Особенности памяти дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Особенности памяти дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx22.22 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности памяти дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Великий русский физиолог и психолог И.М.Сеченов писал, что память – это краеугольный камень психического развития ребенка. Благодаря памяти ребенок фиксирует и обобщает прошлый опыт, приобретает знания и умения. Без памяти не мыслимо формирование личности человека, так как без суммирования прошлого опыта не может возникнуть единства способов поведения и определенной системы отношений к окружающему миру[35].

Память у детей с нарушением интеллекта формируется в условиях аномального развития и поэтому существенно отличается от памяти нормальных детей, что было отмечено уже в ранних исследованиях памяти (исследования Джонсона – 1895, Лобзина – 1903, Раншбурга – 1911).  

Для понимания особенности развития памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью, следует разобраться в тех условиях, которые обеспечивают человеку продуктивное запоминание и воспроизведение усвоенного опыта. Основным условием является сохранность всех систем мозга. Столь же важно правильное функционирование нейродинамических процессов: возбуждения и торможения. При патологических поражениях головного мозга нейродинамика существенно меняется, утрачивается подвижность нервных процессов, сильные раздражители вызывают в коре состояние торможения, что приводит к нарушению способности организованно запечатлевать и актуализировать следы прежнего опыта. «Фазовые» состояния коры, часто встречающиеся у детей c интеллектуальной недостаточностью могут привести к тому, что всплывание нужных следов будет затруднено и наряду с необходимыми будут возникать побочные, несущественные.

Пониженный тонус коры, приводящий к нарушению переключения от одних следов к другим, создает условия для быстрой их утраты (забывания). Учет названных условий протекания мнестической деятельности является основанием психологического анализа особенностей формирования и развития памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Память у детей с интеллектуальной недостаточностью формируется по тем же законам, что и у нормально развивающихся, но различные дефекты анализаторного аппарата и центральной нервной системы неизбежно сказываются на мнестических процессах, которые обеспечиваются сложной системой совместно работающих отделов мозга.

В исследованиях советских психологов (Л.В. Занков, 1935; М.С.Левитан, 1939; И.М.Соловьев, 1940; Г.М.Дульнев, 1940; М.М.Нудельман, 1940; Б.И.Пинский,1954 и др.) выявлены многие качественные особенности, которыми характеризуется память умственно отсталых детей. Анализ материалов выявил особенности, которыми характеризуется мнестическая деятельность умственно отсталых детей. Одной из них является нарушение соотношения между произвольным и непроизвольным запоминанием. При изучении этого вопроса Б. И. Пинский обнаружил, что у детей с интеллектуальной недостаточностью нет существенных различий между продуктивностью преднамеренного и непреднамеренного запоминания.

Качество преднамеренного запоминания у детей с интеллектуальной недостаточностью было незначительно выше потому, что они не опирались на заранее намеченный план, не объединяли предложения смысловыми связями, запоминали их изолированно. Вместе с тем на большинство вопросов, касавшихся невоспроизведенных  смысловых единиц, были получены правильные ответы. Следовательно, даже получив задание на преднамеренное запоминание, умственно отсталые дети не стремятся самостоятельно воспроизвести то, что запомнили. Поэтому, в процессе учебной работы, помимо установки на запоминание, необходимо побуждать детей к высказыванию, учить их опираться на план пересказа, выделять при воспроизведении смысловые части и единицы. Большое внимание должно быть уделено развитию непреднамеренного запоминания. Яркие эмоции и впечатления способствуют лучшему непреднамеренному запоминанию знаний.

Исследование А.В.Григониса [11] было направлено на изучение:

А) как влияет характер воспринимаемого детьми материала на полноту, точность и прочность запоминания;

Б) каковы особенности непреднамеренной памяти у отдельных групп детей – с интеллектуальной недостаточностью, обучающихся в одной и той же группе, но с различной структурой дефекта. Эксперименты показали, что наиболее полно, точно дети с интеллектуальной недостаточностью запоминают реальные объекты, менее успешно – их изображения, хуже всего – слова. При этом объем запоминаемого материала в целом ограничен. Введение в процесс обучения натуральных объектов создает благоприятные условия для запоминания, тогда как наглядные средства изображения следует применять выборочно, когда сведения должны быть прочно сохранены в памяти.

Для детей с интеллектуальной недостаточностью  характерно быстрое забывание, поэтому особое внимание уделяется систематическому повторению. Для припоминания сведений являются первые минуты, поэтому необходимо заранее продумать систему основных и дополнительных вопросов, побуждающих детей к качественному воспроизведению знаний в течение короткого отрезка времени. Дети – с несложной структурой дефекта при воспроизведении иногда не могут достаточно точно отграничивать один материал от другого, сходного. В этих случаях допускаются разнообразные речевые привнесения. Появление их необходимо предупредить с помощью конкретных вопросов и средствами наглядности. У возбудимых детей с интеллектуальной недостаточностью привнесения занимают большое место в воспроизведении, они настойчиво повторяют их и сохраняют в своей речи длительное время.

Одна из характерных особенностей развития памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью – отклонение от наблюдающегося у нормальных детей соотношения между развитием произвольных и непроизвольных процессов памяти.

У детей с интеллектуальной недостаточностью отстает развитие не только преднамеренного запоминания, но и непреднамеренного. Важным условием успешного непреднамеренного запоминания, как это было показано А.А.Смирновым,(1948), является мыслительная активность человека в процессе деятельности. Им было установлено, что наиболее благоприятной для непреднамеренного запоминания является деятельность, требующая наибольшего проникновения в смысловое содержание материала. В противном случае присущие материалу свойства и особенности не осознаются и не запоминаются даже в результате большого количества повторений.

Необходимое условие успешности преднамеренного запоминания – осмысливание материала, осознание содержащихся в нем мыслей и фактов. При запоминании материала без должного понимания содержания он запечатлевается в памяти в результате «механического» заучивания, опирающегося только на многократные повторения. Осмысленное запоминание отличается от механического запоминания тем, что оно происходит всегда в единстве с процессами мышления, способствующими лучшему закреплению материала в памяти, и оно более продуктивно, чем механическое.

Установлено, что при осмысленном запоминании точность, прочность и скорость запоминания гораздо эффективнее, чем при механическом запоминании. Преимущество осмысленного запоминания перед механическим запоминанием определяется тем, что в процессе его осуществления устанавливаются существенные и опосредованные связи между отдельными частями материала. В основе механического запоминания лежат единичные временные связи, образуемые в результате одновременного или последовательного восприятия объектов.

При осмысленном запоминании всегда участвует прошлый опыт, ранее усвоенные знания и навыки, содействующие более эффективному запоминанию материала.

В дефектологической литературе имеются указания, что у детей с интеллектуальной недостаточностью  механическая память не отличается от механической памяти нормальных детей (Штромайер, 1914; Геллер, 1925). Что касается смысловой памяти, то она якобы почти не развивается у детей – олигофренов. У детей с интеллектуальной недостаточностью обнаруживается значительное отставание как в развитии механического, так в развитии осмысленного запоминания (Л.В.Занков). Для развития осмысленного запоминания необходимо научить этих детей рациональным приемам запоминания, в частности сравнению, помогающему находить сходство, отличие, тождество между объектами. В развитии смысловой памяти большое значение имеет содержание запоминаемого материала и интерес детей к заданиям.

Исследование В.А.Сумароковой показали, что в процессе обучения детей с разной степенью интеллектуальной недостаточности происходит улучшение кратковременной словесной (вербальной) памяти за счет прогрессивного продвижения в речевой и мыслительной деятельности, а также развития личности в целом.

Вопросы, связанные с изучением умственной отсталости, относятся к числу наиболее важных в дефектологии. Занимаются ими не только олигофренопедагоги, но и специалисты смежных наук: психологи, невропатологи, психиатры, эмбриологи, генетики и др.

Внимание к проблемам интеллектуальной недостаточности вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей.

Особенность психики детей с интеллектуальной недостаточностью исследованы достаточно полно (Л. В. Занков, В. Г. Петрова, Б. И. Пинский, С. Я. Рубинштейн, И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф и др.). Для этой категории детей характерно недоразвитие познавательных интересов (Н. Г Морозова), которое выражается в том, что они меньше, чем их нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании.

В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем, их опыт крайне беден. Известно, что при умственном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания - восприятие. Часто восприятие умственно отсталых страдает из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи, но и в тех случаях, когда анализаторы сохранны, восприятие этих детей отличается рядом особенностей, на это указывают исследования психологов (К. А. Вересотская, В. Г. Петрова, Ж. И. Шиф).

Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Основные процессы памяти - запоминание, сохранение и воспроизведение - у детей с интеллектуальной недостаточностью имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи [12].

У дошкольников с интеллектуальной недостаточностью позже, чем у их нормально развивающихся сверстников, формируется произвольное запоминание, при этом преимущество преднамеренного запоминания у детей с интеллектуальной недостаточностью выражено не так ярко, как у школьников с нормальным интеллектом. Слабость памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения, и в этом их главное отличие от детей с нормальным интеллектом (Л. В. Занков, В. Г. Петрова).

Воспроизведение у детей с интеллектуальной недостаточностью отличается рядом недостатков, касающихся полноты, точности, последовательности словесной формы воспроизведения. Было установлено (М.П.Феованов, В.А.Сумарокова), что количество точно воспроизведенных слов в репродукциях у детей с интеллектуальной недостаточностью больше при работе с доступным текстом. Следовательно, содержание сказывается на полноте воспроизведения.

Точность воспроизведения характеризуется изложением материала в логической последовательности. Такая мнемическая задача очень трудна для детей с интеллектуальной недостаточностью, особенно если запоминание происходит непреднамеренно. Отличительной особенностью воспроизведения текста детьми с интеллектуальной недостаточностью является большое количество замен, привнесений, нарушающих точность, последовательность содержание исходного материала.

Воспроизведение - процесс очень сложный, требующий большой волевой активности и целенаправленности. Из-за непонимания логики событий воспроизведение у  детей с интеллектуальной недостаточностью носит бессистемный характер. Незрелость восприятия, неумение пользоваться приемами запоминания и припоминания приводит к ошибкам при воспроизведении. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Опосредствованная смысловая память у детей с интеллектуальной недостаточностью слабо развита [12].

Необходимо указать и на такую особенность памяти, как эпизодическая забывчивость. Она связана с переутомлением нервной системы из-за общей ее слабости. У детей с интеллектуальной недостаточностью чаще, чем у их нормальных сверстников, наступает состояние охранительного торможения.

У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются и трудности в воспроизведении образов восприятия - представлений. Недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов и иные нарушения представлений отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью.

Особенности мнемических процессов у детей с интеллектуальной недостаточностью изучались такими исследователями, как Л. В. Занков, И. М. Соловьев, М. М. Нудельман, Б. И. Пинский, А. И. Липкина, Г. М. Дульнев и др. В исследованиях этих и других авторов подчеркивается, что дошкольники с интеллектуальной недостаточностью обычно пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание, кажется интересным. В текстах дети выделяют эмоционально насыщенные фрагменты. Воспринимая их, они радуются, огорчаются, всем своим видом, жестами, возгласами передавая отношение к происходящему[30].

Исследования X. С. Замского показывают, что дети с интеллектуальной недостаточностью усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике .

В улучшении запоминания особая роль принадлежит повторению – испытанному средству закрепления знаний в памяти детей. У детей с интеллектуальной недостаточностью отсутствуют необходимые навыки самоконтроля в процессе повторения. В процессе повторного восприятия они не умеют акцентировать соответствующие места материала таким образом, чтобы в последующих воспроизведениях не повторить допущенных ранее ошибок и неточности. Ошибки, допускаемые умственно отсталыми детьми в процессе воспроизведения, очень устойчивы и исчезают только после значительного количества повторений. Значение повторений для процесса запоминания было обнаружено в исследовании М.С.Левитана (1939). Результаты исследования показали, что продуктивность запоминания материала возрастала у школьников с интеллектуальной недостаточностью  по мере повторения. Особенно значительными были успехи в запоминании тех текстов, в которых причинные связи были выражены союзами «потому что», «поэтому» и т.д.

Как показали материалы исследования М.С.Левитана, с каждым новым повторением у детей с интеллектуальной недостаточностью  увеличивается не только количество воспроизведенных мыслей, но и точность воспроизведения, уменьшается количество «дополнений».

Из общей психологии известно, что заучивание происходит более успешно и материал запечатлевается в памяти более прочно тогда, когда повторения осуществляются не в один прием, а распределяются во времени, т.е. когда они не следуют  непосредственно друг за другом до полного заучивания, а разделяются известными промежутками времени.

Известно также, что в зависимости от объема и сложности материала его следует заучивать по–разному: целиком, по частям или тем и другим способом, комбинируя их в процессе повторения. Эти и другим приемам рационального повторения материала в процессе заучивания должно быть уделено большое внимание в процессе обучения и воспитания умственно отсталых детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ А.Н.Кудрявцева ТОГОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»

Ни один вид деятельности, характерный для дошкольного возраста, у детей с интеллектуальным недоразвитием не развивается полноценно без специального обучения [1].В системе коррекционно-педагогической п...

«Особенности образовательной деятельности учителя – дефектолога по развитию речи с дошкольниками, имеющими интеллектуальную недостаточность средней степени»

В данной публикации описываются особенности работы по развитию речи в  процессе педагогической деятельности учителя - дефектолога. работающего с дошокльниками с интеллектуальной недостаточностью....

Возможные способы обследования памяти дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

5 методик на обследование памяти дошкольников с интеллектуальной недостаточностью...

Особенности музыкального воспитания дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Детей с нарушением развития становится все больше. Этому много причин: от неблагоприятных экологических условий, напряженного ритма жизни до развития современной медицины, позволяющей выхаживать недон...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Ключевые слова: дошкольники, интеллектуальная недостаточность, зрительная память, игровая деятельность....

Особенности игровой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

В статье освещен вопрос об организации игровой деятельности детей с интелктуальной недостаточностью в дошкольном возрасте....

Особенности использования дидактической игры и руководства ею в процессе обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Игра - ведущая деятельность, обеспечивающая зону ближайшего развития, оказывающая развивающие воздействие на складывание психологического облика ребёнка с интеллектуальной недостаточностью. Среди множ...