Опыт работы по использованию социально-педагогических акций в ДОУ
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
С целью формирования нравственной личности ребёнка, содействия обогащению духовного опыта участников воспитательно-образовательного процесса педагоги детского сада № 49 "Весёлые нотки" предлагают использовать такую нетрадиционную форму, как социально-педагогическая акция. Это мероприятие, которое обладает информационной, адаптивной и воспитательной функциями. В данной статье представлено описание социально -педагогических акций, которые зарекомендовали себя, как эффективное средство решения задач духовно-нравственного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsalno-pedaogicheskie_aktsii.docx | 28.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по использованию
социально-педагогических
акций в ДОУ.
Проблемы духовности стали сегодня одними из самых существенных в обществе, и понимание необходимости духовно-нравственного развития становится обычным для общественного сознания. Поэтому так остро встала проблема формирования духовности детей, педагогов и родителей, которые способны помочь осознать и руководствоваться в жизни общечеловеческими ценностями. Духовность личности педагога и родителя есть необходимое условие формирования духовности подрастающего поколения. Духовно-нравственное воспитание дошкольников основывается на привитии ребенку моральных, эстетических и духовных ценностей, которые формируют положительную, нравственную и развитую личность. Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры. В процессе воспитания важна историческая преемственность поколений, возможность передачи нравственного опыта и подача положительного примера. Процесс духовно-нравственного становления ребенка особенно важен в дошкольный период, когда происходит формирование основных качеств и привычек личности.
Духовно-нравственное воспитание дошкольника является длительным процессом, требующим внутреннего изменения, приобретения внутреннего осознания и стремления к добру.
Главной целью духовно-нравственного воспитания является формирование нравственной личности, содействие духовному опыту и приобщение к ценностям православной культуры.
К основным задачам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести:
- познание и прививание православной культуры и традиций;
- раскрытие духовной и нравственной одаренности ребенка, его способностей и талантов;
- гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребенка; формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям;
- одухотворение жизненного пространства ребенка;
- воспитание ценностного отношения к прекрасному;
- формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;
- защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников осуществляется с помощью различных методов, приемом и средств. Одной из нетрадиционных форм работы по духовно-нравственному воспитанию и образованию является социально-педагогическая акция.
«Акция - это действие, предпринимаемое для достижения какой-нибудь цели" - словарь Ожегова. Акция - активная форма работы, которую проводят педагогические работники образовательных учреждений всех типов и видов. движения в школах, клубах, на концертах, спортивных праздниках. Цель акции может быть различной: информирование, пропаганда здорового образа жизни, привлечение новых членов движения. Роль членов движения в акциях зависит от её целей и содержания. В одном случае это раздача листовок, буклетов, в другом - проведение тематического дня, в третьем - участие в телевизионной передаче.
Социально-педагогическая акция — это социально-значимые, комплексные мероприятия, направленные на привлечение внимания людей к определенной проблеме, попытка заставить задуматься. Помимо информационной, она обладает адаптивной и воспитательной функциями. К тому же, эмоциональная насыщенность акций позволяет быстро и корректно включать ребенка в систему социальных отношений и связей. При их проведении педагоги учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей, которые участвуют в акции. Им должны быть понятны цель, смысл мероприятия и конечный результат. В подготовке и проведении любого материала обязательно привлекают родителей. Каждая акция состоит из трёх основных этапов: мотивация, планируемые действия и завершающий этап.
Принципы социально-педагогических акций:
-системность, последовательность
-согласованность
-отсутствие духа соревнования.
Основная цель акций — расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, ценностей, эмоциональных и интеллектуальных возможностей, культурных значений. Также акции помогают в развитии креативности, гибкости, в принятии нового опыта. Форма работы позволяет варьировать время проведения и количество участников. Акции могут быть эпизодичны, внезапны, невелики по количеству участников или длительности проведения. Важные особенности акций — ненавязчивость и необычность. Акции на время своей жизни создают в ДОУ определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние, образовательное учреждение становится единым целым, а находящиеся в нем люди — близкими и интересными собеседниками.
Каждая акция состоит из трёх основных этапов: мотивация, планируемые действия и завершающий этап.
1 этап - мотивация. При разработке и подготовке акции следует определить: на решение какой социально - педагогической проблемы акция направлена, кто является её целевой группой, какова цель акции. Также следует продумать форму проведения мероприятия.
2 этап - планируемые действия. Реализация сценария социальной акции. Это может быть одно мероприятие (музыкально - литературная композиция, концерт) или несколько мероприятий, идущих друг за другом (беседа, продуктивные виды деятельности и т.д.).
3 этап - завершающий. Данный этап подразумевает подведение итогов социально-педагогической акции, определение её дальнейших перспектив: есть ли необходимость её повторять, что можно усовершенствовать при подготовке и проведении, целесообразно ли каким-то образом изменить форму проведения акции.
Принципы социально-педагогических акций:
-системность, последовательность;
-согласованность. Все мероприятия должны проходить на законных основаниях, следует заранее продумать о том, кого нужно поставить в известность;
-мероприятие оформляется документально, особенно если оно связано с выходом за пределы детского сада;
-отсутствие духа соревнования. Участники должны быть настроены на получение удовольствия от совместного дела, а не на получение лучшего места в рейтинге.
С целью формирования нравственной личности, содействия духовному опыту ребёнка и приобщения к ценностям православной культуры на протяжении 2015-2017 учебного года с детьми старшего дошкольного возраста были проведены следующие социально-педагогические акции:
Название акции | Мотивация | Планирование действий | Завершение |
«Мы разные, но мы вместе!» | Формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям; воспитание начальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп. | Флешмоб «Когда мои друзья со мной». Беседы, игры о дружбе, друзьях, мире. Интегрированные занятия «Добрые слова и добрые дела». Психологическая акция «Мой тайный друг». Игры для развития социально-коммуникативных навыков Фотовыставка «Мы такие разные – и в этом наше богатство». Акция «Добрые дела» (поможем малышам убрать игрушки, подарим малышам книжки-самоделки). Конкурс семейных рисунков на тему «Толерантность – это МЫ!» Сбор и передача средств, кормов для приюта для бездомных животных | Организация и проведение квест-игры «Игра объединяет нас!» |
«Я горжусь своей семьёй» | Приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям; укрепление детско-родительских отношений формирование ценностного отношения к близким людям, уважительное отношение к родителям (к законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим. | Родительское собрание с элементами игротренинга «Слушать и слышать друг друга». Создание фотовыставки «Наша дружная семья». Цикл занятий и бесед на тему: «Десять заповедей - основа жизни». Психологическая акция «Письмо маме» Дискуссия «Идеальная семья-какая она?». Фотовыставка «Вместе с папой веселее…» Организация совместного с представителями ТОС Центрального района чаепития «За самоваром …» с элементами релаксации. Изготовление поделок пожилым людям Дома ветеранов. | Литературный вечер «Листая прошлого страницы…..» |
«Скажи здоровью-да!» | Одухотворение жизненного пространства ребенка; защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. | Цикл занятий и бесед «Здоровье-всему голова». Акция «На прогулку мы пойдём» (разновозрастное сотрудничество). Проект «Игры наших родителей». Клуб выходного дня «Играйте вместе с детьми». Фотовыставка «Мы за здоровый образ жизни». | Совместное мероприятие с родителями «Спортивный семейный праздник», посвящённый Дню защитника Отечества |
«Душа сказки» | Обогащение эмоциональной сферы ребенка путем знакомства с музыкальными сказками и переживания музыкальных образов. | Цикл бесед по знакомству с музыкальной сказкой. Акция «Покажи сказку друзьям» (разновозрастное сотрудничество). Картинная галерея «Нарисуем музыку». Семейный клуб «Поход в театр». | Совместное с родителями мероприятие «Сказочные зарисовки» |
Результативность данной формы работы можно выявить путем психодиагностического исследования.
При проведении психодиагностического обследования были использованы:
- метод наблюдения (методика по выявлению степени его соответствия требованиям культуры).
- тест тревожности, авторы: Р.Тэммл, М.Дорки (для выявления нарушений в сфере межличностных отношений «ребенок – ребенок»).
- методика «Сюжетные картинки» Р.Р.Калининой (для диагностики эмоционально-нравственного развития).
Результаты психодиагностического исследования показывают, что с помощью социально-педагогических акций эффективно решаются задачи духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста. Дети способны к построению жизни и поступков на основах христианского совершенства, уклонения от зла и выбора добра. У них сформировано положительное отношение к окружающему миру и людям, сочувствие и сострадание; сформированы представления об эстетических идеалах и ценностях; ценностное отношение к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
Список литературы:
1.http://www.maam.ru/detskijsad/410476
2.Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004
3.Петрова В.И. Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Опыт работы Тема: Предметное рисование как средство развития изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. Опыт работы
Материал по 1 - 2 младшей группе....
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"
В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...
«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»
Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...
Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»
Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей». Задача Стандарта в области работы с семьей – обеспечение психолого-педагог...
Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ
Наш детский сад расположен в микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...