Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ЗПР.
статья по коррекционной педагогике на тему
В данной работе изложено значение мелкой моторики в развитии ребенка, особенности мелкой моторики у детей с задержкой психического развития и указаны основные направления в работе по ее развитию у данной категории детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_u_detey_s_zpr.docx | 24.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с
ЗПР.
1 .Значение мелкой моторики для развития ребенка.
Мелкая моторика - это движения пальцев руки. Движения рук управляются несколькими механизмами:
А) чувствительность пальцев обеспечивает восприятие формы, веса, температуры, шероховатости, твердости и мягкости предметов;
Б) механизм регуляции тонуса и силы сокращения мышц позволяет выполнять точно и быстро;
В) кинетическая (двигательная) память обеспечивает автоматизацию навыков;
Г) зрение и мышление позволяют ребенку ориентироваться в расположении предметов в пространстве, оценивать их параметры; выполнять целенаправленные движения; планировать и исправлять ошибки.
Движения пальцев руки имеют особое значение, т.к. оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. В двигательной проекции различных частей тела в прецентральной области КГМ более чем треть площади занимает проекция кисти руки. Оказывается, что мелкие мышцы каждой фаланги всех пальцев руки имеют здесь отдельное представительство, в то время как крупные мышечные группы рук, ног и туловища представлены суммарно. Кроме того, проекции движений кисти и речевые зоны расположены в непосредственной близости.
Тренировка пальцев рук ускоряет процесс функционального созревания мозга ребенка, т.к. является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий. Влияние оказывается как сразу после выполнения упражнений, так и пролонгировано, способствуя стойкому повышению работоспособности коры.
Помимо этого выявлена следующая закономерность, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находиться в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной или даже выше.
В связи с проблемой развития речевых областей в обоих полушариях встает серьезный вопрос о тренировке тонких движений пальцев обеих рук. Развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, дает преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением.
Из всего вышесказанного видно, насколько важна организация деятельности, направленной на развитие руки ребенка, в дошкольный период. С одной стороны, это непосредственно влияет на формирование речи ребенка и является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий, а значит, и для интеллектуального развития, с другой - готовит руку как непосредственное орудие выполнения графических движений, что в сумме во многом определяет степень готовности ребенка к обучению в школе.
Помимо немаловажных занятий по конструированию, лепки, рисованию и специальной графической подготовки (штриховка, обводка, прописывание узоров) требуются дополнительные направления развития мелкой моторики, т.к. на перечисленных занятиях чаще происходит выделение ведущей руки и снижение активности не ведущей. А ведь различные виды деятельности требуют участия обеих рук.
Повышение уровня развития мелкой моторики способствует:
скорому овладению детьми культурно-гигиеническими навыками; развитию речи;
развитию зрительного анализатора;
расширению возможностей детей по активному изучению, исследованию окружающего мира;
а следовательно, развитию интеллекта и всей психики ребенка. Следует добавить, что развитие мелкой моторики - одно из важнейших направлений в работе по подготовки ребенка к успешному обучению в школе, где необходим определенный уровень развития ручной умелости для овладения грамотой.
2.Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте и ее особенности у детей с интеллектуальной недостаточностью.
В процессе действий с предметами у детей с младенческого возраста начинается развитие ручной моторики. Оно тесно связано физиологическим и психическим развитием ребенка.
Первыми появляются хватательные движения. Ребенок хватает подвешенные над кроваткой предметы и постепенно учится действовать целенаправленно, правильно определять места предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывать в своих действиях форму, величину предметов. Таким образом, у него развиваются восприятие и зрительно-двигательная координация. Одновременно развивается ручная моторика, отрабатывается согласованность действий обеих рук ( маленькие предметы ребенок хватает одной рукой, большие - двумя руками), тип хватания - кулаком, щепотью (тремя пальцами), указательным и большим пальцами вместе (указательный тип хватания). Дифференцируется движение пальцев (ребенок учится хорошо расставлять пальцы, сжимать вместе, выделять один, два пальца). При нормальном развитии к концу первого - началу второго года жизни ребенок овладевает всеми перечисленными движениями.
В развитии ручной моторики у детей раннего возраста большую роль играют соотносящие действия, т.е. такие действия, при которых нужно совместить два предмета или две части предмета. Принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек (башенки, матрешки, пирамидки и т.д.) Играя с ними, ребенок совершенствует ловкость рук, глазомер, согласованность действий рук.
У детей с отклонениями в развитии хватание без специального воздействия взрослого может не возникнуть, что в сочетании с физиологической незрелостью ведет к несформированности ручных умений. Также у детей с интеллектуальной недостаточностью часто встречается тремор рук, повышенный мышечный тонус или наоборот, пониженный. С такими дошкольниками необходима длительная систематическая коррекционная работа по развитию зрительно-двигательной координации рук, снятию напряжения в кисти руки или наоборот повышению
тонуса мышц рук, тренировке мышц. При подготовке ребенка с интеллектуальной недостаточностью к овладению грамотой необходимо развивать тактильную чувствительность рук, активизировать точки на руках с помощью пальчиковой гимнастики и массажа кистей рук.
З. Направления в развитии мелкой моторики. Направления в работе по развитию мелкой моторики:
лепка,
аппликация,
рисование,
конструирование,
пальчиковая гимнастика (отдельные упражнения для пальчиков и комплексы упражнений, сопровождаемые речитативом), пальчиковый массаж; игры-упражнения с предметами быта,
игры с песком, крупами, фасолью;
дидактические игры с использованием специальных пособий,
графическая подготовка (обводка, штриховка, дорисовка, прописывание
узоров).
Также мы развиваем мелкую моторику детей, позволяя им самостоятельно выполнить простые манипуляции с предметами встречающиеся в повседневной жизни, которые мы можем сделать быстро, но которыми необходимо обучить ребенка (застегивание, закручивание, открывание и т.д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как эффективное средство развития речи и развитие познавательной сферы.
Работа с детьми по развитию мелкой моторики рук, через систему разнообразных игр, упражнений, заданий....
ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 3 до 5 лет) 2года обучения:
Пояснительная записка:актуальность,цели и задачи программы,расписание образовательной деятельности и режим работы кружка,ожидаемые результаты, формы подведения итогов,учебно - тематическое планировани...
ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 5 до 7 лет) 2 года обучения:
Содержание. 1.Пояснительная записка2.Учебно-тематическое планирование3. Перспективный план занятий кружка «Умелые пальчики» в старшей группе4. Перспективный план занятий кружка «...
Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»....
ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Султангалиева Лейсан Мавзировна Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» на 2020 -2021 учебный год средний дошкольный возраст
Повысить свой теоретический уровень знаний посредством изучения методической литературы; повысить профессиональное мастерство и компетентность; овладение инновационными педагогическими технологиями по...
Опыт работы по развитию мелкой моторики По теме: «Пальчиковая живопись, как инструмент развития мелкой моторики руку детей дошкольного возраста»
Публикация на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста....