Дошкольное образовательное учреждение как социальная ступень развития ребенка.
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Проблема социальной адаптации дошкольника к жизни в обществе на сегодняшний день очень актуальна. Она вбирает в себя несколько крупных направлений работы с детьми.
Детский сад является следующим после семьи институтом социализации ребенка, а группа детского сада часто выступает как первая ступень его членства. Воспитатель — как далекий, не имеющий к ребенку родственного отношения взрослый, в общении с которым малыш приобретает определенный опыт социального взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Моложавая Лариса Владимировна воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида №5 «Аленушка» г.Мичуринска Тамбовской области
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.
Проблема социальной адаптации дошкольника к жизни в обществе на сегодняшний день очень актуальна. Она вбирает в себя несколько крупных направлений работы с детьми.
Существование индивида вне общества невозможно. Человек, не имеющий обязанностей перед коллективом, теряет смысл своего развития как существа социального.
Детский сад является следующим после семьи институтом социализации ребенка, а группа детского сада часто выступает как первая ступень его членства. Воспитатель — как далекий, не имеющий к ребенку родственного отношения взрослый, в общении с которым малыш приобретает определенный опыт социального взаимодействия.
Разнообразная деятельность дошкольников одновременно является важным условием и средством приобщения ребенка к социальной действительности, которые обеспечивают детям возможность активно познавать окружающий мир, а также самим становиться его частью.
Деятельность является условием и средством овладения ребенком методами познания мира: двигательным, игровым, коммуникативным, художественно-эстетическим, научно-исследовательским, творческим. Через разнообразные виды деятельности и овладение методами познания дети усваивают все новые и новые знания, выражают свое отношение к усвоенному, накапливают эмоционально-чувственный опыт, что побуждает их к деятельности, но уже на более высоком уровне.
Именно совместная содержательная деятельность взрослого и ребенка является своего рода школой передачи социального опыта.
Общение, как деятельность, берет на себя существенную нагрузку в социализации личности. Общаясь с педагогами, родителями, сверстниками, ребенок получает и углубляет свои знания о предметах, их значении, о явлениях в природе и общественной жизни, об отношениях людей, их вариативности и зависимости.
Взаимосвязь всех видов деятельности детей в дошкольном учреждении является важным компонентом развития речи и социализации личности.
Педагогический процесс должен носить комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности формируются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно.
Развивая коммуникативные навыки детей, педагогам рекомендуется опираться на следующие приемы: этюды, сочинение историй, моделирование и анализ заданных творческих ситуаций, творческие задания для детей, мини-конкурсы, импровизация. Коррекционно-развивающие игры, воссоздающие отношения между людьми не только развивают диалогическую речь, но и учат детей общению друг с другом, помогают осваивать общечеловеческие ценности.
Задачи по воспитанию у детей экологической культуры следует решать в ДОУ на принципах развивающего обучения, т. е. формировать у старших дошкольников целостный взгляд на природу, понимание роли и места человека в ней.
Интеллект ребенка повышается пропорционально получаемой информации. Давая знания детям по каждой теме, большое внимание целесообразно уделять роли человека в создании и развитии им окружающего мира. Расширение имеющихся знаний дошкольников происходит параллельно с развитием интереса к миру взрослых. Обязательно нужно рассказывать детям о профессиональной деятельности взрослых, о значимости их труда для других и о его результатах. Например, вместе со взрослыми дети могут отправляться путешествовать в прошлое и настоящее разных предметов: молотка, часов, посуды, книжки и т д.
Познание ребенком себя происходит и при осознании им своей социальной роли в семье, при понимании связи с близкими людьми, принадлежности к своему роду, родословной.
Реалии современного мира, экономическая нестабильность, рост преступности и т п. подтверждают бесспорную актуальность проблемы развития самостоятельности через освоение детьми основ безопасности жизнедеятельности уже в дошкольном учреждении.
Старайтесь в каждую лексическую тему вносить «минутки безопасности и здоровья». Например, тема «Овощи и фрукты»: нужно обязательно мыть фрукты и овощи перед едой; одни овощи можно есть в сыром виде, а другие нужно варить; о пользе фруктов и овощей. Тема «Мебель»: нужно беречь мебель, не поднимать тяжелые предметы, не прыгать, не раскачиваться на мебели — это опасно. В старшей группе следует выделять более сложные правила поведения: нельзя вступать в контакт с незнакомым человеком, впускать в квартиру чужих людей, называть им свой домашний адрес.
Педагоги, дети и родители могут совместно принимать активное участие в конкурсах и выставках, организуемых в ДОУ.
Очень интересно проходит в ДОУ конкурс «Мини-музей группы и мир детских открытий». Для него педагоги собирают наглядный материал и оформляют разнообразные экспозиции:
— «Музей мячей»;
— «Музей открыток»;
— «Музей скульптуры малых форм».
В каникулярный период в дошкольном учреждении целесообразно проводить различные тематические праздники: «Царица-водица» (круговорот воды в природе, польза воды и бережное отношение к ней), «День пожилых людей», «Мой четвероногий друг», «Пожарный — это тот, кто тушит огонь».
Одним из приоритетных направлений деятельности нашего учреждения является социализация и самореализация детей с нарушением зрения.
Это направление столь же важно для детей с нарушением зрения, что и оказание им квалифицированной коррекционной помощи в развитии и восстановлении зрения, даёт возможность полноценного включения ребёнка в жизнь, используя богатый потенциал социума.
Одна из целей детского сада - достижение ребёнком возможного уровня социализации и индивидуализации.
Одна из задач - расширить развивающее пространство ребёнка посредством приобщения его к культурной жизни города.
Расположение детского сада в историческом центре города, где сосредоточены основные учреждения культуры, способствует решению этой задачи.
Особенностью многолетнего сотрудничества ДОУ с институтами детства являются: системность, согласованность содержания сотрудничества (запросов педагогов ДОУ с возможностями учреждений культуры), непосредственное участие воспитанников как в специально организованной образовательной деятельности, так и в праздниках, конкурсах, организуемых партнёрами, а так же возможность участия семьи.
Детский сад сотрудничает с учреждениями:
- Городской краеведческий музей
- Городская музыкальная школа,
- Центр детского творчества.
- Городской парк культуры и отдыха.
- Мичуринская городская библиотека
- Мичуринский городской театр
- Музей им. А.М.Герасимова
- Литературно-музыкальный музей
Основные задачи сотрудничества:
- дать представление о существующих в городе учреждениях культуры, их назначении;
- познакомить с особенностями работы персонала этих учреждений; сформировать представление о многообразии человеческих отношений, дать образцы общения с работниками учреждений для получения необходимой услуги, информации
- рассказать о правилах и нормах поведения в них,
- вооружить моделями поведения, которые помогут адекватно реагировать на происходящее в различных условиях;
- сформировать ценностное отношение к предметам изобразительного искусства, художественной литературе, народному творчеству;
- воспитывать желание приобщаться к этим ценностям, поощрять
- самовыражение в творчестве.
Таким образом педагогический коллектив создает условия для наиболее эффективного личностного и интеллектуального роста детей, видит перспективы в совершенствовании приемов работы по социально-нравственному воспитанию и развитию дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения как условие гармоничного развития ребенка.
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Ведь семья – самый первый и наиболее долго действующий фактор, формирующий личность ребенка. Именно в семье пере...
Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения в целях социализации личности ребенка-дошкольника
Сиситема работы с родителями...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-175346-1357804685.jpg)
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами.
Создание взаимовыгодного социального партнерства для функционирования учреждения в режиме открытого образовательного пространства, обеспечивающего полноценную реализацию интересов личности, общества, ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/27/picture-1211844-1580126595.jpg)
СИСТЕМА НАСТАВНИЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ СРЕДА РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
Наставничество является успешным и эффективным методом профессиональной адаптации, применяемым в дошкольном образовательном учреждении, способствующим становлению молодого специалиста. Адаптация молод...
МАСТЕР – КЛАСС для педагогов дошкольных образовательных учреждений «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА – ДОШКОЛЬНИКА»
Мастер - класс может быть организован в целях повышения профессиональной компетентности педагогов дщошкольных образовательных учреждений по вопросу проведения с детьми дидактических игр....
Рабочая программа воспитания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Тулуна «Центр развития ребёнка – детский сад «Жемчужинка»
Рабочая программа воспитания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Тулуна «Центр развития ребёнка – детский сад «Жемчужи...