Интегрированное занятие в подготовительной группе "День рождения Ванюши"
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Развитие нравственно-патриотических чувств посредством расширения и углубления знаний детей о старинных семейных обычаях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_rozhdeniya_vanyushi.docx | 192.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ
/подготовительная к школе группа/
Музыкальный руководитель:
Ковалева Елена Викторовна
I квалификационная категория
Учитель-логопед:
Погодина Алена Романовна
I квалификационная категория
гп. Междуреченский 2012год
Интегрированное занятие на тему: «День рождения Ванюши».
Цель: Развитие нравственно-патриотических чувств посредствам расширения и углубления знаний детей о старинных семейных обычаях.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
- Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей по теме «Семейные традиции на Руси».
- Углубление знания детей об истории России.
Развивающие:
- Закрепление правильного звукопроизношения в словах, чистоговорках и песнях.
- Развитие диалогической речи на основе общения с педагогом в процессе работы;
- Развитие зрительного и слухового внимания, восприятия;
- Развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением;
- Выразительное исполнительство в певческой деятельности, музицировании на русских народных инструментах (игра на ложках)
Воспитательные:
1.Воспитывать интерес и уважение к истории и культуре русского народа, к
предметам национального рукоделия, к русскому музыкальному фольклору.
2.Учить понимать родственные связи, свою роль в семье, воспитывать
принадлежность к своему роду.
3Расширять представления детей о старинных семейных обычаях, связанных с рождением ребенка.
4.Воспитывать внимание к собственной речи; интереса к музыкальным занятиям и занятиям по развитию речи.
5. Поощрять внимание детей к содержанию произведений русского фольклора и современных авторов, направлять внимание детей на нравственно-эстетическую оценку музыкального содержания.
6.Давать детям яркие музыкальные впечатления, обогащая их внутренний мир, чувства, обогащать нравственные качества. Посредством музыкальных произведений показать детям общечеловеческие ценности, побуждать ребёнка к их реализации в своём поведении, в общении со сверстниками и близкими.
7.Развивать интерес к познанию истории древней Руси при использовании ИКТ.
Предварительная работа:
1.Беседы по ознакомлению с окружающим «Я и мое имя», «Старинные имена», «Предметы русской старины», «Русская изба», «Русский костюм», «Семейные традиции», «Оберег», «Колыбельные песни»
2.Индивидуальная работа с детьми «Мое известное имя»;
4.Посещение музея.
5.Чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, разучивание малых форм устного фольклора
6.Слушание русских народных песен, колыбельных.
7.Организация и проведение с детьми русских народных игр.
Материалы и оборудование:
1.Музыкальный центр, аудиозаписи с русской народной музыкой.
2. Диапроектор, экран.
3. Видеоролик «Русская изба».
4. Презентация к занятию на тему «День рождения Ванюши».
5. Реальные предметы быта (лапти, чугунки разных размеров, прялка, ухват, берестяные туески, плетеные корзинки, деревянные черпаки и ковши, деревянные ложки, домотканые полотенца, половики, вышитая скатерть, мужская рубаха, деревянная колыбель, дежа); кукла-пупс, муляж русской печи, небольшой берёзовый веник, зерно, монетки, детская ванночка с водой, кусочек хлеба и соль.
6. Трафареты из бумаги с изображением подковы, пластилин, фломастеры, карандаши, краски, клей, цветная крупа, разноцветные пёрышки, баночки с водой, влажные салфетки, клеёнки(мини-скатерть для каждого ребёнка).
7.Баранки с глазурью и маком, именинный пирог с одной свечой, чай.
Музыкальный материал:
1.Песня «Родная сторона» музыка и слова Ю. Антонова
2. «Камаринская» русская народная мелодия
3. «Частушки» русская народная мелодия
4. Русские народные мелодии в исполнении оркестра балалаечников под руководством В. Бекина
Ход занятия.
(Звучит куплет песни Ю. Антонова «Родная сторона», дети входят в зал.) (Слайд №2)
Педагог: Ребята, вы прослушали отрывок из песни Ю. Антонова «Родная сторона». Кто скажет, о чём эта песня?
(Ответы детей.)
Педагог: Правильно, эта песня о родном уголочке, о родной стороне, о Родине, о родном месте. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательных произведений о нашей большой Родине. А народ слагал о Родине пословицы и поговорки, песни, придумывал сказки. А что такое Родина для каждого из вас?
Дети: это мой дом, мой город, моя семья, моя мама и я, моя страна.
Педагог: - Вы правы, ребята. Всё это и есть наша большая Родина, которая складывается из маленьких частей (моя семья, мой дом, мой город). Давайте вспомним стихи русских поэтов о Родине, которые вы учили дома, в детском саду.
(Дети читают полюбившиеся стихи).
Ребёнок 1.
Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил, Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
- Где же лучшая земля? -
Отвечал он, пролетая:
- Лучше нет родного края!
Ребёнок 2.
Кремлёвские звёзды над нами горят,
Повсюду доходит их свет!
Хорошая Родина есть у ребят,
И лучше той Родины нет!
Ребёнок 3.
Я люблю тебя, Россия, дорогая наша Русь.
Нерастраченная сила, неразгаданная грусть.
Ты размахом необъятна, нет ни в чём тебе конца.
Ты веками непонятна чужеземным мудрецам.
Ребёнок 4.
Много раз тебя пытали, быть России иль не быть,
Много раз в тебе пытались душу русскую убить,
Но нельзя тебя, я знаю, ни сломить, ни запугать.
Ты мне - Родина родная, вольной волей дорога.
Ребёнок 5.
Ты добром своим и лаской, ты душой своей сильна.
Неразгаданная сказка, синеокая страна.
Я б в берёзовые ситцы, нарядил бы белый свет.
Я привык тобой гордиться, без тебя мне счастья нет!
Педагог: Как велика наша земля, как широки просторы! Озёра, реки и поля, леса и степь, и горы. Раскинулась моя страна, от севера до юга. Живём мы в радостном краю, и знать его должны мы. Страну Российскую свою, мой светлый край любимый. Ребята, давайте с вами вместе ответим на вопрос: «Что такое Родина?»
(Дети отвечают)
Педагог обобщает ответы детей:
- Родина – это наша страна Россия, в которой мы родились и живём.
- Это земля, на которой жили наши предки и защищали её от врагов.
- Родина – это русские леса, поля, моря и реки.
- Это святыни, которые делают нашу Родину святой.
- Родина – это наш посёлок Междуреченский.
- Родина – это место, где живут наши родные и близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка.
- Родина на древнерусском языке – это семья
Пальчиковая игра «Родина»
У меня есть огромная семья: (Слайд №3) (дети кладут свои ладошки на ладонь педагога)
И тропинка, и лесок, (Слайд №4) (пальцы сжать в кулак и поочерёдно поднимать их,
начиная с мизинца)
В поле каждый колосок .(Слайд№5)
Речка, небо голубое – (Слайд№6)
Это всё моё родное. (Слайд№7) (пальцы сжаты в замок)
Всех люблю на свете я - (Слайд№8) (вращать, соединёнными ладошками вверху)
Это – Родина моя! (Слайд№9) (обнять себя за плечи, скрестив руки на груди)
Педагог: А вы знаете, как в старину называли нашу страну?
Дети: Русь.
Педагог: А что означает это слово?(ответы детей) Слово "Русь" произошло от корня "рос" - "род". Связывалось оно первоначально с водой, с её животворящей силой. Отсюда и легенда о русалке - богине воды, родившей русский народ от Перуна - бога грома, бога неба.
Педагог: Дети, откуда мы, современные россияне, можем узнать о том, как жили на Руси прежде?
(дети размышляют, отвечают)
Педагог: Правильно, об этом рассказывают детям родители и воспитатели.
Педагог: Ребята, вы любите путешествовать?
Дети: Да!
Педагог: Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие, а поможет нам в этом волшебное яблочко из русских народных сказок: (Слайд№10)
Ты, катись, катись, яблочко,
По золотому блюдечку.
Укажи нам дорогу
Во славную землю Русскую!(Звучит русская народная мелодия «Камаринская», дети идут по залу змейкой.)
Педагог: Дети, а куда мы с вами попали?
Дети: В русскую избу. (Слайд№11)
Педагог: Входя в русскую избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то, как говорили в старину, и шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая. А порог наоборот высокий, чтоб меньше дуло.(дети «входят» в избу, поклонившись, и садятся на стульчики)
Педагог: Посмотрите, какая она русская изба! (Просмотр видеоролика «Русская изба» (Слай№12)
Педагог: Сколько здесь интересных вещей! (берет чугунок)Дети, а что это?
Дети: Чугунок.
Педагог: Правильно, на Руси так называли глиняный горшок с широким горлом. (Слайд№13)Для чего нужен чугунок?
Дети: В нем варили кушать.
Педагог:А это что? (показывает лапти)
Дети: Лапти.
Педагог: Лапти - плетеная обувь из лыка или бересты, основной вид крестьянской обуви на Руси.(Слайд№14)А для чего нужны лапти?
Дети. Их одевали на ноги.
Педагог. Давайте поиграем в игру «Лапти»
Физминутка “Лапти” (повторяется 2 раза)
Лапти, да лапти, да лапти мои, Выставление поочередно правой и левой ноги на пятку.
Эх, лапти, да лапти, да лапти мои Хлопок в ладоши, наклон вниз.
Эх, лапти мои, лапти липовые!
Вы не бойтесь ходитё, Шаг вправо, притоп, шаг в лево.
Тятька новые сплетё Притоп (2 раза)
Эх, ну! Тьфу! Руки вверх, хлопок над головой (на слово “тьфу” резко опускаем рук
(Раздается звук плача ребенка).
Педагог: Дети, что это за звук? Кто плачет? (Достает из колыбельки куклу.)(Слайд№15) (звучит фонограмма «плач ребёнка»)
Посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. Это кукла-малыш, он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Давайте его покачаем.
Ребенок, доставший куклу, качает её, плач стихает.
Педагог: С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Ведь имя - это первый подарок, если не считать самой жизни, который они преподносят своему ребенку, и подарок этот - на все время. Этого ребеночка родители назвали Ванечкой, а вы знаете, что обозначает имя Иван? (Слайд№16)
(ответы детей)
Педагог: Это имя старинное и означает добрый, сильный, душевный человек, любитель домашних дел, его очень любят дети. Например, имя девочки Люды переводится как милая людям, имя Нади заимствовано из старославянского языка, переводится как «все будет хорошо», Света - от слова «светлая», имя Вова - славянского происхождения, включает в себя два корня: «влад» (владеть, власть) и «мир» (мирный, мир) - «владеющий миром. Сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Ванечкой, Ванюшей, давайте прохлопаем это слово. А когда он вырастет, то его уже будут называть Иваном (хлопают И-ван)Мы растем, и имя наше растет. Давайте поиграем с именами.
Игра «Назови имя»
Каждый называет свое имя ласково и прохлапывает его, а потом все вместе проговоривают и прохлопывают имя, когда человек становится взрослым. (Дети называет имена и прохлапывают их; затем притопывают и отстукивают деревянными ложками одновременно)
Педагог: Молодцы! Вот мы и познакомились с Иванушкой. Дети, посмотрите, здесь для Иванушки приготовлены вещи, что же это?
(Показывает поочередно: берёзовый веник, зернышки, монетки.)
Дети: Берёзовый веник, зернышки, серебряные монетки.
Педагог: А кто знает, зачем нашему Иванушке эти вещи?
Педагог: Их клали, когда купали ребенка.(Слайд17)
Педагог: Да, правильно, раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. (Слайд№17) Давайте и мы с вами тоже положим их нашему Ванечке.
Когда клали березовый веник, говорили:« Привыкай к домашнему теплу».(Слайд18)
Педагог: А что говорили, когда клали зернышко?
Дети: Будь всегда сыт.
Педагог. А что говорили, когда клали монетку?
Дети. Будь всегда богат.
(Педагог предлагает детям искупать куклу. Дети проговаривают чистоговорку, контролируют четкое произнесение всех звуков речи )
Водичка, водичка,
Умой Ване личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Света умывается,
Солнцу улыбается!
Педагог: Дети, вот мы помыли Ванечку, а что же потом делали с ребеночком?
Дети: Одевали.
Педагог:А одевали ребеночка в отцову рубашку,чтобы ребенок был похож на отца и матушку.(Слайд№19)Родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. (Слайд20) На Руси всегда почитали родителей, уважали старость. Семьи были большие, бабушки и дедушки жили вместе со своими детьми и внуками и делились своим жизненным опытом и мудростью.
Логоритмическое упражнение «Семья»
Семья могучая
В одном лесу дремучем Покачать руками над головой – “деревья”.
Жила семья могучая Сложить ладони в “замок”.
У них был дом огромный Соединить пальцы над головой “крыша”.
И крыша с трубой темной Показ трубы.
Из трубы в колечко дым Круговые движения рук в стороны.
Плим-плим-плим. Перещелкивание пальцами.
Педагог:Давайте, и мы оденем Иванушку.
(Дети одевают куклу).
Педагог: Одели мы нашего Ванечку, а что дальше с ребеночком станут делать его родные?
Дети: Укладывать спать.(Слайд№21)
Педагог: А куда покладут спать ребеночка?
(Ответы детей)
Педагог. На Руси ребёнка укладывали спать в колыбельку.
Педагог: И у нас есть такая колыбелька. (Показывает колыбельку) Посмотрите и скажите, какая колыбелька у нашего Ванечки?
Дети: Деревянная, очень красивая, плетёная.
Педагог: Дети, а посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?
(Показывает детям кусочек хлеба и соли, дает попробовать).
Педагог: Что же это?(Слайд№22)
Дети: Хлеб и соль.
Педагог: Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали на Руси дорогих, долгожданных гостей. Они клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Иванушка! Долго мы тебя ждали!»
(Дети кладут в колыбельку).
Педагог: Дети, когда родители укладывают ребёнка спать, что они делают, чтобы он быстрее заснул?
(Ответы детей)
Педагог. Правильно, поют колыбельную. (Слайд№23) Давайте и мы споем колыбельную для Иванушки. А как исполняются колыбельные?
Дети: Ласково, нежно, тихим голосом, с любовью …
Дети совместно с педагогом исполняют колыбельную песню:
«Баю-баю-баюшки
Да прискакали заюшки,
Люли-люли-люлюшки,
Стали гули-гулевать,
Да стал малыш мой засыпать
Приди, котик, ночевать,
Да приди дитятко качать
Дам кувшин молока
Да дам кусок пирога
Ешь-ка, котик, не кроши,
Да больше у меня не проси.»
Педагог: Вот и уснул наш Ванечка. Дети, а вам понравилась колыбельная?
Дети: Да.
Педагог: А когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток. Вот так проходил первый день рождения родившегося ребеночка на Руси. Дети, а вы знаете, когда у вас день рождения?
Мой день рождения – осенью, в октябре. А ваш?
(Дети перечисляют дни рождения.)
Педагог: Молодцы, знаете, когда у вас дни рождения. А уВанечки сегодня первый день рождения. И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки, ведь рождение ребёнка было большим праздником. В этот день организовывали праздничный стол с угощениями. Гости дарили подарки. Эта традиция сохранилась до наших дней. Как вы думаете, что гости на Руси дарили имениннику?
(Дети высказывают предположения).
Педагог: Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Ванечки – и не простой подарок, а настоящий оберег. Дети, а что такое оберег?(предположения детей)
Педагог. Это предмет, который защищал и охранял людей от бед, он защищал ребенка от беды. (Слайд№24) Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит. Дети, а вы хотите тоже сделать Ванечке подарок, чтобы он оберегал его от бед? Ну, тогда садитесь за столы. (Слайд№25) Перед вами оберег в форме подковы, а почему подкова, да вот почему:подковы делали из железа, которое само по себе обладает сильными защитными свойствами. А ржавое железо (поскольку новые подковы, само собой разумеется, не вывешивали) еще и притягивало к себе болезни, не пуская их к хозяевам дома.(Слайд№26)
(Под звучание русских народных мелодий дети, проявляя творчество и фантазию украшают свою подкову, выбрав предложенный материал:пластилин, краски, фломастеры, карандаши, цветная крупа и т.д., и дарят их Ване.)
Подведение итогов, рефлексия:
Педагог: Посмотрите-ка ребята, какие красивые получились у нас подарки.
(Дети рассматривают поделки, отмечают, что все они разные, отличаются друг от друга узорами, цветом красок. Воспитатель хвалит детей за проявленную фантазию и творчество. Предлагает составить альбом семейных традиций и рассказать об этом родителям на родительском собрании. )
Педагог:Дети, вы устали, давайте мы отдохнем? На днях рождениях, гости попусту не сидели, а хороводы водили, да песни пели. (Дети поют частушки).
Частушки (с игрой надеревянных ложках)
1. Мы частушки сочиняем,
Можем их пропеть сейчас.
Мы для вас споем, сыграем,
Эх! Попросите только нас.
2. Мы с веселой песней дружим,
Все по-русски говорим.
Хорошо живем, не тужим,
Эх! Со сметаной хлеб едим.
3. Старину мы уважаем,
Старину мы бережем.
О старинном русском крае,
Эх! Песни звонкие поем.
4. Ой, березонька-береза,
Раскудря-кудрявая.
Хороша Конда ты наша,
Конда величавая.
5. Эх, сторонушка родная,
Дорогая сторона.
До чего же ты красива
До чего душе мила!
6. Хорошо частушки пели,
Хорошо и окали.
Мы бы очень все хотели,
Чтобы вы похлопали.
Педагог: А теперь давайте подарим Иванушке наши подарки, и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.
Дети: - Никогда не болеть!
- Расти большим, сильным и крепким!
- Слушай отца – батюшку да родную матушку!
- Не болеть!
Пусть живет - поживает, да добра наживает!
Педагог: Ну, а вам, дорогим гостям, за пожелания и за слова добрые тоже подарок – настоящий именинный пирог! (На пироге зажигается одна именинная свеча, дети аккуратно ее задувают и пьют чай )(Слайд№27)
Педагог:
Ну что ж, пора в детский сад возвращаться!
Ты, катись, катись, яблочко,
По золотому блюдечку.
Укажи нам дорогу
В наш родной детский сад. (Слайд№28)
(Дети под русскую народную музыку «Светит месяц» идут змейкой по залу к выходу.)
Используемая литература:
1. Комиссарова Л.Н. «Ребенок в мире музыки.» – М.: Школьная Пресса, 2006г.
2. Зацепина М.Б. «Красота. Радость. Творчество». – М.: Мозаика-Синтез, 2002г.
3. Бекина С.И. «Праздники в детском саду». – М.: Просвещение, 1976г.
4. Орлова Т.М., Бекина С.И. «Песни для детского сада». – М.: Просвещение, 1988г.
5. Г.А.Загоруля «Путешествие в мир фольклора» ГУИПП «Полиграфист», 1999. -292с.
6. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством»
Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2001
7.М.Ю. Картушина « Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет» Москва 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия "У матрешки день рождения" в старшей группе
В конспекте представлен материал по ознакомлению детей с русской народной игрушкой - матрешкой, включающее декоративное рисование....
Интегрированное занятие в подготовительной группе "День рождения Ванюши"
Главная цель занятия: развитие нарвственно - патриотических чувств посредством расширения и углубления знаний детей о старинных семейных обычаях....
Интегрированное занятие в подготовительной группе с ФФНР "День рождения Р"
Интегрированное занятие учителя-логопеда и воспитателя сочетает разные виды деятельности детей и показывает взаимосвязь и преемственность в работе логопеда и воспитателя в коррекционной группе....
НОД Интегрированное занятие составление сказки «День рождения зайчика Кеши» подготовительная группа
Задачи:- Способствовать связно, последовательно используя план - схему придумывать рассказ – сказку.Закреплять умение детей правильно строить предложения, активизировать словарь;-Создавать услов...
Конспект интегрированного занятия по теме «День рождения кошки Мурки» для детей 4-5 лет
Конспект интегрированного занятия по теме «День рождения кошки Мурки» для детей 4-5 лет....
Интегрированное занятие в подготовительной группе «Земля, с Днём рождения тебя!»
Программное содержание:Уточнить с детьми представления о жизни на Земле: общих условиях, которые имеются для растений, животных и людей, как они приспосабливаются к этим условиям; воспитывать чувство ...
Конспект интегрированного занятия с детьми «День рождения колобка»
Конспект интегрированного занятия с детьми«День рождения колобка» Задачи:Закрепить понятия «широкий – узкий», «длинный – короткий»,...