Программа для ДОО
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «БЕСКУДНИКОВСКИЙ»
(ГБОУ «Центр образования «Бескудниковский»)
Программа психолого-логопедического сопровождения в условиях реализации ФГОС
Педагог- психолог: Бояджян Т.З.
Учитель-логопед : Царенко Е.Б.
МОСКВА
2015
Содержание
- Пояснительная записка
- Календарно-тематический план
- Библиография
Пояснительная записка
Актуальность
В условиях модернизации образования наиболее целесообразен комплексный подход в коррекции, так как интегрированные психолого-логопедические занятия позволяют решать общие задачи развития детей, исключить дублирование, обеспечить частую смену деятельности, что способствует уменьшению физических нагрузок и более успешному усвоению материала. Предлагаемая программа психолого-логопедического сопровождения направлена на обеспечение коррекции недостатков в речевом и психическом развитии детей старшего дошкольного возраста.
Цель программы: комплексное психолого- логопедическое сопровождение обучающегося старшего дошкольного возраста с индивидуальными особенностями.
Приоритетными задачами психолого-педагогического сопровождения являются:
- Выявление детей старшего дошкольного возраста, имеющих психологические и логопедические проблемы в развитии.
- Учет индивидуальных особенностей развития детей старшего дошкольного возраста в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.
- Оказание помощи детям старшего дошкольного возраста, нуждающихся в особых обучающих программах, специальных формах организации их деятельности.
Краткая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей группы детей, участвующих в реализации данной программы
У детей старшего дошкольного возраста с психологическими и речевыми нарушениями отмечается недостаточность различных видов восприятия и в первую очередь слухового, зрительного, пространственного. Недостаточность базового слухового восприятия влияет на формирование фонематического слуха, а в дальнейшем - фонематического восприятия. Нарушения зрительной сферы проявляются в основном в бедности и недифференцированности зрительных представлений, в инертности и нестойкости зрительных следов, а также в отсутствии прочной и адекватной связи слова со зрительным образом предмета.
Изучение особенностей ориентировки в пространстве показало, что дети затрудняются в основном в дифференциации понятий «справа» и «слева», обозначающих местонахождение объекта. У них также наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле (как правило, при усложнении заданий). Особенно стойко пространственные нарушения проявляются при рисовании человека: изображения отличаются примитивностью и малым количеством деталей.
Внимание характеризуется недостаточной устойчивостью, быстрой истощаемостью, что определяет тенденцию к снижению темпа деятельности в процессе работы. Ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются, и устраняются детьми.
Исследования мнестической функции у детей обнаруживают, что объем их зрительной памяти практически не отличается от нормы. Однако заметно снижены слуховая память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции (трех - четырехступенчатые), опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Дети, как правило, не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкций. Однако при имеющихся трудностях у детей данной категории остаются относительно сохранными возможности смыслового, логического запоминания. У части детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Обладая в целом полноценными предпосылками овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
У части детей отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций. Отставание в развитии двигательной сферы, которое характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижении скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, они нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Отмечается недостаточная координация пальцев руки, общее недоразвитие мелкой моторики.
Таким образом, одной из общих закономерностей нарушенного развития являются отклонения в формировании личности, трудности социальной адаптации таких детей, сложности их взаимодействия с социальной средой.
При разработке программы психолого- логопедического сопровождения мы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач воспитания, обучения и развития, всестороннее развитие личности, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской деятельности.
Основные концептуальные идеи
- Охрана и укрепление здоровья, развитие детей:
- создание положительного эмоционально-психологического микроклимата и комфортности ребенка;
- взаимодействие специалистов;
- Гуманизация взаимоотношений между взрослым и ребенком:
- ребенок является равноправным партнером в сотрудничестве со взрослым;
- в общении взрослый находится в позиции вместе с ребенком, а не над ним;
- Организацию деятельности через основной вид детской деятельности – игру.
- Создание условий для всестороннего развития личности ребенка.
- Единство воспитания и обучения:
- развитие умственных способностей и личностных качеств ребенка через формирование любознательности и познавательного интереса;
- развитие коммуникативных способностей, как необходимого условия успешной учебной деятельности воспитанника;
- формирование нравственного сознания и самосознания личности ребенка;
- формирование творческого воображения дошкольников через использование сюжетно-ролевых игр, художественной деятельности.
Приоритетные направления деятельности
Программа психолого- логопедического сопровождения обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей развития по направлениям:
- социально-личностному- комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.
Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-коммуникатвного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях.
- познавательно-речевому
Познавательно – речевое развитие разделили на две самостоятельные области.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой.
- художественно- эстетическому- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Принципы организации процесса
- Принципы организации процесса освоения детьми содержания программы
- принцип коррекционно- сопровождающей направленности, ориентирующий на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
- онтогенетический принцип;
- принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а - «образовательная область»;
-принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
-принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков, и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
- Принципы работы с детьми
- принцип индивидуального подхода
Дети дошкольного возраста отличаются друг от друга во всем, и быстроте мышления, поведению. Индивидуальные различия у детей объясняются различными природными особенностями, а также разными условиями жизни и воспитания.
В своей работе мы учитываем следующие параметры индивидуальности ребенка:
- характер переключения умственных процессов;
- работоспособность;
- уровень самостоятельности и активности;
- отношение к обучению;
- уровень волевого развития.
- принцип доступности.
Обучение только тогда результативно, когда оно посильно и доступно детям. Доступным должно быть и содержание обучения, и его методы.
- принцип систематичности и последовательности
Данный принцип предполагает такой логический порядок изучения материала, при котором знания опираются на ранее полученные. От простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала, опора на сохранное звено, комплексность с точки развития речи.
- принцип наглядности играет важную роль в обучении детей дошкольного возраста, так как мышление дошкольника носит наглядно-действенный и наглядно-образный характер. Использование различных видов наглядности – наблюдение живых объектов, рассматривание предметов, картин, иллюстраций, образцов, использование схем – способствует осознанному восприятию тех явлений и предметов, с которыми знакомит детей взрослый.
Ожидаемые (прогнозируемые) результаты и способы их проверки:
- преобладание познавательных интересов и мотивов, связанных с познанием окружающего мира;
- умение подчинять свои мотивы групповым интересам;
- умение оценивать поступки и события;
- умение сформировать навыки самоконтроля в деятельности;
- активность в общение со сверстниками ивзрослыми;
- развитие самостоятельности, настойчивости в достижение цели;
Критерии оценки достижения планируемых результатов
Психолого-логопедический мониторинг является частью общей системы сопровождения детей старшего дошкольного возраста имеющих особенности развития, с целью:
- определения актуального уровня развития детей,
- его соответствия возрасту,
- выявления личностных особенностей ребенка;
- вторичных отклонений, связанных с нарушением речи.
Психолого-логопедический мониторинг проводится индивидуально, по следующим показателям:
- «Любознательный , Активный»;
- «Эмоционально отзывчивый»;
- « Овладевший средствами общения и способами взаимодействия»;
- « Способный управлять своим поведением (произвольность);
- « Способный решать интеллектуальные и личностные задачи ( проблемы) адекватные возрасту»;
- « Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»;
- «Овладевший необходимыми умениями и навыками деятельности».
Содержание программы
Содержание программы определяются принципами
На наш взгляд, основополагающим принципом сопровождения является принцип «опоры на обучаемость ребенка» - принцип соотнесение уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Мы опираемся на идеи Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития, как поле взаимодействия ребенка со взрослым. Таким образом, основным критерием оценки обучаемости в соответствии с концепцией зоны ближайшего развития является потенциальная способность ребенка к овладению новым знанием с помощью взрослого.
Принцип соблюдения интересов ребенка. Л.М. Шипицина называет его «на стороне ребенка». Причиной любой проблемной ситуации развития ребенка выступает как сам ребенок, так и его социальное окружение. В сложных ситуациях требуется объективный анализа проблемы, учет жизненного опыта взрослых, их многочисленных возможностей независимой самореализации, учет множества социальных структур и организаций. А на стороне ребенка часто бывает только он сам. Специалист системы сопровождения призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
Принцип мультидисциплинарности. Эффективность помощи ребенку зависит от кооперации действий различных специалистов, владеющих различным предметным, профессиональным видением тех или иных аспектов процесса индивидуального развития ребенка. Соблюдение принципа мультидисциплинарности означает:
а) тесное взаимодействие, согласованность работы «команды» специалистов, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов;
б) оценку состояния ребенка с различных точек зрения (разными специалистами);
в) использование каждым специалистом научных методов исследования, что позволяет получить сугубо специфические результаты, которые являются частью целостного изучения особенностей развития и состояния ребенка.
С этим принципом тесно связан принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.
Принцип системности сопровождения. Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения стал системный подход, согласно которому, сопровождение понимается как система, состоящая из конкретных элементов. Одним из элементов данной системы является ситуация выбора. Каждая подобная ситуация порождает множественность вариантов решения, опосредованных некоторым ориентационным полем развития. Сопровождение может трактоваться как помощь субъекту развития в совершении этого выбора, формировании ориентационного поля, и ответственность за действия, в котором несет сам субъект. Однако при осуществлении права свободного выбора специалистам сопровождения необходимо научить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации и сделать первые шаги.
Принцип отказа от усредненного нормирования
Реализация данного принципа может рассматриваться в двух аспектах. Во- первых, опора на данный принцип предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к стремлению «навешивать ярлыки». Во - вторых, данный принцип определяет понимание того, что есть норма. «Норма - не среднее, что есть, а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях».
Сроки реализации: долгосрочная, на 2 года, делится на периоды. При этом продолжительность периодов является ориентировочной - она определяется не временем, а достигнутыми результатами.
Особенности реализации программы
Программа психолого- логопедического сопровождения выстроено в соответствии с Образовательной программой ДОО: «Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»», под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.
Данная Программа сопровождения разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Конституция Российской̆ Федерации;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования".;
- ФЗ от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья»; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» 04 февраля 2010 года, Пр-271;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»; "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г.);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
Вид программы: адаптивная.
Направленность программы: коррекционная.
По особенностям развития: специальная – программа, ориентирована на особенности развития обучающихся с особенностями развития.
Возраст обучающих: старший дошкольный возраст (5- 7 лет).
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что это комплексное всестороннее психолого- логопедическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста имеющих особенности развития.
Педагогическая целесообразность программы психолого- логопедического сопровождения объясняется через проведение комплексных интегрированных фронтальных психолого – логопедических занятий с детьми. Наряду с заданиями логопеда в структуру занятий включены игровые технологии (игры – путешествия, игры – беседы, игры – импровизации, упражнения и мини – этюды на развитие речи и воображения), психогимнастика (Е. А. Алябьева). При составлении занятий использовались методические и практические разработки по развитию коммуникативных навыков, эмоционально – волевой, личностной сфер дошкольников с нарушениями речи (О. Н. Жигалко, С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник, А. А. Лопатина, М. В. Скребцова и др.). Каждое занятие содержит физкультминутку и пальчиковую гимнастику и одно большое релаксационное упражнение, позволяющих снять психоэмоциональное напряжение, поддержать положительный эмоциональный фон в группе. В конце встречи логопедом и психологом проводится рефлексия – оценивание каждым ребенком содержания занятия. Когнитивная и эмоциональная рефлексия может проводиться как в вербальной (ответы на вопросы «Что мы сегодня видели на занятии?», «Что делали? Узнали?», «Что запомнилось?», «Что понравилось/не понравилось?») и невербальной формах («цветное» голосование, рефлексия – метафора, рисование.
Также применяется индивидуальная форма коррекционного воздействия на ребенка с речевыми нарушениями учителем- логопедом.
Методы обучения:
- Наглядные методы, особенно на начальных этапах (показ видеоматериалов, иллюстраций; показ, наблюдение; работа по образцу).
- Словесные методы, используемые в дошкольном обучении: рассказ; беседа; рассказ детей; чтение художественных произведений.
- Практические методы: упражнения (устные и письменные); игровой метод ( дидактические игры, подвижные игры, эпизодические игровые приёмы (загадки, пословицы, скороговорки…), моделирование (из геометрических фигур, конструктора).
- Методы проблемного обучения (создание проблемной ситуации, проблемные вопросы, использование заданий типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и др.
).
- Исследовательские методы обучения (творческий поиск, исследование).
- Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность.
- Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Условия реализации программы
Форма реализации: групповая.
По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей- занятие-игра (путешествие, сказка), мастерская и т.д.
Режим занятий
- Первый год обучения (5- 6 лет)- группа 7-10 обучающих.
- Второй год обучения(6-7лет)- группа 5 обучающих.
Групповая работа обусловлена необходимостью социально- психологической адаптацией детей к деятельности в коллективе.
Интенсивность занятий: 2-3 раза в неделю.
Продолжительность занятия по СанПин:
-для детей 5- 6 лет: 25 мин.
- для детей 6- 7 лет: 30 мин.
Принципы формирования учебных групп: на основе письменного согласия законного представителя, психолого- логопедического мониторинга;
Методическое обеспечение программы
- Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи/ Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П.Гаврилушкина, Г. Г. Голубеваидр.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. - СПб.,2014.
- Коррекционная программа Филичевой Т.Б. Чиркиной Г.В. «Программа обучения детей с общим недоразвитием речи».
- Рабочая программа педагога-психолога ДОО. Афонькина Ю. А. – «Учитель», 2015.
- Психомоторное развитие дошкольников. Цикл занятий. Морозова И.С., Гарусова О.М.- «Национальный книжный центр», 2015.
- Запоминай-ка. Невзорова Н.И.- «Национальный книжный центр», 2015.
- Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. Левченко И.Ю. -«Национальный книжный центр», 2015.
- Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!». Саранская О.Н..- Национальный книжный центр, 2015.
- Пособие по диагностике речевых нарушений- Г.В.Чиркина –М. 2003.
- Мониторинг – Ю.А. Афонькина – В.-2013 (старшая и подготовительная группы).
Требования к специалистам: учитель- логопед, педагог- психолог- опыт работы с детьми имеющими особенности развития, речевые нарушения.
Занятия
Занятия: интегрированные, то есть, соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга.
Требования к структуре интегрированных занятий
• Четкость, компактность, сжатость учебного материала.
• Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии.
• Взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия.
• Большая информационная емкость учебного материала, используемого на занятии.
• Систематичность и доступность изложения материала.
• Необходимость соблюдения временных рамок занятия.
Структура построения занятия
Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения.
Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.
Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.
Основная особенность интегрированного занятия
К основной особенности интегрированного занятии относится синтез:
• содержания изучаемого материала, теоретического и практического обучения;
• предметов образовательного цикла между собой;
• деятельности двух и более педагогов и др.
Педагогические возможности интегрированного занятия
• Формирование в единстве знаний и умений.
• Коммуникативность умений.
• Повышение интереса к учению.
• Снятие напряженности, страха, неуверенности.
Преимущества интегрированных занятий:
• способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
• в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи. формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение, перегрузку;
• углубляют представление о понятии. закономерностях., связанных с понятием, расширяют кругозор;
• основываются на нахождении новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют выводы, наблюдения воспитанников;
• эмоционально развивают детей, т.к. основаны на элементах музыки, живописи. литературы, пластики движения и др.
Закономерности интегрированного занятия:
• все занятии е подчинено авторскому замыслу;
• занятие составляет единое целое, этапы занятия – фрагменты целого;
• этапы и компоненты занятия находятся в логико-структурной зависимости;
• отобранный для занятия дидактический материал соответствует замыслу;
• цепочка сведений организована как «данное» и «новое» и отражает не только структурную, но и смысловую связанность.
Соблюдение этих закономерностей позволяет рассматривать занятие как научно – деловое построение, в котором важны:
• комплекс знаний и умений и свободное оперирование ими;
• соотношение изученного и изучаемого;
• соединение отдельных зачетов в один общий.
Трудности проведения интегрированного занятия
• Сложность отбора учебного материала.
• Подробное структурирование занятия.
• Проблема личной совместимости педагогов.
• Общий подход к оценке знаний и умений детей.
• Согласованное применение одинаковых терминов и понятий.
Педагогическая и методическая технология интегрированных занятий может быть различной. однако в любом случае необходимо их моделирование. Самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей – проявление творческой активности педагога.
Методика подготовки интегрированного занятия
(рекомендации К.Ю. Белой по осуществлению интеграции )
- Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения.
- Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна.
- Учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста.
- Определить одно или несколько базовых направлений интеграции содержания образования.
- Выявить основной принцип построения системы интегрированных занятий и распределить задачи и содержательный материал занятий в соответствии с ним.
- Использовать разнообразные виды деятельности.
- Использовать большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой).
- Использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т.д.).
- Учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения интегрированных занятий.
Учет условий при планировании и организации интегрированных занятий
- Обязательный учет содержания базовой программы детского сада.
- В интегрированном занятии объединяются блоки из различных предметов, поэтому важно правильно определить главную цель интегрированного занятия.
- При разработке занятия необходимо выделить главное и использовать знания из смежных разделов, устранять дублирование, использовать опережающее дифференцированные знания.
- При планировании требуется тщательный выбор типа и структуры занятия, методов и средств обучения, определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности детей на занятии.
- Интеграция способствует снятия напряжения, перегрузки, утомленности детей за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе занятия.
- При планировании и проведении интегрированного занятия педагогами требуется тщательная координация действий.
- Необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы.
- На интегрированных занятиях целесообразно использовать разнообразные дидактические игры, развивающие упражнения, комплексные задачи, задания и т.д.
Работа по созданию системы интегрированных занятий: наибольший эффект интегрированные занятия дают, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по особой программе система.
Этапы создания системы интегрированных занятий
- Согласование по направлениям деятельности.
- Обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения.
- Взаимные консультации педагогов различных дисциплин по вопросам изучения одних и тех же процессов, явлений, тем образовательных областей.
- Планирование тематики.
Календарно-тематический план
Темы определяются исходя из интересов детей и потребностей обогащения детского опыта.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА УЧЕБНЫЙ ГОД
( первый год обучения)
Месяц | Тема недели | Итоговое мероприятие |
Сентябрь | Диагностические занятия | |
Октябрь | Сад, огород | Коллективная работа: Коллаж «Осенний лес |
Осенний лес | ||
Деревья , кустарники | ||
Грибы , ягоды | ||
Ноябрь | День независимости. Государственная символика. | Коллективная работа «Зимовье зверей» |
Продукты питания | ||
Зимующие птицы | ||
Как животные готовятся к зиме | ||
Декабрь | Зимушка – зима в гости к нам пришла | Выставка поделок «Новогодняя игрушка» |
Игрушки | ||
Новый год у ворот | ||
Семья | ||
Домашние животные | ||
Январь | Время , пространство | Познавательная игра |
Зимние виды спорта | ||
Страна моя родная | ||
Февраль | Головные уборы , одежда , обувь | Выставка работ «Защитник отечества» |
Профессии | ||
Военные профессии | ||
Мебель | ||
Март | Весна красна у порога | Викторина «Знатоки леса» |
Ранняя весна . Весенние месяцы. Первые весенние цветы. Мамин праздник | ||
Лес и его обитатели | ||
Инструменты | ||
Перелетные птицы | ||
Апрель | Детская книга | Викторина : Путешествия во страницам сказок |
Освоение космоса | ||
Транспорт | ||
Посуда | ||
Май | Мы помним | Викторина « Город чудный , город древний» |
Комнатные растения | ||
Насекомые | ||
Как должен себя вести воспитанный ребенок | ||
Скоро лето. Правила поведения летом |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА УЧЕБНЫЙ ГОД ( второй год обучения)
Месяц
| Тема недели | Итоговое мероприятие | |
Сентябрь | Толерантность День города | Коллективная работа : Аппликация « Мы вместе»- подготовительная группа Коллаж « Осенняя палитра» | |
Диагностические занятия | |||
Осень. Осенние месяцы. Деревья осенью. | Звук А | ||
Овощи. Труд на полях и огородах | |||
Фрукты в саду . Труд в саду | Звук А | ||
Октябрь | Грибы , ягоды | Коллективная работа: Коллаж « Золотая осень» | |
День зеленого огонька ПДД | Звук У | ||
Перелетные птицы. Подготовка птиц к отлету. | |||
Одежда | |||
Ноябрь | День независимости. Государственная символика. | Звук О | Выставка поделок: « Моя игрушка" |
Поздняя осень . Зимовье зверей | |||
Игра и игрушки | |||
День матери. | Звук И | ||
Декабрь | День воинской славы. Битва под Москвой. | Коллективная работа: Украшаем елку своими руками | |
Ребенок и его права | Звук М | ||
Елочка- красавица | |||
Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы | |||
Дикие животные и их детеныши. Дикие животные зимой | Звук Н | ||
Январь | Народные праздники традиции | Викторина « Из истории зимних развлечений» | |
Зимние игры и забавы | Звук Х | ||
Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних животных | |||
Февраль | Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы из которых сделана мебель. | Звук К | Выставка работ «Защитник отечества» |
Неделя воинской славы | |||
Посуда. Виды посуды. Материалы , из которых сделана посуда | |||
Профессии взрослых. День защитника отечества | Звук Т | ||
Март | Масленица | Выставка работ: « Весенняя веточка» | |
Ранняя весна . Весенние месяцы .Первые весенние цветы. Мамин праздник | |||
Огонь друг, огонь враг | Звук П | ||
Мы любим театр. | |||
Моя любимая книга | |||
Апрель | Транспорт. Виды транспорта | Звук В | Викторина : я в космонавты пошел – пусть меня научат |
Освоение космоса | |||
Комнатные растения. Насекомые | Звук Г | ||
Инструменты | |||
Май | Пресноводные и аквариумные рыбы | Звук Б | Детские рисунки « Мы помним» |
Великая война – великая победа ! | |||
Дорожная азбука | Звук Д | ||
Папа, мама , я – дружная семья | |||
Скоро лето. Правила поведения летом |
Библиография
- Азова Е.А., Чернова О.О. Домашняя тетрадь логопедическая: Учим звуки. «Издательство Сфера», 2010
- Брежнева Е.А., Брежнев Н.В. Хочу всё знать: Рабочая тетрадь по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с методическими рекомендации: Пособие для логопеда: В 2ч. – М.: Туманист, изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- Воробьёва Т.А. Составляем рассказ по серии сюжетных картинок. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико - фонематическим недоразвитием. – М.: МГОПИ, 1993.
- Зуева Л.Н. Занимательные упражнения по развитию речи: Логопедия для дошкольников. В 4-х альбомах. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.
- Коррекционная программа Филичевой Т.Б. Чиркиной Г.В. «Программа обучения детей с общим недоразвитием речи».
- Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.-16 с.
- Костылева Н.Ю. 100 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 4-5 лет. – М.: В. Секачёв, 2011. – 56 с.
- Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. - М.: ООО "Библиотека Ильи Резника", ООО "Эксмо", 2003
- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.
- Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.
- Никулина Ф.Х. Формирование познавательной сферы у детей 5-7 лет. – Волгоград .Издательство « Учитель», 2015
- Нищева Н.В. примерная программа коррекионно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
- Нищева Н.В. Занимаемся вместе.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.
- Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи/ Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П.Гаврилушкина, Г. Г. Голубеваидр.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. - СПб.,2014.
- Психомоторное развитие дошкольников. Цикл занятий. Морозова И.С., Гарусова О.М.- «Национальный книжный центр», 2015.
- Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. Левченко И.Ю. -«Национальный книжный центр», 2015.
- Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!». Саранская О.Н..- Национальный книжный центр, 2015.
- Рабочая программа педагога-психолога ДОО. Афонькина Ю. А. – «Учитель», 2015.
- Савина О.О. Сборник упражнений для развития внимания и памяти – М. 2014
- Стефанова Н.Л. Комплексные занятия с детьми – В. 2014
- Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей с ОНР. В 4-х альбомах. – М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2006.
- Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
- Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
- Ткаченко Т.А. Фонетические рассказы с картинками. Звук Р. – М.: АРКТИ, 2004.
- Ткаченко Т.А. Фонетические рассказы с картинками. Звук Л. – М.: АРКТИ, 2004.
- Ткаченко Т.А. Фонетические рассказы с картинками. Звук Ль. – М.: АРКТИ, 2004.
- Ткаченко Т.А. Фонетические рассказы с картинками. Звук С, З. – М.: АРКТИ, 2004.
- Ткаченко Т.А. Фонетические рассказы с картинками. Звук Ш, Ж. – М.: АРКТИ, 2004.
- Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
- Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии-М.2005
- Якобсон С.Г. Дошкольник Психология и педагогика возраста- Дрофа 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...