Организация работы учителя-логопеда с детьми с ОВЗ в СП "Лекотека"
презентация к уроку по коррекционной педагогике (средняя группа) по теме
Особенности работы учителя-логопеда с детьми с ОВЗ в условиях Лекотеки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности организации работы учителя -лолгопеда с детьми с ОВЗ в Лекотеке | 21.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Зинякова Галина Гелиевна - учитель- логопед, дефектолог
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29»
г. Воронеж
Что такое Лекотека?
Лекотека – это такая новая форма дошкольного образования.
Само слово «лекотека» произошло от шведского слова leco- игрушка и греческого theke- хранилище.
Лекотека - это служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития.
Иными словами она подразумевает еженедельные, бесплатные, индивидуально-коррекционные занятия для детей с особенностями развития не имеющими возможности посещать дошкольное учреждение.
Отправной точкой сотрудничества с родителями является оказание им помощи в понимании сущности имеющихся у ребенка отклонений и динамики их развития, в идентификации и осознании сильных и слабых сторон ребенка.
Для чего нужны Лекотеки?
Основной целью лекотеки является социализация ребенка, развитие сенсорных навыков, развитие речи, психологическая помощь родителям детей с ОВЗ. Посещать такие учреждения могут малыши от 2 месяцев до 7 лет не имеющие возможности по разным причинам посещать дошкольные учреждения.
Педагоги лекотеки помогают деткам с нарушениями развития, формирования у них предпосылок к учебной деятельности, поддерживают развитие личности детей, оказывают психолого-педагогическую помощь родителям. Обучение проходит в коррекционно - обучающей форме игровой деятельности, индивидуальный подход к каждому ребенку.
Преподаватели лекотеки уверены, что взрослые, воспитывающие ребенка с особыми нуждами, должны воспринимать игру, как жизненную необходимость для детей раннего возраста. Ведь это основной источник знаний, навыков и хорошего настроения. Родители должны быть готовы обыграть любую текущую ситуацию. А действия взрослых при этом должны быть выразительными, мягкими и адекватными возможностям ребенка.
ИГРА - основной метод лекотеки
Деятельность лекотеки связана с использованием вспомогательных средств, обеспечивающих полноценное вовлечение ребенка с особыми нуждами и окружающих его людей в игровую активность для обучения и развития общения в игре. Эти средства должны перекрывать все основные потребности ребенка с особыми нуждами, связанные с организацией его игровой деятельности.
Основные формы работы лекотеки
- Консультация
Консультация–это встреча специалиста лекотеки с родителями (воспитателями), во время которой реализуется конструктивное сотрудничество специалистов и родителей.
- Диагностический игровой сеанс
Диагностический игровой сеанс представляет собой совместную игру родителей (воспитателей) с ребенком в специально оборудованном зале. Специалист ведет наблюдение за происходящим. Результаты наблюдения фиксируются на формализованных бланках. По результатам диагностики составляется сезонный план сопровождения семьи.
- Терапевтический игровой сеанс
Во время терапевтического игрового сеанса (обычно–40 минут) происходит игровое взаимодействие специалиста с ребенком в присутствии, а иногда–с участием родителей (воспитателей). Перед началом сеанса и после его окончания специалисты коротко (5 минут) беседуют с родителями (воспитателями).
- Групповой родительский тренинг
В групповой родительский тренинг участники включаются добровольно. Обычно–это тренинги по общению, игре, арт-методам, специальным техникам, по изготовлению игрушек и другие.
Организация работы учителя - логопеда
Основной формой проведения занятий в условиях лекотеки должна стать игра: стимуляция и поддержка игровой ситуации позволяют детям усваивать новую информацию, развивать коммуникабельность, способствовать развитию и регуляции эмоционально-волевой сферы. Желательно не навязывать детям игры, а быть лишь организатором, партнером, собеседником, который направляет игровые действия в нужное педагогу русло и не более того.
Основные направления логопедической работы в условиях лекотеки с детьми с тяжёлыми нарушениями речи:
- развитие мелкой моторики;
- артикуляционной моторики;
- стимуляция голосовых реакций;
- обогащение словарного запаса;
- формирование грамматического строя речи.
Важную роль в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи играют логопедический массаж и логоритмика. Массаж следует проводить индивидуально по медицинским показаниям, а логоритмику с учетом структуры речевого дефекта.
Работа планируется поэтапно: I этап – сентябрь, октябрь, ноябрь; II – декабрь, январь, февраль; III – март, апрель, май.
На I этапе идет работа над пропеванием гласных: вокализы, попевки на слоги (например, ма-мэ-ми-мо-му). В распевания включаются упражнения на развитие дыхания, голоса, скороговорки, пословицы, загадки, потешки, знакомые стихотворения. Они произносятся громко, тихо, высоко, низко, в разном темпе и ритме, например, голосовые игры «Самолет», «Трамвай», «Поезд». Особое внимание на первом этапе работы уделяется нормализации мышечного тонуса, развитию творческих способностей ребенка.
Благоприятный эмоциональный момент создают игры с именами, проводимые в начале занятия. На этом этапе большое внимание уделяется упражнениям без пения (маршировка, ходьба, ориентирование). Дети учатся ходить по одному и в парах, спиной вперед, ориентироваться в пространстве.
На II этапе в работу активно внедряются упражнения с пением на развитие артикуляции, мимической мускулатуры.
III этап посвящен работе над инсценировками, играми-драматизациями.
Игра со словом способствует решению многих коррекционных задач, но в первую очередь координации движений со словом, что очень трудно дается детям с нарушением речи. Весьма полезны танцы с пением и хороводы, помогающие координации пения с движением, упорядочивающие темп движений. Их можно использовать не только на занятиях, но и в самостоятельной музыкальной деятельности, способствующей развитию координации слуха, голоса и движения. Целесообразно использовать и детские музыкальные инструменты, игра на которых способствует развитию движений кисти руки.
Упражнения для развития творческой инициативы стимулируют воображение и фантазию детей, решают музыкально-двигательные и коррекционные задачи. Практический опыт логоритмической работы показывает ее большой коррекционный и терапевтический эффект в работе с детьми с различными речевыми недостатками.
Логопедическое воздействие происходит в направлениях:
- коррекция психосоматических нарушений;
- коррекция отклонений в психоэмоциональной сфере;
- активизация творческих способностей;
- профилактика и коррекция речевого недоразвития.
Структурными составляющими при планировании логоритмического занятия в условиях лекотеки являются упражнения:
- в ходьбе и маршировке;
- на развитие голоса, дыхания и артикуляции;
- чувства темпа, ритма, метра (размера);
- общей, мелкой и артикуляционной моторики;
- творческой инициативы;
- мимической мускулатуры;
- регулирующие мышечный тонус;
- пение, слушание музыки;
- коррекция звукопроизношения;
- релаксация.
Перечисленные компоненты занятия, кроме первого и последнего, можно менять местами в зависимости от клинико-педагогического диагноза ребенка и целей занятия.
При создании определенной развивающей среды на занятиях в лекотеке необходимо все тщательно спланировать и организовать таким образом, чтобы облегчить адаптацию ребенка и способствовать эффективности коррекционной работы. Занятия можно проводить как в групповой, так и в индивидуальной форме. Содержание и методы деятельности лекотеки определяются индивидуально-ориентированными программами с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация работы учителя-логопеда с леворукими детьми, имеющими речевые нарушения"
Исправление речевых нарушений у детей с ведущей левой рукой...
Презентация "Организация работы учителя-логопеда с леворукими детьми, имеющими речевые нарушения"
Презентация к выступлению...
Мастер-класс для родителей «Организация работы учителя-логопеда с детьми среднего дошкольного возраста»
Пробудить интерес и желание родителей заниматься со своими детьми дома...
презентация к мастер- классу «Организация работы учителя-логопеда с детьми среднего дошкольного возраста»
детский сад, детский сад, Вам сегодня очень рад !...
Выступление на районном методическом объединении учителей-логопедов 2020 год. "Алгоритм работы учителя –логопеда ДОУ с детьми с ОВЗ в свете реализации ФГОС"
Алгоритм работы учителя –логопеда ДОУ с детьми с ОВЗ в свете реализации ФГОС...
Семинар: «Организация работы учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно и...
Выступление в школьном методическом объединении учителей начальных классов: Организация работы учителя-логопеда в условиях ФГОС
Вся деятельность школьных и дошкольных образовательных учреждений направлена на реализацию ФГОС. Целью логопедической работы является своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых наруше...