к школе.  Мною предложена  система  поэтапного  формирования фонематических функций. В основу методической разработки легли шесть этапов логопедического воздействия:  1) узнавание неречевых звуков; 2) различение одинаковых слов, фраз, звуков по высоте, силе и тембру голоса; 3) различение слов, близких по звуковому составу; 4) дифференциация слогов; 5)  дифференциация фонем; 6) развитие навыков звукового анализа. К каждому этапу работы я предлагаю систему игр и упражнений по развитию фонематических категорий.

На первом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно у них развивается слуховое внимание и слуховая память . Ребятам очень нравятся играть в такие игры, как «Кто живет у Маши в деревне?», «Оркестр». На втором этапе  работы у детей  формируется способность  различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания, слова. Этот этап работы является важным, так как дети учатся дышать и слушать, владеть собственным голосом. Ребятам можно предложить игру «Как сказать правильно?», «Кто с нами поздоровался?». На третьем этапе дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Полюбились детям игры «Цепочка слов», «Разберем картинки».  На четвертом этапе дети знакомятся с понятием слог, учатся различать их.  Можно предложить игры «Проверяй и выполняй», «Телефон».  На пятом этапе детей учу различать фонемы родного языка, познакомлю с такими понятиями, как гласные и согласные звуки. Особенно ребятам  нравятся игры «Волшебный кубик», «Рулетка».  Задачей последнего, шестого этапа, является формирование у детей навыка звукового анализа и синтеза слов. На этом этапе работы вводится знакомство с разнообразными схемами слов. Дети подбирают слова к данным схемам, отбирают картинки.  Логопед учит различать звуки по твердости и мягкости. Контролируется не только правильность выполнения задания, но и требуется от детей четкой дикции, правильной артикуляции поставленных звуков, силы голоса. Постепенно я знакомлю детей с разными схемами, они придумывают слова, отбирают картинки, самостоятельно справляются с анализом и синтезом слова.  Дети очень любят «диктанты», когда каждый ребенок с учетом его возможностей получает задание, например, в верхнем правом углу схемы, нарисуй предмет, название которого подходит к схеме или у детей картинки-надо нарисовать схему к названию картинки. Как заключительный этап, я знакомлю детей с «ребусами». Я предлагаю детям «прочитать» слово, которое «спряталось» в названии картинок. Надо запомнить от названия каждой картинки первый звук т назвать звуки в определенной последовательности. Очень детям нравятся игры «Божья коровка», «Осьминожек».

Также я разработала тематическое планирование по месяцам и неделям по коррекции фонематических категорий, с учетом  следующих разделов: непосредственной работы логопеда с детьми, взаимодействия с семьей (рекомендации) и создания речевой среды кабинета логопеда и групповой комнаты.

Таким образом, система работы последовательного и систематизированного обучения по развитию фонематического восприятия, которую я предлагаю, позволяет решить многие проблемы, отвечает всем требованиям развивающего обучения. Кропотливый целенаправленный процесс дает положительный результат. Система игр и упражнений по развитию фонематического восприятия облегчает и ускоряет процесс обучения детей чтению, а следовательно повышается эффективность коррекционной работы.                    

Влияние фонематических категорий на речевое развитие дошкольников с ТНР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие фонематического слуха - основа речевого развития дошкольников»

Материал из опыта работы на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольнгого возраста...

Презентация "Влияние использования биоэнергопластики на речевое развитие дошкольников."

Влияние использования биоэнергопластики на речевое развитие  дошкольников....

Статья: Влияние детской поэзии на речевое развитие дошкольников.

Стихи воспитывают у ребенка особое, трепетное, вдумчивое отношение к литературе, позволяют привить с ранних лет понимание всей красоты слова, мелодии и ритма....

"Влияние методов сказкотерапии на речевое развитие дошкольников с ЗПР"

Исследуется влияние применения  элементов сказкотерапии в старшей дошкольной группе...

Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие дошкольников

В сообщении из опыта работы дано определение понятия биоэнергопластики, представлены этапы в работе с детьми с использованием данного метода и ее результативность....