КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Я познаю мир»
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему
Специфика данного коррекционного курса тесно связана с развитием мыслительной деятельности на основе развития органов чувств и движений, где происходит накопление представлений и формирование понятий об окружающем мире в процессе практической деятельности у детей с умственной отсталостью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_poznayu_mir.docx | 23.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Добрый волшебник»
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Я познаю мир»
Составитель:
воспитатель Бурковская Г. В.
Сургут, 2016 г.
Пояснительная записка
Специфика данного коррекционного курса тесно связана с развитием мыслительной деятельности на основе развития органов чувств и движений, где происходит накопление представлений и формирование понятий об окружающем мире в процессе практической деятельности у детей с умственной отсталостью.
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
В процессе обучения ребенок знакомится с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании. Выполняя упражнения на занятиях предметно-практической деятельности, ребенок учится координировать свои движения, быть самостоятельным, независимым, терпеливым, внимательным.
Основными направления и задачи:
- обучение самостоятельности;
- развитие крупной и мелкой моторики;
- развитие восприятия и перцептивных достижений;
- развитие концентрации внимания и выдержки.
В структуру каждого занятия входят упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук.
Программа предусматривает включение следующих разделов:
«Действия с материалами», «Действия с предметами».
Материально-техническое оснащение:
- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (геометрические фигуры, бусины),
- ёмкости для переливания и пересыпания, рамки-застёжки,
- предметы по уходу за окружающей средой,
- материалы для развития зрения, глазомера, обоняния, слуха, тактильной чувствительности, стереогностического чувства.
Примерное содержание коррекционных занятий
Действия с материалами
Пересыпание материала (крупа, песок, мелкие предметы) двумя руками, одной, тремя пальцами (с использованием инструментов: воронка, ложка, кувшин и т.д.). Переливание материала (вода) двумя руками, одной, тремя пальцами (с использованием инструментов: стаканчик, кувшин, ложка, пипетка и т.д.).
Действия с предметами
Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.). Встряхивание предмета, издающего звук (шумовые цилиндры, вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.). Вынимание предметов из емкости. Вставление предметов в отверстия (блоки цилиндров). Складывание предметов в емкость (сортировка). Перекладывание предметов из одной емкости в другую. Нанизывание предметов (крупные и мелкие бусины, бисер и др.) на стержень (нить). Работа пинцетом (раскладывание бусин, бисера, веревочек и т.д.)
Для реализации задач используются элементы следующих образовательных технологий: технология Монтессори, личностно-ориентированные технологии, игровые технологии, арт-терапевтические технологии, технологии развивающего обучения («зона ближайшего развития»), здоровьесберегающие и ИКТ.
Планируемые результаты
Личностные | Предметные |
Уметь: - проявлять позитивные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми; - проявлять дисциплинированность и упорство для достижения значимых личных результатов; - владеть навыками самообслуживания; - соблюдать правила поведения и общения на занятиях. | Знать: - предметы окружающего быта, владеть способами взаимодействия с ними; - названия дидактических материалов. Уметь: - действовать, исходя из реального выбора; - аккуратно работать с материалами, убирать своё рабочее место; - концентрированно работать. |
Знания, умения и навыки не оцениваются. Диагностическое обследование (уровень самостоятельности, умение использовать материалы по назначению) проводится при поступлении ребёнка в учреждение.
Литература:
- Монтессори в детском саду и школе, М.Г. Сорокова, М., 1997.
- Система М. Монтессори. Теория и практика, М.Г. Сорокова, М.: Академия, 2005.
- Мой метод. Метод научной педагогики., М. Монтессори, М.: Астрель, 2006.
- Практическая Монтессори-педагогика. Суперсистема для педагогов и родителей., Е. Хилтунен, М.: ЮНИОН-паблик, 2005.
- Дети – другие, М. Монтессори, М.: «Карапуз», 2005 г.
- Дом ребёнка. Метод научной педагогики, М. Монтессори, М.: Астрель, 2006.
- Начальная школа Монтессори, С.И. Сумнительная, К.Е. Сумнительный, М.: Карапуз-Дидактика, 2008.
- Помоги мне сделать это самому, М. Монтессори, М.: Карапуз, 2000.
- Уроки на корточках. Книга о воспитании детей в духе педагогики Марии Монтессори, Е. Хилтунен, М.: Генезис, 2006.
- Педагогика Марии Монтессори, Ю. Фаусек, М.: Генезис, 2007.
- Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений, Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова, М.: Книголюб, 2008.
- Педагогика, которая лечит. Опыт работы с особыми детьми, сост. М.С. Дименштейн, М.: теревинф, 2008.
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта, п/р И.М. Бгажноковой, М.: Владос, 2007.
Тематическое планирование
Предметно-практические действия
№ п/п | Тема | Краткое содержание | Компетенции |
1. | Общие подготовительные упражнения для развития контроля и координации движений. | Введение правил. Тихое передвижение по группе. Переноска предметов. Скатывание и раскатывание коврика. Переливание из кувшина в кувшин. Переливание пипеткой. Перекладывание бусин пальцами. Раскладывание мягких шариков по цвету. Перекладывание бусин пинцетом. Подметание на подносе. Рамки-застёжки. Пуговицы. Шнуровка. Кнопки. Застёжка – молния. «Липучка». Банты. Упражнения с различными видами застёжек. Уход за обувью. | Знать: правила поведения в среде, правила работы с материалами. Уметь: Поддерживать порядок на своём рабочем месте. Убирать за собой рабочее место, возвращать материалы на место в первоначальном виде. |
2. | Основы культуры поведения в обществе. | Как приглашают гостя в комнату и предлагают ему присесть. Оказание помощи другим и принятие помощи. | Знать: правила поведения в среде, правила работы с материалами. Уметь: Повторять слова, действия взрослого, оценивать результаты своих действий, пользоваться материалами по назначению. |
3. | Особые виды движений | Ходьба по линии. Упражнения в тишине. | Знать: правила поведения в среде, правила работы с материалами. Уметь: Повторять слова, действия учителя, оценивать результаты своих действий. |
4. | Материалы для развития осязания | Доски для ощупывания. Шершавые таблички. Ткани. | Знать: правила поведения в среде, правила работы с материалами. Уметь: проявлять дисциплинированность и упорство для достижения значимых личных результатов. Убирать за собой рабочее место, возвращать материалы на место в первоначальном виде. |
5. | Материалы для развития слуха. | Шумовые цилиндры (ёмкости, наполненные различными мелкими предметами). | Знать: правила поведения в среде, правила работы с материалами. Уметь: проявлять дисциплинированность и упорство для достижения значимых личных результатов. Убирать за собой рабочее место, возвращать материалы на место в первоначальном виде. |
6. | Материалы для развития чувства тяжести. | Весовые таблички. | Знать: правила поведения в среде, правила работы с материалами. Уметь: проявлять дисциплинированность и упорство для достижения значимых личных результатов. Убирать за собой рабочее место, возвращать материалы на место в первоначальном виде. |
7. | Материалы для развития чувства тепла. | Тепловые таблички. | Знать: правила поведения в среде, правила работы с материалами. Уметь: проявлять дисциплинированность и упорство для достижения значимых личных результатов. Убирать за собой рабочее место, возвращать материалы на место в первоначальном виде. |
8. | Материалы для развития обоняния. | Коробочки с запахом. | Знать: правила поведения в среде, правила работы с материалами. Уметь: проявлять дисциплинированность и упорство для достижения значимых личных результатов. Убирать за собой рабочее место, возвращать материалы на место в первоначальном виде. |
9. | Материалы для развития вкуса. | Вкусовые баночки. | Знать: правила поведения в среде, правила работы с материалами. Уметь: проявлять дисциплинированность и упорство для достижения значимых личных результатов. Убирать за собой рабочее место, возвращать материалы на место в первоначальном виде. |
10. | Материалы для развития стереогностического чувства. | Геометрические тела. Сортировка. | Знать: правила поведения в среде, правила работы с материалами. Уметь: проявлять дисциплинированность и упорство для достижения значимых личных результатов. Убирать за собой рабочее место, возвращать материалы на место в первоначальном виде. |
Всего |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая модифицированная программа по предупреждению и преодолению агрессивного поведения у дошкольников среднего и старшего возраста в условиях дошкольного учреждения.
Содержание 1. Пояснительная записка1.1 Актуальность проблемы детской агрессивности.1.2 Понятие «агрессивного поведения»1.3 Специф...
Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая образовательная программа «На пороге школы»
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: программа реализуется в течение 1 года. Формы и режим занятий: программа реализуется в групповой и индивидуальной форм...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Коррекционно-развивающая программа Коррекционно-развивающие занятия в период адаптации к дошкольному учреждению.
Коррекционно-развивающая программа Коррекционно-развивающие занятия в период адаптации к дошкольному учреждению....
Дополнительная коррекционно-развивающая авторская программа «Играем, развиваемся, общаемся»
В рабочей программе определены цели и задачи коррекции проявлений социальной дезадаптации дошкольников с РАС, основные направления развития игровых навыков, условия и методы работы с ребенком дошкольн...
Коррекционно-развивающая образовательная программа по подготовке детей к обучению грамоте "Звуковая мозаика"
КОРРЕКЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ...
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ
Построена построена в форме развивающих занятий с учетом:- возрастных и личностных особенностей детей;-психологических требований к организации и содержанию развивающей работы в ДОУ...