Консультация для педагогов."Упражнения и задания, способствующие улучшению зрения".
консультация по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Кондрацова Вера Владимировна

В.В. Кондрацова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа - детский сад №1 компенсирующего вида»

г. Сергиев Посад, Россия

Консультация для педагогов

на тему: «Упражнения и задания, способствующие улучшению зрения»

Зрение - основной источник знаний о внешнем мире. Но в настоящее время наблюдается увеличение количества людей, страдающих нарушениями зрения.  К большому сожалению, всё чаще аномалии зрения встречаются у детей.

Также известно, что дети с нарушением зрения имеют определённую специфику развития. Характерная особенность таких детей – вторичные отклонения в психическом и физическом развитии. Из-за недостаточности зрительного контроля и анализа за движением наблюдается снижение двигательной активности, затруднены дифференцированные движения рук и пальцев, сдерживается формирование зрительно-двигательных взаимосвязей. Дети с нарушением зрения быстро утомляются, и как следствие этого, снижается познавательная активность, хуже усваивается материал на занятиях, интерес к занятиям падает, ухудшается самочувствие.

Зрительную гимнастику мы рассматриваем не только как лечебно-восстановительный метод воздействия, но и как коррекционно-развивающий. Многофункциональность этого метода заключается в том, что специальные упражнения для глаз сопровождаются словесными текстами. Содержание их разнообразно и соответствует теме того занятия, на котором используется тот или иной комплекс гимнастики.

Одной из важных функций гимнастики для глаз является стимулирующая функция. В процессе выполнения комплексов упражнений снимается утомление с глаз, расслабляется зрительная система, а также создаётся положительный эмоциональный фон, что способствует повышению работоспособности детей и усилению их познавательной активности.

Мы используем в работе с дошкольниками таблицы-тренажеры. Они могут быть переносными и стационарными, нарисованными на стене.

Суть их заключаются в том, что дети прослеживают глазами цветные линии, ведущие к определённому сказочному герою.

КОМПЛЕКСЫ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Нахождение игрушек в пространстве группы; фиксация взора на объекте.

Воспитатель предлагает детям найти глазками яркую игрушку (машинку, куклу, мяч, мишку и др.). Рассмотреть игрушку в течение 5-7 секунд (сосредоточить на ней взор).

«Посмотрите, какой у нас красивый мяч. Большой, круглый, синий. А где наш мишка? Найдите мишку глазками. Какой он большой, пушистый».

Улучшение процесса аккомодации.

Упражнение «Метка на стекле» (в качестве метки может выступать некрупный силуэт игрушки).

Посмотреть на метку на стекле с расстояния 30-35 см. (не снимая очков) в течение 4-6 секунд. Затем перевести взор на объект за стеклом (дерево, дом, машина и т.д.) на 4-6 секунды. После чего поочерёдно переводить взгляд то на метку, то на объект. Повторять около 30- 40 секунд.

Медленное моргание в течение 10 секунд.

«Бабочки полетели, крылышками помахали». Дети выполняют взмахи ресницами.

Совершенствовать зрительное слежение по вертикали и горизонтали; фиксацию взора.

Поднять голову вверх - посмотреть на потолок; опустить вниз – посмотреть на пол. Повернуть голову налево, направо. Движения головой сопровождать движениями глаз.

В качестве ориентиров использовать яркие игрушки.

«Погреем глазки».

Предложить детям потереть ладошки друг о друга и прикрыть ими глазки (глаза под ладонями закрыты). (Глаза прикрыты на протяжении 5-10 секунд).

КОМПЛЕКСЫ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

Упражнения на укрепление глазодвигательных мышц и улучшение циркуляции крови в органе зрения

Упражнения выполняются на рабочем месте в положении «сидя», откинувшись на спинку стула.

1.Смотреть прямо перед собой в течение 2-3 секунд, затем на 3-4 секунды опустить глаза вниз. Повторить упражнение в течение 20-30 сек.

2.Повороты глаз. Поднять глаза вверх, опустить вниз, отвести глаза в правую сторону, в левую сторону. Повторить 3-4 раза.

3.Вращение глаз. Поднять глаза вверх, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, сделать движения против часовой стрелки. Повторить 3-4 раза (длительность 15 сек.).

4.«Жмурки». Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, открыть на 3-5 сек. Повторить 4-5 раз.

Комплекс упражнений на укрепление глазодвигательных мышц и улучшение процесса аккомодации

(Упражнения выполняются с шариком или с колпачком на пальце)

1.И.П.: стать прямо, шарик на указательном пальце перед глазами, на расстоянии 30 см. от глаз. На счёт 1-5 сосредоточить взгляд на шарике, на 6- шарик опустить вниз. Повторить 4-5 раз.

2.И.П.: стать прямо, шарик на указательном пальце перед глазами, на расстоянии 30 см. от глаз. На счёт 1-2 приблизить шарик к носу. Глазами прослеживать движения шарика, повторить 6-7 раз.

3.И.П.: то же. На счёт 1-2 отводить шарик вправо, влево, взором прослеживать движения шарика. Повторить 3-4 раза в каждую сторону.

4.Массировать веки глаз. Глаза закрыть и подушечками ладони, очень нежно касаясь, проводить по верхним векам от висков к переносице и обратно. Всего 10 раз в среднем темпе.

Все упражнения выполняются медленно и без резких движений. Заметьте, что перед каждым следующим упражнением нужно немножко поморгать (это отлично расслабляет мышцы глаз).

Задания способствующие развитию глазодвигательных функций.

-Обводка картинок через кальку

-Нанизывание бус

-Игры лабиринты

-Составление разрезных картинок

-Опознавание картинок по какой - либо части

-Опознание изображений перевернутых или зашумленных (заштрихованных различными линиями).

Большую роль в развитии детей с нарушением зрения играют руки. Они помогают лучше говорить и лучше видеть. На развитие мелкой моторики рук ребенка влияют такие задания:

-катать шарики из пластилина

-рвать газету по вертикали и горизонтали

-перебирать шарики (четки) правой и левой руками

-застегивание перебирание крупных и мелких пуговиц

-завязывание и развязывание лент и шнурков

-пристегивание рыбки, цветы, заяц, чебурашка (цветы из ткани пристегиваются на полянку из ткани)

-складывание пирамидок, полых вкладышей на скорость

-шнуровка мелкая и крупная

-«Теремок»- собирание стен домика из брусков

-составление картинки, пристегивая детали или составлять целое из частей

(собери ромашку из частей)

-выложи по контуру (семена, крупа)

-нанизывание бус

-вышивание по контуру на картоне

-плетение косичек

-наматывание ниток, тесьмы, шнура на катушку

-плетение ковриков из ткани, бумажных полосок

-выкладывание геометрических фигур из спичек, счетных палочек, мозайки

-для тренировки мускулатуры кисти рук дать набор пористых губок

Таким образом, все выше перечисленные упражнения способствуют повышению остроты зрения у детей.

 

Список использованной литературы.

1.Уильяма Бейтса Упражнения на развитие аккомадативной способности глаз, способствующих снятию утомляемости. С.19 – 24

2.Агарвал Р.С. Упражнения для улучшения зрения ребенка дошкольного возраста. С.28 – 32

3.Нагаева Т.И. Нарушения зрения у дошкольников. Развитие пространственной ориентировки. /Ростов – на – Дону Феникс 2008г. С72 - 75

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей "Что способствует развитию речи детей"

Актуальность развития речи дошкольниковОвладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Дол...

Консультация для педагогов и родителей "Что способствует развитию речи детей"

Актуальность развития речи дошкольниковОвладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Дол...

Какие упражнения и задания способствуют улучшению зрения?

Какие упражнения и задания способствуют улучшению зрения?...

Консультация для педагогов на тему: «Игры, способствующие развитию воображения и творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности»

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знани...

Консультация для родителей "Упражнения для детей с нарушением зрения"

Консультация для родителей "Упражнения для детей с нарушением зрения"...

Консультация для педагогов. Тема: «Определение основных (базовых) функций зрения, симптомы нарушений зрения»

В статье рассматриваются основные симптомы зрительных нарушений и основные зрительные функции...