Перечень дидактических игр для детей дошкольного возраста .
консультация по коррекционной педагогике на тему

Барабанова Марина Николаевна


Дидактические игры, направленые на развитие высших психических функций у детей дошкльного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Примерный перечень дидактических игр.            

Сенсорное воспитание.

  1. Игра: «Следы»

Цель: учить ребенка действовать в соответствии со звуковым сигналом.

Ход игры: Педагог сообщает ребенку, что сейчас он отправится в лес. Что бы не заблудится, нужно оставлять на полу следы. Для этого ребенку предлагается раскидывать на ковер картонные формы из коробки  на каждый удар бубна (барабана) с одновременным проговариванием звукоподражания «бух», «бом». В конце игры ребенок возвращается на свое место по  «следам», затем взрослый помогает малышу собирать формы в коробку.

  1. Игра: «Где колокольчик?»

Цель: привлекать внимание ребенка к звучащему предмету (колокольчику).       

Ход игры. На столе перед ребенком 2 коробки, в одной из которых находится колокольчик. Педагог достает его из коробки, демонстрирует звучание, затем убирает инструмент и, переставив коробочки местами, предлагает малышу найти колокольчик (выбрать нужную коробочку).

Варианты:  - использование погремушки, коробочки с мелкими предметами;

                 -  увеличение количества пустых коробочек, участвующих в игре (ребенок выбирает из трех-четырех коробочек, в одной из которых находится колокольчик или погремушка).

  1. Игра: «Найди свой стул»

Цель: учить воспринимать плоскостную форму, осуществлять выбор по образцу, проверять его с помощью наложения, развивать ориентировку в пространстве комнаты.

Ход игры.  Педагог расставляет на некотором расстоянии стулья и кладет на каждый из них одну картонную форму-образец. Ребенок вытягивает из мешочка форму. Затем ребенок должен сесть на тот стул, на котором лежит такая же, как и у него форма. Правильность своего выбора он проверяет путем наложения и обведения формы по контуру.  Взрослый называет фигуру, которую нашел ребенок. По мере освоения детьми правил игры момент наложения формы на образец можно опустить.

  1. Игра: «Покорми мишку и зайку».  

Цель: учить сортировать формы по образцу, сделать форму значимым для действия признаком, развивать внимание детей, умение действовать по сигналу.

Ход игры. Педагог ставит перед ребенком две коробки и в каждую кладет форму – образец (в одну – круг, в другую – квадрат), называет их.  Показывает ребенку мишку изайку, затем говорит, что мишка любит круглое печенье, а зайка – квадратное.  Ставит мишку рядом с одной коробкой, а зайку – рядом с другой коробкой. Затем ребенок раскладывает формы в коробки.

Когда ребенок научится правильно выделять формы по образцу, можно предлагать ему формы разных цветов. По мере обучения ребенку можно предлагать большее количество форм для сортировки.

  1. Игра: «Волшебный мешочек».

Цель: учить ребенка на ощупь определять форму предметов.

Ход игры. Ребенку предлагают найти в мешочке все круглый (квадратные, треугольные) предметы.

  1. Игра: «Покорми кукол» .

Цель: учить ребенка сортировать предметы одинакового цвета с учетом их величины.

Ход игры. Педагог сажает за стол двух кукол: одну маленькую, вторую  - большую. Просит поставить тарелки пере куклами. Педагог говорит, что куклы очень любят печенье. Затем кладет в одну тарелку, где сидит маленькая кукла, маленький круг, в другую – большой круг. Дает ребенку большой круг и просит найти такой же. Когда ребенок находит, педагог помогает ребенку сравнить круги. Затем ребенок раскладывает остальные круги. После окончания игры, педагог подводит ее итоги.

Когда ребенок научится выделять величину предметов одинакового цвета, ему можно предложить предметы разных цветов.

  1. Игра: «Спрячь матрешку в ладошках».

Цель: учить ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов.

Ход игры. Педагог кладет на стол две матрешки – большую и маленькую. Показывает ребенку, как спрятать  маленькую матрешку в ладошке. Затем предлагает сделать то же самое ребенку. Педагог обращает внимание ребенка на то, что маленькую матрешку можно спрятать, а большая матрешка остается видима.

  1.  Игра: «Построй башню».

Цель: учить ребенка  учитывать величину предмета для достижения нужного результата, закрепить знание слов «большой», «маленький».

Ход игры. Педагог достает вложенные друг в друга формочки, раскладывает их на столе и говорит, что сейчас построит красивую, прочную башню. Просит внимательно посмотреть, как надо строить. Стоя башню, педагог время от времени пробует и примеривает разные формочки, обращает внимание ребенка на необходимость добиваться устойчивости в конструкции. Достроив башню, педагог предлагает ребенку построить рядом  такую же башню.

  1. Игра «Лото» (определение предмета по величине).

Цель: формирование навыка зрительно определять предметы различной величины, соединять зрительный образ со словом.

Ход игры. Педагог раздает детям большие карточки и по одной карточке-образцу, спрашивает: «У кого такая?». Ребенок должен узнать предмет. После этого закрепляют результат в слове: «Правильно, это большой дом».

  1.  Игра: «Кубики».

Цель: формирование навыка различения предметов по цвету, обозначения результата словами «такой», «не такой».  

Ход игры. Педагог раскладывает  перед собой и ребенком кубики. Затем предлагает построить красивые одноцветные башни, показывая как это делать. Сначала педагог берет разные кубики, ставит один на другой и выражает свое недовольство («не такой»), исправляет ошибку, подчеркивает однородность кубиков. Затем педагог самостоятельно строит башни. Игра повторяется 2-3 раза.

  1.  Игра: «Построим дома».

Цель: формирование умения различать цвета, знакомство с названиями цветов.

Ход игры. Педагог кладет на лист бумаги четыре квадрата, вырезанных из картона  разных цветов. Говорит ребенку, что сейчас они будут строить дома. Педагог берет треугольник, вырезанный из картона,  и кладет его к квадрату такого цвета. Затем предлагает ребенку такие же треугольники и просит построить такой же домик.

  1. Игра: «Найди свою половинку».  

Цель: уточнение представления о том, что предметы могут по-разному выглядеть спереди, сзади, сбоку.

Ход игры. Педагог кладет на стол картинки. Дает ребенку одну картинку. По сигналу педагога ребенок ищет вторую половинку своей картинки.

  1.  «Чего не хватает».

Цель: уточнение представления о  том, что при отсутствии какой-либо части целое нарушается, уточнение представления о соотношении частей.

Ход игры. Педагог ставит на стол сборно-разборную игрушку без какой-либо важной части и просит сказать, целая ли это игрушка. Спрашивает, чего в ней не хватает. После ответа педагог достает коробку с деталями и предлагает найти в коробке то, чего не хватает. Вместе с ребенком окончательно собирает игрушку.

  1.  Игра: «Сложи картинку».  

Цель: формирование умения складывать целое из частей.

Ход игры. Педагог показывает ребенку сложенную картинку, обсуждает с ним, что нарисовано на картинке. Затем раздвигаются части  картинки и ребенку предлагают ее сложить. После того, как картинка сложена, педагог подтверждает, что теперь картинка целая, хвалит ребенка.

  1.   Игра: «Чего не хватает».  

Цель: формирование представления о предметах, имеющих фиксированное назначение.

Ход игры. Педагог сажает за стол куклу и предлагает ребенку ее покормить «кашей». В случае, если ребенок не догадывается, что для этого нужна ложка, педагог спрашивает: «Чем будем набирать кашу?», «Чем вы едите кашу?».  Затем просит ребенка взять ложку и покормить куклу.

Педагог говорит детям, что хочет покормить куклу.

  1.   Игра: «Красивая пирамидка».

Цель: формирование умения по слову выбирать большие и маленькие колечки.

Ход игры. Педагог вместе с ребенком разбирает пирамидку, забирает себе все кольца. Затем показывает ребенку два кольца и просит его: «Возьми большое!» или  «Возьми маленькое!». Педагог чередует просьбы взять большое или маленькое кольцо, пока вся пирамидка не будет собрана.

  1.  Игра: «Красивые узоры».

Цель: формирование навыка соотносить объекты по величине, закреплять знание слов «большой», «маленький».  

Ход игры. Педагог показывает ребенку образец, рассматривает его с детьми, обращает внимание на ритмичность чередования форм. Показывает на круги и говорит: «Большой – маленький - большой». Затем просит детей повторять за ним сочетания этих слов. Затем педагог раздает детям полоски бумаги с контурным узором и геометрические фигуры. Дети раскладывают кружки в соответствии с контурным изображением.

  1.    Игра: «Покорми матрешек».  

Цель: формирование понятия «средний».

Ход игры. Педагог расставляет перед ребенком трех матрешек, выстраивает их по росту и просит показать сначала большую, а потом маленькую. Педагог показывает оставшуюся матрешку и объясняет, что это – средняя. То же самое повторяет с мисками. Затем просит ребенка дать большой матрешке большую миску, а также дать миски соответствующего размера остальным матрешкам. После этого предлагает ему покормить матрешек овощами и фруктами. Затем ребенок прощается с каждой матрешкой, называет ее размер («Пока большая матрешка!»).

  1.  Игра: «Построим дома».

Цель: формирование понятия «средний», зрительное соотнесение величины предметов. 

Ход игры. Педагог выкладывает на стол изображения трех домов разной величины, располагая их в случайном порядке. На столе раскладывает вперемешку элементы домов. Затем говорит детям, что они будут строителями, достроят дома. Дети соотносят нужные детали. В конце педагог подводит итог: « Самому большому дому мы подобрали самые большие окна, самую большую дверь, самую большую крышу… и т.д».

  1. Игра: «Лото».

Цель: формировать представления о названиях фигур.

Ход игры. Педагог дает ребенку большую  карточку, а себе берет маленькие карточки. Педагог поднимает одну карточку, например круг, и спрашивает: «У тебя есть такая фигура?» (Форма не называется). Если ребенок соглашается, педагог отдает ему фигуру, проверяет правильность выбора и говорит: «Молодец, у меня круг и у тебя круг». Ребенок накладывает маленькие карточки на соответствующее изображение. После этого педагог оценивает результат.

По мере усвоения игры ребенку дают по 2 – 3 карточки.

  1. Игра: «Разложи фигуры».

 Цель: формировать умение осуществлять выбор формы по ее названию.

Ход игры. Педагог предлагает ребенку разложить формы в коробки. Называет фигуру, ребенок берет ее и убирает в коробку. Затем педагог называет другую фигуру и т.д. После завершения игры, педагог подводит итог: «Тут все круги, тут все квадраты и т.д.».

  1.  Игра: «У кого такая фигура».

Цель: формировать умение осуществлять выбор формы по ее названию.

Ход игры. Педагог дает ребенку большую  карточку, а себе берет маленькие карточки. Педагог называет форму: «У тебя есть круг (квадрат, треугольник)?» Если ребенок соглашается, педагог дает ему карточку с кругом. Ребенок проверяет правильность ответа путем сопоставления с образца со своей карточкой. После этого педагог оценивает результат.

По мере усвоения игры ребенку дают по 2 – 3 карточки.

По мере усвоения игры ребенку дают по 2 – 3 карточки.

  1. Игра: «Запомни и найди».

Цель: формирование знание названий основных цветов, развитие зрительной памяти с опорой на представление о цвете.

Ход игры. Педагог дает ребенку  большую карточку лото. Просит внимательно рассмотреть ее и закрыть чистыми листами картона. Показывает одну из маленьких карточек, кладет ее на стол тыльной стороной вверх, отсчитывает до 10 («про себя»), просит ребенка снять чистый лист и показать какой цвет он видел. Затем педагог демонстрирует образец, дает возможность проверить. Затем дает ребенку карточку и говорит: «У меня  красная и у тебя тоже красная».

  1. Игра: «Что бывает такого цвета».

Цель: формирование умения сопоставлять цвет с реальным предметом

Ход игры. Педагог показывает ребенку предметы разного цвета, лежащие у него на столе, ребенок называет их. Потом педагог закрывает предметы салфеткой, дает ребенку цветовую карточку. Ребенок называет предметы того цвета,  какая карточка ему досталась.

  1. Игра: «Узнай и назови».

Цель:  формирование умения соединять представления о цвете со словом-названием, производить выбор цвета по слову.

Ход игры. Педагог дает ребенку большую карту лото, а затем спрашивает, не показывая маленькой карточки: «У тебя красная карточка (желтая)». Если ребенок соглашается, педагог дает ему карточку и побуждает самостоятельно проверить правильность выбора, назвать цвет.  

  1.  «Бусы для куклы (мишки)».

Цель: формирование навыка чередовать последовательность цветов.

Ход игры. Педагог показывает ребенку  бусы из бусин, чередующихся по цвету. Затем достает куклу, и предлагает сделать такие же бусы. Дает ребенку поднос с бусинами двух цветов,  веревочку.

Пальчиковые  и динамические игры.

  1. Игра: «Сорока-ворона»

Цель: активизировать движения пальцев рук, формировать положительный эмоцио-
нальный настрой на занятия со взрослым.

Ход игры. Педагог  действует руками ребенка: указательным пальцем правой руки выполняет круговые движения по ладони левой руки. Действия сопровождаются словами:
Сорока - сорока
Кашку варила,
Деток кормила.

 Этому дала (по очереди загибаются мизинец).
Этому дала(безымянный),
Этому дала (средний),
Этому дала (указательный),
Этому дала (большой пальцы).

  1. Игра: «Птички»

Цель: учить детей подражать действиям взрослого, развивать эмоциональный контакт взрослого и ребенка.

 Ход игры. Педагог предлагает повторить за ним. «Делай, как я. Полетим, как птички», - говорит он и поднимает руки в стороны, взмахивает ими. Дети повторяет движения. Если ребенок испытывает затруднения, педагог действует его руками. Потом говорит: «Птички клюют зернышки».  (Присаживаются на корточки.) «Делай как я». (Стучит рукой по полу). Дети подражают. Игра повторяется 2-3 раза.

  1. Игра: «Где такая?»

Цель: учить соотносить игрушку с ее изображением, знать ее название, развивать зрительную кратковременную память.  

Ход игры. Педагог кладет на стол несколько предметов, рассматривает с детьми, затем закрывает платком.  Поднимает одну карточку и спрашивает: «Где такая (такой)?». Через 5-7 секунд педагог открывает предметы, ребенок ищет на столе предмет, изображенный на карточке, проверяет правильность выбора. Кладет карточку рядом с предметом, называет его. В дальнейшем можно использовать несколько карточек с изображением предметов.

  1.  «Дом маленький, дом большой».  

Цель: развивать физиологическое дыхание, учить сочетать движения с проговариванием отдельных звуков (слогов).

Ход игры. Педагог читает текст, дети выполняют соответствующие движения и по мере возможности проговаривают слова (звуки, слоги).

У медведя дом большой, ой, ой, ой

(разводит руки в стороны).

А у зайки – маленький, ай, ай, ай

(приседает, делает выдох, опускает голову, охватывает колено руками).

Мишка наш пошел домой, ой, ой, ой

(дети идут в развалку).

Да и крошка заинька, ай, ай, ай.

(прыгают на двух ногах).

  1. Динамическая игра: «Считалочка».  Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.

Раз, два, три, четыре, пять!  Будем пальчики считать.

Все они умелые, дружные и смелые.

Раз, два, три, четыре, пять,

Стали ручки танцевать.

  1.   «Большие ноги шли по дороге».  

Педагог произносит слова, выполняет движения. Дети повторяют за педагогом.

Большие ноги шли по дороге:

Топ, топ, топ.

(Дети шагают, высоко поднимая колени).

Маленькие ножки шли по дорожке:

Топ, топ, топ.

(Дети бегут мелкими шажками).

  1. Динамическая игра:  «На чем играл зайка».

Цель: формирование навыка различения трех музыкальных инструментов.

Ход игры. Педагог показывает ребенку игрушечного зайца. Говорит, что заяц принес для него музыкальные игрушки.  Ребенок из мешочка достает игрушки (бубен, колокольчик, барабан), играет на них, танцует (прыгает, хлопает в ладоши).  Затем педагог убирает за ширму игрушки, просит ребенка послушать, на чем играет зайка.  Затем ширма убирается, ребенок показывает игрушку, которая звучала.

  1. Динамическая игра:  «Хлоп – хлоп, топ -топ».

Цель: формирование умения действовать по звуковому сигналу.

Ход игры. Педагог показывает ребенку барабан, бубен, дает поиграть с ними.  Предлагает детям хлопать в ладоши, когда звучит барабан, топать ногами, когда звучит бубен.

  1. Динамическая игра:  «Подуем на плечо».  

Педагог выполняет движения, проговаривает  текст стихотворения, дети повторяют за ним.

 Подуем на плечо

(голова прямо – вдох, голова повернута – выдох)

Подуем на другое (дуют на плечо).

Нам солнце горячо

Пекло дневной порою

(поднимают голову вверх, дуют через губы).

Подуем и на грудь мы (дуют на грудь)

И  грудь свою остудим.

Подуем мы на облака

(опять поднимают лицо и дуют)

И остановимся пока.

  1. Динамическая игра: «Наша Маша варила кашу».

Педагог совершает круговые движения  указательным пальцем по ладони с поочередным загибанием пальцев. Ребенок повторяет действия за педагогом.

Наша Маша варила кашу.

Кашу варила,

Малышей накормила:

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала;

Он много шалил,

Свою тарелку разбил.  

  1.  Игра: «Войди в кружок».

Цель: формирование умения откликаться на свое имя и называть его.

Ход игры. Педагог вместе с детьми встает в круг и водит хоровод, произносит слова: «Хоровод водили, ласковыми были. В кружок вызывали, имя называли. Выйди, Наташа, в кружок. Возьми, Наташенька платок!». После этих слов все дети останавливаются, хлопают в ладоши, а ребенок, чье имя было названо, выходит в круг, выбирает цветной платок и машет им.

Продуктивная деятельность.

  1.   «Построй заборчик (домик)».

Цель: формирование навыка конструирование простых построек по подражанию или по образцу.

Ход игры. Педагог начинает строить из кирпичиков забор – из вертикально стоящих кирпичиков. Затем он дает ребенку кирпичики по одному и предлагает продолжить забор. После завершения работы постройка обязательно обыгрывается.

43. Игра: «Построй дом».

 Цель: формирование навыка конструирование по схеме.

Ход игры. Педагог кладет перед ребенком схему из двух деталей, накладывает одну фигуру на схему. Затем дает ребенку вторую фигуру, предлагает положить ее на оставшееся место. Затем педагог дает ребенку следующую схему, фигуры и предлагает наложить их на схему.

После того, как ребенок научится накладывать фигуры на схему, переходят к схеме из трех деталей, ребенок самостоятельно выбирает нужные фигуры.

44. Игра: «Что стоит внизу, наверху, рядом».

Цель: уточнение представления о том, что  пространственных отношений между объектами могут меняться.

Ход игры. Педагог дает ребенку два предмета – кубик и шарик, точно такие же берет себе. Предлагает поиграть: делать как он. Ставит шарик на кубик, ребенок повторяет. Педагог озвучивает действия.  Затем меняет предметы местами, ставит кубик на шарик. Ребенок повторяет. Затем педагог ставит кубик по одну сторону от шарика: «Кубик и шарик рядом». Ребенок воспроизводит.

Формирование представления о количестве предметов.

  1.   Игра: «Елочки».

Цель: формирование умения выделять  один и много предметов из группы  по словесной инструкции.

Ход игры. Ребенок выкладывает множество крупных фигурок-елочек на магнитной доске. Педагог предлагает взять одну из них в руку, спрятать ее в кулачке. После этого взрослый спрашивает: « Покажи: где много елочек. А где одна?».  

  1.  Игра: «Покорми куклу».  

Цель: формирование понятия «Один».

Ход игры. Педагог сажает на стол куклу, просит ребенка поставить перед ней тарелку. Говорит ребенку, что кукла хочет кушать, надо ее покормить. Педагог просит от имени куклы: «Дай мне одно яблоко»,  одновременно показывает жест «один». Ребенок кладет одно яблоко в тарелку. Педагог указывает ему на яблоко и спрашивает: «Сколько всего?». Ребенок отвечает или показывает жестом, затем кормит куклу. Игра повторяется с другими овощами.

41. Игра: «Возьми столько, сколько у меня».

Цель:  формирование навыка выделять количество предметов по образцу.

Ход игры. Педагог кладет перед собой и перед ребенком кучку однородных предметов. Педагог за ширмой берет один предмет и, показывает его из-за экрана детям, предлагает взять столько же. Педагог дает детям разные образцы – два, один, три.



Предварительный просмотр:

  Примерный перечень дидактических игр.            

Сенсорное воспитание.

  1. Игра: «Следы»

Цель: учить ребенка действовать в соответствии со звуковым сигналом.

Ход игры: Педагог сообщает ребенку, что сейчас он отправится в лес. Что бы не заблудится, нужно оставлять на полу следы. Для этого ребенку предлагается раскидывать на ковер картонные формы из коробки  на каждый удар бубна (барабана) с одновременным проговариванием звукоподражания «бух», «бом». В конце игры ребенок возвращается на свое место по  «следам», затем взрослый помогает малышу собирать формы в коробку.

  1. Игра: «Где колокольчик?»

Цель: привлекать внимание ребенка к звучащему предмету (колокольчику).       

Ход игры. На столе перед ребенком 2 коробки, в одной из которых находится колокольчик. Педагог достает его из коробки, демонстрирует звучание, затем убирает инструмент и, переставив коробочки местами, предлагает малышу найти колокольчик (выбрать нужную коробочку).

Варианты:  - использование погремушки, коробочки с мелкими предметами;

                 -  увеличение количества пустых коробочек, участвующих в игре (ребенок выбирает из трех-четырех коробочек, в одной из которых находится колокольчик или погремушка).

  1. Игра: «Найди свой стул»

Цель: учить воспринимать плоскостную форму, осуществлять выбор по образцу, проверять его с помощью наложения, развивать ориентировку в пространстве комнаты.

Ход игры.  Педагог расставляет на некотором расстоянии стулья и кладет на каждый из них одну картонную форму-образец. Ребенок вытягивает из мешочка форму. Затем ребенок должен сесть на тот стул, на котором лежит такая же, как и у него форма. Правильность своего выбора он проверяет путем наложения и обведения формы по контуру.  Взрослый называет фигуру, которую нашел ребенок. По мере освоения детьми правил игры момент наложения формы на образец можно опустить.

  1. Игра: «Покорми мишку и зайку».  

Цель: учить сортировать формы по образцу, сделать форму значимым для действия признаком, развивать внимание детей, умение действовать по сигналу.

Ход игры. Педагог ставит перед ребенком две коробки и в каждую кладет форму – образец (в одну – круг, в другую – квадрат), называет их.  Показывает ребенку мишку изайку, затем говорит, что мишка любит круглое печенье, а зайка – квадратное.  Ставит мишку рядом с одной коробкой, а зайку – рядом с другой коробкой. Затем ребенок раскладывает формы в коробки.

Когда ребенок научится правильно выделять формы по образцу, можно предлагать ему формы разных цветов. По мере обучения ребенку можно предлагать большее количество форм для сортировки.

  1. Игра: «Волшебный мешочек».

Цель: учить ребенка на ощупь определять форму предметов.

Ход игры. Ребенку предлагают найти в мешочке все круглый (квадратные, треугольные) предметы.

  1. Игра: «Покорми кукол» .

Цель: учить ребенка сортировать предметы одинакового цвета с учетом их величины.

Ход игры. Педагог сажает за стол двух кукол: одну маленькую, вторую  - большую. Просит поставить тарелки пере куклами. Педагог говорит, что куклы очень любят печенье. Затем кладет в одну тарелку, где сидит маленькая кукла, маленький круг, в другую – большой круг. Дает ребенку большой круг и просит найти такой же. Когда ребенок находит, педагог помогает ребенку сравнить круги. Затем ребенок раскладывает остальные круги. После окончания игры, педагог подводит ее итоги.

Когда ребенок научится выделять величину предметов одинакового цвета, ему можно предложить предметы разных цветов.

  1. Игра: «Спрячь матрешку в ладошках».

Цель: учить ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов.

Ход игры. Педагог кладет на стол две матрешки – большую и маленькую. Показывает ребенку, как спрятать  маленькую матрешку в ладошке. Затем предлагает сделать то же самое ребенку. Педагог обращает внимание ребенка на то, что маленькую матрешку можно спрятать, а большая матрешка остается видима.

  1.  Игра: «Построй башню».

Цель: учить ребенка  учитывать величину предмета для достижения нужного результата, закрепить знание слов «большой», «маленький».

Ход игры. Педагог достает вложенные друг в друга формочки, раскладывает их на столе и говорит, что сейчас построит красивую, прочную башню. Просит внимательно посмотреть, как надо строить. Стоя башню, педагог время от времени пробует и примеривает разные формочки, обращает внимание ребенка на необходимость добиваться устойчивости в конструкции. Достроив башню, педагог предлагает ребенку построить рядом  такую же башню.

  1. Игра «Лото» (определение предмета по величине).

Цель: формирование навыка зрительно определять предметы различной величины, соединять зрительный образ со словом.

Ход игры. Педагог раздает детям большие карточки и по одной карточке-образцу, спрашивает: «У кого такая?». Ребенок должен узнать предмет. После этого закрепляют результат в слове: «Правильно, это большой дом».

  1.  Игра: «Кубики».

Цель: формирование навыка различения предметов по цвету, обозначения результата словами «такой», «не такой».  

Ход игры. Педагог раскладывает  перед собой и ребенком кубики. Затем предлагает построить красивые одноцветные башни, показывая как это делать. Сначала педагог берет разные кубики, ставит один на другой и выражает свое недовольство («не такой»), исправляет ошибку, подчеркивает однородность кубиков. Затем педагог самостоятельно строит башни. Игра повторяется 2-3 раза.

  1.  Игра: «Построим дома».

Цель: формирование умения различать цвета, знакомство с названиями цветов.

Ход игры. Педагог кладет на лист бумаги четыре квадрата, вырезанных из картона  разных цветов. Говорит ребенку, что сейчас они будут строить дома. Педагог берет треугольник, вырезанный из картона,  и кладет его к квадрату такого цвета. Затем предлагает ребенку такие же треугольники и просит построить такой же домик.

  1. Игра: «Найди свою половинку».  

Цель: уточнение представления о том, что предметы могут по-разному выглядеть спереди, сзади, сбоку.

Ход игры. Педагог кладет на стол картинки. Дает ребенку одну картинку. По сигналу педагога ребенок ищет вторую половинку своей картинки.

  1.  «Чего не хватает».

Цель: уточнение представления о  том, что при отсутствии какой-либо части целое нарушается, уточнение представления о соотношении частей.

Ход игры. Педагог ставит на стол сборно-разборную игрушку без какой-либо важной части и просит сказать, целая ли это игрушка. Спрашивает, чего в ней не хватает. После ответа педагог достает коробку с деталями и предлагает найти в коробке то, чего не хватает. Вместе с ребенком окончательно собирает игрушку.

  1.  Игра: «Сложи картинку».  

Цель: формирование умения складывать целое из частей.

Ход игры. Педагог показывает ребенку сложенную картинку, обсуждает с ним, что нарисовано на картинке. Затем раздвигаются части  картинки и ребенку предлагают ее сложить. После того, как картинка сложена, педагог подтверждает, что теперь картинка целая, хвалит ребенка.

  1.   Игра: «Чего не хватает».  

Цель: формирование представления о предметах, имеющих фиксированное назначение.

Ход игры. Педагог сажает за стол куклу и предлагает ребенку ее покормить «кашей». В случае, если ребенок не догадывается, что для этого нужна ложка, педагог спрашивает: «Чем будем набирать кашу?», «Чем вы едите кашу?».  Затем просит ребенка взять ложку и покормить куклу.

Педагог говорит детям, что хочет покормить куклу.

  1.   Игра: «Красивая пирамидка».

Цель: формирование умения по слову выбирать большие и маленькие колечки.

Ход игры. Педагог вместе с ребенком разбирает пирамидку, забирает себе все кольца. Затем показывает ребенку два кольца и просит его: «Возьми большое!» или  «Возьми маленькое!». Педагог чередует просьбы взять большое или маленькое кольцо, пока вся пирамидка не будет собрана.

  1.  Игра: «Красивые узоры».

Цель: формирование навыка соотносить объекты по величине, закреплять знание слов «большой», «маленький».  

Ход игры. Педагог показывает ребенку образец, рассматривает его с детьми, обращает внимание на ритмичность чередования форм. Показывает на круги и говорит: «Большой – маленький - большой». Затем просит детей повторять за ним сочетания этих слов. Затем педагог раздает детям полоски бумаги с контурным узором и геометрические фигуры. Дети раскладывают кружки в соответствии с контурным изображением.

  1.    Игра: «Покорми матрешек».  

Цель: формирование понятия «средний».

Ход игры. Педагог расставляет перед ребенком трех матрешек, выстраивает их по росту и просит показать сначала большую, а потом маленькую. Педагог показывает оставшуюся матрешку и объясняет, что это – средняя. То же самое повторяет с мисками. Затем просит ребенка дать большой матрешке большую миску, а также дать миски соответствующего размера остальным матрешкам. После этого предлагает ему покормить матрешек овощами и фруктами. Затем ребенок прощается с каждой матрешкой, называет ее размер («Пока большая матрешка!»).

  1.  Игра: «Построим дома».

Цель: формирование понятия «средний», зрительное соотнесение величины предметов. 

Ход игры. Педагог выкладывает на стол изображения трех домов разной величины, располагая их в случайном порядке. На столе раскладывает вперемешку элементы домов. Затем говорит детям, что они будут строителями, достроят дома. Дети соотносят нужные детали. В конце педагог подводит итог: « Самому большому дому мы подобрали самые большие окна, самую большую дверь, самую большую крышу… и т.д».

  1. Игра: «Лото».

Цель: формировать представления о названиях фигур.

Ход игры. Педагог дает ребенку большую  карточку, а себе берет маленькие карточки. Педагог поднимает одну карточку, например круг, и спрашивает: «У тебя есть такая фигура?» (Форма не называется). Если ребенок соглашается, педагог отдает ему фигуру, проверяет правильность выбора и говорит: «Молодец, у меня круг и у тебя круг». Ребенок накладывает маленькие карточки на соответствующее изображение. После этого педагог оценивает результат.

По мере усвоения игры ребенку дают по 2 – 3 карточки.

  1. Игра: «Разложи фигуры».

 Цель: формировать умение осуществлять выбор формы по ее названию.

Ход игры. Педагог предлагает ребенку разложить формы в коробки. Называет фигуру, ребенок берет ее и убирает в коробку. Затем педагог называет другую фигуру и т.д. После завершения игры, педагог подводит итог: «Тут все круги, тут все квадраты и т.д.».

  1.  Игра: «У кого такая фигура».

Цель: формировать умение осуществлять выбор формы по ее названию.

Ход игры. Педагог дает ребенку большую  карточку, а себе берет маленькие карточки. Педагог называет форму: «У тебя есть круг (квадрат, треугольник)?» Если ребенок соглашается, педагог дает ему карточку с кругом. Ребенок проверяет правильность ответа путем сопоставления с образца со своей карточкой. После этого педагог оценивает результат.

По мере усвоения игры ребенку дают по 2 – 3 карточки.

По мере усвоения игры ребенку дают по 2 – 3 карточки.

  1. Игра: «Запомни и найди».

Цель: формирование знание названий основных цветов, развитие зрительной памяти с опорой на представление о цвете.

Ход игры. Педагог дает ребенку  большую карточку лото. Просит внимательно рассмотреть ее и закрыть чистыми листами картона. Показывает одну из маленьких карточек, кладет ее на стол тыльной стороной вверх, отсчитывает до 10 («про себя»), просит ребенка снять чистый лист и показать какой цвет он видел. Затем педагог демонстрирует образец, дает возможность проверить. Затем дает ребенку карточку и говорит: «У меня  красная и у тебя тоже красная».

  1. Игра: «Что бывает такого цвета».

Цель: формирование умения сопоставлять цвет с реальным предметом

Ход игры. Педагог показывает ребенку предметы разного цвета, лежащие у него на столе, ребенок называет их. Потом педагог закрывает предметы салфеткой, дает ребенку цветовую карточку. Ребенок называет предметы того цвета,  какая карточка ему досталась.

  1. Игра: «Узнай и назови».

Цель:  формирование умения соединять представления о цвете со словом-названием, производить выбор цвета по слову.

Ход игры. Педагог дает ребенку большую карту лото, а затем спрашивает, не показывая маленькой карточки: «У тебя красная карточка (желтая)». Если ребенок соглашается, педагог дает ему карточку и побуждает самостоятельно проверить правильность выбора, назвать цвет.  

  1.  «Бусы для куклы (мишки)».

Цель: формирование навыка чередовать последовательность цветов.

Ход игры. Педагог показывает ребенку  бусы из бусин, чередующихся по цвету. Затем достает куклу, и предлагает сделать такие же бусы. Дает ребенку поднос с бусинами двух цветов,  веревочку.

Пальчиковые  и динамические игры.

  1. Игра: «Сорока-ворона»

Цель: активизировать движения пальцев рук, формировать положительный эмоцио-
нальный настрой на занятия со взрослым.

Ход игры. Педагог  действует руками ребенка: указательным пальцем правой руки выполняет круговые движения по ладони левой руки. Действия сопровождаются словами:
Сорока - сорока
Кашку варила,
Деток кормила.

 Этому дала (по очереди загибаются мизинец).
Этому дала(безымянный),
Этому дала (средний),
Этому дала (указательный),
Этому дала (большой пальцы).

  1. Игра: «Птички»

Цель: учить детей подражать действиям взрослого, развивать эмоциональный контакт взрослого и ребенка.

 Ход игры. Педагог предлагает повторить за ним. «Делай, как я. Полетим, как птички», - говорит он и поднимает руки в стороны, взмахивает ими. Дети повторяет движения. Если ребенок испытывает затруднения, педагог действует его руками. Потом говорит: «Птички клюют зернышки».  (Присаживаются на корточки.) «Делай как я». (Стучит рукой по полу). Дети подражают. Игра повторяется 2-3 раза.

  1. Игра: «Где такая?»

Цель: учить соотносить игрушку с ее изображением, знать ее название, развивать зрительную кратковременную память.  

Ход игры. Педагог кладет на стол несколько предметов, рассматривает с детьми, затем закрывает платком.  Поднимает одну карточку и спрашивает: «Где такая (такой)?». Через 5-7 секунд педагог открывает предметы, ребенок ищет на столе предмет, изображенный на карточке, проверяет правильность выбора. Кладет карточку рядом с предметом, называет его. В дальнейшем можно использовать несколько карточек с изображением предметов.

  1.  «Дом маленький, дом большой».  

Цель: развивать физиологическое дыхание, учить сочетать движения с проговариванием отдельных звуков (слогов).

Ход игры. Педагог читает текст, дети выполняют соответствующие движения и по мере возможности проговаривают слова (звуки, слоги).

У медведя дом большой, ой, ой, ой

(разводит руки в стороны).

А у зайки – маленький, ай, ай, ай

(приседает, делает выдох, опускает голову, охватывает колено руками).

Мишка наш пошел домой, ой, ой, ой

(дети идут в развалку).

Да и крошка заинька, ай, ай, ай.

(прыгают на двух ногах).

  1. Динамическая игра: «Считалочка».  Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.

Раз, два, три, четыре, пять!  Будем пальчики считать.

Все они умелые, дружные и смелые.

Раз, два, три, четыре, пять,

Стали ручки танцевать.

  1.   «Большие ноги шли по дороге».  

Педагог произносит слова, выполняет движения. Дети повторяют за педагогом.

Большие ноги шли по дороге:

Топ, топ, топ.

(Дети шагают, высоко поднимая колени).

Маленькие ножки шли по дорожке:

Топ, топ, топ.

(Дети бегут мелкими шажками).

  1. Динамическая игра:  «На чем играл зайка».

Цель: формирование навыка различения трех музыкальных инструментов.

Ход игры. Педагог показывает ребенку игрушечного зайца. Говорит, что заяц принес для него музыкальные игрушки.  Ребенок из мешочка достает игрушки (бубен, колокольчик, барабан), играет на них, танцует (прыгает, хлопает в ладоши).  Затем педагог убирает за ширму игрушки, просит ребенка послушать, на чем играет зайка.  Затем ширма убирается, ребенок показывает игрушку, которая звучала.

  1. Динамическая игра:  «Хлоп – хлоп, топ -топ».

Цель: формирование умения действовать по звуковому сигналу.

Ход игры. Педагог показывает ребенку барабан, бубен, дает поиграть с ними.  Предлагает детям хлопать в ладоши, когда звучит барабан, топать ногами, когда звучит бубен.

  1. Динамическая игра:  «Подуем на плечо».  

Педагог выполняет движения, проговаривает  текст стихотворения, дети повторяют за ним.

 Подуем на плечо

(голова прямо – вдох, голова повернута – выдох)

Подуем на другое (дуют на плечо).

Нам солнце горячо

Пекло дневной порою

(поднимают голову вверх, дуют через губы).

Подуем и на грудь мы (дуют на грудь)

И  грудь свою остудим.

Подуем мы на облака

(опять поднимают лицо и дуют)

И остановимся пока.

  1. Динамическая игра: «Наша Маша варила кашу».

Педагог совершает круговые движения  указательным пальцем по ладони с поочередным загибанием пальцев. Ребенок повторяет действия за педагогом.

Наша Маша варила кашу.

Кашу варила,

Малышей накормила:

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала;

Он много шалил,

Свою тарелку разбил.  

  1.  Игра: «Войди в кружок».

Цель: формирование умения откликаться на свое имя и называть его.

Ход игры. Педагог вместе с детьми встает в круг и водит хоровод, произносит слова: «Хоровод водили, ласковыми были. В кружок вызывали, имя называли. Выйди, Наташа, в кружок. Возьми, Наташенька платок!». После этих слов все дети останавливаются, хлопают в ладоши, а ребенок, чье имя было названо, выходит в круг, выбирает цветной платок и машет им.

Продуктивная деятельность.

  1.   «Построй заборчик (домик)».

Цель: формирование навыка конструирование простых построек по подражанию или по образцу.

Ход игры. Педагог начинает строить из кирпичиков забор – из вертикально стоящих кирпичиков. Затем он дает ребенку кирпичики по одному и предлагает продолжить забор. После завершения работы постройка обязательно обыгрывается.

43. Игра: «Построй дом».

 Цель: формирование навыка конструирование по схеме.

Ход игры. Педагог кладет перед ребенком схему из двух деталей, накладывает одну фигуру на схему. Затем дает ребенку вторую фигуру, предлагает положить ее на оставшееся место. Затем педагог дает ребенку следующую схему, фигуры и предлагает наложить их на схему.

После того, как ребенок научится накладывать фигуры на схему, переходят к схеме из трех деталей, ребенок самостоятельно выбирает нужные фигуры.

44. Игра: «Что стоит внизу, наверху, рядом».

Цель: уточнение представления о том, что  пространственных отношений между объектами могут меняться.

Ход игры. Педагог дает ребенку два предмета – кубик и шарик, точно такие же берет себе. Предлагает поиграть: делать как он. Ставит шарик на кубик, ребенок повторяет. Педагог озвучивает действия.  Затем меняет предметы местами, ставит кубик на шарик. Ребенок повторяет. Затем педагог ставит кубик по одну сторону от шарика: «Кубик и шарик рядом». Ребенок воспроизводит.

Формирование представления о количестве предметов.

  1.   Игра: «Елочки».

Цель: формирование умения выделять  один и много предметов из группы  по словесной инструкции.

Ход игры. Ребенок выкладывает множество крупных фигурок-елочек на магнитной доске. Педагог предлагает взять одну из них в руку, спрятать ее в кулачке. После этого взрослый спрашивает: « Покажи: где много елочек. А где одна?».  

  1.  Игра: «Покорми куклу».  

Цель: формирование понятия «Один».

Ход игры. Педагог сажает на стол куклу, просит ребенка поставить перед ней тарелку. Говорит ребенку, что кукла хочет кушать, надо ее покормить. Педагог просит от имени куклы: «Дай мне одно яблоко»,  одновременно показывает жест «один». Ребенок кладет одно яблоко в тарелку. Педагог указывает ему на яблоко и спрашивает: «Сколько всего?». Ребенок отвечает или показывает жестом, затем кормит куклу. Игра повторяется с другими овощами.

41. Игра: «Возьми столько, сколько у меня».

Цель:  формирование навыка выделять количество предметов по образцу.

Ход игры. Педагог кладет перед собой и перед ребенком кучку однородных предметов. Педагог за ширмой берет один предмет и, показывает его из-за экрана детям, предлагает взять столько же. Педагог дает детям разные образцы – два, один, три.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для детей дошкольного возраста.

Основные функции дидактической игры.Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и фор...

Изготовление пособий и дидактических игр для детей дошкольного возраста

Представленный мною материал может быть использован родителями для изготовления дидактических игр из "бросового материала" ( крышек)....

Перечень дидактических игр для детей младшего возраста по формированию грамматического строя речи и воспитанию гражданственности и патриотизма

Материал будет полезен воспитателям групп младшего дошкольного возраста по воспитанию гражданственности и патриотизма и развитию коммуникативных способностей детей....

«Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста».

Цель и задачи музыкальной игры, Важные аспекты, Группы, формы игр....

Развитие музыкально -сенсорных способностей детей в музыкально - дидактических играх у детей дошкольного возраста

Статья для родителей по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста...

Примерный перечень произведений искусства для детей дошкольного возраста в соответствии с ФОП ДО

Рекомендованные произведения искусства для дошкольников в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования...