РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К СОВМЕСТНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КОХЛЕАРНОГО ИМПЛАНТА И СЛУХОВОГО АППАРАТА
статья по коррекционной педагогике на тему

Шатова Ирина Александровна

Большинство детей до операции кохлеарной имплантации носят слуховые аппараты (СА) на обоих ушах. В период после проведения операции и до подключения процессора ребенок должен продолжать носить СА на неимплантированном ухе. Это дает возможность подготовить ребенка к настройке процессора КИ, облегчит развитие умения слушать с КИ после подключения процессора. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА

К СОВМЕСТНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

КОХЛЕАРНОГО ИМПЛАНТА И СЛУХОВОГО АППАРАТА

Большинство детей до операции кохлеарной имплантации носят слуховые аппараты (СА) на обоих ушах. В период после проведения операции и до подключения процессора ребенок должен продолжать носить СА на неимплантированном ухе. Это дает возможность подготовить ребенка к настройке процессора КИ, облегчит развитие умения слушать с КИ после подключения процессора.

После подключения процессора КИ ребенок, который постоянно носил СА, первые дни может огорчаться и нервничать, что он плохо (непривычно) слышит звуки, слова, свой голос с КИ, но через 2-3 дня ребенок привыкает к новому звучанию и перестает беспокоиться. Важно, чтобы после подключения процессора КИ ребенок продолжал носить СА на втором ухе, что улучшит его возможности научиться узнавать разные звуки и речь, научиться говорить[1]. Но необходимо облегчить ребенку адаптацию к КИ, помочь ему получить максимальную пользу от слушания 2-мя ушами и ниже представлены советы как это сделать.

Задачи при адаптации ребенка

к совместному использованию КИ и СА

  1. Необходимо правильно настроить процессор КИ (у ребенка не должно быть неприятных реакций на громкие звуки, он воспринимает звуки речи А-Ш-С на расстоянии не менее 5-6 м)
  2. Необходимо перенастроить СА, так чтобы сбалансировать его с настройкой процессора КИ для комфортного восприятия звуков у ребенка,
  3. Необходимо научить ребенка узнавать окружающие звуки, слова, фонемы с КИ;
  4. Необходимо адаптировать ребенка к слушанию 2-мя ушами с КИ и СА.

Рекомендации по адаптации ребенка к совместному использованию КИ и СА

  1. Подготовьте ребенка к тому, что сначала с КИ он будет не очень хорошо слышать и понимать речь, но постепенно после занятий он будет слышать хорошо. Ребенку надо объяснить, что после подключения процессора КИ он в течение 2 недель будет часть времени носить только КИ, чтобы быстрее научиться хорошо слышать с КИ.
  2. После подключения процессора КИ уменьшите усиление на СА.
  3. Чтобы ребенок не отвык от ношения СА (от ощущения вкладыша в ухе) лучше не снимать его, а носить в выключенном состоянии (можно без батарей).
  4. Использование КИ и СА на занятиях. В течение 2 недель после подключения процессора КИ:
  • развитием слуха заниматься только с КИ (сурдопедагог, родители);
  • развитием звукопроизношения, словаря, грамматики заниматься при включенных КИ и СА (сурдопедагог, логопед);
  1. Использование КИ и СА в течение дня. 
  • 3-4 дня у ребенка включен только КИ (в центре или дома). СА ребенок носит выключенным, чтобы он не отвык от вкладыша. В конце дня можно на 1-2 часа включить СА и носить его вместе с КИ, если ребенок просит. Предупредите его об этом заранее.
  • после 4-х дней у ребенка включен только КИ – 70% времени, 30% времени (после обеда) – включены КИ и СА.
  • через 7-8 дней после подключения процессора КИ аудиолог перенастраивает СА, чтобы сбалансировать настройку КИ и СА. В этот период сурдопедагог также часть времени будет заниматься с ребенком с одним КИ, а также с КИ и СА вместе.
  • через 2 недели после подключения процессора КИ ребенок должен заниматься с сурдопедагогом по развитию слухового восприятия – 50% времени с одним КИ (обычно 2-3 мес.), 50% - с КИ и СА.
  • в течение дня дома ребенку еще 2 мес. рекомендуется 1-2 часа пользоваться только одним КИ.
  • в детском саду и школе на уроках ребенок всегда носит КИ и СА. 

Некоторые дети нуждаются в индивидуальном графике адаптации, который составляют аудиолог вместе с сурдопедагогом.

Примечание: не закрывайте лицо, когда вы разговариваете с ребенком, при обычном общении в течение дня и на занятии. Это надо делать только во время выполнения упражнений. Если ребенок в первые дни использования КИ очень нервничает из-за того, что не понимает вас, когда у него выключен СА, помогите ему понять, повторив предложение, используйте жесты с речью. Объясните ему, когда вы снова включите СА. Вы может разрешить включить ему СА на время объяснения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий. "Урок доброты" в детском саду для детей с кохлеарными имплантами и слуховыми аппаратами

Развитие логического мышления, воображения и внимания.Формирование представления о доброте, воспитание добрых чувств к окружающим людям. Помочь детям понять, что все нуждаются в любви и доброжелательн...

Что такое кохлеарный имплант и чем он отличается от слухового аппарата

Рекомендации родителям, которые готовятся поставить ребенку кохлеарный имплант...

Рекомендации по уходу за слуховыми аппаратами

Рекомендации по уходу за слуховыми аппаратами Обслуживание слухового аппаратаПравильный и регулярный уход за слуховым аппаратом способствует его долгой и исправной работе. Для продления срока слу...

Буклет "Рекомендации по обслуживанию слухового аппарата для родителей" апрель 2021 г.

Рекомендации по обслуживанию слухового аппарата для родителей...

Рекомендации для родителей детей с нарушением слуха по использованию индивидуальных слуховых аппаратов.

Рекомендации для родителей детей с нарушением слуха по использованию индивидуальных слуховых аппаратов...

Современные слуховые аппараты и кохлеарные импланты

Современные слуховые аппараты и кохлеарные импланты...