Исследовательская работа "Сказки как средство развития воображения"
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Для того, чтобы ребенок был успешным в школе, нужно, чтобы его воображение было достаточно развитым. Ребенку тяжело представить окружающий мир "на слух", необходимо видеть или представить то, о чем говорит учитель. В своей работе я попыталась развить детское воображение через различные формы работы со сказками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voobrazhenie.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сказки как средство развития воображения
у детей дошкольного возраста».
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время очень мало детей имеют богатое воображение, а возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение. Именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребенка дошкольного возраста. Этот период ученые называют сензитивным, т. е. наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения. Воображение особенно интенсивно развивается в дошкольном возрасте. И если в этот период его специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Сказки способствуют развитию воображения, ведь слушая их ребенок мысленно представляет то, о чем говорит автор, а если не уделять должного внимания чтению сказок, то уровень воображения будет недостаточно развит, и в будущем не сможет успешно протекать учебная работа школьника.
Цель исследования - выявить влияние сказки на развитие воображения в дошкольном возрасте и составить «сказочный» комплекс, способствующий развитию воображения.
Цель достигалась при помощи решения задач:
Теоретические:
- проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по данной теме;
- описать особенности психического развития ребенка дошкольного возраста;
Практические:
- провести экспериментальное исследование;
- подобрать диагностическую программу исследования;
- разработать план работы с детьми по развитию воображения;
- составить методические рекомендации для родителей и воспитателей.
Нами была сформулирована гипотеза исследования: если в практической работе с детьми чаще использовать сказки как средство развития воображения, то его уровень будет значительно выше, так как сказки являются особым жанром художественной литературы, в котором ребенок может мысленно попасть в воображаемую ситуацию.
Данная проблема изучалась разными исследователями, среди которых О.М. Дьяченко, Л.С. Выготский, П. Я Гальперин. Под «воображением» понимают психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте. Воображение часто называют фантазией. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.
Воображение у ребенка дошкольного возраста необходимо развивать, ведь оно имеет важное значение для подготовки ребенка к школе. Никакое школьное обучение не может происходить успешно, если оно не опирается на достаточно развитое воображение. Развивать воображение необходимо для общего развития ребенка, для становления его личности, для формирования жизненного опыта. В силу важности и значимости воображения для ребенка необходимо всячески помогать его развитию и, одновременно, использовать его для оптимизации учебной деятельности.
Формирование воображения в раннем возрасте происходит как изменение прирожденной активности ребенка в активность преобразующую. Решающим фактором при этом является потребность в новых впечатлениях и общение со взрослым, открывающим способы получения впечатлений.
Под термином «сказка» как сами сказочники и их слушатели, так и исследователи фольклора понимают чрезвычайно разнообразный по содержанию материал. Сказки – это образное изображение жизненных реалий.
Восприятие сказки, по мнению психологов, способствует познанию ребенком объективной действительности, оказывает влияние на развитие его познавательных процессов, в первую очередь - на его воображение. Приобщаясь к сказке, ребенок приобретает новый вид внутренней психической активности - умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, что закладывает основы всей последующей творческой деятельности.
В экспериментальной части мы пытались на практике найти подтверждение или опровергнуть заявленную гипотезу.
На первом, констатирующем эксперименте нами были определены диагностические методы, позволяющие выявить у испытуемых уровень развития воображения.
Это позволило нам разработать и осуществить работу по развитию воображения на формирующем этапе эксперимента. Здесь мы проводили работу, используя специальные занятия по сочинению групповой сказки «Твори, выдумывай, пробуй!», специальные занятия по рисованию и аппликации, работу по драматизации, чтение сказок вне занятий:
- Рисование: «Сказочный персонаж». Детям зачитываются характеристики необычных сказочных персонажей и предлагается представить и изобразить их.
- Известная сказка с изменением конца. Экспериментатор вместе с детьми придумывает новый конец для известной сказки.
- Работа по драматизации: «Теремок» русская народная сказка.
Контрольный этап предполагал выявление динамики в развитии воображения у испытуемых экспериментальной группы. На этом этапе с помощью тех же методов были выявлены изменения уровня развития воображения.
Мы обнаружили динамику развития, что говорит об эффективности проделанной нами работы. Контрольный этап эксперимента позволил сформулировать некоторые выводы и рекомендации.
В заключении были обобщены теоретические положения и полученные результаты экспериментальной работы, что позволило сделать вывод о том, гипотеза подтвердилась: высокий уровень развития воображения вырос на 33%, и средним результатом по группе стал высокий уровень воображения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра, как средство развития воображение детей
Дидактическая игра, как средство развития воображение детейОгромное значение для развития фантазии имеет игра, основной вид деятельности дошкольников. Именно в игре ребёнок делает первые ша...
Обмен опытом " Использование пальчикового театра как средства развития воображения, мелкой моторики руки у детей и связной речи у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО "
ФГОС ДО отводит игре важную роль, эта особая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает огромн...
«Сказка как средство развития воображения старших дошкольников»
Статья на тему: "Сказка как средство развития воображения старших дошкольников"...
Рисование песком как средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Работа на конкурс "Воспитатель года"...
Статья "СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Аннотация: в статье раскрыто значение сюжетно-ролевых игр для развития воображения ребенка, приведены обоснования необходимости использования данного вида игры в работе ДОУ Ключевые слова: сюжетн...
Полифункциональный игровой материал как средство развития воображения в режиссёрских играх в среднем дошкольном возрасте
Презентация...
План работы по самообразованию. 2018-2019 год Художественно-эстетическое развитие: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста».
План работы по самообразованию. 2018-2019 годХудожественно-эстетическое развитие: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста...