перспективное планирование по моторике
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
перспективное планирование по месяцам по развитию мелкой моторики будет интересно для воспитателей логопедической группы, составлено в соответствии с лексическими темами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_po_motorike.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сентябрь.
Тема недели | 3.Тема "Детский сад (школа)". | 4.Игрушки | |
1. Пальчиковая гимнастика: "Мы писали, колокольчик' | 1. Пальчиковая гимнастика: "Дружба" "В гости к пальчику большому" "Шарик". |
Октябрь.
1.Ранняя осень. | 2.Фрукты, сад. | 3.Грибы, лес, ягоды. | 4.Овощи, огород. |
1. Пальчиковая гимнастика: "Пальчики5 "Грабли" | 1. Пальчиковая гимнастика: "Здравствуй " "Травка" "Этот пальчик " | 1. Пальчиковая гимнастика: "Засолка капусты" | 1. Пальчиковая гимнастика: "Засолка капусты" |
Ноябрь.
1.Перелетные птицы. | 2.Дикие животные, их животные. | 3.Домашние животные и птицы. | 4.Поздняя осень(предзимье). |
1. Пальчиковая гимнастика: "Птичек стая" "скворечник" "Птенчики в гнезде" | 1. Пальчиковая гимнастика: "Утята" "Гусь" | 1. Пальчиковая гимнастика: "Повстречались", "Лошадки' "Овечки" "Собака" "Кошка" "Коза" | 1. Пальчиковая гимнастика: "Хлебушек, пекарь" |
Декабрь.
1.Транспорт, ПДД. профессии | 2.Зима, зимующие птицы. | 3.Зимние забавы и развлечения. | 4.Новый год. |
1. Пальчиковая гимнастика: "Маляры, дом на горке" | 1. Пальчиковая гимнастика : "Голуби" "Воробьи" | 1. Пальчиковая гимнастика: "Погреемся" "Лёд" "Мороз' | 1. Пальчиковая гимнастика: "Праздник" "Ёлочка" |
Январь.
1. | 2.Моя семья. | 3.Посуда, продукты питания. | 4.Профессии. |
1. Пальчиковая гимнастика: "Моя семья " "Кто приехал' | 1. Пальчиковая гимнастика: "Телевизор, часы, пылесос' | 1. Пальчиковая гимнастика: "Гости" "Почтовый ящик 2.Фигурки из палочек (конверт). |
Февраль.
1.Мебель, квартиры. | 2.Одежда, обувь, головные уборы. | 3.Папин праздник, военные профессии. | 4.Зима- обобщение. |
1. Пальчиковая гимнастика: "Стул, стол" | 1. Пальчиковая гимнастика: "варежки, сапожки, крючки" | 1. Пальчиковая гимнастика :"Солдаты" "Бойцы-молодцы' | 1. Пальчиковая гимнастика: "Снежный ком" "Снеговик" 5.Дорисуй узор. |
Март.
1.Мамин праздник. | 2.Ранняя весна. | 3.Перелетные птицы. | 4.Человек, части тела. |
1. Пальчиковая гимнастика: "Мамочка, тюльпан' | 1. Пальчиковая гимнастика: "Весенний дождик" | 1. Пальчиковая гимнастика: "Птичек стая" "скворечник" "Птенчики в гнезде" |
Апрель.
1.Насекомые. | 2.Планета Земля, первые космонавты. | 3.Весна. | 4.Мой город, улица. |
Пальчиковая гимнастика: "Божьи коровки", "Осы" "паук", "Бабочка", "Сороконожка". | 1. Пальчиковая гимнастика: "Игра ладонями, Комета" | 1. Пальчиковая гимнастика: "Весенний дождик" | 1. Пальчиковая гимнастика: "Газон засох" "Колодец" |
Май.
1.Моя родина, страна. | 2 Весна. | Диагностика. | Диагностика. |
1. Пальчиковая гимнастика: "Салют", "Солдаты" | 1. Пальчиковая гимнастика: "Цветки, мак, хризантемы |
Примерное перспективное планирование совместной деятельности по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи.
Занятия начинаются с 3-й недели, 1-я и 2-я недели - обследование.
Сентябрь.
3.неделя. Тема: Я - человек.
«Разгладь и наклей» - разглаживание смятых бумажных комочков с контурным изображением
человека и наклеивание в альбом.
«Мой дом» - выкладывание из геометрических форм макета дома и животного (человека) с
соблюдением пропорций.
«Развлечение для котенка» - рисование клубочков.
Я - человек» - обводка трафарета фигуры человека (простейшая форма).
4.неделя. Тема: Семья.
«Готовим угощение» - лепка из пластилина колобков, колбасок, баранок.
«Поможем бабушке» - сортировка фасоли и гороха.
«Листопад» - лист желтой бумаги порвать на мелкие клочки.
«Застегиваем сами» - упражнение в застегивании пуговиц.
Октябрь.
1.неделя. Тема: «Осень». «Овощи и фрукты».
«Осенний лист» - обводка трафарета листа клена из толстого картона и раскрашивание цветными
карандашами (в одном направлении, не выходя за контур).
«Собери листочек» - складывание картинки, разрезанной на четыре части.
«Дары осени» - лепка из пластилина помидоров и огурцов.
«Большая и маленькая тарелочки» - выгибание из проволоки тарелок круглой и овальной формы.
2.неделя.
«Что здесь спряталось?» - разглаживание смятых комочков из бумаги.
«Волшебный песок» - рисование овощей и фруктов на песке пальцем.
«Чудесный мешочек» - в мешочке муляжи овощей и фруктов.
«Картинки из цветной мозаики» - выкладывание из цветной мозаики овощей и
фруктов.
3.неделя. Тема: «Орудия труда. Труд в природе».
«Чудесный мешочек» - определение на ощупь орудий труда по трафаретам из толстого картона
(после предварительного рассматривания).
«Удобный инструмент» - обматывание палочки (ручки инструмента) тесьмой.
«Маленькие художники» - обводка трафаретов инструментов и
закрашивание.
«Собери инструменты» - выкладывание из больших палочек орудий труда по образцу.
4.неделя.
«Почини инструменты» - собирание разрезной на 3-4 части картинки из толстого картона.
«Полное ведерко» - работа с пипеткой.
«Ловкие ручки» - упражнение в шнуровке.
«Орешек-художник. Что получилось?» - Катание грецкого ореха по влажному песку.
Ноябрь.
1.неделя. Тема: «Игрушки».
«Разрезные картинки» - собрать картинки игрушек из 4-6 частей.
«Что это?» - Определить плоские игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамидка.
«Что спряталось в комочке?» - разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки.
«Соберем пирамиду» - собрать пирамиду из цветных бумажных овалов разных размеров.
2.неделя. Тема: «Одежда».
«Обведи и раскрась» - обводка трафарета платья с последующим раскрашиванием цветными
карандашами.
«Что у кого?» - Разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями одежды.
«Платье в горох» - подбор кружочков одного размера и наклеивание их на трафарет.
«Бабушкины помощники» - сматывание толстых ниток в клубок.
3.неделя. Тема: «Обувь».
«Ловкие ручки» - шнуровка, застегивание пуговиц, крючков.
«Клубочки для носков» - рисование клубочков фломастерами, закрепление понятия цвета.
«Волшебный песок» - рисование сапожек на песке пальцем.
«Разрезные картинки» - обувь, одежда.
4.неделя. Тема: «Мебель. Квартира».
«Это мебель» - выкладывание из палочек стола и стула.
«Волшебные жгутики» - выкладывание из пластилиновых жгутиков предметов мебели по
контуру.
«Собери, как было» - сложить полотно ткани из лоскутков (по принципу разрезных картинок).
«Догадайся, что спрятано в комочке?» - разглаживание смятых комочков бумаги.
Декабрь.
1.неделя. Тема: «Посуда. Кухня».
«Красивая чашка в горох» - обводка трафарета чашки и наклеивание на него приготовленных
цветных кружочков.
«Ловкие ручки» - закручивание и откручивание пробок на пластиковых бутылках.
«Склеим чашку» - собрать картинку чашки из 4-х частей.
«Тарелочки для кошки, мышки и для себя» - рисование по методу «клубочка» тарелок разного
размера и цвета.
2.неделя. Тема: «Зимний лес».
«Такие разные деревья» - обводка трафаретов деревьев разного размера.
Коллективная работа «Зимний пейзаж» - предварительно намазанный клеем трафарет дерева
посыпать манкой. Оформление коллективной работы с выполнением задания: «Поставь высокое
дерево слева, низкое - справа».
«Нарисуй дерево ниткой» - выкладывание веток дерева нитками, прикрепленными к стволу.
«Построим горку для зверей из «снежных комков» - изготовление «снежных комков» из бумаги,
путем ее сжатия и скатывания между ладонями.
3.неделя. Тема: «Птицы зимой».
«Сухой бассейн» - найди корм для голубя (фасоль).
«Угощение для птиц» - отщипывание маленьких комочков пластилина и складывание их на
кормушку.
«Птицы хотят пить» - работа с водой и пипеткой. «Синице и воробью поровну капелек, вороне -
столько же и еще три».
«Что это?» - Определить на ощупь и объяснить, где геометрическая фигура, где силуэт птицы.
4.неделя. Тема: «Новогодний праздник».
«В лесу родилась елочка» - обводка трафарета елки, штриховка слева направо, справа налево.
«Пластилиновые жгутики» - выкладывание елки по контуру пластилиновыми жгутиками зеленого
цвета.
«Снеговик» - заготовить кружки из квадратов разной величины методом обрывания. Намазать
заготовки клеем, посыпать крупной солью и выложить снеговика.
«Зимнее дерево» - выкладывание дерева из спичек.
Январь.
1.неделя. Тема: «Игрушки» повторение.
«Это машина» - выкладывание машины из готовых геометрических фигур.
«Неваляшка» - лепка из пластилина.
«Кукольный уголок» - вырезать детали для стула и для кровати и выложить по образцу.
«Рисуем мячи» - безотрывное рисование от точки путем наращивания по окружности.
2.неделя. Тема: «Домашние птицы.
«Маленький конструктор» - выкладывание из геометрических фигур животного с детенышем.
«Семья ежей» - туловище лепим из пластилина, иголки - из семечек.
«Напоим домашних птиц» - «мамам» наливаем воду из стакана в тарелочку ложкой,
«детенышам» капаем пипеткой.
«Клубочки для котят» - рисование клубочков карандашами, наматывание клубков из толстых
шерстяных ниток.
3.неделя. Домашние животные и их детеныши».
«Собери картинку» - собрать картинку домашнего животного из 4-6 частей.
«Найди пару» - разглаживание бумажных комочков и выполнение задания: «Где собака? А у кого
щенок?».
«Кто это?» - Определение на ощупь («чудесный мешочек», трафареты из наждачной бумаги).
«Собака Жучка с сыном - щенком Пушком» - лепка из пластилина.
4.неделя. Тема: «Дикие животные и их детеныши».
«Чудесный мешочек» - определить на ощупь мелкие игрушки (медведь, заяц, лиса).
«Обведи и раскрась» - обвести фигуру лисы (картонный трафарет) и раскрасить ее.
«Маленький конструктор» - выкладывание по образцу медведя и медвежонка из готовых
геометрических фигур различных размеров и цветов.
«Угощение для зайцев» - лепка мелкой и крупной морковки.
Февраль.
1.неделя. Тема: «Профессии».
«Это человек» - обводка трафарета человека с последующим раскрашиванием.
«Маленький конструктор» - выкладывание фигуры человека из готовых геометрических фигур.
«Догадайся, кто потерял одежду?» - разгладить смятые в комочки бумажные трафареты одежды.
«Мамины помощники» - навешивание прищепок на веревку.
2.неделя. «Профессии».
«Маленький доктор» - работа с пипеткой и водой.
«Сортировка таблеток» - кружочки из картона разложить по цветам и размерам.
«»Вот так дом!» - Выкладывание на столе дома для зайки из цветных палочек.
«Бланки для рецептов» - заготовка бланков для рецептов (разрезать расчерченный лист бумаги на
несколько частей).
3.неделя. Тема: «Транспорт».
«Автомобиль» - обводка трафарета машины и раскраска.
«Сборка автомобиля» - разрезная картинка из 4-х частей.
«Сборка грузовика» - собрать грузовик из готовых геометрических фигур.
«В городе идет дождь» - работа с водой и пипеткой.
4.неделя. Тема: «Профессии на транспорте».
«Волшебные окна» - вставить в «окна» автобуса «стекла» нужных форм и размеров.
«Гараж для машин» - выкладывание гаража из палочек по образцу.
«Ремонтируем грузовик» - выкладывание грузовика из заранее приготовленных геометрических
фигур.
«Нужные колеса» - подобрать заранее приготовленные колеса (разных размеров) грузовику и
легковому автомобилю, приклеить.
Март.
1.неделя. Тема: «Весна».
«Потекли ручейки» - рисование пальцами ручейков на песке.
Соревнование «Снежный ком подтаял. У кого солнце светит ярче?» - Работа с бумагой. «Лепка
снежных комков» методом сжатия и скатывания листа бумаги между ладонями.
«Заплакали сосульки» - работа с водой и пипеткой.
«Солнце светит и греет» - выкладывание солнца с лучами из спичек.
2.неделя. Тема: «Мамин праздник».
«Рисуем цветы» - рисование цветов на песке.
«Для милой мамочки вылепим пирожки и прянички» - лепка из пластилина.
«Поздравительная открытка» - изготовление открытки (вырезывание по контуру цветов и
наклеивание) - 2 занятия.
3.неделя. Тема: «Цветы. Деревья».
Коллективная работа «Весенний луг» - разглаживание разноцветных трафаретов цветов из
бумаги, смятой в комочки, и приклеивание на большой зеленый лист.
«Лунки для цветов» - в песке сделать пальцем лунки и «полить» (накапать из пипетки).
«Деревья» - выкладывание дерева из палочек двух размеров (1 палочка длинная - ствол,
несколько тонких, коротких - ветки).
Коллективная работа «Весенняя роща» - приклеивание зеленых листочков каждым ребенком на
рисунок голого дерева, прикрепление всех деревьев на общее панно.
4.неделя. Тема: «Труд весной».
«Моя грядка» - на песке сделать лунки, накапать в них воду из пипетки и «посадить» горох.
«Изготовление граблей» - выкладывание зубчиков из картонных заготовок.
«Лопата» - лепка лопаты из пластилина.
«Сортировка семян» - рассортировать семечки и горох.
Апрель.
1.неделя. Тема: «Дикие и домашние животные».
«Чудесный мешочек» - определение на ощупь фигурок животных (с последующем
обыгрыванием: «Кто где живет?»).
«Угощение для животных» - лепка из пластилина.
«Расшалившиеся котята» - наматывание клубков из ниток.
«Рассыпались запасы» - нанизывание трафаретов грибов из картона с дырочкой на веточки.
2.неделя. «Дикие и домашние животные».
«Напоим животных» - работа с пипеткой.
«Дом для ежика и лошадки» - выкладывание из счетных палочек домиков разного размера.
«Кто там?» - Разглаживание трафаретов животных из бумаги, смятой в комочки с последующей
их классификацией на дикие и домашние.
«Разрезные картинки» - выкладывание животных из 4-6 частей.
3.неделя. Тема: «Птицы прилетели».
«Посчитай птиц на кормушке» - определение на ощупь количества трафаретов птиц из наждачной
бумаги (грач и ласточка).
«Подкормим птиц» - сортировка гороха и семечек подсолнуха.
«Такие разные птицы» - выкладывание силуэтов птиц из готовых геометрических фигур разного
размера.
«Птицы откладывают яйца» - лепка из пластилина «птичьих яиц» различной величины.
4.неделя. Тема: «Насекомые».
«Кто это?» - выкладывание разрезных картинок из 4-6 частей.
«Кто спрятался в комочке?» - разглаживание трафаретов насекомых из бумаги, смятой в комочки.
«Паутина» - обводка трафарета паука и рисование паутины (безотрывное, путем наращивания по
окружности).
«Божья коровка» - рисование пальцем на песке.
Май.
1.неделя. Тема «Рыбки в аквариуме».
Коллективная работа «Рыбки в аквариуме» - заранее вырезанных рыбок раскрасить и приклеить в
«аквариум».
«Покормим рыбок» - разрывание бумаги на мелкие кусочки.
«Морской пейзаж» - шнуровка.
«Веселые рыбки» - лепка из пластилина.
2.неделя. Тема: «Наш город».
«Построим наш детский сад» - построить после объяснения 2-х этажный дом из мелкого
деревянного строительного набора.
«Посчитай окошки на ощупь» - посчитать на трафарете количество окон.
«Это дом» - выложить из палочек одноэтажный дом с двумя окошками.
«Дома на песке» - нарисовать на песке палочкой дома для мышки, для собачки, для кошечки.
3-4 недели. Тема: «Чему мы научились за год».
Работа с различными материалами, предложенными воспитателем: бумагой, проволокой,
бусинками, палочками, пластилином, трафаретами. Детям предлагают выбрать тему:
«Осень. Овощи и фрукты».
«Птицы. Животные и их детеныши».
«Транспорт. Профессии».
«Мебель. Одежда. Обувь. Посуда».
Динамическая организация двигательного акта
«Перебор пальцев». Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий движений), которое должно производиться одновременно обеими руками сначала в медленном (2—3 серии движений, каждая серия за 5 секунд), а потом в максимально быстром темпе (5—7 серий движений, каждая серия за 3 секунды). При затруднениях вводятся игровой компонент и речевые команды: «Пусть все пальчики по очереди поздороваются с большим пальцем — раз, два, три, четыре» или «Ты командир, а твои пальчики — солдаты, командуй: раз, два, три, четыре...»
Оценка результатов: 4 балла — выполнение правильное, но в несколько замедленном темпе; 3 балла — дезавтоматизация движений на истощении; 2 балла — явления персевераторности на истощении; 1 балл — выраженная персевераторность движений.
Реципрокная координация движений (пробы Озерецкого). Одновременное и поочередное вжимание кистей. Вначале экспериментатор показывает, как следует производить движения руками, если ребенок не может повторить движения, повторный показ сопровождается инструкцией: «Положи обе руки на стол — вот так. Одну сожми в кулак, а другая пусть пока лежит спокойно. Теперь положи руки вот так. Продолжай движения вместе со мной».
Оценка результатов: 4 балла — движения координированные, плавные, но замедленные; 3 балла — дезавтоматизация и нарушение координации на истощении; 2 балла — стойкое нарушение координации, изолированность или аллированность движений; 1 балл — выраженная персевераторность движений.
Далее задание предлагается в ситуации игры с включением речевых команд: «Командуй: раз, два, раз, два!» и т.д.
Задание 3.
«Здесь нарисованы точки. Попробуй сам также нарисовать их на листочке».
Результат.
1 балл – точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение фигур, увеличение возможно не более чем вдвое.
2 балла – возможно незначительное нарушение симметрии: одна точка может выходить за рамки столбца или строки. Допустимо изображение кружков вместо точек.
3 балла – группа точек отдаленно напоминает образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника, перевернутого вверх или вниз вершиной. Возможно меньшее или большее количество точек.
4 балла – точки расположены кучно, их группа может напоминать любую геометрическую фигуру. Величина и количество точек несущественны. Другие изображения, например, линии, недопустимы.
5 баллов – каракули.
Аннотация проекта.
Актуальность проекта.
Проблема.
Цель проекта:
Задачи проекта.
Участники проекта:
-дети логопедической группы,
-воспитатель,
-учитель-логопед,
-родители.
Вид проекта:
Организационный этап:
Практический этап:
Взаимодействие с родителями:
1.Консультация …
2.Памятка для родителей.
3.Буклеты.
Заключительный этап:
Ресурсы:
1.Соц.сеть работников образования
2.
Партнеры:
- дети-сотрудники
- сотрудники=родители
-дете- родители
Целевая аудитория:
Дети логопедической группы:
15 человек.
Перспективное планирование
Ожидаемый результат.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
Литература.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по комплексному развитию мелкой моторики
В наше время очень актуальна задача по подготовке руки дошкольника к письму. Работа по этой задаче должна начинаться задолго до школы. Данная работа включает в себя перспективное планирование со...
Перспективное планирование по комплексному развитию мелкой моторики в средней группе
Данная работа по формированию подготовки руки к письму включает в себя два направления - работа с карандашом и работа с бумагой. материал для средней возрастностной группы...
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста .Перспективное планирование кружка "Умелые ручки".
Я выбрала кружковую работу по развитию мелкой моторики руки в связи с тем, что так же считаю эту тему наиболее актуальной для детей младшег...
Перспективное планирование развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста
Перспективное планирование развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста подобран с учетом возрастных и индивидуальных возможностей....
Перспективное планирование в старшей группе по кружковой деятельности "Нетрадиционные техники, приёмы, материалы изобразительной деятельности, как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
Рабочая программа кружковой деятельности «Умелые ручки» направлена на развитие мелкой моторики рук посредством занятий по ручному труду. Данная программа рассчитана на детей старшего дошко...
Учебно - методическое пособие:" Перспективное планирование коррекционной работы по развитию координации рук и развитию мелкой моторики с детьми подготовительной логопедической группы, с опорой на лексические темы".
Источники способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.В.А.СухомлинскийОдним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его р...
Перспективное планирование игр и упражнений по развитию мелкой моторики
Сентябрь Собери фасоль. Игры с кубиками. Собери горох. Поролоновые шарики. Октябрь. Покатай жёлудь. Вылепи что хочешь из пластилина. Застегни пуговицы. Игры с мозаикой. Ноябрь. Помоги Золушке пер...