МОЙ ПОДХОД К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
статья по коррекционной педагогике на тему
В статье представлены методы и приемы применяемые дефектологом в работе с детьми с нарушенем зрения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_podhod_k_rabote.docx | 16.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МОЙ ПОДХОД К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, тем богаче, разнообразнее и глубже впечатления, на основе которых в сознании человека строится индивидуальная картина мира. Здоровые дети воспринимают мир целостно и гармонично. При нарушении зрения у дошкольников целостное и одновременное восприятие действительности страдает. Нарушение остроты зрения, бинокулярности, стереоскопии, цветоразличения, глазодвигательных функций затрудняет формирование реальных представлений об окружающем. У дошкольников с патологией зрения наблюдается затрудненность выделения, узнавания формы, цвета, величины и пространственного положения предметов. . Самостоятельное вычленение этих свойств и признаков с помощью зрения детям с нарушением зрения не всегда доступно. Поэтому накопление знаний и представлений у детей с нарушениями зрения без соответствующего руководства взрослого идёт неосмысленно, знания формируются поверхностно, нередко ошибочно. Готовность ребенка к школьному обучению так же в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Проведенные исследования, показали, что большая часть трудностей, возникающих у детей в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок. Поэтому моя главная задача как коррекционного педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, уточнении, их систематизации. Каждый ребёнок в группе к концу обучения должен получить чёткие представления об окружающих его предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьётся, ломается, рвётся, льётся и так далее), о материалах, из которых они сделаны. Исходя из этого, я разработала систему коррекционо - развивающих мероприятий по развитию зрительного восприятия, которая состоит из нескольких этапов:
- усвоение сенсорных эталонов;
- формирование реальных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;
-предметно-практическая деятельность, в процессе которой осуществляются обогащение и коррекция чувственного опыта.
Работу по формированию зрительного восприятия начинаю со знакомства детей с сенсорными эталонами. С этой целью я подобрала разнообразный красочный материал, который привлекает внимание детей, вызывает желание выполнять предложенные задания. Многие игры для знакомства с эталонами формы, цвета и величины я изготовила своими руками. Они многофункциональны, что позволяет решать сразу несколько коррекционных задач. Например: игра «Город» позволяет не только учить детей ориентироваться на плоскости, развивать пространственное воображение, но и помогает закреплять знания детей о геометрических фигурах, о цвете данных фигур, позволяет группировать предметы по заданному признаку.
Знакомство с сенсорными эталонами не только обогащает представления детей о свойствах предметов, но создает условие для включения в процесс обследования всех анализаторов. Осязание дает детям с нарушением зрения дополнительную информацию о качествах предмета, его форме, величине, весе, структуре, составляющих частях. Организовать работу по развитию осязания мне помогает такой дидактический материал: «Что спрятано в муфточке» (очень важно, что бы ребенок обследовал предмет двумя руками), «Найди все круглое, все гладкое», «Узнай предмет по контуру».
Дополнительную информацию о предмете так же можно получить с помощью слуха и обоняния, через игры «Попробуй на вкус», «Что гремит», «Какой предмет упал» и д.р.
Увлекательно в нашей группе проходит знакомство с цветом предметов в «Мастерской Веселого карандаша».
С веселым персонажем дети не только знакомятся с цветом, его свойствами (насыщенность, контрастность), но и сами получают цвета, создают различные оттенки одного цвета. У Веселого карандаша всегда «приготовлены» для дошколят интересные игры на развитие чувства цвета, таких как: «Радужный хоровод», «Пестрый клоун», «Одинаковые и разные» и многие другие.
Кроме специально-организованного обучения важно создать условия для самостоятельной деятельности детей по закреплению имеющихся у них представлений. С этой целью совместно с воспитателями в групповой комнате мной оформлен уголок развития зрительного восприятия, который содержит разнообразный занимательный материал.
Следующее направление коррекционно-педагогической работы - формирование реальных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности у детей с нарушением зрения. Я стараюсь организовать его в различных видах детской деятельности. На занятиях, в играх, труде формирую у детей способность зрительно обследовать предметы, способствую овладению компенсаторными навыками познания мира за счет активизации сохранных анализаторов, речи и мышления. В этом мне помогает разнообразный дидактический материал, который учит детей различать и сравнивать объекты с их изображениями, анализировать особенности строения предметов и строить изображения. Таким целям служат задания типа «Подбери к дереву лист», «Найди такой же предмет, какой изображен на картинке», «Составь целый предмет, целое изображение», «Подбери к предмету его силуэтные, контурные и цветные изображения», «Найди другую половину изображения, предмета».
Познание природного окружения лучше всего проходит на прогулках и специально организованных экскурсиях. Так, например, в парке или на прогулочной площадке детского сада я учу детей различать окраску листвы, слышать голоса птиц, шум ветра, шорохи опадающих листьев; определять запахи грибов, пресной зелени. Чем больше органов чувств детей я задействую в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, тем богаче становятся его представления.
Чтобы восприятие стало «думающим" привлекаю детей к предметно-практической деятельности. Через конструирование, рисование, лепку и другие виды практической деятельности характерные признаки предмета и впечатления о нем складываются в единый образ созданный самим ребенком .
Организуя коррекционный процесс с детьми с нарушениями зрения, я учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка, поэтому дидактический материал на каждом этапе подбирается в соответствие с особенностями его развития.
Таким образом, представленный мною подход к коррекционо - развивающей работе по формированию зрительного восприятия помогает не только преодолеть зрительные дисфункции детей с нарушением зрения, но и подготовить дошкольников к успешному обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые подходы в работе с детьми 6-7 лет по изобразительной деятельности
Новые подходы в работе с детьми 6-7 лет по изобразительной деятельности. Воспитатель МДОУ детский сад №2 «Березка» Алексеева Фагиля Насимьяновна Каждый п...
Сообщение для воспитателей логопедических групп на тему: "Комплексный подход в работе с детьми с общим недоразвитием речи"
Проблема речевого развития детей с общим недоразвитием речи относится к числу проблем, решение которых требует тщательного рассмотрения в их широком диапазоне - от методологических до техно...
Опыт работы по теме: "Использование инновационных подходов в работе с детьми по изучению ПДД в условия реализации ФГОС"
Целью данной работы является создание условий и внедрение современных инновационных образовательных технологий, способствующих более успешному ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения ...
Сообщение из опыта работы "Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста"
Использование инновационных педагогических технологий открыли новые возможности воспитания и обучения, и одной из эффективных является технология "Лэпбукинг". При использовании данной технол...
Опыт работы по теме «Лэпбук, как инновационный подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Лэпбук это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей....
Выступление в рамках семинара-практикума по теме: ««Использование инновационных подходов в работе с детьми по изучению ПДД в условиях реализации ФГОС» на тему: «Формирование у детей навыков дорожной безопасности»» (из опыта работы)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеРеченская основная общеобразовательная школаАлексеевского муниципального района Республики Татарстан...
Поиск современных подходов при работе с детьми с ОВЗ посредством экспериментально-исследовательской деятельности» (из опыта работы)
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания само...
- Мне нравится (1)