Программа "Мамина школа"
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему
Разработанная программа «Мамина школа» направлена на формирование навыков сотрудничества с ребенком, признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивающее понимание и лучшее взаимодействие в семье.
Она предназначена для педагогов дошкольных учреждений, специалистов и родителей с детьми раннего дошкольного возраста от двух до трех лет, а так же для использования в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Значение раннего возраста неоценимо с позиции педагогики и психологии. Именно в раннем возрасте закладываются основы личности. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка умным, успешным, но не все знают, как это сделать.
Разработанная программа «Мамина школа» в МБДОУ детский сад №7 направлена на формирование навыков сотрудничества с ребенком, признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивающее понимание и лучшее взаимодействие в семье.
Она предназначена для педагогов дошкольных учреждений, специалистов и родителей с детьми раннего дошкольного возраста от двух до трех лет, а так же для использования в домашних условиях.
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому предлагаемая программа строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь, на обеспечение психологического комфортного пребывания ребенка и родителя на занятиях.
Развитие психических процессов и свойств личности наиболее интенсивно происходит именно в раннем возрасте. По некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%. Очень важно так построить жизнь ребенка, чтобы он смог максимально использовать возможности этого возраста. Компетентный родитель и педагог могут способствовать успешному психическому развитию ребенка, эффективно решать возникающие трудности в воспитании и общении с детьми, способствуя гармоничному развитию каждого ребенка в целом. Форма тренинга предполагает максимальную активность родителей, что является гарантом дальнейшего использования приобретенных знаний и навыков в повседневной жизни.
Цель:
Способствовать психофизическому, личностному и интеллектуальному развитию детей от двух до трех лет через объединение усилий семьи и педагогов.
Задачи:
1.Формирование навыков сотрудничества с ребенком;
2.Повышение родительской компетенции в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка;
3.Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком.
Организация работы «Маминой школы»
Временные характеристики:
Программа тренинга рассчитана на 9 встреч (с сентября по май), по 40-60 минут. Время может изменяться в зависимости от особенностей конкретной группы: количества участников, глубины осознавания членами группы собственных проблем, актуальности изучаемой темы и др. На каждом занятии могут присутствовать 5-6 мам и 5-6 детей в возрасте от двух до трех лет, поэтому при составлении программы было особенно важно подобрать тренинговые упражнения так, чтобы на протяжении всего занятия сохранялся интерес, как у родителей, так и у малышей. Поскольку существенной частью тренинга является выполнение домашнего задания и последующее обсуждение его, участники группы должны в перерыве между встречами иметь возможность применить на практике полученные знания. Поэтому наиболее рациональным является такой режим работы, при котором встречи проходят 1 раза в месяц Такие перерывы между встречами, с одной стороны, достаточно велики, чтобы у членов группы сохранялся настрой на психологическое общение, с другой стороны, достаточно малы, чтобы иметь возможность применять изучаемые навыки и анализировать их.Также у родителей имеется возможность получения индивидуальной консультативной помощи специалиста (по запросам).
В программе ДОУ «Мамина школа» внимание концентрируется на навыках общения родителей. Эти необходимые навыки мы делим на две группы: навыки, необходимые для решения проблем ребёнка и навыки необходимые для решения проблем родителя. Любая проблема должна решаться родителями совместно с детьми. На занятиях в группе родители учатся активному слушанию, самовыражению, получают навыки ведения беседы, закрепляют чувство уверенности в себе.
Данная программа позволяет установить доверительные отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия в воспитании детей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимопомощи.
Общая структура тренингового занятия
Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура была разработана с учетом поставленной (заявленной) цели и возрастных особенностей детей раннего дошкольного возраста.
Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.
В водной и рабочей части занятия участниками являются только мамы, дети в это время под руководством педагога самостоятельно работают с Монтессори - материалом. Совместная работа мамы и ребенка происходит в завершающей части занятия - тренинга.
Часть 1. Вводная
Цель вводной части занятия - настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками (мамочками). Основные процедуры работы - приветствия, игры с именами и обсуждение домашнего задания.
Часть 2. Рабочая
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка каждой встречи. В нее входят теоретическая часть по теме каждого занятия, ознакомление с возрастными особенностями развития ребенка раннего дошкольного возраста, способы выхода из сложных конфликтных ситуаций, а так же этюды, тренинговые упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной, познавательной сфер родителя ребенка раннего дошкольного возраста для закрепления полученной информации.
Часть 3. Заключительная
Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей (совместно мама с ребенком) игры-забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка.
Поскольку программа предполагает работу родителей с маленькими детьми, необходимо постоянно следить за тем, чтобы участники занятия были включены в работу, не уставали, не отвлекались.
Поэтому заключительная часть обязательно включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно: двигательные упражнения, - упражнения на развитие произвольности, а также собственные идеи авторов.
Приветствие и прощание детей носят ритуальный характер, как правило, они индивидуальны в каждой группе.
Во время занятий родители с детьми сидят в кругу - на полу. Круг - это, прежде всего, возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям родителей с детьми, позволяет им ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.
Если Вам интересно с детьми, а им - с Вами, если Вы проявляете терпение и любовь к детям, результаты обязательно появятся!
В содержание работы включены следующие формы и методы, эффективные как для взрослого, так и ребенка:
- Метод игрового моделирования родительского поведения. Он побуждает родителей к поиску более подходящего способа родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство такта, способствует обогащению арсенала способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Например, родителям предлагается ролевое проигрывание проблемной ситуации: «Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как Вы поступите и почему именно так?».
- Методы телесно-ориентированной терапии. Они способствуют осознанию телесной активности в процессе межличностного взаимодействия, установлению различных способов контакта.
- Метод продуктивной деятельности (рисование, аппликация, лепка).
- Методы игровой терапии (театрализованная деятельность, психо-гимнастические упражнения, игровые задания).
- Ведение дневников родителями
Основные правила организации и проведения тренинговых занятий
- Формирование группы происходит на добровольной основе.
- Для занятий используется время, когда дети в хорошем настроении, не перевозбуждены, не утомлены, лучше всего до обеда.
- При проведении занятий исключена всякая критика личности и деятельности детей, принимается и выслушивается все, что говорится.
- Ограничение количества запретов для детей, исключением является: не бить, не ломать, не ругаться и т.п.
- Взрослый, обеспечивая необходимую помощь ребенку, должен избегать прямого контроля и дидактизма.
- Демонстрируется положительное отношение ко всем участникам тренинга, акцентируется внимание ведущего ко всем аффективным проявлениям детей.
Методологические принципы, используемые при создании программы
• Принцип системности
Программа представляет собой систематизированное, структурированное изложение методического материала по работе с детьми возраста от 1 до 3 лет и их родителями в форме групповых занятий. В основу систематизации материала положены идеи развития эмоциональных отношений взрослого и ребенка и развития личности малыша. Поэтому мы особое внимание уделили играм и упражнениям на развитие и укрепление эмоциональных отношений. Это нашло отражение в формулировке целей, конкретизации задач, в подборе содержания и методов работы.
• Принцип личностного подхода
Развитие личности как основная идея рассматривается в единстве и взаимосвязи с физическим и общим психическим развитием ребенка, что отражено в задачах и содержании программы. Воспитание опирается на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности ребенка, признания ценности личности, ее уникальности, права на уважение. В свою очередь, такое развитие личности маленького человека возможно только при создании позитивных эмоциональных отношений между всеми участниками педагогического процесса.
• Принцип деятельностного подхода
Предметная деятельность и общение являются ведущими в раннем возрасте. Взаимодействие ребенка с взрослым по поводу предмета или игрушки невозможно без теплого эмоционального общения. Общение реализуется в играх с сюжетными игрушками, природным материалом, на занятиях продуктивными видами деятельности. В каждом занятии прослеживается взаимосвязь между различными видами деятельности, направленными на решение воспитательных задач.
Ожидаемые результаты:
- развитие предметно-манипулятивной деятельности и познавательной активности;
- обогащение словарного запаса и развитие речи;
- положительная динамика социализации и адаптации к ДОУ;
- положительная динамика в развитии двигательной активности;
- формирование уверенности и успешности ребенка;
- формирование навыков сотрудничества с ребенком;
- повышение родительской компетенции в понимании внутренних и потребностей ребенка;
- выработка новых навыков взаимодействия с ребенком.
ГОДОВОЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «МАМИНА ШКОЛА»
ТЕМА ЗАНЯТИЯ | УЧАСТНИКИ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ |
Знакомство | Родители и дети | 1 | Сентябрь |
«Особенности развития ребенка раннего возраста» | Родители и дети | 1 | Октябрь |
«Успех взаимодействия или Давай вместе!» | Родители и дети | 1 | Ноябрь |
«Кризис 3-х лет» | Родители и дети | 1 | Декабрь |
Детская Агрессия и как с ней быть» | Родители и дети | 1 | Январь |
«Эмпатия или эмоциональный мир ребенка» | Родители и дети | 1 | Февраль |
«Познавательные процессы ребенка раннего возраста» | Родители и дети | 1 | Март |
«Поощерение и наказание» | Родители и дети | 1 | Апрель |
Итоговая встреча | Родители и дети | 1 | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада. Зад...
Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»
На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...
Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...
Воспитание положительного отношения к школе, у детей подготовительной к школе группы, в рамках проекта "Я хочу в школу" (из опыта работы воспитателя Карелиной Т.Н.)
Из опыта работы над проектом "Я хочу в школу"...
"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/
Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...
Сценарий выпуска детей в школу "Золушка идет в школу" (подготовительная к школе группа)
Сценарий праздника выпуска детей подготовительной группы в школу включает в себя фрагменты сказки о Золушке, что вовлекает детей в ход праздника с его играми, разными заданиями. Прослеживается интегра...