"Развитие творческого воображения у детей с ОНР"
консультация по коррекционной педагогике
Материал поможет родителям организовать работу и создать условия для развития творческого воображения у детей с общим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие творческого воображения у детей с ОНР | 549 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческого воображения
у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Умственное развитие ребенка предполагает формирование различных психических процессов, познавательных интересов, накопления умений и знаний, формирование речи и т. д. К моменту поступления в школу от ребенка требуется многое, в том числе высокий уровень развития творческого воображения.
Игру, как основной вид детской деятельности, педагог использует в течение всего дня не только в режимных моментах, но и на занятиях. Дети учатся развивать игровой сюжет, занятие приобретает для них особую значимость. В этом случае, задача педагога состоит в том, чтобы детей, имеющих навыки игры, направить на новый увлекательный сюжет, продолжение которого дети должны придумывать сами.
Творческие способности у детей с нарушениями речи развиваются несколько по-другому. Представления о предметах у них неточные и неполные, практический опыт недостаточно обобщается и закрепляется в слове. Чем тяжелее нарушения речи, тем труднее ребенку проявить своё творчество. Рисунки таких детей отличаются бедностью содержания, они не могут выполнить рисунок по замыслу, затрудняются в создании нового образа.
В играх они часто отдают предпочтение бытовой примитивной тематике. Игры носят явно стереотипный характер, сюжеты мало обыгрываются и обогащаются, замысел игры оказывается нестойким, и она распадается в силу речевого недоразвития.
Детям с ТНР недоступны такие творческие задания как рассказ из личного опыта, раскрытие переносного значения слов или метафор. Дети с ОНР недостаточно эмоционально реагируют на юмор, смешной стишок, грустную сказку, нежную мелодию. Их речь маловыразительна, движения несколько скованы и неуклюжи, дети не очень уверены в себе.
Основные затруднения дети испытывают в определении замысла рассказа, последовательности развития сюжета. Нередко выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста или сказки. Рассказы не всегда содержательны, последовательны, лаконичны: дети затрудняются начать, подолгу молчат, с трудом подыскивают фразы. Они рассказывают однообразно, копируя друг друга.
Основная работа по развитию воображения и активизации творческих способностей детей-логопатов проводится по следующим направлениям:
1. Создание условий для творческой игровой деятельности.
Детям, отстающим в речевом и общем развитии, трудно создавать и воплощать в игре собственный замысел. Поэтому на начальных этапах работы педагог должен стать активным участником детских игр. При этом не следует превращать в игру занятие. Важна увлеченность взрослого игрой, искренность, непосредственность.
По мере расширения круга представлений об окружающем мире, возрастает возможность ребенка отразить эти представления в игре. Следует создавать условия для того, чтобы дети разыгрывали самые разнообразные сюжеты, обогащать содержание детских игр. Творчество ребенка органично связано с яркими эмоциональными переживаниями, поэтому в работе с детьми надо шире использовать элементы театрализации, чаще обращаться к музыке и движениям.
2. Использование специальных заданий, в процессе выполнения которых развивается наглядно — образное мышление ребенка, формируется способность к преобразованию готовых образов и созданию на этой основе новых.
Так, на занятиях по продуктивным видам деятельности, можно предложить детям изменить постройку, поделку, рисунок, добавив или убрав какие-то детали, дорисовать незаконченное изображение. Большие возможности для развития познавательных способностей дошкольников заложены в заданиях, предполагающих действия с наглядными моделями: схемами, макетами, символическими изображениями.
3. Формирование способностей к словесному творчеству.
Это, прежде всего, занятия по обучению рассказыванию, специальные словесные игры и упражнения. Эти занятия являются наиболее сложными для детей с ОНР. Задания следует тщательно отбирать, учитывая речевые возможности детей и тяжесть речевого дефекта. Система игр строится на основе комплекса приемов, стимулирующих детское творчество:
- сочинение рассказов, составление образов из заданных элементов;
- альтернативное использование предметов (замещение на основе изменения функций, назначения, способа применения);
- решение проблемных ситуаций, преобразование и усовершенствование предметов, самостоятельное выдвижение новых идей, сюжетов;
- нахождение общих и отличительных характеристик между близкими по характеру явлениями, предметами и объектами.
При обучении творческим рассказам необходимо формировать у детей осознанное отношение к заданиям по типу «придумайте…». Следует обращаться к таким приемам, как сопоставление жизненного опыта детей с сюжетами придуманных детских историй, замена в рассказе придуманного ребенком фактического материала из личного опыта эпизодом, основанным на вымышленных событиях («выдумай», «сочини»).
Эффективный прием, стимулирующий творческую деятельность — это показ или образец способа действия. Сочинению рассказов дети обучаются вначале с опорой на наглядный материал, а затем и без него.
Существует ряд обучающих приемов, позволяющих развивать творческое воображение и инициативу дошкольников в словесном творчестве.
Наиболее простой прием — предложение педагогом нескольких вариантов развития сюжета. Вначале рекомендуется придерживаться тех вариантов, которые предлагает педагог, а затем даются задания на сочинение рассказов самими детьми.
Следующий прием — завершение детьми рассказа, начатого педагогом (придумывание окончания истории), он также хорош для развития воображения на начальном этапе обучения. С целью активизации воображения и речи, возможно, применять следующие приемы: дифференцировка темы применительно к лицу рассказчика («Как девочка нашла щенка»); включение в рассказ прямой речи героев; использование серии картинок, отражающих сюжетное развитие событий.
Форма организации детей при проведении игр и упражнений зависит от их количества на занятии, времени и места проведения, типа и вида занятий. Фронтальные занятия менее эффективны при решении творческих задач по сравнению с подгрупповыми занятиями. При организации совместной деятельности педагога и ребенка комплекс игр и упражнений можно проводить с небольшой группой детей, объединяя их по 3-5 человек.
Игры и упражнения
на развитие творческих способностей у детей с ОНР:
- Рассказ по картинкам
Цель: развивать воображение при составлении рассказов по сюжетным картинкам.
Педагог показывает детям картинки, изображающие ход какого-либо интересного события, и предлагает составить по ним историю. - Измени сказку
Цель: учить использовать прием реконструкции. Педагог предлагает детям рассказать, как бы изменилась сказка «Красная Шапочка», если бы волк стал очень добрым. - Расскажем про Олю
Цель: развивать вариативность мышления, уметь составлять совместный, последовательный текст.
Педагог: Как-то раз Оля… (Дети предлагают варианты.) и пошла в лес. Она… (Дети продолжают.) Дети взяли с собой… (Варианты.) На полянке… (Варианты.) А Оля… (Дети заканчивают рассказ.) - Охотник до сказок
Цель: учить придумывать разные варианты окончания сказки.
Педагог предлагает детям послушать незнакомую им сказку, у которой нет окончания и придумать для нее необычное завершение. - Придумай загадку
Цель: учить составлять загадки с опорой на схему.
Педагог предлагает детям придумать загадки по моделям-подсказкам (можно использовать любые модели, например, для описательных рассказов). - Соедини сказки
Цель: учить использовать прием агглютинации (комбинирования).
Педагог предлагает детям придумать историю, в которой фигурируют персонажи известных сказок (например, «Морозко» и «По-щучьему велению»; «Красная Шапочка», «Снегурочка», «Кот, Петух и Лиса»). - Сказка про себя
Цель: учить включать в авторский текст себя в качестве персонажей.
Педагог показывает рисунки сказочных героев. Детям предлагается придумать сказку с этими героями и включить себя в качестве действующих лиц. - «Перевирание» сказок
Цель: учить использовать в сказочных импровизациях прием «перевирания сказок».
Педагог читает сказку «Колобок». После ее анализа детям предлагается представить, что у Лисы болят зубы и ей очень хочется съесть Колобка. Дети должны ввести в известную сказку новые эпизоды и забавные приключения. - Про волшебную палочку
Цель: учить использовать прием волшебных превращений. Педагог вместе с детьми придумывают сказку про волшебную палочку (большое становится маленьким, и наоборот). - Волшебные превращения
Цель: учить придумывать следствия невероятных событий.
Педагог: Представьте, что вы уменьшились до размеров муравья. Придумайте. Какое у вас будет любимое занятие? Чего бы вы опасались? Через какое время вы бы захотели вновь стать большими? Почему?
Все взрослые, которые работают с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии: педагоги, родители должны всячески поощрять творческие проявления детей, помогать им развивать продуктивное воображение. И тогда все усилия, приложенные к работе с такими детьми, окажутся не напрасными.
Успехов в работе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игры – драматизации в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста». Консультация для воспитателей.
Дошкольник живет в мире фантазии. В его в его сознании переплетаются реальное и вымышленное, жизнь и сказка. На основе воссоздающего воображения складывается творческое. Грамотное обучение в дош...
Развитие творческого воображения, фантазии детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности
Данная научная статья содержит в себе мой многолетний опыт по развитию творческого воображения, фантазии у дошкольников. В документе содержатся продуктивные виды деятельности детей и примерная ...
Логопедическое занятие на развитие творческого воображения у детей
Цель: развивать у детей фантазию, воображение и словесное творчество, способствующее совершенствованию связной речи....
Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста
Индивидуальный план по самообразованию...
Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста
Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы ...
Использование элементов ТРИЗ в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Кто из нас не мечтал стать волшебником? Ведь тогда всё становится весёлым и интересным, страшное перестаёт быть страшным, неприятности оказываются преодолёнными, скучное может оказаться занимате...
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...