«Использование дополнительной коммуникации в обучении, воспитании и коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и ТМНР»
презентация по коррекционной педагогике на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vypusknaya_rabota_bolshakova_n.v.pptx | 647.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Всякая ценность имеет цену. Единственное, что бесценно - это человеческое общение.» Антуан-де-Сент-Экзюпери . Воспитание и образование детей с тяжeлыми множественными нарушениями психофизического развития в условиях образовательного учреждения определяется их особыми образовательными потребностями, осуществляется в адекватной здоровью среде и направлено на формирование доступной жизненной компетентности в целях социальной адаптации и интеграции. Коммуникативная компетентность и развитие способности к коммуникации это одно из ведущих средств повышения активности, самостоятельности и социальной адаптации воспитанников.
Коммуникация – это не только слова, это целый арсенал дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Дополнительная коммуникация - это различные виды педагогической и терапевтической помощи, оказываемой людям, у которых в силу имеющихся врожденных или приобретенных расстройств отсутствует, либо существенно ограничена устная речь, с целью оптимизации их коммуникативных возможностей. Сегодня мы относимся к дополнительной коммуникации не только как к возможности удовлетворить потребность человека с особыми потребностями в общении, а и как к инструменту, запускающему и стимулирующему весь процесс его развития , его социализацию и интеграцию в общество, а также процессы его сопровождения, абилитации и реабилитации.
В зависимости от сформированности понимания речи и потенциальных способностей к овладению импрессивной и экспрессивной речью выделяют три группы пользователей поддерживающей коммуникации. Группа 1 - лица, для которых поддерживающая коммуникация выступает в качестве экспрессивного средства. Они достаточно хорошо понимают речь, но не в состоянии выразить свои потребности вербально. Как правило, это люди с церебральным параличом, не испытывающие ощущений от движений органов артикуляционного аппарата, не способные выполнять произвольные целенаправленные движения, переключаться с одной артикулемы на другую, что определяет качество фонетической стороны речи (тяжелая степень дизартрии). Наличие тяжелого двигательного расстройства ограничивает выбор существующих коммуникативных систем. В этом случае поддерживающая коммуникация будет являться дополнительным средством выражения желаний, интересов, самочувствия, которое может использоваться постоянно, на протяжении всей жизни человека, сопровождать его в различных ситуациях жизнедеятельности. Особое значение здесь приобретает не столько развитие понимания речи, сколько предоставление возможностей для самовыражения с помощью средств поддерживающей коммуникации .
Группа 2 - лица, испытывающие трудности в овладении языком. Скорее всего, они научатся говорить, но в настоящий момент их языковое развитие замедлено (например, дети с умственными ограничениями, моторной алалией). В этом случае поддерживающая коммуникация применяется временно и способствует формированию импрессивной и экспрессивной речи . В группу также входят лица, речь которых понятна только при наличии специальных дополнительных средств (например, при аутизме). Они фрагментарно пользуются устной речью. Их вербальные сообщения интерпретируются только знакомым ближайшим окружением и касаются известных, предпочитаемых тем. В иных ситуациях, для общения на малоизвестные темы с чужими, малознакомыми людьми необходима дополнительная коммуникация - как поддержка устной речи . Группа 3 - объединяет лиц, для которых устная речь как средство коммуникации слишком сложна (например, при тяжелых множественных нарушениях) и которые постоянно или в течение длительного времени нуждаются в подходящей для них альтернативе. Сюда также входят люди с нарушением слуха, аутизмом. Пользователей этой группы следует обучать как пониманию речи, так и способности общаться. Основная цель заключается в создании предпосылок для понимания другой системы коммуникации и обучения ее использованию без опоры на устную речь. В данном случае поддерживающая коммуникация выступает как замещающий язык, полная альтернатива отсутствующей устной речи.
КОМУНИКАТИВНАЯ ТАБЛИЦА КАК СРЕДСТВО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ Задачи: определить двигательные возможности при пользовании вспомогательными средствами; выявить особенности зрительного, слухового и тактильного восприятия; адаптировать средства графических систем коммуникации (размер фотографий, рисунков, расстояние между ними) к имеющимся особенностям зрительного восприятия и двигательной сферы; определить характер зрительного прослеживания и ощупывания для поиска и нахождения полей (например, при использовании техники сканирования). Коммуникативные таблицы состоят из твердого ламинированного картона, на котором наклеены фотографии, картинные символы. Эти таблицы легкие, портативные, их можно разместить на столе , можно брать с собой, располагать в доступной близости к пользователю или класть, например, в карман рюкзака.
При создании коммуникативных таблиц следует помнить о словарном ядре и словарной периферии, несмотря на ограниченность полей. При этом важно вспомогательные средства коммуникации должны использоваться как можно чаще ,в различных ситуациях и с различными собеседниками, с целью закрепления и эффективного применения. Выбор словаря. Если в ходе тщательной диагностики было принято решение об изготовлении коммуникативной таблицы, то прежде всего необходимо решить вопрос о том, какой словарь должен быть изображен на карточке. Зачастую ответственный выбор остается за специалистами, так как будущий пользователь еще не понимает смысла подбора слов, а на основе активного пользования таблицей только учится понимать, что она действительно будет эффективным средством общения. По большей части это относится к словарной периферии.
Размеры и содержание начальной коммуникативной таблицы могут быть различными, что определяется потребностями и способностями пользователя. Она может включать 4-6 фотографий с изображением важных для человека людей либо изображения любимых игровых действий (продуктов питания).
Они уловили суть!! В другом случае таблица содержит большое число изображений из разных сфер жизнедеятельности.
ПОПРОБУЙТЕ Начните с одного слова "еще" "хочу" "открой " /помоги» Используйте это слово В о время активности Между активностями С разными партнерами по коммуникации
Как сделать, чтобы ребенок использовал это ? Мотивация В нимание / предпочтения РЕБЕНКА Стимулирование использования с подсказкой Моделируйте то, что пытается сказать РЕБЕНОК Моделируйте с использованием коммуникативной доски РЕБЕНКА Предоставляйте несколько моделей Закладывайте возможности для использования Паузы и повторения Сценарии игры
Когда добавлять слова? Показывает понимание задачи Моторная задача Коммуникативное намерение Что исключить Продолжающееся использование одного и того же слова Ошибки Фрустрацию Что делать... Одно слово за раз Несколько слов за раз
Дополнительные слова
Организация словаря может определяться и другими критериями, например, моторными или визуальными способностями пользователя. Так, при определенных обстоятельствах целесообразно расположить самые важные слова в той зоне карточки, которая является наиболее доступной с точки зрения моторики или визуальных способностей. Расположение символов, как и подбор словаря, осуществляется с индивидуальных позиций.
Документирование и обновление. Для каждой таблицы необходимо изготовить по меньшей мере одну копию, чтобы в случае потери быстро найти ей замену. Следует регулярно проверять и обновлять словарь таблицы, в противном случае это вспомогательное средство будет уже не столь эффективным.
Спасибо за внимание! Желаю удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.
Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...
Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"
В статье рассматривается вопрос о коррекции детей с ОВЗ через игру....
Коррекционно-развивающая логопедическая работа с детьми, пережившими трудную жизненную ситуацию
Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений — одна из актуальных проблем реабилитации детей,...
Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...
«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».
организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...
Использование дополнительной (альтернативной и аугментативной) коммуникации в обучении, воспитании и коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и тяжёлыми множественными нарушениями разви
Методические материалы составлены для специалистов, учителей, воспитателей, педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и ТМНР, и включают:• описание общих целевых групп по потребности в коммуника...