«Использование арт-терапевтических методов и приёмов в воспитательном процессе с дошкольниками».
статья по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему
Ребенок в детском саду — самое уязвимое звено педагогического процесса. Только придя в детский сад, он испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжелую форму адаптации. В подобной обстановке необходимо сохранение психического здоровья ребенка путем создания комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности. Методы арт-терапии обладают значительным здоровьесберегающим потенциалом. Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку арт-терапия дает выход внутренней не комфортности и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Сидоренко М.Н. ВОЗМОЖНОСТИ АРТ-ТЕРАПИИ В РАЗВИТИИ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XX междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art_terapiya.docx | 26.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Использование арт-терапевтических методов и приёмов в воспитательном процессе с дошкольниками».
Трундова Елена Алексеевна,
Воспитатель ГБДОУ
детский сад № 65 «Солнышко»,
Фрунзенского района,
Санкт- Петербург.
Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку арт-терапия дает выход внутренней не комфортности и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания. Как говорила Эдит Крамер (психолог) - это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала человека и познанием своего внутреннего мира.
Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.
Творчество тесно связано с жизнью ребёнка, наполненной богатой игрой, фантазией и символической деятельностью. Дети еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, фантазировать. Именно, методы арт-терапии позволяют ребёнку выразить своё состояние через рисунок, танец, сказку, игру.
В своей работе мы используем различные виды арт – терапии, в зависимости от средства воздействия:
Музыка - это музыкотерапия;
Литература, книга - это библиотерапия;
Театр, образ - это имаготерапия;
Изобразительное искусство -это изотерапия;
Танец, движение- это кинезотерапия.
Взаимодействие с детьми во время арт-терапии мы строим на взаимном понимании, уважении к ребёнку, опираемся на его выбор предпочтений. Занятия строятся в развлекательной форме, что позволяет заинтересовать пассивных детей и сделать их активными участниками процесса, а не просто слушателями. С помощью игр и специальных упражнений выявляются и развиваются скрытые умения ребёнка, формируются положительные эмоции и чувство удовлетворения от результатов своего творчества.
Главными задачами, которые эффективно решает арт-терапия для дошкольников, являются:
-развитие познавательно-речевой активности;
-гармонизация эмоционального состояния;
-расширение кругозора через приобщение к культурному наследию (литература, театр, музыка, живопись, скульптура, фотография);
-раскрытие творческого потенциала;
-развитие оригинальности мышления;
-улучшение внимания и памяти;
-формирование активной жизненной позиции;
-повышение самооценки;
-развитие коммуникативных способностей.
Музыкотерапия.
В детском саду музыка звучит в течение всего дня, она развивает экспрессию человека – двигательную, речевую, мимическую.
Во время утреннего приёма мы включаем музыку, которая располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие.
Это могут быть и следующие произведения:
- «Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт»).
- Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа)
- Обработки для русского народного оркестра («Барыня», «Камаринская», «Калинка»)
- Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр).
Во время организации детей на утреннюю гимнастику, динамические паузы мы включаем солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом.
Дневной сон проходит под тихую, спокойную музыку:
- соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр).
- «Времена года» П. И. Чайковского.
- Бетховен, соната № 14 «Лунная».
- Бах – Гуно «Аве Мария».
Мы используем её для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон. Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.
Особое внимание мы уделяем музыкально-рефлекторному пробуждению малышей после дневного сна. Для этого используется тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Можно использовать следующие произведения:
- Боккерини Л.»Менуэт»
- Григ Э. «Утро»
- Лютневая музыка ХYII века
- Мендельсон Ф. «Песня без слов»
- Моцарт В.»Сонаты»
Несомненно, музыка помогает ребенку снять стресс (отличный способ отвлечься – это танец под веселую музыку), отрегулировать отклонения в речи (песни помогают малышу лучше говорить, так как задействуются клетки головного мозга, язык тренируется), отрегулировать его поведение, например, когда ребёнок часто проявляет агрессию, грубит.
Библиотерапия.
Ребенок воспринимает окружающий мир и новую информацию гораздо более эмоционально, чем взрослый, поэтому «лечение книгой» детей вдвойне эффективно. «Лечащая» книга призвана не просто развлечь ребенка и расширить его кругозор и знания о мире, но и исправить что-либо в его поведении, повлиять на эмоции и поступки. Она может восстановить душевное равновесие, помочь ребенку осознать его проблему, понять, что с этой проблемой уже сталкивались, и выяснить способы ее решения.
Подбирая книги мы придерживаемся следующих принципов: доступности, наглядности, отражения интересов ребенка, содержательности (книга должна описывать проблему, которая важна для ребенка именно сейчас, и предлагать варианты решений этой проблемы), позитивности (желательно, чтобы книга заставляла ребенка улыбаться), разнообразности (книги, подобранные для решения одной проблемы, должны быть разнообразными – и по сюжетам, и по жанрам).
После чтения «лечащей» книги мы обсуждаем её с детьми, рисуем или просто абстрактно изображать свои эмоции в виде каракулей.
Существует много замечательных книг, которые можно использовать в лечебных целях. Для детей моей возрастной группы (3-5 лет) я использую произведения А. Пушкина, В. Одоевского, К. Чуковского, С.Маршака, С.Михалкова, К.Паустовского, Р.Киплинга, А.Сент-Экзюпери. И, конечно же не заменмы сказки, потому что в сказке добро всегда торжествует над злом, герои преодолевают любые трудности и «живут долго и счастливо». Одно из направлений библиотерапии – сказкотерапия. Если я не могу найти художественное произведение или сказку для помощи ребенку в решении его проблемы, я стараюсь придумать свою. При сочинении сказки учитываю возрастные предпочтения детей: в 3-4 года малыши любят сказки про игрушки и про животных; использую метод «Продолжи сказку…», при котором дети неосознанно сочиняют историю, которая отражает волнующую их в настоящее время проблему, затем с удовольствием участвуют в постановке сказочного спектакля.
Имаготерапия- это театрализация, которая включает в себя: куклотерапию, драматерапию, а также сказкотерапию.
В театрализованных играх и играх драматизациях ребёнок примеряет на себя различные образы, использует свой голос, свою мимику и жесты, повторяет интересные движения. Благодаря этому становится увереннее.
Куклотерапия основана на сравнение себя с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Технология проведения куклотерапии заключается в том, что с дорогим для ребёнка персонажем разыгрывается игра в лицах, в такой «режиссёрской игре» своя история. Необходимо в ходе игры добиться того, чтобы инсценировка захватило ребёнка и он, сочувствовал герою. Сюжет строится по «нарастающей», с «разворачиванием» конфликта в начале, достигнув максимума, сменяется бурными эмоциональными реакциями и снятием напряжения в конце. После завершения «спектакля» ребёнок должен почувствовать облегчение. Очень важно, чтобы в театрализованном действии было начало, кульминация (когда герою угрожает что-либо) и развязка (герой побеждает). Конец должен быть всегда позитивным.
Драматерапия. Включает в себя разыгрывание по ролям и драматизацию сюжета, где осуществляется «реконструкция поведенческой реакции». Роль – «лечебный образ» -подбирается с учётом индивидуальных форм общения. Проигрывание ролей направлено на разрушение старых патологических коммуникативно-поведенческих стереотипов.
Изотерапия
Один из самых распространенных методов арт-терапии. Все дети любят рисовать, кто-то берет для этого карандаши, кто-то фломастеры, а некоторые рисуют исключительно красками. И ничего удивительного в предпочтениях малышей нет, потому что каждый из них видит мир по-своему и осваивает те методы, которые ему ближе и понятнее.
Для детей своей группы я использую такой вид изотерапии, как песочная терапия, которая очень нравится деткам. Если посмотреть на детскую площадку летом, то можно заметить, что практически все дети с удовольствием лепят куличики, строят замки и т.д. Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами просеивать песок, строят тоннели, горы и т.д. (а если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются сценки, и ребёнок полностью погружается в игру). Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей.
Наряду с песочной терапией я активно использую такой приём рисования, как:
-рисование по манке;
-рисование нитью;
-рисование бусами;
-рисование разноцветными камушками.
Все эти способы рисования развивает мелкую моторику, улучшает память, пластику движений, а также работу мозга. Необыкновенно приятный на ощупь предложенный детям материал, дает возможность по-настоящему расслабится и отдохнуть. Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение, уходят проблемы.
Кинезотирапия.
Это танцевально-двигательная активность детей. Через ритмичные движения под музыку дети раскрепощаются, а т.к. ребенок познает мир через движения и эмоции преодолеть ему патологические проблемы помогают речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики. Эти упражнения я использую во время динамичных пауз или как отдельное занятие. Дети сидят за столом или на ковре. Движения и речевой материал предварительно не разучиваю. Движения должны чередоваться: быстрые и медленные, напряженные и расслабляющие, резкие и плавные. Упражнения должны быть эмоционально насыщенны, носить игровой характер. Предлагаемые движения могут содержать воображаемый образ, перевоплощение.
Ещё одно направление кинезотерапии это «ручная терапия», которая включает в себя массаж пальцев и ладоней. Сначала я обучила детей приемам самомассажа рук, его мы проводим ежедневно. Дети с удовольствием занимаются массажем, сопровождая его стихами, рифмовками, автоматизируя при этом звуки. Массаж выполняем с помощью предметов и без них, используя природные элементы (камушки, шишки, орехи), дидактические материалы (пластиковые шарики, бусины, массажные мячи, прищепки шестигранные карандаши), декоративные игрушки (деревянные ложки, матрешки), музыкальные игрушки (маракасы, дудочки)
Содержание занятий соответствует времени года с целью закрепления сезонных явлений. Занятия могут проводиться как самостоятельная деятельность или как часть пальчиковой гимнастики.
Использование арт-терапевтических методов и приёмов в воспитательном процессе с дошкольниками затрагивает нераскрытые дарования у детей, нормализует их эмоциональное состояние, развивает коммуникативные навыки и волевые качества, что существенно повышает социальную адаптацию и облегчает интеграцию в общество. Это является исключительно важным для всех детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование арт-терапевтических методов в работе педагога-психолога с дошкольниками с ОВЗ (нарушение зрения)».
Статья- методическая разработка...
Консультация для воспитателей по использование методов мнемотехники в учебно-воспитательном процессе.
Консультация для воспитателей детского сада по теме:"Мнемотехника"....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
При применении на практике данных методов педагогического взаимодействия процесс воспитания становиться обоюдно приятным и способствует не только всестороннему развитию личности ребёнка, но и позволит...
Использование методов и приёмов мнемотехники в речевом развитии дошкольников
Ознакомление с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников....
«Использование игровых методов и приёмов в обучении и воспитании дошкольников»
laquo;Использование игровых методов и приёмов в обучении и воспитании дошкольников»...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИО – ИГРОВЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ В РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
Игра – одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстника...
"Современные развивающие технологии: использование методов и приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников"
Презентационный материал...