к.р. про детей 1года жизни
картотека по коррекционной педагогике на тему
написано все о детях 1 года жизни,очень интересный материал особенно по комаровскому
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_pervogo_goda_zhizni_dlya_rudnevoy_1.docx | 43.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети первого года жизни
Первый год жизни ребенка в плане развития самоценен как сам по себе, так и с позиций отдаленной перспективы. Этот период жизни ребенка отличается быстрым, как никогда в последующем, темпом физического, психического и даже социального развития.
Средний вес (масса тела) при рождении 3200–3400 г. К 5–6 месяцам он удваивается, а к году утраивается. Средний рост ребенка при рождении 50–52 см, к году малыш подрастает на 20–25 см.
Здоровый сон
Полноценный сон, активное бодрствование не даны ребенку от рождения. Лишь постепенно в течение первых месяцев (и даже года) он «научается» глубоко и спокойно спать, активно бодрствовать и с аппетитом съедать полагающуюся ему норму питания в отведенное для этого по режиму дня время.
В этот период закладывается основа здорового образа жизни.
В течение дня сон ребенка несколько раз чередуется с периодами активного бодрствования, длительность которого постепенно, но достаточно быстро увеличивается в течение года: с 1 часа до 3,5–4 часов. В последующие 6 лет бодрствование возрастает всего на 2–2,5 часа. Это свидетельствует о совершенствовании процессов высшей нервной деятельности и одновременно о необходимости охраны нервной системы малыша от переутомления.
Умение активно бодрствовать — основа для развития движений, восприятия речи и общения с окружающими.
Первые движения
Новорожденный беспомощен. Он не может даже подтянуться к источнику питания — материнской груди. А уже в 7–8 месяцев малыш активно ползает, может самостоятельно сесть и сохранять эту позу, занимаясь игрушкой. К году он самостоятельно ходит.
Взаимосвязь и взаимозависимость разных сторон развития ребенка в первый год жизни особенно заметно проявляются при освоении основных движений. В первые месяцы жизни у ребенка интенсивно развивается зрение и слух. Под их контролем и при их участии начинают действовать руки: малыш хватает и удерживает видимый предмет (4–5 месяцев). И, наконец, вид яркой игрушки или голос близкого человека побуждает ребенка, опираясь на руки или держась за опору, ползать и потом ходить (второе полугодие).
Слуховые и зрительные восприятия в течение первого года значительно совершенствуются. В первые месяцы жизни малыш учится сосредоточивать взгляд на лице взрослого или игрушке, следить за их движением, прислушиваться к голосу или звучащему предмету, тянуть руки и захватывать предметы, подвешенные над кроваткой. После 4,5–5 месяцев дети способны различать основные цвета и формы. Они эмоционально отзывчивы на интонацию и музыку разного характера.
Простые действия с игрушкой (удерживает, размахивает) превращаются после 9–10 месяцев в несложные предметно-игровые. Кубики малыш кладет в коробку, мяч бросает, куклу баюкает. Появляются любимые игрушки.
Передвигаясь, ребенок начинает ориентироваться в пространстве (манеж, комната): двигаться навстречу окликающему его взрослому, к заинтересовавшему предмету.
Появляются простейшие элементы самообслуживания: в 5–6 месяцев удерживает бутылочку, к концу года держит чашечку, стягивает шапку, носки, подает по просьбе взрослого предметы одежды.
Звуки и слова
В первые месяцы жизни ребенок произносит короткие отрывистые звуки («гы, кхы»), в 4–5 месяцев он певуче гулит («а-а-а»), что очень важно для развития речевого дыхания. Потом начинает лепетать, то есть произносить слоги, из которых позже образуются слова.
На примере первых предречевых реакций можно также проследить взаимосвязь разных сторон развития. Голосовые реакции, лежащие в основе развития речи, возникают исключительно на фоне положительного эмоционального состояния, сопровождаемого оживленными движениями рук и ног, то есть проявляются в форме «комплекса оживления».
К концу года можно уже говорить о речевом развитии, поскольку формируются основы понимания (до 30–50 слов), и ребенок начинает пользоваться несколькими простыми словами. Речевое обращение взрослого к ребенку может успокоить его, побудить выполнить несложное действие. «Социализация» тоже идет по разным направлениям. Даже 2–3-месячные дети, лежа рядом в манеже, радуются друг другу, с интересом рассматривают соседа.
Малыши, особенно во втором полугодии, ярко проявляют разное отношение ко взрослым: близким радуются, чужих настороженно рассматривают. Идет формирование инициативных обращений к близким взрослым (звуками, улыбкой, движениями).
Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни
Несмотря на относительную незрелость, нервная система вполне обеспечивает новорожденного безусловными врожденными рефлексами, которые, с одной стороны, служат для обеспечения питания, контакта с окружающей средой, защиты, а с другой — являются основой для формирования в дальнейшем более сложных форм деятельности.
С первых дней жизни у ребенка функционируют все органы чувств. Отличительной особенностью новорожденного является недифференцированный характер всех его реакций, склонных к генерализации. Раздражение того или иного рецептора вызывает не локальную, а разлитую реакцию.
Развитие нервной системы происходит тем быстрее, чем младше ребенок. Особенно энергично оно протекает в течение первых 3 мес жизни. Дифференцировка нервных клеток заканчивается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению почти не отличается от коры взрослого человека. Миелинизация завершается к 5 годам.
С момента рождения доношенный ребенок имеет ряд врожденных, или безусловных, рефлексов. К ним относятся сосание, глотание, мигание, кашель, чиханье, акты мочеиспускания, дефекации и некоторые другие. Они осуществляют приспособление организма к окружающей среде и до конца первого года жизни подвергаются существенной эволюции.
Врожденные реакции в форме безусловных рефлексов вполне обеспечивают существование ребенка лишь в первые дни жизни. В дальнейшем основными в жизнедеятельности ребенка являются приобретенные рефлексы, обеспечивающие необходимый уровень взаимодействия организма с внешней средой.
В конце 1-го и в начале 2-го месяца жизни у ребенка образуется ряд простых, элементарных условных рефлексов. В конце 3-го месяца жизни у него можно выработать уже сложные, дифференцированные рефлексы, указывающие на развитие анализаторной функции коры головного мозга.
Развитие высшей нервной деятельности, т. е. приобретение условных рефлексов, на первом году жизни идет быстрыми темпами. Ребенок значительно легче, чем взрослый, образует условные связи с окружающей средой, и они у ребенка более устойчивы. Сравнительно быстро дети приобретают привычки, навыки поведения, которые в последующем остаются на всю жизнь.
Огромную роль в поведении ребенка играет речь. Формирование речи обусловлено становлением функции сенсорной системы и функциональным созреванием головного мозга.
Важно помнить, что развитие речи является также продуктом и результатом общения ребенка со взрослым, результатом воспитательной активности.
Что ребенок должен уметь к концу года
- ребенок осваивает ходьбу в ближайшем пространстве
- начинает использовать по назначению отдельные предметы и игрушки
- выполняет простые просьбы и понимает объяснения
- может использовать простые слова (до 8–10)
- испытывает потребность в эмоциональном общении со взрослым.
Возраст | Зрительные ориентировочные реакции | Слуховые ориентировочные реакции | Эмоции и социальное поведение/ Движение руки, действия предметами | Движения общие/ Понимаемая речь | Активная речь/Навыки и умения в процессах | |||
10 дней | Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение) | Вздрагивает и мигает при резком звуке |
|
|
|
|
|
|
18-20 дней | Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого) | Успокаивается при сильном звуке |
|
|
|
|
|
|
1 месяц | Сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете, на лице говорящего с ним взрослого. Появляется плавное прослеживание движущегося предмета. | Прислушивается к звуку, к голосу взрослого | Первая улыбка в ответ на разговор взрослого |
| Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову |
| Издает отдельные звуки в ответ на разговоре ним |
|
2 месяца | Длительное зрительное сосредоточение на лице взрослого или неподвижном предмете. Длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым (до 1 м) | Ищущие повороты головы при длительном звуке (прислушивание) | Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним взрослого. Длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке. |
| Лежа на животе, поднимает и непродолжительно удерживает голову (не менее 5 сек.) |
| Произносит отдельные звуки |
|
3 месяца | Зрительное сосредоточение в вертикальном положении (на руках у взрослого) на лице говорящего с ним взрослого, на игрушке |
| «Комплекс оживления»: в ответ на общение с ним (проявляет радость улыбкой, оживленными движениями рук, ног, звуками). Ищет глазами ребенка, издающего звуки | Случайно налкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью на высоте до 10-15 см | Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке под мышки крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренном суставе. Удерживает голову в вертикальном положении. |
| См.: «Комплекс оживления» |
|
4 месяца | Узнает мать (радуется) | Находит глазами источник звука. Адекватно реагирует на спокойную и плясвую мелодию | Громко смеется в ответ на обращение. *Ищет взглядом другого ребёнка, тянется к нему. Легко и часто возникает «комплекс оживления» | Рассматривает и захватывает висящую над ним игрушку | То же, что и в 3 месяца, но более ярко выражено |
| Длительно гулит | Поддерживает руками грудь матери или бутылочку во время кормления |
5 месяцев | Отличает близких от чужих | Узнает голос матери или близкого человека. Различает строгую и ласковую интонацию обращенного к нему голоса | *Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит | Четко берет игрушку из рук взрослого. Удерживает в руке игрушку | Долго лежит на животе, опираясь на ладони рук. Переворачикается со спины на живот, устойчиво стоит при поддержке под мышки |
| Подолгу певуче гулит | Ест из ложки полугустую и густую кашу |
6 месяцев |
| По-разному реагирует на своё и чужое имя |
| Берет игрушки, находясь в любом положении, и подолгу ими занимается | Переворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя руки или ползая |
| Произносит отдельные слоги (начало лепета) | Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами. Пьёт из блюдца или чашки |
7 месяцев |
|
|
| Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает её и пр. | Хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях) | На вопрос «где?» находит взглядом предмет, находящийся постоянно в определённом месте (например, часы, куклу) | Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги. (2-3) | Пьёт из чашки, которую держит взрослый |
8 месяцев |
|
| *Смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет | Игрушками занимается долго, разнообразно. Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит и т.д.) | Сам садится, сидит и ложится. Держась руками за барьер, сам встает, стоит и опускается. Переступает, держась за барьер | На вопрос «где?» находит несколько предметов (2-3) на постоянных местах. По просьбе взрослого выполняет заранее разученные простые действия, например, «ладушки», «дай ручку» | Громко, четко и повторно произносит различные слоги | Ест корочку хлеба, которую сам держит в руках. Пьет из чашки, которую держит взрослый |
9 месяцев |
| Плясовые движения под плясовую мелодию (если дома поют ребенку и пляшут с ним) | *Догоняет ребенка, ползет ему навстречу. Подражает действиям другого ребенка | Действует с предметами по-разному, в зависимости от их свойств (катает, открывает, гремит и пр.) | Переходит от предмета к предмету, слегка придерживаясь за них руками | На вопрос «где?» находит несколько знакомых предметов, независимо от их местоположения. Знает свое имя, оборачивается на зов | Подражает взрослому, повторяет за ним слоги, которые уже есть в его лепете | Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками. Спокойно относится к высаживанию на горшок |
10 месяцев |
|
| *Действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним | Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные действия (открывает, вынимает, вкладывает) | *Входит на высокую поверхность и сходит с нее (ступенька). Идет вперед с поддержкой за обе руки | По просьбе «дай» находит среди других игрушек и дает знакомые предметы. При заигрывании выполняет разученные ранее действия и движения («догоню», «сорока-ворона»...) | Подражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете | Закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев |
11 месяцев |
|
| *Радуется приходу детей. *Избирательно отношение к детям | Овладевает новыми действиями с игрушками, выполняет их по слову взрослого: снимает и одевает кольца с большими отверстиями на стержне | Стоит самостоятельно без опоры. Делает первые самостоятельные шаги | Первые обобщения в понимаемой речи: по просьбе находит любой мяч, куклу. По просьбе взрослого выполняет разученные действия (кормит, водит куклу). | Произносит первые слова - обозначения, например: «дай», «мама» | Закрепление умений, приобретённых в 9 месяцев |
12 месяцев | Узнаёт на фотографии знакомое лицо, например, мать. Различает две контрастные формы предметов |
| *Протягивает другому ребенку игрушку, сопровождает это смехом или лепетом. *Ищет игрушку, спрятанную другим ребёнком | Выполняет самостоятельно разученные действия с игрушками: катает, водит, кормит. *Переносит действия, разученные с одним предметом на другой | Ходит самостоятельно (без опоры) | Понимает без показа названия предметов, действий, имена взрослых, выполняет поручения: принеси, найди, отдай тёте, положи на место. Понимает слово «нельзя» | Легко подражает новым слогам. Произносит 5-10 облегчённых слов | Самостоятельно пьёт из чашки, держит чашку, пьёт и ставит чашку |
Заключение
Первый год жизни ребенка в плане развития самоценен как сам по себе, так и с позиций отдаленной перспективы. Этот период жизни ребенка отличается быстрым, как никогда в последующем, темпом физического, психического и даже социального развития.
Ведущие линии развития - основные умения, которые определяют развитие ребенка в данный момент и являются благоприятными предпосылками для следующего развития.
Отличительные особенности первого года жизни детей:
более быстрый в сравнении с другими возрастными периодами темп физического и нервно-психического развития;
тесная взаимосвязь физического и нервно-психического развития;
проявление сенсомоторной потребности;
ярко выраженная эмоциональность;
большая ранимость организма и относительно низкая сопротивляемость к разным заболеваниям;
потребность в общении со взрослыми, высокая пластичность нервной системы.
Для успешного воспитания и развития ребенка необходимо знать все особенности детей первого года жизни, так как именно в этом возрасте закладывается основы будущей личности.
Список использованной литературы
1. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни // Хрестоматия по возрастной психологии / сост.Л.М. Семенюк, под ред.Д.И. Фельдштейна. М.: Межд. пед. академия, 1994. С.136.
. Мать и дитя: В ожидании ребенка и первый год жизни: Энциклопедия. М.: ООО "Изд-во Астрель": ООО "Изд-во АСТ", 2002. С.89.
. Младенец и ребенок: от рождения до 5 лет. Красноярск: Кн. Изд. - во, 2002. С.21 - 22.
. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги. М.: Мозаика-Синтез, 2007.160 с.
. Теплюк С.Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.144 с.
. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия, 2007.384 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие звуковой стороны речи у детей от 1года жизни до 7
Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш научится говори...
Консультация для воспитателей на тему: "Проблемы в работе воспитателей по формированию интереса у детей к жизни народа, его традициям и культур"
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры, посредством формирования у них патриотических чувств и развития духовности....
Дети- цветы жизни
Конспект занятия...
Перспективное планирование работы с детьми младшего дошкольного возраста (вторая младшая, средняя группа) по теме «Знакомство детей с жизнью, бытом, традициями народов разных стран»
Перспективное планирование работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. В лане отражена работа во всех разделах программы, а так же работа с родителями....
УГЛУБЛЕННОЕ ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ЖИЗНЬЮ И ТВОРЧЕСТВОМ ПИСАТЕЛЯ – НАТУРАЛИСТА В.В. БИАНКИ
Старший дошкольный возраст специалисты называют «библиотечным» - за способность детей проявлять интерес к книгам определенной тематики и определенного жанра, за упорство детей...
Консультация для воспитателей на тему: "Проблемы в работе воспитателей по формированию интереса у детей к жизни народа, его традициям и культур"
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры, посредством формирования у них патриотических чувств и развития духовности....
Мастер-класс по аквагриму «Дети — цветы жизни, и они делают нашу жизнь ярче!»
Мастер-класс по аквагриму «Дети — цветы жизни, и они делают нашу жизнь ярче!» (фотоотчет)Два года назад я решила попробовать себя в чем-то новом, а так как я люблю рисовать и так же сильно люблю ...