ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 3 - 4 ЛЕТ
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ДЕТЕЙ 3 - 4 ЛЕТ
Когда с малышом родители занимаются систематически и постоянно, то в психическом развитии происходит достаточно быстрый и заметный прогресс. И психическое развитие малыша идет должным образом, согласно его возрастной категории. На четвертом году жизни продолжается формирование психологических функций малыша.
Работоспособность нервной системы повышается. Малыш уже умеет контролировать свои эмоции, может не заплакать, если упал или ударился. Ребенок может уже гораздо больше времени заниматься одним делом, и при этом не отвлекаться. Малышу в этом возрасте достаточно трудно переключить свое внимание с одного вида деятельности на другой. Если малыш расстроился, то отвлечь его чем, для успокоения будет уже не просто.
Малышу нужно объяснять как себя правильно вести в обществе, чаще ребенок ведет, так как и вы себя, беря с вас пример. Нужно постоянно следить, чтоб ваши слова соответствовали вашим поступкам.
Возраст с 3 до 4 лет является переломным. Бывший ранее милым и послушным, он вдруг становится упрямым и своеобразным. Проявление упрямства, негативизм, отрицание всего, это проявление индивидуальных психологических особенностей детей 3 – 4 лет. Через этот период развития личности проходит каждый ребенок. Задача родителей правильно реагировать и осторожно корректировать поведение ребенка.
Ведущей потребностью ребенка данного возраста является потребность в общении, уважении, признании самостоятельности. Ведущая деятельность – игровая, в этот период происходит переход к ролевой игре.
Ведущей познавательной функцией является восприятие. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не заметит взрослый. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый.
Способность детей управлять своим внимание очень невелика. Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую. Объем внимания с двух объектов в начале года возрастает до четырех к концу года. Ребенок может удерживать внимание в течение 7-8 минут.
Память дошкольника 3-4 лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. Дети данного возраста в начале года могут запомнить два объекта, к концу года – до четырех объектов. Прочно усваивается информация, которую он видит и слышит много раз.
Мышление 3-летнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами (складывание матрешки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В наглядно-действенных задачах ребенок учится соотносить условия с целью, что необходимо для любой мыслительной деятельности. В 3-4 года ребенок пытается анализировать то, что видит вокруг себя. Дети могут сравнивать предметы по цвету, форме. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное), по форме (это все круглое), величине (это все маленькое). На основе наглядно-действенного к 4м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в « как будто ».
В три года воображение только начинает развиваться, и прежде всего, в игре. Малыш действует с одним предметом и воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камушек вместе мыла, стул – машина для путешествий и т. д. Большое значение в развитии воображения играют опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, реального и сказочного.
Речь детей в основном продолжает оставаться ситуативной и диалогической. Но становится более сложной и развернутой. Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов. В речи детей четвертого года жизни имеется еще одна особенность: занимаясь каким-либо делом, дети часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью - «приборматыванием». С их помощью ребенок удерживает в памяти поставленные им перед собой цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения, выполняет на словах действия, которые опускает в реальности.
Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!
Жан-Жак Руссо
Желаю удачи!
Материал подготовила педагог-психолог Кравченко Г.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастные психологические особенности детей 4-5 лет
Консультация для родителей....
Возрастные психологические особенности детей 4-5 лет
В средней группе важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми, так как...
Возрастные психологические особенности детей 3-х летнего возраста.
Особенности детей в 3-х летнем возрасте...
Возрастные психологические особенности детей 2-3 лет.
Возрастные психологические особенности детей 2-3 лет...
Возрастные психологические особенности детей 4-5 лет
Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко воз...
Возрастные психологические особенности детей.
В данной возрастной группе сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов - внимания, памяти, мышления, а также эмоциональная лабильность и потребность в эмоциональном комфорте....
«Учет индивидуальных и возрастных психологических особенностей детей при создании развивающей среды».
Пространственно-предметный компонент среды – один из ключевых факторов личностного развития. Сконструированная для ребенка образовательная среда в нашей группе создает условия для индивидуализации и г...