Опыт работы по использованию социально-педагогических акций в ДОУ
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Таймолкина Елена Евгеньевна

С целью формирования нравственной личности ребёнка, содействия обогащению  духовного опыта участников воспитательно-образовательного процесса педагоги детского сада № 49 "Весёлые нотки" предлагают использовать такую нетрадиционную форму, как социально-педагогическая акция. Это мероприятие, которое обладает информационной, адаптивной и воспитательной функциями. В данной статье представлено описание социально -педагогических акций, которые зарекомендовали себя, как эффективное средство решения задач духовно-нравственного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsalno-pedaogicheskie_aktsii.docx28.99 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по использованию

социально-педагогических

акций в ДОУ.

   Проблемы духовности стали сегодня одними из самых существенных в обществе, и понимание необходимости духовно-нравственного развития становится обычным для общественного сознания. Поэтому так остро встала проблема формирования духовности детей, педагогов и родителей, которые способны помочь осознать и руководствоваться в жизни общечеловеческими ценностями. Духовность личности педагога и родителя есть необходимое условие формирования духовности подрастающего поколения. Духовно-нравственное воспитание дошкольников основывается на привитии ребенку моральных, эстетических и духовных ценностей, которые формируют положительную, нравственную и развитую личность.  Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры. В процессе воспитания важна историческая преемственность поколений, возможность передачи нравственного опыта и подача положительного примера. Процесс духовно-нравственного становления ребенка особенно важен в дошкольный период, когда происходит формирование основных качеств и привычек личности.

   Духовно-нравственное воспитание дошкольника является длительным процессом, требующим внутреннего изменения, приобретения внутреннего осознания и стремления к добру.

   Главной целью духовно-нравственного воспитания является формирование нравственной личности, содействие духовному опыту и приобщение к ценностям православной культуры.

   К основным задачам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести:

  • познание и прививание православной культуры и традиций;
  • раскрытие духовной и нравственной одаренности ребенка, его способностей и талантов;
  • гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребенка; формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям;
  • одухотворение жизненного пространства ребенка;
  • воспитание ценностного отношения к прекрасному;
  • формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;
  • защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка.

  Духовно-нравственное воспитание дошкольников осуществляется с помощью различных методов, приемом и средств. Одной из  нетрадиционных форм работы по духовно-нравственному воспитанию и образованию является социально-педагогическая  акция.

  «Акция - это действие, предпринимаемое для достижения какой-нибудь цели" - словарь Ожегова.  Акция - активная форма работы, которую проводят педагогические работники образовательных учреждений всех типов и видов. движения в школах, клубах, на концертах, спортивных праздниках. Цель акции может быть различной: информирование, пропаганда здорового образа жизни, привлечение новых членов движения. Роль членов движения в акциях зависит от её целей и содержания. В одном случае это раздача листовок, буклетов, в другом - проведение тематического дня, в третьем - участие в телевизионной передаче.

  Социально-педагогическая  акция — это социально-значимые, комплексные мероприятия, направленные на привлечение внимания людей к определенной проблеме, попытка заставить задуматься. Помимо информационной, она обладает адаптивной и воспитательной функциями. К тому же, эмоциональная насыщенность акций позволяет быстро и корректно включать ребенка в систему социальных отношений и связей. При их проведении педагоги учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей, которые участвуют в акции. Им должны быть понятны цель, смысл мероприятия и конечный результат. В подготовке и проведении любого материала обязательно привлекают родителей. Каждая акция состоит из трёх основных этапов: мотивация, планируемые действия и завершающий этап.

  Принципы социально-педагогических акций:

-системность, последовательность

-согласованность

-отсутствие духа соревнования.

  Основная цель акций — расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, ценностей, эмоциональных и интеллектуальных возможностей, культурных значений.      Также акции помогают в развитии креативности, гибкости, в принятии нового опыта. Форма работы позволяет варьировать время проведения и количество участников. Акции могут быть эпизодичны, внезапны, невелики по количеству участников или длительности проведения. Важные особенности акций — ненавязчивость и необычность. Акции на время своей жизни создают в ДОУ определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние, образовательное учреждение становится единым целым, а находящиеся в нем люди — близкими и интересными собеседниками.

  Каждая акция состоит из трёх основных этапов: мотивация, планируемые действия и завершающий этап.

1 этап - мотивация. При разработке и подготовке акции следует определить: на решение  какой социально - педагогической проблемы акция направлена, кто является её целевой группой, какова цель акции. Также следует продумать форму проведения мероприятия.

2 этап - планируемые действия. Реализация сценария социальной акции. Это может быть одно мероприятие (музыкально - литературная композиция, концерт) или несколько мероприятий, идущих друг за другом (беседа, продуктивные виды деятельности и т.д.).

3 этап - завершающий. Данный этап подразумевает подведение итогов социально-педагогической акции, определение её дальнейших перспектив: есть ли необходимость  её повторять, что можно усовершенствовать при подготовке и проведении, целесообразно ли каким-то образом изменить форму проведения акции.

  Принципы социально-педагогических акций:

-системность, последовательность;

-согласованность.  Все мероприятия должны проходить на законных основаниях, следует заранее продумать о том, кого нужно поставить в известность;

-мероприятие оформляется документально, особенно если оно связано с выходом за пределы детского сада;

-отсутствие духа соревнования. Участники должны быть настроены на получение удовольствия от совместного дела, а не на получение лучшего места в рейтинге.

 С целью формирования нравственной  личности, содействия духовному опыту ребёнка  и приобщения к ценностям православной культуры на протяжении 2015-2017 учебного года с детьми старшего дошкольного возраста были проведены следующие социально-педагогические акции:

Название акции

Мотивация

Планирование действий

Завершение

«Мы разные, но мы вместе!»

Формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям; воспитание начальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Флешмоб «Когда мои друзья со мной».

Беседы, игры о дружбе, друзьях, мире.

Интегрированные занятия  «Добрые слова и добрые дела».

Психологическая акция  «Мой тайный друг».

Игры для развития социально-коммуникативных навыков

Фотовыставка «Мы такие разные – и в этом наше богатство».

Акция «Добрые дела» (поможем малышам убрать игрушки, подарим малышам книжки-самоделки).

Конкурс семейных  рисунков  на тему «Толерантность – это  МЫ!»

Сбор и передача средств, кормов  для приюта для бездомных животных

Организация и проведение квест-игры «Игра объединяет нас!»

«Я горжусь своей семьёй»

Приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям; укрепление детско-родительских отношений формирование ценностного отношения к близким людям, уважительное отношение к родителям (к законным представителям), к

старшим, заботливое отношение к младшим.

Родительское собрание с элементами игротренинга «Слушать и слышать друг друга».

Создание фотовыставки «Наша дружная семья».

Цикл занятий и бесед на тему: «Десять заповедей - основа жизни».

Психологическая акция «Письмо маме»

Дискуссия «Идеальная семья-какая она?». Фотовыставка «Вместе с папой веселее…»

Организация совместного с представителями ТОС Центрального района чаепития «За самоваром …» с элементами релаксации. Изготовление поделок  пожилым людям Дома ветеранов.

Литературный вечер «Листая прошлого страницы…..»

«Скажи здоровью-да!»

Одухотворение жизненного пространства ребенка; защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Цикл занятий и бесед «Здоровье-всему голова».

Акция «На прогулку мы пойдём» (разновозрастное сотрудничество).

Проект «Игры наших родителей».

Клуб выходного дня «Играйте вместе с детьми».

Фотовыставка «Мы за здоровый образ жизни».

Совместное мероприятие с родителями «Спортивный семейный праздник», посвящённый Дню защитника Отечества

«Душа сказки»

Обогащение эмоциональной сферы ребенка путем знакомства с музыкальными сказками и переживания музыкальных образов.

Цикл бесед по знакомству с музыкальной сказкой.

Акция «Покажи сказку друзьям» (разновозрастное сотрудничество).

Картинная галерея «Нарисуем музыку».

Семейный клуб «Поход в театр».

Совместное с родителями мероприятие «Сказочные зарисовки»

  Результативность данной формы работы можно выявить путем психодиагностического исследования.

  При проведении психодиагностического обследования были использованы:

  • метод наблюдения (методика по выявлению степени его соответствия требованиям культуры).
  • тест тревожности, авторы: Р.Тэммл, М.Дорки  (для выявления нарушений в сфере межличностных отношений «ребенок – ребенок»).
  • методика «Сюжетные картинки» Р.Р.Калининой (для диагностики эмоционально-нравственного развития).

  Результаты психодиагностического исследования показывают, что с помощью социально-педагогических акций эффективно решаются задачи духовно-нравственного  развития детей старшего дошкольного возраста. Дети  способны к построению жизни и поступков на основах христианского совершенства, уклонения от зла и выбора добра. У них сформировано положительное отношение к окружающему миру и людям, сочувствие и сострадание; сформированы представления об эстетических идеалах и ценностях; ценностное отношение к семье,  здоровью и здоровому образу жизни.

 

Список литературы:

1.http://www.maam.ru/detskijsad/410476

2.Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004

3.Петрова В.И. Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...