Познавательно-речевое развитие дошкольников
консультация по коррекционной педагогике на тему

Познавательно-речевое развитие дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-речевое развитие дошкольников

Овладение родным языком является важнейшим условием успешности ребёнка в социальном и интеллектуальном развитии, а также в освоении детских видов деятельности и творчества. Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности. Речевые умения выступают одним из критериев оценки результатов детской деятельности.

Цель развития речи определяется как достижение коммуникативной компетентности ребёнка, которая предполагает возможность посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности.

Например: Потерявшись в Универмаге, ребёнок старшего дошкольного возраста может подойти. Например, к милиционеру, рассказать, в чём его проблема, описать свою маму, назвать свой домашний телефон, адрес. Решение этой несложной бытовой проблемы требует умения общаться как со знакомыми, так и с незнакомыми людьми, владеть разными речевыми формами, знать правила речевого этикета.

Исполняя роль продавца, девочка б-ти лет долго и подробно беседует со своей сверстницей «покупательницей» о продуктах, их стоимости, свежести. В общении с ребёнком - «покупателем» 3-х лет она сама предлагает ему купить необходимые продукты, уточняет, хочет ли он это купить, отдаёт «товар» и благодарит за покупку. Понимая ограниченные речевые возможности младших детей, девочка умело варьирует своё речевое поведение и сводит речевую активность малыша - собеседника к минимуму.

Ориентация на собеседника представляет важнейший компонент

1


коммуникации и является одним из показателей коммуникативной компетентности ребёнка. Таким образом к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребёнка с людьми: он может успешно взаимодействовать со знакомыми и незнакомыми людьми, сверстниками, младшими и старшими детьми.

Воспитатель помогает ребёнку достичь коммуникативной компетентности к концу дошкольного возраста посредством решения задач по развитию разных сторон речи во всех возрастных группах. Главным проявлением речи выступает попытка ребёнка выявить мысль, добиться понимания и адекватной реакции со стороны окружающих. Следовательно ведущий задачей является развитие связной речи. Решение же остальных задач направлено на совершенствование связной речи, т.е. именно уровень сформированности выступает основным показателем уровня общеречевого развития ребёнка.

В каждой возрастной группе определена ведущая задача по развитию речи. Так, в первой младшей группе это развитие разговорной речи и умения понимать обращённую речь, вступать в индивидуальный речевой контакт с окружающими людьми, выражать свои мысли вербально.

Во второй младшей группе ведущей задачей становится дальнейшее развитие разговорной речи, опосредственное использованием литературных текстов, рассматриванием картинок, предметов, объектов природы. Расширение речевых и познавательных возможностей детей позволяет начать знакомить их с правилами речевого этикета. Это требует и изменение условий общения, от индивидуального общения воспитатель переходит к общению с коллективом детей, а это требует от ребёнка умения выслушать воспитателя, не перебивать его и дожидаться своей очереди, чтобы высказаться в коллективном разговоре.

В среднем дошкольном возрасте основное внимание уделяется

2


развитию речевой инициативе и речевой самостоятельности ребёнка как в процессе общения, так и в монологической речи. В этом возрасте он уже способен проявить инициативу в общении со взрослыми и сверстником, например к воспитателю с предложением рассказать о машинке, которую ему подарил дедушка. Его желание поделиться своими впечатлениями, воспитатель и стимулирует, и поддерживает.

В старшем дошкольном возрасте основной задачей становится выявление индивидуальных особенностей детей в речевой деятельности, развития творчества в построении и ведении диалога, придумывании творческих рассказов, коллективном обсуждении игрового сюжета, просмотренного мультфильма. Творческие проявления можно наблюдать как в содержании, так и в средствах его передачи. Например, в процессе сочинения сказки ребёнок самостоятельно отбирает и комбинирует события из личного и литературного опыта или, используя творческое воображение, создаёт собственные образы героев, событий, выстраивает сюжетную линию. Богатство освоенных средств выразительности позволяет выбирать и рационально сочетать их при оформлении и презентации рассказа, сказки, загадки.

В каждой возрастной группе реализуется три направления словарной работы: одно выступает в качестве главного; другое продолжается в форме самостоятельной познавательно-речевой деятельности детей; третье начинается в форме совместной деятельности воспитателя и детей.

Так, в младшей группе ведущим является первое направление словарной работы: воспитатель организует активное познание детьми предметов и объектов окружающей действительности, способствует формированию умения называть эти объекты и их действия, узнавать их по слову, находить среди других предметов, правильно общаться с ними, выполняя освоенные действия, (это чашка. Из чашки пьют чай. Из чашки можно напоить куклу чаем). Одновременно начинается


реализация второго направления: обучение детей выделению ярко выраженных особенностей знакомых предметов, их строения, назначения, способов использования. (В чашку можно налить чай, и он не прольётся, потому что у неё есть донышко. Можно налить много чая, потому что у чашки высокие стенки. Из неё можно выпить горячий чай и не обжечься, потому что есть ручка. Чашка сделана из стекла, поэтому с ней надо обращаться аккуратно. Она может разбиться).

В средней группе основное внимание воспитатель обращает на реализацию второго направления словарной работы. При этом важно, чтобы дети этого возраста освоили основные обследовательские действия: их название и способ выполнения. В средней группе начинается реализация освоения видовых и родовых обобщений. Эта работа требует активного руководства со стороны воспитателя, поэтому осуществляется в совместной деятельности воспитателя и детей.

В старшей группе дети продолжают осваивать родовые обобщения - это главное содержание словарной работы в этом возрасте. Продолжается работа со свойствами и качествами предметов и материалов, и начинается реализация четвёртого направления словарной работы (осознанное восприятие ребёнком языка как особого объекта познания, что требует активной помощи со стороны педагога).

В подготовительной группе дети продолжают осваивать средства языковой выразительности и учиться использовать их в собственной творческой речевой деятельности. Обогащение лексики осуществляется в основном за счёт знакомства детей с социальной действительностью: с профессиональной деятельностью людей, нравственными нормами в быту, трудовой деятельности, сложных жизненных ситуациях.

Речевые занятия предполагают решение речевой задачи в разных видах деятельности или путём использования разных дидактических средств. При этом кроме главной речевой задачи решаются задачи по совершенствованию других видов деятельности. Например, в комплексное занятие по обучению детей по составлению описательного

4


рассказа об игрушке могут быть включены разные виды деятельности: игровая (обыгрывание игрушек, имитация действий), обследовательская (выявление особенностей игрушек), рассматривание или составление схемы описательного рассказа, чтение стихов об игрушках, изобретательная деятельность (аппликация игрушки), отгадывание и придумывание загадок об игрушках и т.д.

Практическая реализация указанной системы работы по развитию речи способствует становлению коммуникативной компетентности и субъектной позиции ребёнка в речевой деятельности.

Литература:

«Дошкольное воспитание». Г2006 г. Москва. Н.В. Коноваленко Москва 1998 г. «Дошкольное воспитание». 4'2005г.

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие положительного отношения к познавательно-речевой деятельности у дошкольников»

Данный материал представляет собой консультацию для воспитателей средних, старших и подготовительных групп о развитии положительного отношения дошкольников к познавательно-речевой деятельности....

Консультация для воспитателей на тему «Положительное отношение к познавательно-речевой деятельности у дошкольников

Воспитатель, Хорлунова Н. В.Консультация для воспитателейна тему:«Положительное отношение к познавательно-речевой деятельности у дошкольников» Познавательно-речевое развитие дошкольни...

Проект «Развитие познавательно-речевой активности у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи через познавательно-исследовательскую деятельность»

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Педагоги и специалисты нашей дошкольной организации постоян...

Проект по развитию познавательно-речевой активности старших дошкольников (5-7 лет) по методу Сториттелинг

Цель проекта: ориентация родителей на развитие речевого творчества у детей, вовлечение в семейное чтение; формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к книге, развитие познаватель...

Познавательно - речевая деятельность для дошкольников второй младшей группы и их родителей «Много мебели в квартире».

В данном материале я использую чистоговорку, по которой провожу беседу; дидактические игры "Что лишнее, назови", "Назови одним словом"; словесная игра "Доскажи словечко"....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие мелкой моторики как условие развития познавательно-речевой сферы младшего дошкольника»

Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста выполняет много разных функций. На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного кол...

Развитие познавательно-речевой деятельности старших дошкольников через метод проектов

Развитие познавательно-речевой деятельности старших дошкольников через метод проектовИспользование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, выраба...